г. Челябинск |
|
05 июля 2023 г. |
Дело N А76-6552/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жернакова А.С.,
судей Камаева А.Х., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой С.П.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Дом.РФ" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.04.2023 по делу N А76-6552/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества "Дом.РФ" - Жуков Андрей Анатольевич (паспорт, доверенность от 28.04.2022, срок действия на два года, диплом),
Администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области - Валитова Розалия Игоревна (паспорт, доверенность от 10.03.2022, срок действия на три года, диплом).
Акционерное общество "Дом.РФ" (далее - истец, АО "Дом.РФ") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (далее - ответчик, Администрация) об обязании принять в муниципальную собственность муниципального образования Кременкульское сельское поселение Сосновского муниципального района Челябинской области земельные участки с кадастровыми номерами 74:19:1203001:3046, 74:19:1203001:3044, 74:19:1203001:3038, 74:19:1203001:3035, 74:19:1203001:3021, 74:19:1203001:3028, 74:19:1203001:3026, расположенные по адресу: Челябинская область, Сосновский район, п. Западный.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее - МТУ Росимущества), акционерное общество АПРИ "Флай Плэнинг" (далее - АО АПРИ "Флай Плэнинг"), общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Флай Плэнинг Привилегия" (далее - ООО "СЗ "Флай Плэнинг Привилегия"), Администрация Сосновского муниципального района Челябинской области (далее - Администрация Сосновского района), общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Флай Плэнинг Партнерс" (далее - ООО "СЗ "Флай Плэнинг Партнерс"), общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Флай Плэнинг" (далее - ООО "СЗ "Флай Плэнинг"), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра).
В период рассмотрения спора Администрацией заявлено о признании иска в части принятия в муниципальную собственность муниципального образования Кременкульское сельское поселение Сосновского муниципального района Челябинской области земельных участков с кадастровыми номерами 74:19:1203001:3044, 74:19:1203001:3038, 74:19:1203001:3028, 74:19:1203001:3026, расположенных по адресу: Челябинская область, Сосновский район, п. Западный (т. 4 л.д. 136).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 13.04.2023 (резолютивная часть от 06.04.2023) исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал Администрацию принять в муниципальную собственность муниципального образования Кременкульское сельское поселение Сосновского муниципального района Челябинской области земельные участки с кадастровыми номерами 74:19:1203001:3044, 74:19:1203001:3038, 74:19:1203001:3035, 74:19:1203001:3021, 74:19:1203001:3028, 74:19:1203001:3026, расположенные по адресу: Челябинская область, Сосновский район, п. Западный, в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу. В удовлетворении остальной части исковых требований судом отказано.
С указанным решением суда в части отказа в удовлетворении иска в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:19:1203001:3046, не согласилось АО "Дом.РФ" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда первой инстанции отменить в обжалуемо й части, принять по делу новый судебный акт об обязании принять в муниципальную собственность муниципального образования Кременкульское сельское поселение Сосновского муниципального района Челябинской области земельный участок с кадастровым номером 74:19:1203001:3046, расположенный по адресу: Челябинская область, Сосновский район, п. Западный.
В апелляционной жалобе ее податель указал, что решение суда первой инстанции в части отказа в обязании ответчика принять в муниципальную собственность земельный участок с кадастровым номером 74:19:1203001:3046 не соответствует императивным положениям части 4 статьи 16.3 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Закон N 161-ФЗ); отказывая в удовлетворении исковых требований в отношении земельного участка, на котором расположен пруд, суд пришел к неверному выводу, что часть 4 статьи 16.3 Закона N 161-ФЗ не предусматривает обязанность органа местного самоуправления принять в муниципальную собственность водный объект. Ссылаясь на положения статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), апеллянт полагал, что права на водный объект следуют за правами на земельный участок, на котором расположен водный объект, в связи с чем вопреки выводам суда у ответчика не могла возникать обязанность принять отдельно водный объект без земельного участка; права на водный объект следуют за правами на земельный участок, на котором расположен водный объект, в связи с чем поскольку частью 4 статьи 16.3 Закона N 161-ФЗ предусмотрена обязанность ответчика принять в муниципальную собственность земельный участок, само по себе расположение на нем пруда не может стать основанием для отказа в обязании принять земельный участок в муниципальную собственность.
Апеллянтом также указано, что в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной постановлением Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 29.12.2016 N 2240, спорный земельный участок расположен в границах, планируемых (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования, в силу чего и императивных требований статьи 16.3 Закона N 161-ФЗ органы местного самоуправления обязаны принять земельный участок в собственность муниципального образования Кременкульское сельское поселение Сосновского муниципального района Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители третьих лиц не явились.
В отсутствии возражений представителей истца и ответчика, в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся третьих лиц.
В судебном заседании от Администрации поступило письменное мнение на апелляционную жалобу, которое после заслушивания позиции Администрации было приобщено к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, установлено судом первой инстанции, АО "Дом.РФ" является единым институтом развития в жилищной сфере, выступает агентом Российской Федерации и от своего имени совершает юридические и иные действия, в том числе сделки, с находящимися в федеральной собственности земельными участками и иными объектами недвижимого имущества.
