г. Санкт-Петербург |
|
02 июля 2023 г. |
Дело N А26-10601/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен) (к онлай-заседанию не подключился)
от заинтересованного лица: предст. Суханов М.С. - доверенность от 30.12.2022 (онлайн)
от третьтего лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12431/2023) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.03.2023 по делу N А26-10601/2022 (судья Александрович Е.О.), принятое
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Центр паллиативной медицинской помощи"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
третье лицо: индивидуальный предприниматель Васина Юлия Геннадьевна
об оспаривании решения от 16.11.2022 по делу N 010/06/106-780/2022
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия "Центр паллиативной медицинской помощи" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - Управление, Карельское УФАС) о признании недействительным решения от 16.11.2022 по делу N 010/06/106-780/2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель Васина Юлия Геннадьевна (далее - Предприниматель, ИП Васина Ю.Г.)
Решением суда первой инстанции от 02.03.2023 заявленные Учреждением требования удовлетворены, решение Карельского УФАС от 16.11.2022 по делу N 010/06/106-780/2022 признано недействительным.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Карельское УФАС направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции от 02.03.2023 отменить. Податель жалобы ссылается на то, что исходя из положений части 2 статьи 8, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) допускается самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей заказчика, при этом потребность заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки. Вместе с тем, как указывает податель жалобы, установленные заказчиком требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам товара не должны приводить к ограничению количества участников закупки. По мнению подателя жалобы, в данном случае исполнением требований Закона N 44-ФЗ должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям заказчика. Вместе с тем, Карельским УФАС установлено, что характеристикам товара, указанным в описание объекта спорной закупки, соответствует только каталка медицинская для принятия душа Pacific Shower-Bathing Trolley, что подтверждается также тем, что на участие в спорном аукционе была подана только одна заявка с предложением о поставке именно медицинской каталки для принятия душа Pacific Shower-Bathing Trolley, технические характеристики которой полностью соответствуют требованиям заказчика.
В судебном заседании 06.06.2023 представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы. Учреждением представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы Управления отклонены.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 28.10.2022 Учреждением (Заказчик) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение N 0306300054622000100 о проведении электронного аукциона на закупку медицинских изделий - каталок для принятия душа, а также аукционная документации; начальная (максимальная) цена контракта 1 797 933,34 руб.
В Карельское УФАС поступила жалоба ИП Васиной Ю.Г. (вх. N 226-ЭП/22 от 07.11.2022) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона по извещению N 0306300054622000100, в которой указано, что при описании объекта закупки Заказчик допустил нарушение пунктов 1, 2 статьи 8, пунктов 1, 2, 3 части 1, части 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, а также требования статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно: совокупность характеристик товара, указанных в описании объекта закупки, соответствует оборудованию конкретного производителя Pacific Shower-Bathing Trolley, что ограничивает число участников закупки. При этом Предприниматель, в обоснование своих доводов представила таблицу сравнительных характеристик требуемого к поставке товара и товара, который предложен Предпринимателем - каталка для душа Shado с принадлежностями производителя SCALEO Medical, в которой указано, что требования пунктов 2.1, 2.2, 2.4, 2.5, 2.7, 2.9, 2.13, 2.16, 2.17, 2.24, 2.25, 2.30, 2.40 таблицы с техническими характеристиками товара должны быть исключены или изменены с учетом характеристик предлагаемого Предпринимателем товара.
Решением Карельского УФАС от 16.11.2022 по делу N 010/06/106-780/2022 жалоба ИП Васиной Ю.Г. признана обоснованной, в действиях Заказчика установлено нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ.
