г. Санкт-Петербург |
|
30 июня 2023 г. |
Дело N А56-89228/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Мильгевской Н.А., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Сизовым А.К., Семакиной Т.А.
при участии:
от истца (заявителя): предст. Петрова А.А. - доверенность от 20.12.2022 (до и после перерыва)
от ответчика (должника): 1) предст. Зарецкая М.А. - доверенность от 28.12.2022, предст. Артюхина В.А. - доверенность от 15.02.2022 (до перерыва), предст. Павлиогло Д.Н. - доверенность от 28.12.2022 (после перерыва)
2) предст. Тесля П.А. - доверенность от 20.12.2022 (до перерыва); предст. Прозорова А.А. - доверенность от 28.12.2022 (после перерыва)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10749/2023) общества с ограниченной ответственностью "ЗД-Балт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2023 по делу N А56-89228/2022 (судья Покровский С.С.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЗД-Балт"
к 1) Северо-Западной электронной таможне; 2) Санкт-Петербургской таможне
об оспаривании решения, уведомления, обязании возвратить таможенные платежи
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЗД-Балт" (далее - заявитель, Общество, ООО "ЗД-Балт") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Северо-Западной электронной таможни (далее - Таможня, СЗЭТ) от 20.06.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары (далее - ДТ) N 10228010/240322/3136387; о признании незаконным уведомления Санкт-Петербургской таможни от 22.06.2022 N10210000/2022/УД33/0001068 о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет денежного залога; об обязании СЗЭТ и Санкт-Петербургскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата излишне взысканных таможенных платежей в размере 162040,11 руб. на расчетный счет Общества.
Решением суда от 21.02.2023 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ЗД-Балт" направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 21.02.2023 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Податель жалобы полагает, что поскольку спорный товар "аппарат для фрезерования стоматологических ортопедических конструкций" являлся товаром ЕАЭС в момент подачи ДТ N 10228010/241221/3062731 и вывозился с таможенной территории ЕАЭС для гарантийного ремонта, факт осуществления которого подтверждается представленными Обществом при осуществлении обратного ввоза товара по ДТ N 10228010/240322/3136387, то заявление для возвращения данного товара на территорию ЕАЭС процедуры ИМ40 (импорт, выпуск для внутреннего потребления) при подаче ДТ N10228010/240322/3136387 по причине пропуска установленного срока переработки вне таможенной территории, не давало оснований для отнесения спорного товара к иностранным товарам и определения его таможенной стоимости путем определения его стоимости в качестве товара, а не путем определения расходов на переработку (ремонт). Податель жалобы также полагает, что использованный таможенным органом в качестве ценового источника информации товар по ДТ N10005030/160222/3085304 имеет несопоставимые с задекларированным Обществом товаром характеристики и выполняет иные функции, данные товары не являются взаимозаменяемыми; следовательно, товар, на который ссылается таможенный орган не является ни идентичным, ни однородным товару, задекларированному Обществом, и его стоимость не может быть использована таможенным органом как основа для корректировки таможенной стоимости спорного товара. Таким образом, по мнению подателя жалобы, таможенная стоимость спорного товара была определена таможенным органом с нарушением подпункта 7 пункта 5 статьи 45 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), а также Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.08.219 N 18 "О применении резервного метода (метод 6) при определении таможенной стоимости товаров".
В судебном заседании 31.05.2023 представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представители СЗЭТ и Санкт-Петербургской таможни возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных отзывах.
В судебном заседании 31.05.2023 был объявлен перерыв до 14 час. 00 мин. 06.06.2023; после перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "ЗД-Балт" на Северо-Западном таможенном посту (ЦЭД) СЗЭТ с использованием ДТ N 10228010/241221/3062731 под таможенную процедуру ЭК21 переработки вне таможенной территории был помещен товар: "аппарат для фрезерования стоматологических ортопедических конструкций, бывший в употреблении, для гарантийного ремонта в рамках сервисного обслуживания; тип ремонта: диагностика, замена неисправных частей (мотора и осей), регулировка; производитель VHF CAMFACTURE AG, артикул 243526".
В соответствии со сведениями, указанными в графе 44 ДТ N 10228010/241221/3062731, установленный таможенным органом срок переработки 10.02.2022.
