г.Самара |
|
04 июля 2023 г. |
Дело N А55-34393/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Корнилова А.Б., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трошенковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28.06.2023 в помещении суда апелляционную жалобу акционерного общества "Самарский трансформатор" на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.04.2023 по делу N А55-34393/2022 (судья Шехмаметьева Е.В.), возбужденному по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (ИНН 6312110828, ОГРН 1116312008340), г.Самара, к акционерному обществу "Самарский трансформатор" (ИНН 6311012779, ОГРН 1026300523127), г.Самара, о взыскании денежных средств,
в судебном заседании приняли участие:
от ООО "СКС" - Абрамцева Н.В. (доверенность от 01.03.2021),
от АО "Самарский трансформатор" - не явился, извещено,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (далее - ООО "СКС") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о взыскании с акционерного общества "Самарский трансформатор" (далее - АО "Самарский трансформатор") платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за июнь 2022 года в сумме 499 796 руб. 04 коп.
Решением от 27.04.2023 по делу N А55-34393/2022 Арбитражный суд Самарской области исковые требования удовлетворил.
АО "Самарский трансформатор" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
ООО "СКС" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель ООО "СКС" апелляционную жалобу отклонила, просила оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя АО "Самарский трансформатор", надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя ООО "СКС" в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, МП "Самараводоканал" (сейчас - ООО "СКС"; предприятие ВКХ) и ОАО "Самарский трансформатор" (сейчас - АО "Самарский трансформатор"; абонент) заключили договор на отпуск питьевой воды и/или прием сточных вод от 06.04.2007 N 641/07, по которому предприятие ВКХ отпускает абоненту питьевую воду из системы водоснабжения и/или принимает от абонента сточные воды в систему канализации (водоотведение), а абонент получает питьевую воду и/или сбрасывает сточные воды и оплачивает на условиях договора.
П.1.4 договора предусмотрено, что при исполнении, изменении, расторжении договора, а также по всем вопросам, не нашедшим отражения в договоре, стороны обязуются руководствоваться действующими Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно п.2.10 договора качество отводимых стоков от абонента в систему канализации предприятия ВКХ, порядок определения платы и взимания платежей за превышение установленных нормативов по качеству стоков и за загрязнение водных объектов через систему канализации, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными актами.
Ч.10 ст.7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) установлено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения.
Правила холодного водоснабжения и водоотведения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Согласно п.4 Правил N 644 водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения (единого договора холодного водоснабжения и водоотведения), предметом которого является, в частности, прием организацией, осуществляющей водоотведение, сточных вод абонента, очистка и сброс их, соблюдение абонентом требований к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленных Законом N 416-ФЗ, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Правилами N 644, нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также оплата организации водопроводно-канализационного хозяйства водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В пп."ж" п.35 Правил N 644 предусмотрена обязанность абонента вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены данными Правилами.
На основании пп."в" и "г" п.36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, а также взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В силу п.111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно п.113 Правил N 644 сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям: а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4; б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных п.114 данных Правил.
П.114 Правил N 644 предусмотрено, что организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, и абонент вправе заключить договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения), предусматривающий прием сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций по показателям, относящимся к технологическим показателям работы очистных сооружений, определенным в соответствии с проектной и (или) технической документацией таких очистных сооружений, при условии, что согласно результатам технического обследования очистные сооружения могут быть дополнительно нагружены без ухудшения качества очистки сточных вод и эффективности обработки осадка сточных вод и с сохранением существующей возможности утилизации осадка сточных вод (за исключением веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу, а также максимальных допустимых значений показателей и концентраций, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на канализационные сети). Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения при сбросе сточных вод с нарушением требований, предусмотренных пп."б" п.113 данных Правил, уплачиваемой абонентом в указанном случае, определяется соглашением сторон.
В соответствии с п.118 Правил N 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным п.113 и 114 данных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены данными Правилами.
Согласно п.119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно: по формулам, предусмотренным п.120 и 123 Правил N 644, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных п.120, абз.8 п.123, п.123(2), 123(4), 130-130(3) Правил N 644, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной п.123(4) Правил N 644, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
ООО "СКС" и АО "Самарский трансформатор" произвели отбор проб сточных вод, что зафиксировано в акте от 15.04.2022 N 218а.
Согласно протоколу исследования сточных вод от 20.04.2022 N 414/19-22 установлено превышение загрязняющих веществ, запрещенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
По расчету ООО "СКС", произведенному с учетом результатов анализов резервной пробы, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за июнь 2022 года составила 499 796 руб. 04 коп
ООО "СКС" выставило в АО "Самарский трансформатор" счет-фактуру от 30.06.2022 N 25/114 на плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за июнь 2022 года, который абонент не оплатил.
В претензии от 04.10.2022 N 88623 ООО "СКС" предложило АО "Самарский трансформатор" погасить задолженность в добровольном порядке.
Поскольку АО "Самарский трансформатор" претензию не исполнило, ООО "СКС" обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
ООО "СКС" является гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения на территории городского округа Самара и осуществляет в отношении своих абонентов функции по осуществлению контроля за составом и свойствами сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения.