Управление установило, что, что в описании объекта закупки содержатся технические характеристики товара с требованиями к значениям показателей и основания внесения дополнительных показателей. Вместе с тем представленные ИП Васиной Ю.Г. инструкции на медицинские изделия различных производителей подтверждают довод жалобы об установлении Заказчиком технических характеристик для медицинского изделия каталки для принятия душа конкретного производителя (Pacific Shower-Bathing Trolley), о чем свидетельствуют следующие характеристики:
- общая ширина каталки с поднятыми боками не более 780 мм (пункт 2.4 описания объекта закупки),
- максимальная общая высота каталки с поднятыми бортами не более 1 185 мм (пункт 2.5 описания объекта закупки),
- максимальная глубина ванны в головном конце не менее 180 мм (пункт 2.8 описания объекта закупки),
- минимальная глубина ванны в ножном конце не менее 210 мм (пункт 2.9 описания объекта закупки), - электрический привод регулировки высоты бортов ванны (пункт 2.13 описания объекта закупки),
- время подъема ложа каталки от минимальной до максимальной высоты не более 30 секунд (пункт 2.16 описания объекта закупки),
- ложе каталки и борта ванны должны быть соединены между собой посредством бесшовной технологии, выполнены из водонепроницаемого материала с полиуретановым покрытием (пункт 2.25 описания объекта закупки),
- внутренний диаметр сливного шланга - не менее 50 мм (пункт 2.30 описания объекта закупки),
- максимальная безопасная рабочая нагрузка каталки - не менее 200 кг (пункт 2.38 описания объекта закупки).
Управление посчитало, что установление заказчиком требований необъективного характера путем излишней детализации описания объекта закупки вплоть до соответствия товару одного производителя, приводит к ограничению количества участников размещения заказа, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение заказчиком конкурентных основ описания объекта закупки, под которое подпадают товары различных производителей, приводит к увеличению количества участников закупок и значительной экономии бюджетных средств.
По мнению Управления, наличие специфики использования товара, в силу которой потребности заказчика соответствует продукция только одного конкретного производителя, противоречат требованиям статьи 33 Закона N 44-ФЗ, поскольку ограничивают количество потенциальных участников закупки.
С учётом изложенного и в связи с тем, что Учреждением (Заказчиком) не представлено обоснование объективной необходимости указания в извещении о закупке соответствующих характеристик объекта закупки, Карельское УФАС пришло к выводу, что в действиях Заказчика содержатся нарушения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 и части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ.
Не согласившись с решением Карельского УФАС от 16.11.2022 по делу N 010/06/106-780/2022, Учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Решением суда первой инстанции заявленные Учреждением требования удовлетворены, решение Управления от 16.11.2022 по делу N 010/06/106-780/2022 признано недействительным.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Управления, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда от 02.03.2023 в связи со следующим.
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
В силу положений части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент проведения спорного аукциона) конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами являются, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (пункт 2 части 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 49 Закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Согласно части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом в силу части 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.;
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона N 44-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила N 145).
Из пункта 4 Правил N 145 следует, что заказчики обязаны в документации применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В пункте 5 Правил N 145 указано, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением прямо перечисленных в данном пункте случаев.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 145 в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Таким образом, из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что заказчику, осуществляющему закупку по правилам Закона N 44-ФЗ, при формировании документации о закупке предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Вместе с тем, при описании объекта закупки заказчику надлежит таким образом прописать требования к закупаемым товарам (работам, услугам), чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара (работы, услуги) именно с такими характеристиками, которые ему объективно необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Как следует из материалов дела, извещение об аукционе N 0306300054622000100 содержит документ "Описание объекта закупки" в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 и статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
В Описании объекта закупки указано наименование товара - каталка медицинская для принятия душа с принадлежностями; указана целевая группа пациентов: маломобильные, в т.ч.паллиативные, лежачие пациенты в тяжелом состоянии, лежачие пациенты в состоянии тотальной агонии, тетраплегии.