После истечения установленного таможенным органом срока действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории, Обществом 09.03.2022 направлено на Северо-Западный таможенный пост (ЦЭД) СЗЭТ обращение о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10228010/241221/3062731, а также корректировка декларации на товары, в части изменения срока переработки вне таможенной территории на 25.03.2022.
21.03.2022 Северо-Западным таможенным постом (ЦЭД) СЗЭТ отказано во внесении изменений в сведения, указанные в ДТ N 10228010/241221/3062731, в связи с истечением установленного срока действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории.
Обществом 24.03.2022 подана ДТ N 102128010/240322/3136387 с целью помещения спорного товара под процедуру выпуска для внутреннего потребления (ИМ40). Таможенная стоимость товара определена и заявлена Обществом по методу определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) в размере 559038,84 руб., исходя цены товара 4759,25 Евро (согласно инвойсу от 21.02.2022 N PR220111, в котором указана стоимость диагностики, ремонта, восстановления и запасных частей в размере 3344,25 Евро и стоимость станка 1415 Евро), а также расходов на перевозку до территории ЕАЭС в размере 20000 руб.
В ходе контроля таможенной стоимости товара, сведения о котором заявлены в ДТ N 102128010/240322/3136387, Северо-Западным таможенным постом (ЦЭД) СЗЭТ обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товара могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены (выявлено значительное расхождение цены ввозимого товара с ценой однородных товаров при сопоставимых условиях ввоза другими участниками ВЭД).
С учетом данных обстоятельств 24.03.2022 таможенным органом направлен запрос документов и (или) сведений, в соответствии с которым у Общества в срок до 22.05.2022 запрошены дополнительные документы и сведения в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости.
Товар, задекларированный по ДТ N 102128010/240322/3136387, выпущен таможенным органом 29.03.2022 в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с предоставлением обеспечения уплаты таможенных платежей. В обеспечение уплаты таможенных платежей Обществом внесен денежный залог в размере 323178,33 руб. (таможенная расписка от 29.03.2022 N 10228010/290322/ЭР-1244789).
В установленный в запросе от 24.03.2022 срок Общество не представило запрошенные таможенным органом документы и пояснения.
Северо-Западным таможенным постом (ЦЭД) СЗЭТ вынесено решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 102128010/240322/3136387. Таможенная стоимость товара определена по резервному методу на основе метода по стоимости сделки с однородными товарами (метод 6) с использованием имеющейся в распоряжении таможенного органа информации о стоимости однородного товара, задекларированного по ДТ N 10005030/160222/3085304. Таможенная стоимость товара определена таможенным органом в размере 1182270,05 руб., что повлекло доначисление таможенных платежей в размере 162040,11 руб.
На основании вышеуказанного решения Санкт-Петербургской таможней в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) вынесено уведомление от 22.06.2022 N10210000/2022/УД33/0001068 о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет денежного залога и взыскано 162040,11 руб. с таможенной расписки от 29.03.2022 N10228010/290322/ЭР-1244789.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 21.02.2023 в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 ТК ЕАЭС таможенная процедура переработки вне таможенной территории - таможенная процедура, применяемая в отношении товаров ЕАЭС, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории ЕАЭС в целях получения в результате совершения операций по переработке вне таможенной территории ЕАЭС продуктов их переработки, предназначенных для последующего ввоза на таможенную территорию ЕАЭС, без уплаты в отношении таких товаров ЕАЭС вывозных таможенных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.
Срок переработки товаров вне таможенной территории ЕАЭС не может превышать два года (пункт 3 статьи 181 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 4 статьи 181 ТК ЕАЭС срок переработки товаров вне таможенной территории ЕАЭС включает в себя:
1) продолжительность производственного процесса переработки товаров;
2) время, необходимое для фактического ввоза на таможенную территорию ЕАЭС продуктов переработки и их помещения под таможенные процедуры, завершающие действие таможенной процедуры переработки вне таможенной территории.
В случае использования декларации на товары в качестве документа об условиях переработки товаров вне таможенной территории ЕАЭС сведения об условиях переработки товаров вне таможенной территории ЕАЭС указываются декларантом в декларации на товары (пункт 9 статьи 181 ТК ЕАЭС).
