г. Саратов |
|
03 июля 2023 г. |
Дело N А12-34383/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Комнатной Ю.А., Степуры С.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бессоновой С.Е.
при участии в судебном заседании представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда Цюбенко В.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2023 N 24,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Богомаза Евгения Александровича на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 апреля 2023 года по делу N А12-34383/2022 (судья Щетинин П.И.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Богомаза Евгения Александровича (ОГРНИП 314344322600069, ИНН 344305388237)
заинтересованные лица: Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (400094, г. Волгоград, ул. 51-й Гвардейской, д. 38, ОГРН 1043400306223, ИНН 3443077223), Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (400005, г. Волгоград, пр-кт Ленина, д. 90, ОГРН 1043400221127, ИНН 3442075551),
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратился индивидуальный предприниматель Богомаз Евгений Александрович (далее - ИП Богомаз Е.А., налогоплательщик, заявитель) с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (далее - ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда, Инспекция, налоговый орган) от 17.10.2022 N 2600.
Решением суда первой инстанции от 10 апреля 2023 года в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Богомаз Е.А. обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Налоговый орган возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, предоставленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
ИП Богомаз Е.А. и Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее - УФНС России по Волгоградской области, Управление) явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке статьи 186 АПК РФ, путём направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 18 мая 2023 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых и не явившихся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, выслушав представителя налогового органа, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа в признании недействительным оспариваемого решения Инспекции в части предложения уплатить недоимку по налогу.
Из материалов дела следует, что с 14 августа 2014 года ИП Богомаз Е.А. в соответствии с нормами главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения (далее - УСН) с объектом налогообложения "доходы" и применением налоговой ставки в размере 4 %.
ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгоград проведена камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации за 2021 год по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, представленной ИП Богомазом Е.А. 21 апреля 2022 года (т.1 л.д.93-96).
По результатам проверки декларации Инспекцией составлен акт налоговой проверки от 19.08.2022 N 2376 (т.1 л.д.86-89), на который предпринимателем представлены возражения (т.1 л.д.85).
17 октября 2022 года Инспекцией вынесено решение N 2600 о привлечении ИП Богомаза Е.А. к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 484 руб. Кроме того, указанным решением заявителю доначислен налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, в размере 25 0141 руб., а также пени за несвоевременную уплату налога в сумме 40 500,98 руб. (т.1 л.д.71-79).
Пунктом 3.2 указанного решения налогоплательщику предложено уплатить указанные в пункте 3.1 решения недоимку, пени и штрафы.
Основанием для начисления ИП Богомазу Е.А. спорной суммы налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, соответствующих сумм пени и штрафа явился вывод инспекции о неправомерном применении налогоплательщиком пониженной ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2021 год в размере 4 %, установленной Законом Волгоградской области от 10.02.2009 N 1845-ОД "О ставке налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения", принятым Волгоградской областной Думой 29.01.2009 (далее - Закон Волгоградской области N 1845-ОД), в редакции Закона Волгоградской области от 26.12.2020 N 135-ОД.
Не согласившись с принятым решением, предприниматель обжаловал его в УФНС России по Волгоградской области, а также оспорил его в судебном порядке, указывая на правомерность применения налоговой ставки 4 % при исчислении подлежащего к уплате налога.
Впоследствии решением УФНС России по Волгоградской области от 07.02.2023 N 1 решение ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгоград от 17.10.2022 N 2600 о привлечении ИП Богомаза Е.А. к налоговой ответственности в части начисления пени в размере 40 500,98 руб., а также штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 484 руб. отменено (т.1 л.д.109-110) в связи с наличием у предпринимателя переплаты по налогу, покрывающей сумму доначислений.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о законности и обоснованности принятого налоговым органом решения, поскольку предоставленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о неправомерном применении налогоплательщиком ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2021 год в размере 4 %, установленной Законом Волгоградской области N 1845-ОД.