В Описании объекта закупки также приведена таблица с указанием технических характеристик товара, в которой указаны требования к значению показателей и основания для внесения дополнительных показателей, в том числе следующие:
N п\п |
Наименование показателя товара |
Требование к значению показателя |
Основание внесения дополнительных показателей |
2. |
Технические характеристики: |
|
|
2.4 |
Общая ширина каталки с поднятыми бортами |
не более 780 мм |
Для обеспечения комфортного и удобного расположения пациентов с различными антропометрическими данными. Требование к общей ширине каталки определяется размерами коридоров и дверных проемов в санитарных комнатах ЛПУ, в связи с необходимостью перемещения пациента на каталке из палаты |
2.5 |
Максимальная общая высота каталки с поднятыми бортами |
не более 1185 мм |
Для обеспечения эргономических условий работы медицинского персонала. Обеспечение возможности выполнять профессиональные обязанности, не наклоняясь над каталкой. |
2.8 |
Максимальная глубина ванны в головном конце |
не менее 180 мм |
Для обеспечения безопасности и комфортного позиционирования пациента во время проведения гигиенических процедур |
2.9 |
Максимальная глубина ванны в ножном конце |
не менее 210 мм |
Для обеспечения безопасности и комфортного позиционирования пациента во время проведения гигиенических процедур, а также для обеспечения оттока и слива воды в ножное основание ложа ванны |
2.13 |
Электрический привод регулировки высоты бортов ванны |
Наличие |
Для снижения нагрузки на медицинский персонал и сокращения времени выполнения гигиенических процедур, а также упрощения и сокращения времени последующей дезинфекции каталки |
2.16 |
Время подъема ложа каталки от минимальной до максимальной высоты |
не более 30 секунд |
Для оперативного приведения ложа ванны на необходимую высоту и сокращения времени выполнения гигиенических процедур |
2.25 |
Ложе каталки и борта ванны должны быть соединены между собой посредством бесшовной технологии, выполнены из водонепроницаемого материала с полиуретановым покрытием |
Соответствие |
Для обеспечения простоты и легкости проведения дезинфекции ложа и бортов каталки, уменьшения числа зон возможной контаминации и снижения риска возникновения внутрибольничных инфекций |
2.30 |
Диаметр сливного шланга |
не менее 50 мм |
Для обеспечения быстрого слива воды во время и после проведения гигиенических процедур, и обеспечения безопасности пациента |
2.38 |
Максимальная безопасная рабочая нагрузка каталки |
не менее 200 кг |
Для размещения пациентов с различными антропометрическими данными, в том числе пациентов с избыточным весом, с учётом объема используемой воды |
При этом, как пояснял Заказчик (Учреждение) при рассмотрении дела в антимонопольном органе и в суде первой инстанции, приведенные требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам товара соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности (паллиативная медицинская помощь) и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) в качестве одного из основополагающих принципов охраны здоровья провозглашен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Согласно статье 36 Закона N 323-ФЗ паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс мероприятий, включающих медицинские вмешательства, мероприятия психологического характера и уход, осуществляемые в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан и направленные на облегчение боли, других тяжелых проявлений заболевания.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, Учреждение представило подробные письменные пояснения (том 2 л.д.115-118), в которых указаны конкретные характеристики (параметры) закупаемого товара и подробно обоснована потребность Заказчика в товарах с данными характеристиками с учетом характера оказываемой паллиативной медицинской помощи.
Так например, характеристика "Общая ширина каталки с поднятыми бортами" не более 780 мм обусловлена необходимостью обеспечения беспрепятственного проезда каталки в дверные проемы при перемещении маломобильных пациентов из палаты в душевые и обратно; требование к общей ширине каталки определяется размерами коридоров и дверных проемов в санитарных комнатах Учреждения в связи с необходимостью перемещения пациента на каталке из палаты; согласно представленным документам более узкая ширина позволяет разворачивать и поворачивать каталку в узких коридорах санитарных комнат. Согласно представленным Учреждением в материалы дела документам (акт фото-фиксации фотографиями, то м 1 л.д.46-51) ширина дверного проема в свету в помещение душевой составляет в нижней части 808 мм, а в средней части 791 мм.