В соответствии с подпунктом 42 пункта 15 Порядка заполнения декларации на товары, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, в графе 44 ДТ в случае, если декларация на товары используется в качестве документа об условиях переработки товаров, указываются следующие сведения: запрашиваемый срок переработки товаров, наименование лица, осуществляющего операции по переработке товаров, место проведения операций по переработке.
В соответствии с Классификатором видов документов и сведений, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378, сведения о заявленном сроке переработке товаров отражаются в графе 44 ДТ под кодом "10013".
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 178 ТК ЕАЭС срок действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории устанавливается на основании срока переработки товаров вне таможенной территории ЕАЭС, определенного в документе об условиях переработки товаров вне таможенной территории ЕАЭС. Установленный срок действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории продлевается по заявлению лица при продлении срока переработки товаров вне таможенной территории ЕАЭС. Законодательством государств-членов может быть предусмотрено, что при продлении срока переработки товаров вне таможенной территории ЕАЭС установленный срок действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории может быть продлен не позднее 10 рабочих дней после его истечения. При продлении срока действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории, установленного таможенным органом, после его истечения действие такой таможенной процедуры возобновляется со дня прекращения действия этой таможенной процедуры.
Согласно части 3 статьи 136 Закона N 289-ФЗ срок переработки товаров может быть продлен в пределах срока, установленного частью 2 настоящей статьи, по мотивированному заявлению лица, получившего разрешение на переработку товаров вне таможенной территории, поданного таким лицом в таможенный орган, осуществляющий таможенный контроль за соблюдением условий помещения товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории и условий использования товаров в соответствии с такой таможенной процедурой, в виде документа на бумажном носителе или электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, получившего разрешение на переработку товаров вне таможенной территории, не позднее десяти рабочих дней до истечения срока переработки товаров, указанного в разрешении на переработку товаров вне таможенной территории.
В соответствии с частью 5 статьи 136 Закона N 289-ФЗ таможенный орган вправе отказать в продлении срока переработки товаров вне таможенной территории в случае, если лицо, получившее разрешение на переработку товаров вне таможенной территории, не соблюдает условия помещения товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории и условия их использования в соответствии с такой таможенной процедурой, установленные главой 25 ТК ЕАЭС, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, а также если заявление о продлении срока переработки товаров вне таможенной территории подано после истечения срока переработки товаров.
Пунктом 2 статьи 176 ТК ЕАЭС установлено, что товары, помещенные под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории и фактически вывезенные с таможенной территории ЕАЭС, утрачивают статус товаров ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 5 статьи 184 ТК ЕАЭС по истечении установленного срока действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории действие этой таможенной процедуры прекращается.
В рассматриваемом случае, из материалов дела усматривается, что ООО "ЗД-Балт" по ДТ N 10228010/241221/3062731 первоначально поместило под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории товар: "аппарат для фрезерования стоматологических ортопедических конструкций, бывший в употреблении, для гарантийного ремонта в рамках сервисного обслуживания; тип ремонта: диагностика, замена неисправных частей (мотора и осей), регулировка; производитель VHF CAMFACTURE AG, артикул 243526".
В соответствии со сведениями, указанными в графе 44 ДТ N 10228010/241221/3062731, установленный таможенным органом срок переработки 10.02.2022. Указанный срок переработки определен с учетом представленных Обществом при таможенном декларировании документов, в том числе графика проведения работ по ремонту (письмо от 23.12.2021 N 36).
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, сроки завершения таможенной процедуры переработки вне таможенной территории по разрешению на переработку N 10228010/241221/3062731 Обществом не соблюдены; в установленный срок, спорный товар не был возвращен на территорию ЕАЭС.
Как следует из материалов дела, только 09.03.2022 Общество направлено на Северо-Западный таможенный пост (ЦЭД) СЗЭТ обращение о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10228010/241221/3062731, в части изменения срока переработки вне таможенной территории на 25.03.2022.
