город Томск |
|
4 июля 2023 г. |
Дело N А67-2801/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Зайцевой О.О., |
|
|
Кривошеиной С.В., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С. (до перерыва), секретарем Полевый В.Н. (после перерыва) рассмотрел по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции дело N А67-2801/2022 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Верхнекетский ЛПК" (634024, г. Томск, 2-ой поселок ЛПК, 111, стр. 5, ОГРН 1037000084912, ИНН 7017064460) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (634003, г. Томск, ул. Пушкина, 34/1, ОГРН 1047000304823, ИНН 7017107837) о признании незаконным решений от 26 октября 2022 N КУВД-001/2022-5008406/8 и КУВД-001/2022- 5007649/8,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации города Томска; Департамента управления муниципальной собственностью Администрации города Томска
При участии в судебном заседании:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованного лица: Кащеева А.Д., представитель по доверенности от 09.01.2023, удостоверение (после перерыва); Лыхина Л.Л., представитель по доверенности от 11.01.2023, паспорт (после перерыва);
от Департамента управления муниципальной собственностью Администрации города Томска: Федоров И.А., представитель по доверенности от 16.05.2022, удостоверение;
от Администрации города Томска: без участия (извещен);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Верхнекетский ЛПК" (далее - ООО "ВЛПК", ООО "Верхнекетский ЛПК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением (уточненным, определение суда от 17.05.2022) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее - Управление Росреестра по Томской области, управление, ответчик) в соответствии с которым просит суд: Признать незаконным решение N N КУВД-001/2022-50008406/2, КУВД-001/2022-5007649/1 от 22.02.2022 о приостановлении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области в государственной регистрации перехода права собственности ООО "Верхнекетский ЛПК" (ИНН 7017064460, ОГРН 1037000084912) в отношении объектов недвижимости: - Установка для антисептирования пиломатериала - сооружение, кадастровый номер: 70:21:0100004:4519, расположенное по адресу: г. Томск, ЛПК 2-й поселок, 111, стр. 88; - Железнодорожный тупик N 19 - сооружение, кадастровый номер: 70:21:0100004:4515, расположенное по адресу: г. Томск, ЛПК 2-й поселок, 111, стр. 87. Обязать Управление Федеральной службы государств иной регистрации, кадастра и картографии по Томской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Верхнекетский ЛПК" (ИНН 7017064460, ОГРН 1037000084912) путем повторного рассмотрения заявления и осуществления регистрационных действий в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218 "О государственной регистрации недвижимости".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Томска.
Определением суда принято уточнение требований, в соответствии с которым просит суд: Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области об отказе в государственной регистрации от 26 октября 2022 N КУВД-001/2022-5008406/8 и КУВД-001/2022- 5007649/8 в отношении объектов недвижимости: - Установка для антисептирования пиломатериала - сооружение, кадастровый номер: 70:21:0100004:4519, расположенное по адресу: г. Томск, ЛПК 2-й поселок, 111, стр. 88; - Железнодорожный тупик N 19 - сооружение, кадастровый номер: 70:21:0100004:4515, расположенное по адресу: г. Томск, ЛПК 2-й поселок, 111, стр. 87. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Верхнекетский ЛПК" (ИНН 7017064460, ОГРН 1037000084912) путем совершения действий по регистрации права собственности (перехода прав) на объекты недвижимости: - Установка для антисептирования пиломатериала - сооружение, кадастровый номер: 70:21:0100004:4519, расположенное по адресу: г. Томск, ЛПК 2-й поселок, 111, стр. 88; - Железнодорожный тупик N 19 - сооружение, кадастровый номер: 70:21:0100004:4515, расположенное по адресу: г. Томск, ЛПК 2-й поселок, 111, стр. 87.