Требование к максимальной общей высоте каталки с поднятыми бортами не более 1185 мм обусловлено необходимостью сокращения общего времени нахождения пациента в каталке и общего времени проведения процедуры мытья ввиду оптимальной высоты каталки для работы медицинского персонала. При работе стоя медицинский персонал должен обеспечить безопасность пациента при его поворотах на бок, а также при мытье головы. Для этого высота бортов каталки не должна подняться выше указанного положения, что связано с необходимостью установки ложа на высоте 900-1000 мм, необходимого для работы стоя. Учитывая ширину ложа, а также среднюю длину руки человека, большая высота бортов приведет к затруднению и более того невозможности работы с пациентом.
Максимальная глубина ванны в головном конце не менее 180 мм обусловлена необходимостью обеспечения безопасности пациента при оптимальном расположении его головы, при котором вода находится ниже уровня ушей с учётом положения головы на водонепроницаемой подушке высотой 7,5 см. Учитывая средние данные антропометрии головы человека, расстояние от затылка до уха составляет примерно 5-6 см. С учётом высоты подушки безопасный уровень воды в ванне может быть 12-13,5 см. также высота борта должна обеспечивать предотвращение распространения брызг за пределы ванны при мытье пациента при помощи душевой лейки.
Максимальная глубина ванны в ножном конце не менее 210 мм предусмотрена для профилактики попадания воды в уши, нос и рот пациента, предотвращения возможной асфиксии, ввиду конструктивной особенности ванны, обеспечивающей естественный отток воды в ножной конец в связи с наклонной конструкцией ложа ванны.
Наличие электрического привода регулировки высоты бортов ванны необходимо для снижения нагрузки на медицинский персонал, сокращения времени нахождения пациента в каталке и общего времени выполнения гигиенических процедур, а также упрощения и сокращения времени последующей дезинфекции каталки.
Ограничение времени подъема ложа каталки от минимальной до максимальной высоты 30 (тридцатью) секундами обусловлено необходимостью сокращения времени приведения ложа каталки на необходимую высоту для проведения медицинских мероприятий в случаях попадания воды в уши, нос и рот пациента. Время подъема/опускания ложа должно обеспечивать своевременное проведение необходимых реанимационных мероприятий при асфиксии, потере пациентом сознания или остановке сердца. Потеря времени более 30-ти секунд при приведении каталки в нужное положение повышает риск для пациента.
Соединение ложа каталки с бортами ванны посредством бесшовной технологии, выполнение их из водонепроницаемого материала с полиуретановым покрытием исключает повреждение кожных покровов у пациентов с чувствительной кожей и имеющих предпосылки для появления пролежней ввиду отсутствия образования складок на поверхности ложа. Полиуретановое покрытие материалов обеспечивает температурный комфорт для пациента, так как обладает низкой теплопроводностью. В случае образования складок на поверхности ложа существенно затрудняется процесс дезинфекционной обработки ложа, что повлечет за собой возможность распространения внутрибольничной инфекции. Также образующиеся на поверхности складки и заломы приводят впоследствии к нарушению структуры материала и образованию трещин, в которые будет 10 А26-10601/2022 проникать вода, что в конечном итоге приведет к контаминации и развитию плесневых грибов.
Требование к диаметру сливного шланга не менее 50 мм предъявлено для эффективного слива воды в канализационную трубу, имеющую диаметр входного отверстия 50 мм и влияющего на меньшее время пребывания пациента в воде и меньшее общее время проведения процедуры мытья.