С учетом положений частей 3 и 5 статьи 136 Закона N 289-ФЗ Северо-Западным таможенным постом (ЦЭД) СЗЭТ отказано во внесении изменений в сведения, указанные в ДТ N 10228010/241221/3062731, в связи с истечением установленного срока действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории.
Таким образом, в силу прямого указания пункта 2 статьи 176 и пункта 5 статьи 184 ТК ЕАЭС товар, помещенный под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории по ДТ N 10228010/241221/3062731 и фактически вывезенный с территории ЕАЭС, утратил статус товара ЕАЭС, а действие таможенной процедуры переработки вне таможенной территории в отношении данного товара было прекращено по истечении установленного срока действия данной процедуры (10.02.2022), то есть до подачи Обществом ДТ N 102128010/240322/3136387.
В силу вышеизложенного вопреки доводам Общества, суд первой инстанции обоснованно заключил, что спорный товар, сведения о котором заявлены в ДТ N 102128010/240322/3136387, не является продуктом переработки и положения статьи 186 ТК ЕАЭС (об исчислении ввозных таможенных пошлин, исходя из стоимости операции по переработке вне таможенной территории ЕАЭС) в рассматриваемом случае не применимы.
При таких обстоятельствах подлежат отклонению доводы подателя жалобы о том, что заявление для возвращения спорного товара на территорию ЕАЭС процедуры ИМ40 (выпуск для внутреннего потребления) при подаче ДТ N 10228010/240322/3136387 по причине пропуска установленного срока переработки вне таможенной территории, не дает оснований для отнесения спорного товара к иностранным товара и определения его таможенной стоимости путем определения его стоимости в качестве товара, а не путем определения расходов на переработку (ремонт).
Согласно абзацу 3 пункта 7 статьи 129 ТК ЕАЭС находящиеся за пределами таможенной территории ЕАЭС товары, в отношении которых действие таможенной процедуры прекращено, для дальнейшего нахождения за пределами таможенной территории ЕАЭС подлежат помещению под таможенные процедуры, применимые в отношении товаров ЕАЭС, а для ввоза на таможенную территорию ЕАЭС - под таможенные процедуры, применимые в отношении иностранных товаров.
Пунктом 8 статьи 129 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при помещении товаров под таможенные процедуры в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи после прекращения действия таможенных процедур в отношении таких товаров применяются положения ТК ЕАЭС без учета особенностей исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, предусмотренных настоящим Кодексом, которые применяются при помещении товаров под таможенные процедуры для завершения действия соответствующих таможенных процедур, за исключением особенностей, предусмотренных статьей 226 ТК ЕАЭС.
Пунктом 1 статьи 134 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой товары находятся и используются на таможенной территории ЕАЭС без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению ими, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования в отношении иностранных товаров, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, определяется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС, если при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товары пересекли таможенную границу ЕАЭС и в отношении таких товаров впервые заявляется иная таможенная процедура, чем указанные в пункте 3 данной статьи (процедура таможенного транзита, процедура таможенного склада, процедура уничтожения, отказа в пользу государства или специальная таможенная процедура).
Таким образом, поскольку спорный товар, сведения о котором заявлены в ДТ N 10228010/241221/3062731, утратил статус товара ЕАЭС, и действие таможенной процедуры переработки вне таможенной территории в отношении данного товара было прекращено по истечении установленного срока действия данной процедуры (10.02.2022), исходя из приведенных нормативных положений пунктов 7 и 8 статьи 129, статьи 134 ТК ЕАЭС при последующем помещении такого товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ввозные таможенные пошлины подлежат исчислению и уплате в общем порядке.
Согласно пункту 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 14 статьи 38 ТК ЕАЭС по общему правилу таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случае, если в соответствии с пунктом 2 статьи 52 и с учетом пункта 3 статьи 71 настоящего Кодекса таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются таможенным органом, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом.
Пунктом 9 статьи 38 ТК ЕАЭС предусмотрено, что определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 данного Кодекса.