Решением суда от 20.01.2023 суд признал незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области об отказе в государственной регистрации прав от 26 октября 2022 N КУВД-001/2022-5008406/8 и КУВД-001/2022-5007649/8, вынесенные отношении объектов недвижимости: - Установка для антисептирования пиломатериала - сооружение, кадастровый номер: 70:21:0100004:4519, расположенное по адресу: г. Томск, ЛПК 2-й поселок, 111, стр. 88; - Железнодорожный тупик N 19 - сооружение, кадастровый номер: 70:21:0100004:4515, расположенное по адресу: г. Томск, ЛПК 2-й поселок, 111, стр. 87. Обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Верхнекетский ЛПК" путем совершения действий по регистрации права собственности (перехода прав) в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством, на объекты недвижимости: - Установка для антисептирования пиломатериала - сооружение, кадастровый номер: 70:21:0100004:4519, расположенное по адресу: г. Томск, ЛПК 2-й поселок, 111, стр. 88; - Железнодорожный тупик N 19 - сооружение, кадастровый номер: 70:21:0100004:4515, расположенное по адресу: г. Томск, ЛПК 2-й поселок, 111, стр. 87. С Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области в пользу ООО "Верхнекетский ЛПК" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области подана апелляционная жалоба, в которой, заинтересованное лицо, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований, апеллянт ссылается на допущенные судом первой инстанции нормы материального, процессуального права, несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, что право собственности продавца не было зарегистрировано, переход права собственности невозможен до момента признания права собственности в судебном порядке.
Так же в суд апелляционной инстанции поступила апелляционная жалоба лица, не привлеченного к участию в деле, Департамента управления муниципальной собственностью Администрации города Томска, в которой Департамент просит решение суда первой инстанции отменить, перейти к рассмотрению дела по правилам первой инстанции, привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент управления муниципальной собственностью Администрации города Томска. Апеллянт полагает решение суда первой инстанции незаконным и не обоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что обратившись в суд с настоящим иском, общество действовало недобросовестно, а его действия направлены на обход преюдициальной силы судебного акта по делу N А67- 7253/2014. Фактически, в результате вынесенного судебного акта по делу N А67-2801/22 судебный акт по делу N А67-7253/2014 стал неисполним. При этом, действующего правообладателя земельного участка, уполномоченный орган местного самоуправления в сфере муниципальной собственностью, к участию в деле суд не привлек, чем нарушил его права. Регистрация за обществом объектов недвижимости противоречит обязанностям Общества в рамках судебного акта по делу N А67-7253/2014, делает его неисполнимым, создает правовую коллизию, а именно после того, как договор был расторгнут, а Общество обязали вернуть участок, последнее приобретает правовые основания для предоставления этого самого участка.
ООО "Верхнекетский ЛПК" в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонило, просит оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
В судебном заседании представители поддержали свои правовые позиции.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заявителя, третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзывы, пояснения, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, перешел к рассмотрению дела, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции (часть 6.1 статьи 268 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "Верхнекетский ЛПК" зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1037000084912, ИНН 7017064460.
09.02.2022 ООО "ВЛПК" обратилось в МФЦ с заявлением о переходе права собственности на объекты недвижимости: - Установка для антисептирования пиломатериала - сооружение, кадастровый номер: 70:21:0100004:4519, расположенное по адресу: г. Томск, ЛПК 2-й поселок, 111, стр. 88; - Железнодорожный тупик N 19 - сооружение, кадастровый номер: 70:21:0100004:4515, расположенное по адресу: г. Томск, ЛПК 2-й поселок, 111, стр. 87. Вместе с указанными заявлениями обществом представлены следующие документы: доверенность на имя Осипова А.В. от 21.08.2019 б/н, договор купли-продажи имущества от 30.01.2003 б/н, платежные поручения от 07.02.2022 NN 20, 21.
Уведомлениями N N КУВД-001/2022-50008406/2, КУВД-001/2022-5007649/1 от 22.02.2022 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области приостановило государственную регистрации перехода права собственности ООО "Верхнекетский ЛПК".
Уведомлениями от 26.10.2022 N N КУВД-001/2022-5008406/8 и КУВД-001/2022- 5007649/8, Управление Росреестра по Томской области сообщило об отказе в государственной регистрации права собственности в отношении объектов недвижимости: - Установка для антисептирования пиломатериала - сооружение, кадастровый номер: 70:21:0100004:4519, расположенное по адресу: г. Томск, ЛПК 2-й поселок, 111, стр. 88; - Железнодорожный тупик N 19 - сооружение, кадастровый номер: 70:21:0100004:4515, расположенное по адресу: г. Томск, ЛПК 2-й поселок, 111, стр. 87.
