г. Самара |
|
03 июля 2023 г. |
дело N А72-11867/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Буртасовой О.И., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушовой Н.С.,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 1 апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 марта 2023 года по делу NА72-11867/2022 (судья Тимофеев В.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный город" (ИНН 7328095983, ОГРН 1177325020432) к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска (ОГРН 1027301162822, ИНН 7303006082), Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ульяновска (ОГРН 1027301160886, ИНН 7325037133) о взыскании,
третьи лица: Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, администрация города Ульяновска
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный город" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ульяновска (далее - ответчик) о понуждении надлежащего ответчика перечислить задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.01.2015 по 31.12.2021 в размере 184 305,85 руб. на специальный счет, владельцем которого является Фонд модернизации ЖКХ Ульяновской области, на котором собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр-т. Созидателй, д. 4 формируют фонд капитального ремонта по следующим реквизитам: ОГРН 1137300000122, ИНН 7326999197, КПП 732501001, р/с 40604810520240000059, в филиал "Центральный" Банк ВТБ (ПАО), БИК 044525411, к/с 30101810145250000411 Фонд модернизации ЖКХ Ульяновской области
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области и администрация города Ульяновска.
Решением от 23.03.2023 исковые требования к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска оставлены без удовлетворения.
Исковые требования к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска удовлетворены частично, в размере 22 197,91 руб. неосновательного обогащения, с зачислением на специальный счет по следующим реквизитам: ОГРН 1137300000122, ИНН 7326999197, КПП 732501001, р/с 40604810520240000059, в филиал "Центральный" Банк ВТБ (ПАО), БИК 044525411, к/с 30101810145250000411 Фонд модернизации ЖКХ Ульяновской области, взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 1416 руб. В остальной части исковые требования к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска оставлены без удовлетворения.
Управление ЖКХ администрации города Ульяновска не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что Управление ЖКХ администрации города Ульяновска не является собственником жилых и нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности и не осуществляет полномочия собственника в отношении движимого и недвижимого имущества, составляющего казну муниципального образования "город Ульяновск" (согласно приложению 13 к решению Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 N 90).
Управление ЖКХ не обладает сведениями о площади жилых и нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности. Не ведёт реестр муниципального имущества. К тому же бесплатная приватизация жилых помещений действующим законодательством продлена бессрочно и муниципальная площадь в многоквартирных домах постоянно меняется. В связи с этим, по мнению заявителя основания для взыскания задолженности отсутствуют. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Муниципальному образованию "город Ульяновск" принадлежат на праве собственности муниципальные помещения (квартиры) N 17, N 19, N 32, N 75, N 108, N 109, N 142, N 156, N 240 общей площадью 474,38 кв.м, расположенные в многоквартирном доме N 4 по адресу: г. Ульяновск, пр-т Созидателей.
ООО "УК "Уютный город" на основании договора управления N 5 от 01.05.2019 является управляющей организацией вышеуказанного многоквартирного жилого дома.
Ссылаясь на то, что по вышеуказанным жилым помещениям имеется задолженность по внесению платы за капитальный ремонт, истец просит обязать надлежащего ответчика перечислить задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.01.2015 по 31.12.2021 в размере 57 589,46 руб. на специальный счет, владельцем которого является Фонд модернизации и жилищно-коммунального комплекса по Ульяновской области, на котором собственники помещений многоквартирного дома расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр-т Созидателей, д. 4 формируют фонд капитального ремонта по следующим реквизитам: Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса по Ульяновской области ОГРН 1137300000122, ИНН 7326999197, КПП732501001, р/с 40604810520240000059 в филиал "Центральный" Банка ВТБ (ПАО), БИК 044525411, к/с 30101810145250000411.
Право собственности муниципального образования на указанные выше квартиры подтверждено вписками из ЕГРП.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Признавая требования истца обоснованными, суд первой инстанции правомерно положениями статьей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), статьей 36, 39, 154, 158,169 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с которыми собственники нежилых помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество.
В силу пункта 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 169 ЖК РФ).
Надлежащим ответчиком по делу суд первой инстанции обоснованно признал Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска.
Вышеуказанные квартиры относятся к муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 60 Устава Муниципального образования "Город Ульяновск" главным распорядителем средств местного бюджета является администрация города Ульяновска, которая в рамках предоставленных полномочий распределила осуществление отраслевых функций территориальными органами и подразделениями администрации на основании Положений, утвержденных Ульяновской Городской Думой.
В соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы N 90 от 24.05.2006 г., Управление осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 4.1 Положения).
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска является органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий. От имени муниципального образования "город Ульяновск" по специальному поручению администрации города Ульяновска: представляет интересы собственника муниципального жилищного фонда на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, заключает договоры управления многоквартирными жилыми домами с управляющими организациями от имени собственника муниципальных жилых помещений. Кроме того, к функциям данного Управления относятся вопросы подготовки решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, согласование администрацией города Ульяновска акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования "город Ульяновск" на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной решением Ульяновской Городской Думы от 08.12.2021 N 214, получателем бюджетных средств на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за площади помещений, находящихся в муниципальной собственности, на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда, на капитальный ремонт жилищного фонда является Управление жилищно-коммунального хозяйства и администрации города Ульяновска.
В связи с примененными нормами права и пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13, суд пришел к обоснованному выводу о том, что надлежащим ответчиком по иску является Управление ЖКХ администрации города Ульяновска как главного распорядителя бюджетных средств, так как именно на данный орган администрации города в соответствии с приведенным решением Ульяновской Городской Думы будет возложена обязанность по исполнению судебного акта по настоящему делу.
В соответствии со статьей 171, пунктом 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капремонт, равно как и плата за жилое помещение и коммунальные услуги, вносятся ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Согласно расчету истца, задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества спорных многоквартирных жилых помещений составляет 57 589,46 руб. за период с 01.01.2015 по 31.12.2021.
Ссылку ответчика на двойное взыскание по указанным квартирам суд первой инстанции признал несостоятельной, при этом суд исходил из следующего.
В обоснование указанных возражений ответчик сослался на мировое соглашение, утвержденное Арбитражным судом Ульяновской области по делу N А72-10496/2019, заключенное между Фондом модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области и администрацией города Ульяновска о взыскании 48 550 237,54 руб.
Судом установлено, что мировое соглашение не содержит сведений об адресах, включенных в мировое соглашение, реестр муниципального имущества, по которому сформировалась задолженность, в отношении которой заключалось мировое соглашение в материалах дела отсутствует.
Также возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик заявил о применении срока исковой давности.
Рассмотрев указанное заявление, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 196, 200, 201 ГК РФ, пунктом 1 статьи 155 ЖК РФ и с учетом соблюдения истцом претензионного порядка урегулирования спора, признал заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению в части.
В соответствии с пунктом 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Пунктом 3.2.6 договора управления срок оплаты установлен до 25 числа следующего месяца.
Поскольку исковое заявление подано в Арбитражный суд Ульяновской области 10.08.2022, истец вправе требовать взыскания задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с июня 2019 года по декабрь 2021 года.
На основании изложенного, требование истца признано обоснованным и подлежащим удовлетворению за период с мая 2015 по май 2019 года в размере 22 197,91 руб.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, которые соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого решении не имеется.
От уплаты государственной пошлины ответчик освобожден на основании части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 марта 2023 года по делу N А72-11867/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ульяновска без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-11867/2022
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "УЮТНЫЙ ГОРОД"
Ответчик: МО "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска, МУП УЛЬЯНОВСКОЕ "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА", Управление ЖКХ Администрации города Ульяновска, УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
Третье лицо: Администрация г.Ульяновска, ФОНД МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