В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса, применяемыми последовательно.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров может использоваться либо цена, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Союза, в соответствии со статьей 43 настоящего Кодекса, либо расчетная стоимость товаров в соответствии со статьей 44 настоящего Кодекса. Декларант имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно применить статьи 39, 41 - 44 настоящего Кодекса, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
- существенно не влияют на стоимость товаров;
- установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов;
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
В случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется (пункт 2 статьи 39 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
Исходя из изложенного, метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки или отсутствия в документах, отражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
Запрос документов и (или) сведений у декларанта в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС должен быть обоснованным и должен содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, перечень дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений, а также сроки представления таких документов и (или) сведений.
Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений определяется должностным лицом таможенного органа исходя из проверяемых сведений с учетом условий сделки с товарами, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств (пункт 5 статьи 325 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 17 статьи 325 ТК ЕАЭС при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса.
Как разъяснено в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", основываясь на положениях пункта 13 статьи 38, пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС, таможенный орган принимает решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, если соответствие заявленной таможенной стоимости товаров их действительной стоимости не нашло своего подтверждения по результатам таможенного контроля, в том числе при сохранении признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля.
В связи с этим при разрешении споров, касающихся правильности определения таможенной стоимости ввозимых товаров, судам следует учитывать, какие признаки недостоверного определения таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно предоставленных декларантом.
Непредоставление декларантом документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Вместе с тем при сохранении неполноты документального подтверждения таможенной стоимости и (или) сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля, по смыслу пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в его распоряжении и указывающей на подтверждение того, что таможенная стоимость ввозимых товаров не соответствует их действительной стоимости.
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, при подаче ДТ N 102128010/240322/3136387 с целью помещения спорного товара под процедуру выпуска для внутреннего потребления (ИМ40) таможенная стоимость товара определена и заявлена Обществом по методу определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) в размере 559038,84 руб., исходя цены товара 4759,25 Евро (согласно инвойсу от 21.02.2022 N PR220111, в котором указана стоимость диагностики, ремонта, восстановления и запасных частей в размере 3344,25 Евро и стоимость станка 1415 Евро), а также расходов на перевозку до территории ЕАЭС в размере 20000 руб.
В ходе контроля таможенной стоимости товаров, сведения о которых заявлены в ДТ N 102128010/240322/3136387, таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены (выявлено значительное расхождение цены спорного товара с ценой однородных товаров при сопоставимых условиях ввоза другими участниками ВЭД).
С учетом данных обстоятельств 24.03.2022 в адрес Общества таможенным органом направлен запрос документов и (или) сведений, в соответствии с которым у Общества в срок до 22.05.2022 запрошены дополнительные документы и сведения в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости.
Однако в установленный в запросе от 24.03.2022 срок Общество не представило запрошенные таможенным органом документы и пояснения.
Обществом не подтверждена заявленная в ДТ N 102128010/240322/3136387 цена товара 4759,25 Евро, состоящая из стоимости диагностики, ремонта, восстановления и запасных частей в размере 3344,25 Евро и стоимости станка 1415 Евро. При этом, следует отметить, что при помещении спорного товара по ДТ N10228010/241221/3062731 под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории Обществом был представлен проформа-инвойс от 23.12.2021 N 5 в котором была указана стоимость товара (станка) 17150 Евро.
Исходя из представленных при таможенном декларировании по ДТ N 102128010/240322/3136387 документов, сведений и пояснений таможенным органом установлено, что договор купли-продажи между ООО "ЗД-Балт" и компанией "VHP CAMFACTURE AG" не заключался, рассматриваемый товар ввезен в качестве продуктов переработки, отремонтированного (модернизированного) оборудования либо товаров, полученных в результате сборки и иных операций (графа 20 ДТ N 10228010/240322/3136387). Следовательно, метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами в данном случае не применим.
В качестве документов, подтверждающих стоимость ввозимого товара, декларантом представлены исключительно пояснения самого декларанта, о том, что "аппарат для фрезерования стоматологических ортопедических конструкций, следующий в адрес ООО "ЗД БАЛТ", оценен в сумму 1415 Евро с учетом его износа и проведенных ремонтных работ.
При таком положении суд апелляционной инстанции соглашается с доводом Таможни о том, что декларантом нарушен пункт 10 статьи 38 ТК ЕАЭС о документальном подтверждении количественной определенности и достоверности информации о заявленной таможенной стоимости товара, заявленной в ДТ N 102128010/240322/3136387; представленным пакетом документов декларант не доказал объективный характер значительного отличия цен на декларируемый товар от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, в связи с чем не были устранены сомнения таможенного органа в достоверности заявленной в ДТ N 102128010/240322/3136387 таможенной стоимости.