Полагая, что решения Управления Росреестра по Томской области от 26.10.2022 N N КУВД-001/2022-5008406/8 и КУВД-001/2022-5007649/8 об отказе в государственной регистрации права собственности не соответствует законодательству Российской Федерации и нарушают права и законные интересы, ООО "ВЛПК" обратилось в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает заявление не подлежащим удовлетворению, при этом исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Согласно части 2 статьи 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. В соответствии с частью 1 статьи 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Частью 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если Федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
- документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
- документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно статье 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 названного Закона. Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Как следует из материалов дела, в качестве документа основания на государственную регистрацию прав представлен договор купли-продажи имущества от 30.01.2003 года, заключенный между Акционерным обществом открытого типа "Томский ЛПК" (далее - АООТ "Томский ЛПК") в лице конкурсного управляющего Балацкого ЮА. (продавец) и Общество с ограниченной ответственностью "Верхнекетский ЛПК" (покупатель) в лице директора Мануйлова Владимира Юрьевича, согласно которого продавец обязуется передать, а покупатель принять в собственность имущество, перечисленное в приложении 1 и приложении 2.
Однако, согласно сведениям ЕГРН, в отношении заявленного объекта недвижимости (объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, п. ЛПК 2-й, 111, стр. 88, Сооружение - Установка для антисептирования пиломатериала; объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, п. ЛПК 2-й, 111, стр. 87, Железнодорожный тупик N 19), право собственности продавца - Акционерное общество открытого типа "Томский ЛПК" не зарегистрировано.
Согласно ответу на запрос в реестре регистрации права собственности Томского отделения Восточно-Сибирского филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на 03.09.1998 сведения о зарегистрированном праве на указанные объекты отсутствуют.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) следует, что Продавец - АООТ "Томский ЛПК" прекратило свою деятельность 09.06.2005 в связи с ликвидацией юридического лица по решению суда.
Пунктом 9 статьи 15 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в случае ликвидации юридического лица или исключения недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц на момент подачи заявления о государственной регистрации перехода права собственности продавца, являющегося юридическим лицом, право собственности которого на отчуждаемый объект недвижимости зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, государственная регистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости осуществляется на основании заявления покупателя и выписки из единого государственного реестра юридических лиц, подтверждающей внесение в этот реестр записи о ликвидации данного юридического лица или исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, а также предусмотренных договором купли-продажи документов, подтверждающих исполнение сторонами договора своих обязательств (в том числе по полной уплате цены договора, по передаче объекта недвижимости).
Таким образом, регистрация права в случае ликвидации юридического лица - продавца возможна на основании заявления покупателя и выписки из единого государственного реестра юридических лиц, подтверждающей внесение в этот реестр записи о ликвидации данного юридического лица, но при условии, что право собственности этого продавца на отчуждаемый объект недвижимости зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
В этой связи, поскольку данное условие обществом не соблюдено, документ, подтверждающий регистрацию права продавца на объект недвижимости не представлен, у регистрирующего органа имелись основании для приостановления государственной регистрации до устранения причин, препятствующих ее осуществлению, а впоследствии, для отказа в государственной регистрации.
Как следует из материалов дела, в оспоренном уведомлении, Управление указывало об избрании ненадлежащего способа защиты общества ввиду: отсутствия у заявителя правоустанавливающего документа на объект заявленный к государственному кадастровому учета и государственной регистрации права; невозможности оценки иных доказательств наличия возникновения права в совокупности (инвентарные карточки, ведомости амортизации, свидетельские показаний и т.д.) при обжаловании действий решений государственного органа.
Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости доказывания путем подачи искового заявления о признании права собственности либо установлении факта включения в план приватизации спорного объекта.
Заявитель ссылается, что спорные объекты были приватизированы АООТ "Томский ЛПК" (имеется акт приватизации) и право собственности на такие объекты будет считаться как ранее возникшее право. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
Однако, заявитель не учел следующее.
Ранее возникшим считается право, которое возникло до 31 января 1998 г., то есть до даты вступления в силу Закона о регистрации N 122-ФЗ (часть 1 статьи 69 Закона о регистрации).
Право собственности, возникшее до указанной даты, считается юридически действительным и при отсутствии его госрегистрации. Следовательно, в обязательном порядке регистрировать его не нужно, можно зарегистрировать по своему желанию (часть 1 статьи 69 Закона о регистрации).
Однако, регистрация ранее возникшего права обязательна в следующих случаях (часть 3 статьи 69 Закона о регистрации):
- при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом - то есть если совершена сделка с недвижимостью, права на которую возникли до 31 января 1998 г., например договор купли-продажи или аренды. В таком случае регистрация производится одновременно с госрегистрацией перехода права на объект недвижимости либо с регистрацией сделки;
- при внесении сведений о таких объектах недвижимости как о ранее учтенных в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если с заявлением о внесении сведений о соответствующем объекте недвижимости как о ранее учтенном обратился правообладатель объекта недвижимости. В указанном случае заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Таким образом, регистрация ранее возникшего права в настоящем случае обязательна.
