город Томск |
|
11 марта 2024 г. |
Дело N А45-20884/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2024 г.
В полном объеме постановление изготовлено 11 марта 2024 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назарова А.В.
судей: Ходыревой Л.Е.,
Чикашовой О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания проводимого в онлайн-режиме с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-438/2024) акционерного общества "Бердский электромеханический завод" на решение от 08.12.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-20884/2023 (судья Васютина О.М.) по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Комбинат бытовых услуг" (633004, Новосибирская область, г Бердск, Промышленная ул., д. 1, ОГРН 1045404732933, ИНН 5445118581) к акционерному обществу "Бердский электромеханический завод" (633009, Новосибирская область, г Бердск, ул. Зеленая Роща, д. 7 к. 7, ОГРН 1025404721583, ИНН 5445007458) о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
от истца - Дмитриева Е.В. по доверенности от 10.01.2024,
от ответчика - Бохолдина Е.В. по доверенности от 28.12.2023,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Комбинат бытовых услуг" (далее - истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к акционерному обществу "Бердский электромеханический завод" (далее - ответчик, общество) о взыскании задолженности в размере 81 331 рубля 32 копеек за период май 2022 года, сентябрь - декабрь 2022 года, январь - апрель 2023 года.
Решением от 08.12.2023 Арбитражного суда Новосибирской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей жалобы апеллянт указывает, что трубопровод тепловой энергии, находящийся в подвале, находится в теплоизоляционном материале без повреждений, теплонагревательные устройства отсутствуют либо находятся в неработающем состоянии; суд не исследовал, какая температура воздуха является надлежащей для технических подвалов; судом не дано обоснование о причинах не принятия к сведению доводов ответчика о составляющих норматива потребления коммунальной услуги по отоплению; тепловые потери от теплоизолированного коллектора и магистральных трубопроводов не могут рассматриваться в качестве коммунальной услуги.
Истец в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представил отзыв, в котором возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители истца и ответчика в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, предприятие является ресурсоснабжающей организацией в области теплоснабжения на территории города Бердска в соответствии с Постановлением администрации города Бердска Новосибирской области от 01.03.2021 N 554 "Об определении единых теплоснабжающих организаций на территории города Бердска Новосибирской области".
Ответчик является собственником нежилого помещения (подвал) (кадастровый N 54:32:010060:764), расположенного в многоквартирном доме по адресу: г. Бердск, ул. Боровая, д. 100, общей площадью 192,10 м2.
В помещении ответчика расположен ввод системы отопления в дом, трубопроводы системы отопления проложены вдоль стен помещения ответчика, что подтверждается актом от 11.05.2022.
21.03.2023 представителями предприятия совместно с представителем общества было проведено обследование спорного подвального помещения, по результатам которого был составлен акт. Данным актом зафиксированы: температура воздуха на улице -9,2°С, температура воздуха в помещении ответчика +13,9°С - +15,2°С. Электронагревательные устройства в подвальном помещении отсутствуют.
Истец полагает, что и при отсутствии подключенных к системе отопления радиаторов посредством общедомовой системы отопления услуга по отоплению ответчику предоставляется.
Договор на поставку тепловой энергии в спорное нежилое помещение между сторонами не заключен. Прибор учета тепловой энергии отсутствует. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению определен на основании пунктов 42.1 и 43 Правил N 354, исходя из площади помещения ответчика - 192,10 м2, установленного для данной категории домов норматива потребления - 0,021 Гкал на 1 м2 и установленного тарифа на тепловую энергию.
Ответчику была начислена плата за тепловую энергию, поставленную за период с мая 2022 года по апрель 2023 года в общей сумме 81 331 рубля 32 копеек.
В адрес ответчика направлено уведомление от 24.04.2023 N 1839 с требованием погасить задолженность, однако оставлено без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Пунктом 1 статьи 539 ГК РФ установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Право владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежит собственнику (пункт 1 статьи 209 ГК РФ).
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ГОСТу Р 51929-2014 многоквартирный дом - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491), с помощью которой в МКД поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений МКД, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри МКД, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота (ГОСТ Р 56501-2015).
По общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в МКД от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, не допускается.
Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы (исключительно в совокупности с согласованием соответствующего переустройства и последующим использованием альтернативного источника тепла), а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
При этом изоляция элементов системы отопления не может нарушать теплового баланса здания, что подразумевает ее соответствие иным техническим характеристикам МКД, определенным изначально при его проектировании, или измененным в результате реконструкции системы отопления.
Порядок легитимации переустройства и (или) перепланировки помещения МКД закреплен в пункте 3 части 2 статьи 26 ЖК РФ, в соответствии с которым собственник помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии (часть 1 статьи 28 ЖК РФ).