Использование при заявлении таможенной стоимости сведений, не отвечающих требованиям пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС о достоверности, количественной определенности и документальной подтвержденности информации, является основанием для принятия таможенным органом решения о внесении изменений в декларацию на товары в отношении таможенной стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 45 ТК ЕАЭС в случае если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со статьями 39 и 41-44 ТК ЕАЭС, таможенная стоимость таких товаров определяется исходя из принципов и положений главы 5 ТК ЕАЭС на основе сведений, имеющих на таможенной территории ЕАЭС.
В качестве основы для определения таможенной стоимости товара, сведения о котором заявлены в ДТ N 10228010/240322/3136387, таможенным органом использована информация о товаре N 1 "Прибор для применения в стоматологии, бывший в употреблении...", страна происхождения Польша, производитель "SHAPE POLAND SP. Z.O.O.", сведения о котором заявлены в ДТ N10005030/160222/3085304, имеющем сопоставимый вид с условиями анализируемой сделки, и отвечающим условиям, определенным статьями 42, 45 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 3 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42, при контроле таможенной стоимости товаров используется имеющаяся в распоряжении таможенного органа информация, в максимально возможной степени сопоставимая с имеющимися в отношении ввозимых товаров сведениями, включая сведения об условиях и обстоятельствах рассматриваемой сделки, физических характеристиках, качестве и репутации ввозимых товаров, в том числе:
а) о сделках с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, полученная в том числе с использованием информационных ресурсов таможенных органов;
б) о биржевых котировках, биржевых индексах, ценах аукционов, сведения из ценовых каталогов.
Понятия идентичных, однородных товаров, товаров того же класса или вида регламентированы статьей 37 ТК ЕАЭС.
Под однородными товарами понимаются товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенных из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые (ввозимые) товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми. Однородные товары, произведенные иным лицом, нежели производитель оцениваемых (ввозимых) товаров, рассматриваются лишь в случаях, когда не выявлены однородные товары того же производителя, либо имеющаяся информация не считается приемлемой для использования.
Товары того же класса или вида - товары, относящиеся к одной группе или ряду товаров, включая идентичные и однородные товары, изготовление которых относится к соответствующему виду экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 45 ТК ЕАЭС методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии с настоящей статьей, являются теми же, что и предусмотренные статьями 39 и 41 - 44 настоящего Кодекса, однако при определении таможенной стоимости в соответствии с настоящей статьей допускается гибкость при их применении. В частности, допускается следующее:
1) для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров за основу может быть принята стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в иной стране, чем страна, в которой были произведены оцениваемые товары;
2) при определении таможенной стоимости оцениваемых товаров на основе стоимости сделки с идентичными или однородными товарами допускается разумное отклонение от установленных соответственно статьями 41 и 42 настоящего Кодекса требований о том, что идентичные оцениваемым или однородные с оцениваемыми товары должны быть проданы для вывоза на таможенную территорию Союза и ввезены на таможенную территорию Союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза на таможенную территорию Союза оцениваемых товаров;
3) для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров за основу может быть принята таможенная стоимость идентичных оцениваемым или однородных с оцениваемыми товаров, определенная в соответствии со статьями 43 и 44 настоящего Кодекса;
4) при определении таможенной стоимости оцениваемых товаров в соответствии со статьей 43 настоящего Кодекса допускается отклонение от срока, установленного пунктом 3 статьи 43 настоящего Кодекса.
Пунктом 4 статьи 45 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенная стоимость ввозимых товаров, определенная в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС, в максимально возможной степени должна основываться на ранее определенных таможенных стоимостях.