Как ранее изложено, в качестве документа основания на государственную регистрацию прав представлен договор купли-продажи имущества от 30.01.2003, заключенный между АООТ "Томский ЛПК" в лице конкурсного управляющего Балацкого Ю.А. (продавец), действующего на основании решения Арбитражного суда Томской области от 18.12.2000 (дело N А67-1047/00), и ООО "Верхнекетский ЛПК" (покупатель) в лице директора Мануйлова Владимира Юрьевича, согласно которого продавец обязуется передать, а покупатель принять в собственность имущество, перечисленное в приложении 1 и приложении 2.
При этом, как обоснованно ссыалется Управление по договору от 23.04.2003, заключенному между Фондом государственного имущества Томской области в лице председателя Доценко Тамары Ивановны, действующей на основании Устава (поверенный) и ОАО "Томский лесопромышленный комбинат" в лице арбитражного управляющего Балацкого Юрия Андреевича, действующего на основании решения Арбитражного суда Томской области от 18.12.2000 (дело N А67-1047/00) (доверитель), доверитель поручает, а поверенный берет на себя обязательство по проведению аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи имущества, принадлежащего ОАО "Томский ЛПК", в том числе, п. 32 - тупик ж/д N 19, п. 153 - установка для антисептирования пиломатериала (спорные объекты) (которые уже были проданы ООО "Верхнекетский ЛПК" по договору купли-продажи от 30.01.2003).
Как верно указал представитель Управления в договоре купли-продажи имущества от 30.01.2003 имеются противоречия, а именно:
- цена договора (п. 2.1) составляет 832693 руб., однако, п. 3.1 порядок оплаты цены содержит меньшую сумму: 150 000 руб. - до 25 января 2003, 82814 руб. - до 28 февраля 2003, 199879 руб. - до 31 марта 2003 (итого - 432693 руб).
- до 25 января 2003, до 28 февраля 2003, до 31 марта 2003 - вышеперечисленные суммы не поступали.
Согласно платежным поручениям N 790 от 26.03.2003 и N 926 от 10.04.2003 оплата в размере 432693 и 400000 была произведена 26.03.2003 и 10.04.2003.
- согласно п. 3.3 договора - изменение сроков промежуточных платежей допускается только по письменному соглашению сторон.
Однако в рассматриваемом случае никакого соглашения ООО "Верхнекетский ЛПК" не представлено.
- согласно п. 4.1, 4.2 договора при поступлении второго платежа передается имущество по Приложению 2 (сооружения - спорные объекты), срок передачи 5 дней с момента оплаты. Полная оплата произведена 10.04.2003.
Вместе с тем, акт приема-передачи имущества от 29.09.2003.
Согласно п. 5.2 договора в случае просрочки в оплате Покупатель обязан оплатить неустойку в размере 0,1 % от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки до момента окончательного расчета.
Заявителем так же не было представлено доказательство оплаты неустойки с 01.04.2003 по 10.04.2003.
Согласно п. 6 договора купли-продажи имущества от 30.01.2003 право собственности на сооружения (спорные объекты) переходит к покупателю (ООО "Верхнекетский ЛПК") с момента государственной регистрации.
С учетом изложенного, ссылка заявителя на ранее возникшее право продавца не состоятельна.
Как указало Управление, предмет договора неясен, а из плана приватизации невозможно идентифицировать спорные объекты.
Кроме того, платежным поручением от N 926 10.04.2003 400000 руб. произведена оплата по договору купли-продажи недвижимого имущества N б-н от 31.01.2003, а не от 30.01.2003 за ООО "Верхнекетский ЛПК" по письму N б-н от 26.02.2003.
Письмо от 26.02.2003 также не идентифицирует объекты, за которые происходит оплата.
Суд апелляционной инстанции соглашается, с позицией Управления, что не представлено доказательств, что оплата производится за спорные объекты, в плане приватизации более 260 объектов.
С учетом изложенного, что при указанных обстоятельствах можно сделать вывод, что есть иной собственник спорных объектов, который выиграл аукцион по продаже права на заключение договора купли-продажи спорных объектов. Следовательно, имеется спор о праве, разрешая который необходимо установить результаты аукциона, а также лицо, с которым заключен договор купли-продажи на спорные объекты.
В порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество (пункт 56 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Кроме того, суд апелляционной инстанции находит необходимым указать следующее, что в рассматриваемом случае необходимо учитывать, что земля под объектами недвижимости (установка для антисептирования пиломатериала - сооружение, кадастровый номер: 70:21:0100004:4519, расположенное по адресу: г. Томск, ЛПК 2-й поселок, 111, стр. 88; железнодорожный тупик N 19 - сооружение, кадастровый номер: 70:21:0100004:4515, расположенное по адресу: г. Томск, ЛПК 2-й поселок, 111, стр. 87) является неразграниченной государственной собственностью.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации") органами местного самоуправления.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции установлено, что решением Арбитражного суда Томской области от 27.01.2015 по делу N А67-7253/2014 суд постановил: расторгнуть договор аренды земельного участка N ТО-21-16198 от 01.09.2006, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "Верхнекетский ЛПК" (ИНН 7017064460, ОГРН 1037000084912); общество с ограниченной ответственностью "Верхнекетский ЛПК" (ИНН 7017064460, ОГРН 1037000084912) обязанно в течение десяти календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу передать по акту приема-передачи Муниципальному образованию "Город Томск" в лице Департамента управления муниципальной собственностью Администрации города Томска земельный участок общей площадью 5 112 кв.м с кадастровым номером 70:21:010004:0369, расположенный по адресу: г. Томск, ул. 2-й поселок ЛПК, 111/26.
Определением Арбитражного суда Томской области от 19.04.2023 по делу N А67-7253/2014 суд определил: установить, что в соответствии с решением Арбитражного суда Томской области от 27.01.2015 по делу N А67-7253/2014 подлежит передаче взыскателю земельный участок общей площадью 5 112 кв.м с кадастровым номером 70:21:0100004:369, расположенный по адресу: Томская область, г. Томск, ул. 2-й поселок ЛПК, 111/26; с общества с ограниченной ответственностью "Верхнекетский ЛПК" (ИНН 7017064460, ОГРН 1037000084912) в пользу Департамента управления муниципальной собственностью Администрации города Томска взыскана судебная неустойка за неисполнение решения Арбитражного суда Томской области от 27.01.2015 по делу N А67-7253/2014 в части передачи земельного участка в размере 2 500 рублей за каждый календарный день просрочки исполнения, начиная с даты принятия судебного акта о присуждении судебной неустойки по дату фактического исполнения решения в части передачи земельного участка Департаменту управления муниципальной собственностью Администрации города Томска.
Следовательно, заслуживает внимания суда позиция заинтересованного и третьего лица о том, что действия ООО "Верхнекетский ЛПК" направлены на обход преюдициальной силы вышеуказанных судебных актов по делу N А67-7253/2014.
Фактически, в результате вынесенного судебного акта по делу N А67-2801/2022, судебные акты по делу N А67-7253/2014 стали неисполнимыми.
Как указал Департамент регистрация за ООО "Верхнекетским ЛПК" объектов недвижимости противоречит обязанностям ООО "Верхнекетский ЛПК" в рамках судебных актов по делу N А67-7253/2014 и делает их неисполнимыми, а также порождает у ООО "Верхнекетский ЛПК" право обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке статьи 39.20 ЗК, что в свою очередь создает правовую коллизию - спустя 8 лет после того, как договор был расторгнут, а общество обязали вернуть участок, последнее приобретает правовое основание для предоставления этого самого участка.
Кроме того, в определении Арбитражного суда Томской области от 09.10.2019 об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Томской области по делу N А67- 7253/2014 до 09.10.2020 судом установлено, что должник в обоснование заявления об отсрочке исполнения судебного акта указал, что на территории земельного участка предоставленного по договору аренды N ТО-21-16198 от 01.09.2006, произошел пожар по повышенному номеру сложности. Поскольку мероприятия по устранению последствий пожара требуют значительного количества времени, людских ресурсов, материальных затрат, просит предоставить отсрочку исполнения судебного акта сроком на один год.
С учетом изложенного, необходимо установить, существуют ли спорные объекты, что возможно только в рамках в гражданского судопроизводства, а не в административного, что еще раз доказывает о выбранном заявителем ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Так, согласно заявлению ООО "Верхнекетский ЛПК" от 14.08.2019 по делу N А67-7253/2014 об отсрочке исполнения судебного акта 20.05.2019 на территории земельного участка сгорели деревянные, металлические конструкции технологической площадки... Также на стр. 2 отмечено: "В настоящее время ООО "ВЛПК" не может возвратить земельный участок в том виде, в котором он получил от взыскателя (участок был свободен от какого-либо имущества, строений и пр.).