Таким образом, переоборудование нежилого помещения, в том числе путем изоляции трубопроводов без соответствующего разрешения уполномоченных органов и соблюдения особого предусмотренного законодательством порядка нарушает прямой запрет действующего законодательства.
Поэтому подобные действия свидетельствуют о недобросовестном осуществлении гражданских прав лицом, осуществившим такое переоборудование, либо лицом, использующим незаконно переоборудованное помещение и не предпринимающим действий для узаконивания внесенных в него изменений, поскольку приводят к возможности извлечения преимуществ из незаконного поведения в виде освобождения от обязанности оплатить стоимость ресурса, поставленного в МКД и приходящегося на долю соответствующего помещения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Подпункт "в" пункта 35 Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) запрещает потребителю самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на МКД или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на МКД или жилой дом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7. Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, согласно которому переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке (часть 8 статьи 23 ЖК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2015 N АКПИ15-198, данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в МКД происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения. Данный вывод справедлив и в отношении нежилого, в том числе, подвального помещения.
При наличии вытекающей из действующего законодательства презумпции отапливаемости помещения в МКД, на ответчике лежит бремя доказывания отсутствия теплопотребления от центральной системы отопления (статьи 9, 65 АПК РФ).
Между тем, ответчиком не предоставлены допустимые, безусловные и бесспорные доказательства законности переоборудования нежилого помещения, а равно исключения его площади из площади многоквартирного дома, благоустроенного центральным отоплением.
Судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, оценены доводы о неотапливаемости занимаемого им нежилого помещения.
Исходя из приведенных выше норм права и разъяснений высших судебных инстанций, именно на утверждающее лицо распространяется бремя доказывания надлежащей изоляции магистрального теплопровода. При этом общество не представляет доказательств переоборудования помещений, а равно такой изоляции тепломагистрали, которая исключала бы потребление тепловой энергии.
При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что не любая изоляция исключает потребление тепловой энергии и обязанность по ее оплате, а лишь такая, которая исключает процесс теплопередачи от магистрального теплопровода в нежилое помещение.
Актами осмотра от 11.05.2022, от 21.03.2023 установлено, что температура воздуха в подвальном помещении соответствует нормативным значениям.
Исходя из положений пункта 2, подпункта "д" пункта 35, пункта 40, пункта 15 приложения N 1 к Правилам N 354, пункта 3.18 ГОСТ Р 56501-2015, под отоплением понимается коммунальная услуга, выражающаяся в искусственном, равномерном нагреве воздуха в помещениях МКД, оказываемая путем бесперебойного, круглосуточного, в течение всего отопительного периода теплообмена от отопительных приборов системы отопления, в том числе полотенцесушителей, разводящего трубопровода и стояков внутридомовой системы теплоснабжения, проходящих транзитом через такие помещения, а также ограждающих конструкций, в том числе плит перекрытий и стен, граничащих с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота, служащая целям поддержания в помещениях МКД температуры воздуха: для жилых помещений не менее чем +18 °C, для нежилых помещений - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, но не менее чем +12 °C.
Согласно акту от 11.05.2022 температура в помещении составила +18°С при температуре воздуха +11,6°С, согласно акту от 21.03.2023 температура в помещении составила +15,2°С при температуре воздуха на улице -9,2°С.
Согласно пунктам 42(1), 43 Правил N 354, а также в соответствии с показателем площади помещений, используемым для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в расчетных формулах приложения N 2 к Правилам N 354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит определению в одинаковом установленном Правилами N 354 порядке (с применением соответствующих расчетных формул) во всех жилых и нежилых помещениях МКД, вне зависимости от условий отопления отдельных помещений МКД, в том числе в отсутствие обогревающих элементов, установленных в помещении, присоединенных к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, при подключении МКД к централизованной системе теплоснабжения (письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг").
По пункту 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД устанавливаются едиными для МКД и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены МКД или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями МКД и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к Правилам N 306.
Статьей 157 ЖК РФ и пунктом 42(1) Правил N 354 предусмотрено, что в случае отсутствия прибора учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя норматива потребления коммунальных услуг, утвержденных органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитан истцом по формуле: Pi = Si x NT x TT, где: Si - общая площадь жилого дома; NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; TT - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расчет задолженности проверен судом апелляционной инстанции и признан верным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом первой инстанций правильно, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями АПК РФ.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные АПК РФ, не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.12.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-20884/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
А.В. Назаров |
Судьи |
Л.Е. Ходырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-20884/2023
Истец: МУП "Комбинат Бытовых Услуг"
Ответчик: АО "БЕРДСКИЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД"
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд