г. Пермь |
|
03 июля 2023 г. |
Дело N А60-64253/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой У.В.,
судей Муталлиевой И.О., Пепеляевой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Субботиной Е.Е.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Софья"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 апреля 2023 года
по делу N А60-64253/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (ОГРН 1137232022938, ИНН 7204189710; далее - общество "Компания "Рифей")
к обществу с ограниченной ответственностью "Софья" (ОГРН 1126617001037, ИНН 6617021386; далее - общество "Софья")
о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), неустойки,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
УСТАНОВИЛ:
общество "Компания "Рифей" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу "Софья" о взыскании 14 606 руб. 28 коп. долга за услуги по обращению с ТКО за январь - май 2022 г., 1921 руб. 39 коп. неустойки за период с 11.01.2022 по 16.01.2023, с продолжением ее начисления по день фактической уплаты долга (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.04.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество "Софья" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Заявитель жалобы указывает, что не осуществлял и не осуществляет обращение с ТКО, не является субъектом правоотношений по созданию мест накопления ТКО. Апеллянт ссылается на то, что согласованный в договоре с истцом объем ТКО составляет 0,3 куб.м ежемесячно, для накопления ТКО общество "Софья" использует обыкновенный бытовой контейнер, установленный в подсобном помещении магазина по ул. Островского, д. 7, которое, по его мнению, и следует считать индивидуальной контейнерной площадкой, в связи с чем создание места (площадки) накопления ТКО в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), не требуется. Ответчик обращает внимание на то, что инициатива приема ТКО на близлежащей контейнерной площадке по ул. 50 лет СУБРа, д. 41, исходила не от него, а от регионального оператора, указывает, что объем образуемых им ТКО не изменился, а его увеличение в расчетах истца за спорный период необоснованно и не соответствует действительности, считает, что региональный оператор неправомерно в одностороннем порядке изменил условия договора N РФ03КО0520001063, переведя общество "Софья" на расчеты по нормативу накопления. Апеллянт ссылается на то, что после вынесения решения он ежедневно подает региональному оператору заявки на прием и транспортировку ТКО, которые последним не исполняются. Ответчик настаивает на заявленных в суде первой инстанции доводах и возражениях, наличие долга перед истцом отрицает.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступил.
Стороны явку в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции, общество "Компания "Рифей" в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Северной зоне (АПО-1) Свердловской области от 18.05.2018, заключенным с Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области, является региональным оператором по обращению с ТКО (региональный оператор) в соответствующей зоне деятельности.
В адрес истца 12.04.2019 поступила заявка ответчика на заключение договора по обращению с ТКО по объекту: продуктовый магазин по адресу Свердловская обл., г. Североуральск, ул. Островского, д. 7, на условиях: 1 контейнер объемом 0,3 куб.м (индивидуальная контейнерная площадка), периодичность вывоза: по заявке, не менее 1 раза в месяц.
На основании указанной заявки истцом составлен проект договора от 01.01.2019 N РФ03КО0520001063 с приложением N 1 с условиями о вывозе ТКО с объекта: продуктовый магазин по адресу: Свердловская обл., г. Североуральск, ул. Островского, д. 7; способ накопления ТКО: 1 контейнер объемом 0,3 куб.м по адресу Свердловская обл., г. Североуральск, ул. Островского, д. 7 (индивидуальная контейнерная площадка), периодичность вывоза: по заявке, не менее 1 раза в месяц.
В материалы дела представлен договор N РФ03КО0520001063, подписанный обеими сторонами.
По условиям договора истец обязался оказывать услуги по обращению с ТКО, а ответчик - принимать и оплачивать их в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором.
В соответствии с пунктом 6 договора ответчик оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, равной величине утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно подпункту "в" пункта 9 договора региональный оператор имеет право в случае выявления недостоверности информации, представленной потребителем и использованной региональным оператором для начисления стоимости услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональный оператор вправе произвести перерасчет размера платы за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за те периоды, по которым расчеты были произведены на основании такой недостоверной информации.
На основании пункта 18 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В силу пункта 25 договора все изменения, которые вносятся в договор, считаются действительными, если они оформлены в письменном виде, подписаны уполномоченными на то лицами и заверены печатями обеих сторон (при их наличии).
В ходе обследования объекта ответчика 13.09.2021 истцом установлено, что по адресу: Свердловская обл., г. Североуральск, ул. Островского, д. 7, у ответчика отсутствует собственное контейнерное оборудование, сбор ТКО осуществляется в мешки и вывозится согласно графику бесконтейнерного сбора, о чем составлен акт обследования контейнерной площадки N 5280 от 13.09.2021.
Указанные обстоятельства послужили основанием для внесения изменений в договор от 01.01.2019 N РФ03КО0520001063 путем составления и направления ответчику дополнительных соглашений N 002 от 01.10.2021 и N 003 от 22.03.2022. Дополнительные соглашения ответчиком не подписаны.
В связи с отсутствием организованной контейнерной площадки и осуществлением сбора и вывоза ТКО бестарным способом в пункте 2.1 дополнительного соглашения N 002 предложено внести изменения в приложение N 1 к договору N РФ03КО0520001063: способ коммерческого учета ТКО изменить на "норматив".
Пунктом 2.1 дополнительного соглашения N 003 предложено определить адрес места накопления ТКО - КП: Свердловская обл., Североуральск г, 50 лет СУБРа ул., д. 41, общедоступная.
Несмотря на отказ общества "Софья" от подписания дополнительных соглашений, истец фактически перевел его на расчет объема образуемых ТКО по нормативу до приведения в соответствие сведений, указанных в заявке и в приложении N 1 к договору, или до изменения условий договора на основании соглашения сторон или в судебном порядке.
Истец произвел расчет платы за услуги и выставил ответчику универсальные передаточные документы N 21123100145/66/735 от 31.12.2021, N 22013100264/66/735 от 31.01.2022, N 22022800604/66/735 от 28.02.2022, 22033100026/66/735 от 31.03.2022, 22043000203/66/735 от 30.04.2022, N 22053100107/66/735 от 31.05.2022.
Расчет произведен истцом исходя из категории объекта: продовольственный магазин, способа расчета: по нормативу, количества расчетных единиц: 101,3 кв.м, места накопления: КП Свердловская область, Североуральск г., 50 лет СУБРа ул., д. 41, тип контейнерной площадки: общедоступная.
С учетом определения объема ТКО по нормативу накопления истец указал, что задолженность общества "Софья" за оказанные в период с января по май 2022 г. услуги по обращению с ТКО составляет 14 606 руб. 28 коп.
Неисполнение обязательства по оплате услуг в названной сумме послужило основанием для обращения общества "Компания "Рифей" с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с общества "Софья" долга и начисленной пени.
Судебный приказ от 30.09.2022 по делу N А60-53115/2022 о взыскании с ответчика в пользу истца спорной задолженности и пени отменен определением суда от 13.10.2022 ввиду поступления от должника возражений относительно его исполнения, что и явилось основанием для обращения истца в Арбитражный суд Свердловской области с рассматриваемым иском.
Возражая относительно удовлетворения исковых требований, общество "Софья" указало, что объем услуг по обращению с ТКО необоснованно определен исходя из норматива накопления, полагало, что применению подлежат условия заключенного сторонами договора N РФ03КО0520001063 об определении объема ТКО исходя из 1 контейнера 0,3 куб.м.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции руководствовался статьями 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 1, 24.6, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила N 1156), исходил из доказанности факта оказания истцом услуг по обращению с ТКО в спорный период, возникновения на стороне ответчика обязанности по оплате данных услуг и ненадлежащего исполнения последним данной обязанности. Расчет объема оказанных услуг исходя из норматива накопления судом признан обоснованным, соответствующим обстоятельствам выявления недостоверности предоставленных ответчиком сведений о наличии у него индивидуальной контейнерной площадки.
Проанализировав доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу положений пункта 1 статьи 24.6, пунктов 2, 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"), если в субъекте РФ заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только он, следовательно, у собственника отходов возникает обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО региональному оператору.
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Исходя из пункта 1 Правил N 505 данные Правила устанавливают порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В силу пунктов 1, 3 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Из пунктов 3 и 4 Правил N 1039 следует, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 11 Правил N 1139).
Из вышеуказанных положений, пункта 8 Закона N 89-ФЗ, а также пунктов 12, 13 Правил N 1039 следует, что место (площадка) накопления ТКО является определенным (созданным) с момента включения такого места в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно пункту 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Пункт 10 Правил N 1156 устанавливает перечень способов складирования ТКО в местах накопления ТКО, а именно в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 15 Правил обращения с ТКО).
Довод ответчика о том, что для накопления ТКО общество "Софья" использует обыкновенный бытовой контейнер, установленный в подсобном помещении магазина по ул. Островского, д. 7, который, по его мнению, и является индивидуальной контейнерной площадкой, судом апелляционной инстанции отклоняется как не соответствующий приведенным выше нормам действующего законодательства.
Отсутствие контейнерной площадки или контейнера для сбора и накопления ТКО не исключает пользование потребителем услугой регионального оператора с учетом получения потребителем коммунальной услуги по обращению с ТКО посредством использования любой контейнерной площадки, включенной в территориальную схему обращения с отходами.
При этом не имеет правового значения, на какую именно из близлежащих контейнерных площадок ответчик складировал ТКО, поскольку завершение цикла обращения с ТКО - транспортировка на полигон, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов, в любом случае осуществляется региональным оператором.
Поскольку ответчиком не оборудована индивидуальная контейнерная площадка, исключающая доступ третьих лиц, принимая во внимание общедоступность организованных органами местного самоуправления контейнерных площадок общего пользования, обслуживание которых осуществляется силами регионального оператора, а также обязанность собственников ТКО осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в спорный период ответчик получал услугу по обращению с ТКО в отношении спорного объекта путем складирования ТКО на контейнерных площадках общего пользования.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, учитывая предусмотренное сторонами в пункте 9 договора право регионального оператора в случае выявления недостоверности информации, предоставленной потребителем и использованной региональным оператором для начисления стоимости услуги по обращению с ТКО, произвести перерасчет размера платы, установив, что истцом представлены доказательства того, что в спорный период контейнерная площадка и контейнер на объекте ответчика отсутствовали, суд первой инстанции обоснованно заключил, что обществом "Компания Рифей" коммерческий учет объема ТКО правомерно произведен исходя из норматива накопления ТКО.
С учетом того, что факт оказания услуг ответчику на заявленную истцом сумму подтвержден, относимых доказательств, опровергающих расчет истца, ответчиком не представлено, суд при отсутствии доказательств, опровергающих оказание услуг, признал произведенный перерасчет стоимости оказанных услуг исходя из обнаруженного отсутствия контейнера на объекте потребителя законным и обоснованно удовлетворил исковые требования в заявленном объеме.
Кроме того, установив нарушение потребителем сроков оплаты оказанных услуг, суд на основании статьи 330 ГК РФ, пункта 18 договора обоснованно взыскал с ответчика неустойку за просрочку оплаты услуг. Расчет пени за период с 11.01.2022 по 16.01.2023 в сумме 1921 руб. 39 коп. судом первой инстанции проверен и признан правильным.
Доводы ответчика о том, что после вынесения решения им ежедневно подаются заявки на прием и транспортировку ТКО, которые не исполняются истцом, отклоняется как не имеющий значения для рассматриваемого спора о взыскании долга за определенный период. Доказательства, опровергающие факт оказания услуг в спорный период, составленные в соответствии с разделом V договора, то есть акты о нарушении региональным оператором обязательств по договору с доказательствами их вручения последнему, в материалы дела не представлены.
Иные доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются по приведенным в настоящем постановлении основаниям как основанные на неверном толковании норм материального права и документально не подтвержденные.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы заявителя на уплату государственной пошлины, понесенные при подаче апелляционной жалобы, возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 апреля 2023 года по делу N А60-64253/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
У.В. Журавлева |
Судьи |
И.О. Муталлиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-64253/2022
Истец: ООО "КОМПАНИЯ "РИФЕЙ", Прохоров Алексей Васильевич
Ответчик: ООО "СОФЬЯ"