Согласно доводам апелляционной жалобы предпринимателем соблюдаются условия для возможности применения ставки 4 % в рамках реализации Закона Волгоградской области N 1845-ОД. Расчёт по страховым взносам должен быть исходя из среднесписочной численности работников (2 человека), средний размер выплат которым в 2021 году составил больше размера минимальной заработной платы в Волгоградской области. Кроме того, отказывая в удовлетворении заявленных требований в полном объёме, судом первой инстанции не учтено, что оспариваемое решение Инспекции в части начисления предпринимателю сумм пени и штрафа отменено решением Управления, вынесенным уже в ходе судебного разбирательства.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части отказа в признании недействительным оспариваемого решения Инспекции в части предложения уплатить недоимку по налогу. Судом первой инстанции не учтено, что на момент вынесения Инспекцией оспариваемого решения у налогоплательщика имелась переплата по налогу, следовательно, задолженность перед бюджетом по данному налогу отсутствовала. В связи с этим возложение на предпринимателя обязанности повторно уплатить в бюджет начисленную оспариваемым решением сумму налога является неправомерным.
В остальной части решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 НК РФ УСН применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Частью 1 статьи 346.15 НК РФ определено, что налогоплательщики при определении объекта налогообложения по УСН учитывают следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьёй 249 НК РФ и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьёй 250 НК РФ.
Согласно части 1 статьи 346.20 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 %. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона Волгоградской области N 1845-ОД (в ред. Закона Волгоградской области от 26.12.2020 N 135-ОД) ставки налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, устанавливаются на 2021 год в следующих размерах:
4 % - в случае, если объектом налогообложения являются доходы;
10 % - в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Указанные в настоящей части ставки налога применяются для налогоплательщиков, соответствующих одновременно следующим требованиям:
1) среднесписочная численность работников за 2021 год составляет:
для организаций, зарегистрированных до 31 декабря 2020 года включительно, - не менее двух человек и не менее 80 % от среднесписочной численности работников, отражённой организацией в сведениях о среднесписочной численности за 2020 год, предоставляемых в налоговый орган, а для организаций, зарегистрированных с 1 января 2021 года, - не менее двух человек;
для индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных до 31 декабря 2020 года включительно, - не менее одного человека и не менее 80 % от среднесписочной численности работников, отражённой индивидуальным предпринимателем в сведениях о среднесписочной численности за 2020 год, предоставляемых в налоговый орган, а для индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных с 1 января 2021 года, - не менее одного человека;
2) средний размер начисленных в 2021 году ежемесячных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц составляет не ниже размера минимальной заработной платы в Волгоградской области для внебюджетного сектора экономики на 2021 год, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Волгоградской области.
Расчёт среднего размера начисленных в 2021 году ежемесячных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц (Ср) производится по следующей формуле:
* - сумма выплат и иных вознаграждений, признаваемых объектом обложения страховыми взносами в соответствии со статьёй 420 НК РФ, с которых в 2021 году исчислены страховые взносы;
К - количество физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральным законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования, с выплат и вознаграждений которым в 2021 году исчислены страховые взносы;
П - 12 месяцев, а для налогоплательщиков, зарегистрированных после 1 января 2021 года, - количество полных месяцев осуществления деятельности, начиная с даты государственной регистрации налогоплательщиков.
Частью 8 статьи 1 Закона Волгоградской области N 1845-ОД определено, что налоговые ставки, установленные настоящей статьёй, подлежат применению налогоплательщиками, применяющими УСН, если иное не установлено пунктами 1.1 и 2.1 статьи 346.20 НК РФ.
В соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Волгоградской области (заключено 26.06.2019 N РС-71/19) минимальная заработная плата в Волгоградской области устанавливается для внебюджетного сектора экономики - в размере 1,3 величины прожиточного минимума трудоспособного населения Волгоградской области за второй квартал предыдущего года.
Согласно Закону Волгоградской области от 25.07.2005 N 1091-ОД "О прожиточном минимуме в Волгоградской области" (ред. от 09.10.2019), а также постановлению Администрации Волгоградской области от 14.08.2020 N 480-п "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Волгоградской области за второй квартал 2020 года", величина прожиточного минимума на второй квартал 2020 года установлена в размере 10 892 руб.
Таким образом, минимальная заработная плата в Волгоградской области в 2021 году составляла 14 160 руб. (10 892 * 1,3).
В соответствии с данными расчётов по страховым взносам среднесписочная численность работников в 2020 году составляла 2 человека, в 2021 году 2 человека, что составляет 100 % от среднесписочной численности работников в 2020 году.
Таким образом, налогоплательщик соответствовал требованиям пункта 1 части 7 статьи 1 Закона Волгоградской области N 1845-ОД.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что соответствовал и требованиям пункта 2 части 7 статьи 1 Закона Волгоградской области N 1845-ОД, поскольку расчёт по страховым взносам должен быть произведён исходя из среднесписочной численности работников (2 человека), средний размер выплат которым в 2021 году составил больше размера минимальной заработной платы в Волгоградской области.
Согласно расчёту предпринимателя в 2021 году сумма выплат и иных вознаграждений, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, в соответствии со статьёй 240 НК РФ, с которых в 2021 году исчислены страховые взносы составила - 340 864 руб., среднесписочная численность - 2 человека, количество физических лиц, подлежащих обязательному страхованию - 3 человека, поскольку в апреле 2021 года Никуйко Д.С. уволился по собственному желанию, а в июне 2021 года Арустамян А.А. принят на должность юриста на условиях неполного рабочего дня, оплата указанному сотруднику исчислялась пропорционально отработанному времени.
Согласно утверждённому ИП Богомаз Е.А. штатному расписанию размер окладов сотрудников выше величины минимального размера оплаты груда по Волгоградской области, а заработная плата рассчитывается пропорционально отработанному времени (т.1 л.д.61-62).
Таким образом, фактически количество физических лиц составило 3 человека, но среднесписочная численность работников - 2 человека.
Доводы предпринимателя о необходимости расчёта по страховым взносам исходя из среднесписочной численности работников (2 человека) отклонены судом апелляционной инстанции как несостоятельные, поскольку основаны на неверном толковании формулы, приведённой в пункте 2 части 7 статьи 1 Закона Волгоградской области N 1845-ОД.
Исходя из буквального толкования, в показателе К данной формулы указывается количество физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральным законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования, с выплат и вознаграждений которым в 2021 году исчислены страховые взносы, и не предусматривается расчёт количества физических лиц иным способом, в том числе исходя из среднесписочной численности работников налогоплательщика.
Кроме того, при расчёте среднего размера начисленных в 2021 году ежемесячных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц по приведённой формуле фактически отработанное сотрудниками в течение года время также не учитывается.
Учитывая изложенное, расчёт должен быть произведён исходя из фактического количества работавших у предпринимателя физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, - 3 человека.
Исходя из данных показателей, средний размер начисленных в 2021 году ежемесячных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц предпринимателя составил 9 468 руб. (ср. = 340 864 / 3 / 12 = 9 468 руб.).
Данный показатель ниже установленной минимальной заработной платы в Волгоградской области в 2021 году на 4 692 руб. (14 160 руб. - 9 468 руб.).
Таким образом, выводы налогового органа о несоответствии налогоплательщика требованиям пункта 2 части 7 статьи 1 Закона Волгоградской области N 1845-ОД являются верными.
Следовательно, ввиду отсутствия совокупности условий, установленных частью 7 статьи 1 Закона Волгоградской области N 1845-ОД, у ИП Богомаза Е.А. отсутствует право на применение пониженной налоговой ставки 4 % в 2021 году по налогу, уплачиваемого в связи с применением УСН.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о неправомерном применении налогоплательщиком ставки 4 % для исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН по объекту налогообложения "доходы".
Учитывая изложенное, налог за 2021 год, уплачиваемый предпринимателем в связи с применением УСН, по объекту налогообложения "доходы" должен быть рассчитан исходя из установленной частью 1 статьи 346.20 НК РФ налоговой ставки в размере 6 %.
Согласно расчёту налогового органа подлежащая уплате в бюджет сумма налога составила 750 423,42 руб. (12 507 057 * 6 %).
В декларации заявителя заявлен подлежащий уплате налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, с применением налоговой ставки 4 % - 500 282 руб.
Следовательно, занижение предпринимателем исчисленной им суммы налога составило 250 141 руб.
В пункте 3.2 оспариваемого решения Инспекция предложила налогоплательщику уплатить указанную сумму налога, а также начисленную на него сумму пени, штрафа.
Между тем, Инспекцией не учтено, что в 2021 году ИП Богомаз Е.А. вносил авансовые платежи по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, по объекту налогообложения "доходы" за 1, 2 и 3 кварталы 2021 года в общей сумме 699 629 руб., что подтверждено платёжными поручениями от 05.04.2021 N 28 на сумму 687 223 руб., от 14.07.2021 N 48 на сумму 3 792 руб. и от 12.10.2021 N 62 на сумму 8 614 руб. (т.1 л.д.49-51).
В связи с этим на дату вынесения оспариваемого решения (17.10.2022) по данным лицевого счёта налогоплательщика у него имелась переплата в размере 295 682,43 руб. Учитывая наличие в бюджете данной переплаты, перекрывающей сумму занижения им налога, ИП Богомазом Е.А. обязанность по уплате налогов считается исполненной, что отражено в решении УФНС России по Волгоградской области от 07.02.2023 N 1 (т.1 л.д.109-110).
Поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом в части уплаты данного конкретного налога, основания для начисления пени, а также привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ отсутствовали.
Выводы суда первой инстанции об обратном являются неверными, противоречащими обстоятельствам и материалам дела, что повлекло принятие неправильного решения в указанной части.
Учитывая изложенное, возложение на предпринимателя обязанности повторно уплатить в бюджет начисленную оспариваемым решением сумму налога является неправомерным, в связи с чем в данной части решение суда первой инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ подлежит отмене ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что отказывая в удовлетворении заявленных требований в полном объёме, судом первой инстанции не учтено, что оспариваемое решение Инспекции в части начисления предпринимателю сумм пени и штрафа отменено решением Управления, вынесенным уже в ходе судебного разбирательства.
Между тем, на момент принятия судом обжалуемого решения оспариваемое решение Инспекции оценивалось судом с учётом решения УФНС России по Волгоградской области от 07.02.2023 N 1, то есть только в части доначисления предпринимателю суммы налога, поскольку в части начисления штрафа и пени оспариваемый акт уже был отменён Управлением.
Судебная коллегия отмечает, что расчёт подлежащего уплате в бюджет суммы налога произведён налоговым органом верно. Следовательно, в указанной части и решение Инспекции, и решение суда первой инстанции, являются законными и обоснованными, апелляционную жалобу в данной части следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ и разъяснениями, данными в пункте 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", судебные расходы на уплату государственной пошлины, понесённые заявителем за рассмотрение дела в суде первой инстанции и за рассмотрение апелляционной жалобы, подлежат взысканию с Инспекции в пользу предпринимателя.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 апреля 2023 года по делу N А12-34383/2022 отменить в части отказа в признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда от 17.10.2022 N 2600 в части предложения уплатить недоимку по налогу.
Принять по делу в указанной части новый судебный акт.
Признать недействительным пункт 3.2 решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда от 17.10.2022 N 2600.
В остальной части решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 апреля 2023 года по делу N А12-34383/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (ОГРН 1043400306223, ИНН 3443077223) в пользу индивидуального предпринимателя Богомаза Евгения Александровича (ОГРНИП 314344322600069, ИНН 344305388237) расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции в размере 300 рублей и расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 150 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-34383/2022
Истец: Богомаз Евгений Александрович
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ДЗЕРЖИНСКОМУ РАЙОНУ Г. ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: УФНС по Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
03.05.2024 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2272/2024
15.09.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7697/2023
03.07.2023 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4309/2023
10.04.2023 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-34383/2022