город Ростов-на-Дону |
|
04 июля 2023 г. |
дело N А32-970/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Сороки Я.Л., Шапкина П.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бобровой М.Ю.
при участии:
от индивидуального предпринимателя Кулагина Александра Геннадьевича: представителя не направил, извещен надлежащим образом;
от индивидуального предпринимателя Овчинникова Ильи Юрьевича: представителя не направил, извещен надлежащим образом;
от индивидуального предпринимателя Лобачева Николая Федоровича с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание): представитель Корзун М.А. по доверенности от 03.03. 2023;
от ответчика с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание): представитель Кириллов В.А. по доверенности от 09.01.2023;
от третьего лица: представителя не направил, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.04.2023 по делу N А32-970/2022
по иску индивидуального предпринимателя Кулагина Александра Геннадьевича; индивидуального предпринимателя Овчинникова Ильи Юрьевича; индивидуального предпринимателя Лобачева Николая Федоровича
к ответчику Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Гелиос"
об обязании произвести перерасчет арендной платы,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальные предприниматели Кулагин Александр Геннадьевич, Овчинников Илья Юрьевич, Лобачев Николай Федорович (далее - истцы) обратились в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент, ответчик) об обязании произвести с 25.06.2020 перерасчет арендной платы по договору аренды от 10.06.2019 N 0000006778 за земельный участок с кадастровым номером 23:33:0000000:4418 в размере 1,5% от кадастровой стоимости и осуществлять с 25.06.2020 расчет арендной платы по указанному договору применяя данную ставку.
Определением от 05.04.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено ООО "Гелиос".
Определением от 05.08.2022 производство по делу N А32-970/2022 было приостановлено до вступлении в законную силу судебного акта по делу N А32-1988/2022.
Определением от 17.02.2023 производство по делу возобновлено.
В материалы дела поступило ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому истцы просят:
- обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края произвести для арендаторов Кулагина А.Г., Лобачева Н.Ф. с 25.06.2020 перерасчет арендной платы по договору аренды от 10.06.2019 N 0000006778 за земельный участок с кадастровым номером 23:33:0000000:4418 в размере 1,5% от кадастровой стоимости и осуществлять с 25.06.2020 расчет арендной платы по указанному договору применяя данную ставку;
- обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края произвести для арендаторов Кулагина А.Г., Лобачева Н.Ф., Овчинникова И.Ю. с 18.09.2020 перерасчет арендной платы по договору аренды от 10.06.2019 N 0000006778 за земельный участок с кадастровым номером 23:33:0000000:4418 в размере 1,5% кадастровой стоимости и осуществлять с 18.09.2020 расчет арендной платы по указанному договору, применяя данную ставку.
Ходатайство об уточнении исковых требований судом рассмотрено и удовлетворено.
Решением от 24.04.2023 суд обязал департамент произвести для арендаторов индивидуального предпринимателя Кулагина Александра Геннадьевича, индивидуального предпринимателя Овчинникова Ильи Юрьевича, индивидуального предпринимателя Лобачева Николая Федоровича с 25.06.2020 перерасчет арендной платы по договору аренды от 10.06.2019 N 0000006778 за земельный участок с кадастровым номером 23:33:0000000:4418 в размере 1,5% от кадастровой стоимости и осуществлять с 25.06.2020 расчет арендной платы по указанному договору, применяя данную ставку. Суд обязал департамент произвести для арендаторов истцов с 18.09.2020 перерасчет арендной платы по договору аренды от 10.06.2019 N 0000006778 за земельный участок с кадастровым номером 23:33:0000000:4418 в размере 1,5% кадастровой стоимости и осуществлять с 18.09.2020 расчет арендной платы по указанному договору, применяя данную ставку. С департамента в пользу истцов взыскано 6 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 24.04.2023 отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать полностью. Заявитель жалобы указывает, что расчет арендной платы по договору аренды произведен на основании данных государственного кадастрового учета и в соответствии с п.3.6.2 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов", в соответствии с которым арендная плата рассчитывается в размере 2,5% от кадастровой стоимости в отношении земельного участка в составе земель особо охраняемых территорий. С момента заключения договора от 10.06.2019 N 0000006778 не происходило изменение как действующего законодательства РФ так и Постановления N 121, позволяющих произвести изменение ставки арендной платы в ином размере. Исходя из предоставленных в материалы дела доказательств можно установить, что при заключении договора аренды и при их исполнении ни арендатором, ни его правопреемниками не ставился вопрос, о необходимости изменения п. 2.1. договора (порядок расчета арендной платы), а также приложения к указанным договорам, определяющего размер арендной платы. Отсутствие возражений и разногласий по рассматриваемому существенному условию договора свидетельствует о согласованности (консенсуальности) между сторонами размера аренных платежей в установленном законом порядке. Учитывая, что условия договора аренды о порядке определения размера арендной платы не оспорены со стороны истцов, являясь добросовестным арендодателем земельных участков, департамент обязан производить начисление арендной платы исходя из ставки 2,5% от кадастровой стоимости. При рассмотрении заявленных исковых требований департамент обращал внимание суда, что истцы не предоставили допустимых доказательств принятия мер по изменению существующих условий договоров, регулирующих условия расчета арендной платы.
В отзыве на жалобу истцы просят оставить решение от 24.04.2023 без изменения, а апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края без удовлетворения.
Судебное заседание проводится с использованием системы веб-конференции в порядке, установленном статьей 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд вынес определения от 31.05.2023 и 26.06.2023 об участии в судебном заседании посредством веб-конференции представителя истца (индивидуального предпринимателя Лобачева Николая Федоровича) и ответчика.
Установлено, что в назначенное время представитель индивидуального предпринимателя Лобачева Николая Федоровича Корзун М.А. подключение к судебному заседанию, проводимому путем веб-конференции, не обеспечил. Наличие технических сбоев в работе системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) со стороны суда не установлено.
В судебное заседание не явились представители Кулагина Александра Геннадьевича, Овчинникова Ильи Юрьевича, ООО "Гелиос", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства.
Суд рассматривает дело в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.
От истца в материалы дела поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который судом апелляционной инстанции рассмотрен и приобщен к материалам дела.
После возвращения из совещательной комнаты, зафиксировано онлайн-соединение с представителем индивидуального предпринимателя Лобачева Николая Федоровича - Корзун М.А. по доверенности от 03.03.2023.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании приказа департамента от 30.05.2019 N 1010 "О заключении с обществом с ограниченной ответственностью "Гелиос" договоров аренды на земельные участки из земель особо охраняемых территорий и объектов с кадастровыми номерами 23:33:0108004:7, 23:33:0108004:8, 23:33:0108004:9, 23:33:0108004:13, 23:33:0108004:491, 23:33:0000000:4412, 23:33:0000000:4415. 23:33:0000000:4418 расположенные в муниципальном образовании Туапсинский район" департаментом имущественных отношений Краснодарского края и обществом с ограниченной ответственностью "ГЕЛИОС" заключен договор от 10.06.2019 N 0000006778 аренды земельного участка из земель особо охраняемых территорий и объектов с кадастровым номером 23:33:0000000:4418 площадью 44 249 кв. м, имеющего адрес: Краснодарский край, Туапсинский район, Небутскос сельское поселение, курорт Небуг, санаторий им. 1 Мая, предназначенный для строительства и эксплуатации курортного комплекса.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 10.06.2019, о чем в ЕГРН внесена регистрационная запись N 23:33:0000000:4418-23/013/2020-7.
03 июня 2020 года между ООО "Гелиос" (Сторона N 1) и Лобачевым Н.Ф (Сторона N 2), Кулагиным А.Г. (Сторона N 3) заключено соглашение о передаче (уступке) прав и обязанностей по которому Сторона N 1 передала Сторонам N 2, N 3 права и обязанности по договору аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения N 0000006778 от 10.06.2019.
07 сентября 2020 года Лобачевым Н.Ф. (Сторона N 1), Кулагиным А.Г. (Сторона N 2) осуществлена уступка части принадлежащих им арендных прав Овчинниковым И.Ю. (Сторона N 3), в том числе обязанность по оплате арендных прав, в соответствии с которым права и обязанности по договору аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения N 0000006778 от 10.06.2019 будут распределяться между всеми сторонами.
Указанный земельный участок первоначально входил в состав земельного участка, принадлежащего ООО "Курортно-производственное объединение Юг".
В соответствии с приказом департамента от 23.12.2004 N 173-з "О предоставлении в аренду ООО "Курортно-производственное объединение Юг" земельного участка в Туапсинском районе" между департаментом и ООО фирма "Курортно-производственное объединение Юг" заключен договор аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения от 23.12.2004 N 0000000753, в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования.
Согласно п. 1.1. договора, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель особо охраняемых природных территорий площадью 273 833 кв. м с кадастровым номером 23:33:0000000:0036, расположенный по адресу: Туапсинский район, курорт Небуг (п. Майский) для курортного строительства.
В соответствии с пунктом 2.1 договора, приложению N 1 к договору, арендная плата определяется на основании базовой ставки, коэффициента целевого использования, площади земельного участка.
В соответствии с договором об уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 30.12.2204 все права и обязанности арендатора по договору перешли ООО "Гелиос".
B последующем земельный участок с кадастровым номером 23:33:0000000:0036 был разделен, в результате раздела образован, в том числе земельный участок с кадастровым номером 23:33:0000000:4418.
Вышеуказанные обстоятельства установлены судами при рассмотрении дел NA32-43409/2017, N А32-12931/2018, с участием предыдущего арендатора ООО "Гелиос" и арендодателя - ДИО КК.
Истцы считают, что земельный участок с кадастровым номером 23:33:0000000:4418 расположен во второй зоне округа санитарной охраны курортов Туапсинского района.
С учетом изложенного, независимо от механизма изменения арендной платы, предусмотренного договором, новый размер арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (а также государственная собственность на которые не разграничена), подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта или с указанной в данном акте даты.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истцов в суд с настоящими исковыми требованиями.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со статьей 36 Конституции Российской Федерации, пункта 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли на территории Российской Федерации является платным.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок определения размера арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливаются органами местного самоуправления.
Статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование.
В соответствии со статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить арендную плату, порядок, условия и сроки внесения которой определяются договором аренды. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
По смыслу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом положений статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы.
Стороны договора обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, и участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
По смыслу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом положений статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 З Земельного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" и действующее с 04.08.2009, далее - Постановление N 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно вышеприведенной правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, принципы, закрепленные в Постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Поскольку договор аренды между сторонами заключен после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, арендная плата по нему является регулируемой (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции от 25.01.2013).
Изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения в текст договоров подобных изменений. Внесение сторонами иных изменений в договор аренды не может препятствовать применению новых нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета.
В силу пункта 3.4.1 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 "О правилах определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края" вступил в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на официальном сайте администрации Краснодарского края http: // admkrai.krasnodar.ru - 21.03.2016), регулирующего с 01.04.2016 вопросы расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, арендная плата рассчитывается в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, ограниченного в обороте, право аренды на который переоформлено с права постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-КЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" Туапсинский район признан курортом регионального значения.
До вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 406-ФЗ) статьи 95 Земельного кодекса и статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов включались в перечень земель особо охраняемых природных территорий, а сами лечебно- оздоровительные местности и курорты - к категориям особо охраняемых природных территорий.
Статьей 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ) курорт определялся как освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Статьями 2, 6 Закона N 406-ФЗ из понятия курорта исключено слово "природная", земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов исключены из перечня земель особо охраняемых природных территорий, а сами лечебно-оздоровительные местности и курорты - из категорий особо охраняемых природных территорий. Вместе с тем, особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу закона N 406-ФЗ, в силу его п. 3. ст. 10, сохранились в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу закона N 406-ФЗ.
Из приведенной нормы прямо следует, что созданная до вступления в силу закона особо охраняемая природная территория, сохраняет свой статус на будущее время. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15.07.2010 N 1059-О отметил недопустимость отчуждения в частную собственность земельных участков в составе особо охраняемых территорий и объектов.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что основанием для отказа в приобретении в собственность земельных участков является их ограничение в обороте.
Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Аналогичный запрет закреплен и статье 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим, Кодексом и другими федеральными законами (часть 2 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Преюдициальная связь судебных актов арбитражных судов обусловлена указанным свойством обязательности как элемента законной силы судебного акта, в силу которой в процессе судебного доказывания суд не должен дважды устанавливать один и тот же факт в отношениях между теми же сторонами. Иной подход означает возможность опровержения опосредованного вступившим в законную силу судебным актом вывода суда о фактических обстоятельствах другим судебным актом, что противоречит общеправовому принципу определенности, а также принципам процессуальной экономии и стабильности судебных решений (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2007 N 2-П).
При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
Таким образом, избранный способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты. Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд, являются: установление наличия у истца, принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения права истца именно ответчиком.
Как уже было указано ранее, регулирование арендной платы за земельные участки осуществляется в нормативном порядке, посредством принятия уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, которое влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Судом отмечено, что избранный истцами способ защиты соответствует содержанию и характеру нарушенного права и направлен на реальное восстановление указанного права, путем обязания департамента, уклоняющегося во внесудебном порядке, осуществить перерасчет размера арендной платы, на основании нормативно закрепленной органом исполнительной власти ставки.
Спорный земельный участок относится к землям особо охраняемых территорий, соответственно, данный земельный участок ограничен в обороте.
Действующей с 01.03.2015 редакцией пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ закреплено, что в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах 1,5% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте. Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
В силу пункта 3.4.1 Порядка N 121, регулирующего с 01.04.2016 вопросы расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, арендная плата рассчитывается в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, ограниченного в обороте, право аренды на который переоформлено с права постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, для исчисления арендной платы на земельный участок с кадастровым номером 23:33:0000000:4418 подлежит применению пункт 3.4 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121. Размер годовой арендной платы спорных земельных участков должен определяться с применением ставки арендной платы 1,5 процента.
По результатам разрешения спора суд правомерно удовлетворил исковые требования предпринимателей, доводы апелляционной жалобы департамента надлежит отклонить
При этом, суд учитывает, что аналогичная правовая позиция с участием этих же предпринимателей и департамента изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.01.2023 по делу N А32-1988/2022.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.04.2023 по делу N А32-970/2022 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
Я.Л. Сорока |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-970/2022
Истец: Кулагин А.Г., Лобачев Н.Ф., Овчинников И.Ю.
Ответчик: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: ООО "Гелиос"