Максимальная безопасная рабочая нагрузка каталки установлена не менее 200 кг для размещения пациентов различного веса, в том числе с избыточным весом, у которых повышен риск образования пролежней. По пояснениям представителя в Учреждение такие пациенты периодически доставляются, и меньшая рабочая нагрузка каталки исключает возможность обеспечения проведения им гигиенических процедур в душе в связи с невозможностью их самостоятельного перемещения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно заключил, что Учреждением в Описании объекта закупки установлены требования к поставляемому товару с учетом собственных потребностей, исходя из специфики осуществляемого вида деятельности (специализированная паллиативная медицинская помощь), целевой группы пациентов, которые требуют особого ухода и медицинской помощи (маломобильные, в том числе паллиативные, лежачие пациенты в тяжелом состоянии, лежачие пациенты в состоянии тотальной атонии, тетраплегиии), а также с учетом требований пункта 6 Правил N 145, что также обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в силу статьи 6 Закона N 44-ФЗ к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона N 44-ФЗ и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Ссылки подателя жалобы на правовую позицию, изложенную в пункте 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, о том, что включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ, отклоняются судом апелляционной инстанции. В рассматриваемом случае, как уже было указано выше требования к поставляемому товару были установлены Заказчиком с исходя из специфики осуществляемого вида деятельности с учетом приоритета интересов пациента при оказании специализированной медицинской помощи.
Таким образом, выводы Управления о нарушении Учреждением части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 и части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, основанные на том, что установленным в аукционной документации характеристикам товара, соответствует лишь товар единственного производителя, признаются судом апелляционной инстанции необоснованными.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, отсутствие товара с необходимыми характеристиками у какого-либо потенциального участника закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки. В рассматриваемом случае объектом закупки является поставка товара, а не его производство, в связи с чем участник закупки не был лишен возможности закупить и поставить Заказчику необходимый ему товар, учитывая что требуемые Заказчику товары находятся в свободной продаже (доказательства обратного в материалы дела не представлены).
Потребностью заказчика является поставка товара с требуемыми характеристиками, в связи с чем участником закупки может выступать любое заинтересованное лицо: компания, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, имеющее возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок осуществлять поставку товаров, работ и услуг.
При этом, расширение круга потенциальных участников закупки достигается посредством исключения излишне конкретизированных и избыточных технических требований к объекту закупки, наличие которых в качестве обязательных не является значимым для Заказчика.
В рассматриваемом деле не представлено доказательств того, что закупка необоснованна, а сформулированные Заказчиком требования к объекту закупки не соответствуют фактическим потребностям Заказчика и тем самым влекут неэффективность использования бюджетных средств, одновременно приводя необоснованному ограничению количества участников.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что в своей жалобе в Карельское УФАС Предприниматель, в обоснование своих доводов представила таблицу сравнительных характеристик требуемого к поставке товара и товара, который предлагался к поставке Предпринимателем - каталка для душа Shado с принадлежностями производителя SCALEO Medical, в которой Предпринимателем указано, что требования пунктов 2.1, 2.2, 2.4, 2.5, 2.7, 2.9, 2.13, 2.16, 2.17, 2.24, 2.25, 2.30, 2.40 таблицы с техническими характеристиками товара должны быть исключены или изменены с учетом характеристик предлагаемого Предпринимателем товара.
Вместе с тем, Закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации о закупке устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем зарегистрированным на территории Российской Федерации медицинским изделиям (в том числе каталкам) и тем более устанавливать характеристики товара исходя из характеристик того товара, который имеется в наличии у конкретного потенциального участника (в данном случае Предпринимателя) без учета собственных потребностей Заказчика.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях Учреждения нарушений Закона N 44-ФЗ при установлении в аукционной документации по извещению N 0306300054622000100 требований к поставляемому товару.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Учреждением требования и признал недействительным решение Карельского УФАС от 16.11.2022 по делу N 010/06/106-780/20221, как не соответствующее положениям Закона N 44-ФЗ и нарушающее права и законные интересы Учреждения.
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда первой инстанции от 02.03.2023.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02 марта 2023 года по делу N А26-10601/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-10601/2022
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия "Центр паллиативной медицинской помощи"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
Третье лицо: ИП Васина Юлия Геннадьевна