В качестве основы для определения таможенной стоимости спорного товара таможенным органом использована информация о товаре N 1, сведения о котором заявлены в ДТ N 10005030/160222/3085304 "Прибор для применения в стоматологии, не явл. рэс/вчу, не для военного назначения - сканер интраоральный trios 3, бывший в употреблении, восстановленный, исп. для измерения размера и определения формы и цвета зубов, в диагностических целях, для определения формы, рельефа, величины зоны препарирования, в комплектации: - сканер интраоральный trios 3 с ручкой (1 шт.) - модуль cart на колесах с multi-touch монитором, мод.win и bluetooth и процессром (1 шт.), - кабель питания (1 шт.) - кабель Ian network (5 метров) (1 шт.) - сканирующие насадки (5 шт.) - защитная насадка trios 3 (1 шт.) - насадка для 3d калибровки (2 шт.) - набор для калибровки и определения цвета (1 шт.) - usb ключ доступа без по (1 шт.) - стилус для работы с мультитач монитором, материал алюминий (1 шт.) - набор для сборки - комплект отверток, ключ шестигранником (1 шт.)", Производитель: 3SHAPE POLAND SP. Z.O.O., Тов.знак: TRIOS, Модель: TRIOS SI А, Артикул: 22003172, Кол-во: 2.00 шт, код ТН ВЭД ЕАЭС: 9018 49 900 0, страна происхождения: Польша, ИТС - 13 705 долларов США/шт.
Таким образом, таможенным органом использована информация о товарах того же класса и вида, в указанном значении статьи 37 ТК ЕАЭС.
При этом выбранный источник ценовой информации использован таможенным органом с учетом положений пункта 4 статьи 45 ТК ЕАЭС, то есть цены товара, заявленной при вывозе рассматриваемого товара, сведения о котором заявлены в ДТ N 10228010/241221/3062731, а также с соблюдением ограничений, предусмотренных пунктом 5 статьи 45 ТК ЕАЭС. Как уже указывалось выше, в комплекте документов по ДТ N 10228010/241221/3062731 Обществом ранее был представлен проформа-инвойс от 23.12.2021 N 5, согласно которому цена товара "аппарат для фрезерования...", заявленная для таможенных целей, составляет 17150 Евро.
Таможенным органом по результатам анализа данных ИАС "Мониторинг-Анализ" установлено, что в сопоставимый период времени товар "аппарат для фрезерования" бывший в употреблении производителя "VHF CAMFACTURE AG" на территорию ЕАЭС не ввозился.
При этом, в целях подтверждения таможенной стоимости товара, сведения о котором заявлены в ДТ N 10228010/240322/3136387, таможенным органом были запрошены у Общества дополнительные документы и (или) сведения, однако такие сведения Обществом не были представлены.
Таким образом, следует признать, что источник ценовой информации (товар N 1 по ДТ N 10005030/160222/3085304) использован таможенным органом с учетом положений пункта 4 статьи 45 ТК ЕАЭС, то есть цены товара, заявленной при вывозе рассматриваемого товара, сведения о котором заявлены в ДТ N10228010/241221/3062731, а также с соблюдением ограничений, предусмотренных пунктом 5 статьи 45 ТК ЕАЭС и соответствует положениям статьи 37 ТК ЕАЭС.
Учитывая изложенное, предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания незаконным оспариваемого Обществом решения СЗЭТ от 20.06.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ N 10228010/240322/3136387 не имеется.
В соответствии с приказом ФТС России от 24.12.2018 N 2095 "Об определении таможенных органов, уполномоченных на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней" Санкт-Петербургская таможня определена таможенным органом, уполномоченным на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в соответствии с местом нахождения или местом жительства плательщика таможенных пошлин, налогов, плательщика специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, плательщика таможенных сборов.
Оспариваемое уведомление Санкт-Петербургской таможни от 22.06.2022 N 10210000/2022/УД33/0001068 о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет денежного залога правомерно оформлено и денежные средства в размере 162040,11 руб. взысканы с таможенной расписки от 29.03.2022 N 10228010/290322/ЭР-1244789 в соответствии со статьей 76 Закона N 289-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 21.02.2023 не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 руб. подлежат оставлению на заявителе.
Излишне уплаченная государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 февраля 2023 года по делу N А56-89228/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЗД-Балт" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЗД-Балт" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 06.03.2023 N 341.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-89228/2022
Истец: ООО "3Д-БАЛТ"
Ответчик: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТАМОЖНЯ, Северо-Западная электронная таможня