Указанное свидетельствует, о том, что спорные объекты - жд тупик и установка для антисептирования не находились на земельном участке по состоянию на 2006 год. Согласно договора N ТО-21-16198 аренды земельного участка от 01.09.2006 МО "город Томск" предоставляет ООО "Верхнекетский ЛПК" в аренду земельный участок для организации технологической площадки для переработки леса.
Кроме того, согласно пояснениям Департамента, в ходе исполнительного производства непосредственно от истца органами ФССП была получена следующая информация, отраженная в информационном письме УФССП России по Томской области N 7900. Согласно тексту письма, ответчик не исполнял решение суда, постановления ФССП, в связи, с чем был оштрафован в сумме на 460 000 руб. Директору общества трижды вручалось предупреждение об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
Как указано в письме, у директора были истребованы пояснения по делу, из которых следует: "На земельном участке велась производственная деятельность и расположены основные производственные фонды предприятия. В 2019 году произошел пожар, в результате которого нанесен большой ущерб железнодорожному тупику и установке антисептирования материалов. На данный момент объект полностью восстановлены, предполагается их постановка на кадастровый учет, получение права собственности, как единый недвижимый комплекс и последующий выкуп земельного участка. Все работы планировалось завершить до 01.10.2020. Однако в связи с пандемией все действия существенно замедлились. Получена телефонограмма Мануйловой Е.С. (директор общества) о том, что в настоящее время объекты, расположенные на земельном участке, поставлены на кадастровый учет, готовятся документы на регистрацию права собственности, после регистрации земельного участка будет выкуплен у администрации и оформлен в собственность.
26.07.2019 департаментом было произведено обследование земельного участка, на котором расположены регистрируемые объекты, в рамках заявления общества об отсрочке исполнения судебного акта об освобождении земельного участка.
Департаментом было установлено, что по состоянию на 26.07.2019 на части земельного участка находятся обгоревшие металлоконструкции, работает экскаватор по расчистке территории, земельный участок не огорожен.
Согласно акта обследования МБУ "Томский городской центр инвентаризации и учета" земельного участка от 07.04.2021 установлено: на земельном участке расположены: одноэтажное строение (обшито профлистом), часть одноэтажного деревянного строения, козловой кран, железобетонные блоки и складирование пиломатериалов.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции находит заслуживающим внимание доводы Управления и Департамента, что в рассматриваемом случае ссылаться на ранее возникшее право в настоящем споре представляется невозможным, поскольку это уже не объекты 1974 и 1978 года, а новые, после пожара возведенные/реконструированные/после капитального ремонта в отсутствие разрешительной документации, - что также подлежит установлению в рамках гражданского судопроизводства.
Вместе с тем, все перечисленные действия в соответствии с положениями ГрК РФ совершаются исключительно в разрешительном порядке на основании разрешения органа местного самоуправления (статья 51, статья 52 ГрК РФ). При этом также следует отметить, что в рамках ходатайства об отсрочке исполнения решения суда по делу N А67-7253/2014 истец указывал на то, что объекты были уничтожены, в рамках исполнительного производства они уже повреждены и восстановлены.
Таким образом, оценив представленные доказательства, доводы сторон, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае требования общества по существу сводятся к признанию права собственности либо установлении факта включения в план приватизации спорных объектов, по убеждению коллегии, избранный заявителем способ защиты является ненадлежащим, так как спор о праве не может быть рассмотрен в порядке главы 24 АПК РФ, в связи, с чем в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано в полном объеме.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ. В связи с отказом в удовлетворении требований судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в размере 6000 руб. относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 6.1 статьи 268, статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 20.01.2023 по делу N А67-2801/2022 отменить.
В удовлетворении заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью "Верхнекетский ЛПК" (634024, г. Томск, 2-ой поселок ЛПК, 111, стр. 5, ОГРН 1037000084912, ИНН 7017064460) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области об отказе в государственной регистрации от 26 октября 2022 N КУВД-001/2022-5008406/8 и КУВД-001/2022- 5007649/8 отказать в полном объеме.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-2801/2022
Истец: ООО "Верхнекетский ЛПК"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области
Третье лицо: Администрация города Томска, Депаратмент управления муниципальной собственностью (департамент недвижимости) администрации г. Томска, Осипов Андрей Владимирович