В случае обнаружения нарушений нормативов, установленных в приложении N 5 к Правилам N 644, ООО "СКС" производит начисление соответствующей платы абонентам допустившим нарушение нормативов качества сточных вод.
АО "Самарский трансформатор" является абонентом ООО "СКС".
В соответствии с п.22 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728; далее - Правила N 728) по результатам отбора проб сточных вод на месте их отбора организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод. который подписывается представителями организации, осуществляющей водоотведение, и абонента. В акте отбора проб сточных вод указываются номера пломб контрольной, параллельной и резервной проб.
При несогласии с содержанием акта отбора проб сточных вод и (или) акта обнаружения запрещенного сброса представитель абонента обязан подписать соответствующий акт с указанием в нем своих возражений или особого мнения (п.25 Правил N 728).
Отбор проб сточных вод произведен совместно представителями ООО "СКС" и АО "Самарский Трансформатор" из контрольного колодца КК-19 по адресу: г.Самара, Южный проезд, 88, о чем составлен акт отбор проб сточных вод, отводимых абонентом в системы канализации г.о.Самара, от 15.04.2022 N 218а.
Из акта отбора проб от 15.04.2022 N 218а следует, что в КК-19 были отобраны три пробы: контрольная (пломба 3-06648462), параллельная (пломба 3-06648465) и резервная пломба 3-11/06648464, 12/06648463); в КК-23 стоков нет. Акт подписан представителем абонента без замечаний; каких-либо возражений к акту от АО "Самарский трансформатор" впоследствии также не поступало.
В соответствии с протоколом исследования сточных вод от 20.04.2022 N 414/19-22, составленным Испытательной химико-бактериологической лабораторией сточных вод ООО "СКС", зафиксировано превышение нормативов, установленных приложением N 5 к Правилам N 644: по цинку - 7,6 * 1,5 мг/куб.дм при норме 1 мг/куб.дм.
Результаты отбора проб сточных вод за апрель 2022 года на основании протокола от 20.04.2022 N 414-19 направлены абоненту по электронной почте 21.04.2022.
Порядок исчисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения утвержден разделом VII п.123 Правил N 644.
Согласно п.123 Правил N 644 в случае сброса, в том числе в случае указания сброса в декларации, абонентом сточных вод с нарушением требований, предусмотренных пп."б" п.113 данных Правил, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций определяется по формуле:
П = (Макс(Ki1) + Сумм(Ki2) + Макс(Ki3) + Сумм (Ki4) +
Kiрн + KiT + Кiлос + Кiжиры + Kiпхб + Макс(Кi5)) x T x Qпр,
где:
Макс(Кi1) - максимальные из всех значений кратностей превышения фактической концентрации i-го загрязняющего вещества или фактического показателя свойств сточных вод абонента над максимальным допустимым значением концентрации i-го загрязняющего вещества или показателя свойств сточных вод (далее - кратность превышения (Кi) по веществам (показателям), отнесенным к группе 1 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к данным Правилам, при этом кратность превышения (Кi) определяется по формуле, предусмотренной п.123(1) данных Правил;
Сумм(Кi2) - суммарные значения кратностей превышения (Кi) по веществам (показателям), отнесенным к группе 2 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к данным Правилам;
Макс(Кi3) - максимальные из всех значений кратностей превышения (Кi) по веществам (показателям), отнесенным к группе 3 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к данным Правилам;
Сумм(Кi4) - суммарные значения кратностей превышения (Кi) по веществам (показателям), отнесенным к группе 4 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к данным Правилам;
КipH - значение кратности превышения (Кi) по водородному показателю (pH), которое принимается равным коэффициенту воздействия водородного показателя (pH) согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к данным Правилам, на основании значения водородного показателя (pH), заявленного абонентом в декларации либо зафиксированного в контрольной пробе сточных вод абонента, если оно отличается от значения, заявленного абонентом в декларации;
КiТ, Кiлос, Кiжиры, Кiпхб - значения кратностей превышения (Кi) соответственно по температуре, летучим органическим соединениям, жирам, полихлорированным бифенилам;
Макс(Кi5) - максимальные из значений кратностей превышения (Кi) по веществам, отнесенным к группе 5 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к данным Правилам;
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр).
Qпр - объем сточных вод, сброшенных абонентом через канализационный выпуск, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, а в иных случаях - общий объем сточных вод за календарный месяц, в котором зафиксировано превышение максимальных допустимых значений показателей и концентраций, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более 3 календарных месяцев (при расчетах платы на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод).
Кратность превышения (Ki) определяется по формуле: Ki = ((ФKi-ДКi) / ДКi) х КВ, где:
ФКi - фактическая концентрация i-го загрязняющего вещества или фактический показатель свойств сточных вод абонента, заявленные в декларации либо зафиксированные в контрольной пробе сточных вод абонента, отобранной организацией, осуществляющей водоотведение, на конкретном канализационном выпуске. При наличии у абонента нескольких канализационных выпусков в систему водоотведения и при отсутствии на них приборов учета сточных вод (за исключением случаев определения объемов сточных вод по данным баланса водопотребления и водоотведения) значение ФК i определяется как усредненное значение концентрации загрязняющего вещества (показателя свойств сточных вод) по канализационным выпускам, на которых было зафиксировано превышение максимальных допустимых значений;
ДКi - максимальное допустимое значение концентрации i-го загрязняющего вещества или показателя свойств сточных вод согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к данным Правилам;
KB - коэффициент воздействия загрязняющего вещества или показателя свойств сточных вод согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к данным Правилам (п.123(1) Правил N 644).
Судом первой инстанции установлено, что объем сточных вод абонента за июнь 2022 года составил 943 куб.м.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за июнь 2022 года ООО "СКС" произведен в соответствии с формулой, установленной п.123 Правил N 644.
Для расчета платы применяется объем сточных вод, отведенных с начала календарного месяца, в котором зафиксировано превышение норматива (15.04.2022) до следующего отбора проб, но не более чем за 3 календарных месяца (15.07.2022 - дата следующего отбора проб).
Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в июне 2022 года рассчитана по цинку (по которому выявлено превышение норматива).
При этом кратность превышения Ki = (7,6 - 1) х 2 = 13,2, где: 7,6 мг/л - фактическая концентрации по цинку; 1,0 мг/л - допустимая концентрация по цинку в соответствии с приложением N 5 к Правилам N 644; 2 - коэффициент воздействия загрязняющего вещества па централизованную систему водоотведения в соответствии с приложением N 5 к Правилам N 644.
В соответствии с формулой п.123 Правил N 644: П = 13,2 х 16,73 тариф на водоотведение х 943 куб.м объем стоков = 208 248 руб. 35 коп. (без НДС).
АО "Самарский Трансформатор" в 2022 году не представило в ООО "СКС" декларацию о составе и свойствах сточных вод.
Исходя из п.123(2) Правил N 644, в случае отсутствия у абонентов поданной в установленном порядке декларации, действующей на дату отбора проб сточных вод, к плате таких абонентов за негативное воздействие на работу ЦСВ, дополнительно применяется коэффициент 2.
Таким образом, плата за негативное воздействие на работу ЦСВ за июнь 2022 года составила 499 796 руб. 04 коп. (208 248 руб. 35 коп. х 2 + 20% НДС).
Суд первой инстанции проверил расчет платы, произведенный ООО "СКС", и признал его верным; АО "Самарский Трансформатор" расчет не опровергло.
Ссылку АО "Самарский Трансформатор" на результаты независимой экспертизы пробы сточных вод за июнь 2022 года, отбор которой произведен абонентом в одностороннем порядке, суд первой инстанции обоснованно отклонил.
Действующим законодательством Российской Федерации обязанность контролировать соблюдение абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод возложена на предприятие ВКХ (ООО "СКС").
Между тем в июне 2022 года АО "Самарский Трансформатор" отбор проб произвело самостоятельно без извещения и участия представителя ООО "СКС"; иное не доказано.
При таких обстоятельствах, как верно указал суд первой инстанции, представленный АО "Самарский Трансформатор" протокол от 23.06.2022 количественного и химического анализа проб сточных вод, отобранных абонентом самостоятельно без участия организации ВКХ, является недействительным и не может быть принят судом во внимание.
Довод АО "Самарский Трансформатор" о ненаправлении в его адрес счета за июнь 2022 года суд первой инстанции обоснованно отклонил, указав, что счет-фактура от 30.06.2022 N 25/114 направлен в АО "Самарский Трансформатор" 05.07.2022 по электронной почте.
Следует отметить, что неполучение платежных документов организации ВКХ, во всяком случае, не является основанием для освобождения абонента от обязанности по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Утверждение АО "Самарский Трансформатор" о том, что истец повторно обратился в суд с иском по тому же предмету и по тем же основаниям (дело N А55-25024/2022), является несостоятельным.
Как установлено судом первой инстанции, предметом рассмотрения по делу N А55-25024/2022 являлось требование о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за апрель-май 2022 года, тогда как по настоящему делу - требование о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за июнь 2022 года.
При таких обстоятельствах, учитывая, что доказательства того, что отбор проб сточных вод произведен с нарушением Правил N 728, не представлены, результаты проведенного лабораторией анализа проб сточных вод, а также расчет платы, произведенный истцом, допустимыми и достаточными доказательствами не опровергнуты, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Довод АО "Самарский трансформатор" о том, что суд первой инстанции не дал оценку всем представленным в материалы дела доказательствам и доводам общества не нашел подтверждения в ходе рассмотрения апелляционной жалобы. При этом неотражение в судебном акте всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 N 305-КГ17-13690, от 13.01.2022 N 308-ЭС21-26247).
Повторно проанализировав представленные в материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а потому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на АО "Самарский трансформатор".
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27 апреля 2023 года по делу N А55-34393/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-34393/2022
Истец: ООО "Самарские коммунальные системы"
Ответчик: АО "Самарский Трансформатор"