Между Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (арендодатель) и ООО "Речелстрой" (арендатор) по итогам аукциона были заключены договоры аренды земельного участка для их комплексного освоения в целях жилищного строительства N ДЗ-58 от 24.04.2014, N ДЗ-60 от 24.04.2014, N ДЗ-62 от 24.04.2014 (далее также - договоры, т. 1 л.д. 12-43), согласно п. 1.1 которых арендодатель обязуется предоставить за плату во временное владение и пользование, а арендатор обязуется принять земельные участки, относящиеся к категории земель "земли населённых пунктов", вид разрешенного использования земельных участков "для комплексного освоения в целях жилищного строительства", расположенные по адресу: Челябинская область, Сосновский район, п. Западный: с кадастровым номером 74:19:1203001:404, общей площадью 236 028 кв.м; с кадастровым номером: 74:19:1203001:407, общей площадью 199 694 кв.м; с кадастровыми номерами 74:19:1203001:405 и 74:19:1203001:409, общей площадью 230 588 кв.м.
В соответствии с Законом N 161-ФЗ земельные участки с кадастровыми номерами 74:19:1203001:404. 74:19:1203001:405, 74:19:1203001:407, 74:19:1203001:409, расположенные по адресу: Челябинская область, Сосновский район, п. Западный, по итогам аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства с учетом последующих переуступок были предоставлены АО АПРИ "Флай Плэнинг" и ООО "Специализированный застройщик "Флай Плэнинг Привилегия" для реализации проекта по жилищному строительству, в том числе строительству жилья экономического класса.
Впоследствии на основании договора уступки прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства от 01.04.2015 все права и обязанности ООО "Речелстрой" по договорам аренды земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства N ДЗ-58 от 24.04.2014, N ДЗ-60 от 24.04.2014, N ДЗ-62 от 24.04.2014 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 74:19:1203001:404. 74:19:1203001:405, 74:19:1203001:407, 74:19:1203001:409 были переданы в пользу ООО АПРИ "Флай Плэнинг" (т. 1 л.д. 115-117).
В рамках комплексного освоения земельных участков с кадастровыми номерами 74:19:1203001:404, 74:19:1203001:405, 74:19:1203001:407, 74:19:1203001:409 по результатам межевания в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной постановлением Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 31.07.2018 N 2207 "Об утверждении документации по планировке и межеванию территории, расположенной в 270 м от ориентира по направлению на северо- запад от пос. Терема (кадастровый номер 74:19:1201001:6)" и постановлением Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 29.12.2016 N 2240 "Об утверждении документации по планировке и межеванию территории земельных участков с кадастровыми номерами 74:19:1203001:404, 74:19:1203001:403, 74:19:1203001:405, 74:19:1203001:409, 74:19:1203001:406, 74:19:1203001:407, 74:19:1203001:408 в пос. Западный Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области" были образованы, в том числе, следующие 7 земельных участков с видом разрешенного использования "территория общего пользования (скверы)" с кадастровыми номерами: 74:19:1203001:3046, площадью 12 644 кв.м; 74:19:1203001:3044, площадью 113 кв.м; 74:19:1203001:3038, площадью 3 750 кв.м; 74:19:1203001:3035, площадью 14 077 кв.м; 74:19:1203001:3021, площадью 5 851 кв.м; 74:19:1203001:3028, площадью 9 583 кв.м; 74:19:1203001:3026, площадью 824 кв.м.
Впоследствии ООО АПРИ "Флай Плэнинг" было реорганизовано путем преобразования в АО АПРИ "Флай Плэнинг".
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 23.06.2016 N 221-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" с 01.09.2016 все права и обязанности Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства по договору переданы Акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" (после смены наименования - АО "Дом.РФ").
18.04.2019 права арендатора по договору перешли от АО АПРИ "Флай Плэнинг" к ООО "Специализированный застройщик "Флай Плэнинг Партнерс" на основании акта приема-передачи имущественных прав, вносимых в качестве дополнительного вклада в уставный капитал.
Согласно выписке из протокола заседания правления АО "Дом.РФ" (заочное голосование) N 6/42 от 05.08.2019, на основании части 5 статьи 3, подпункта "г" пункта 9 части 1 стать 12.2 Закона N 161-ФЗ правлением АО "Дом.РФ" было принято решения о передаче 7-ми спорных земельных участков в собственность муниципального образования Кременкульское сельское поселение Сосновского муниципального района Челябинской области (т. 1 л.д. 54-59).
Письмами от 29.03.2017 N 3347-ДФ, от 22.05.2019 N 6242-ДФ, от 19.08.2019 N 10492-ДФ АО "ДОМ.РФ" обращалось к Администрации с требованием о подписании акта приемки земельных участков в муниципальную собственность (т. 1 л.д. 78, 83 оборот, 90 оборот).
В ответ на письма истца, Администрация письмами от 12.05.2017 N 601, от 07.07.2019 N 949, от 06.09.2021 N 1930 указала, что не имеет возможности подтвердить свои полномочия по принятию земельных участков в муниципальную собственность (т. 1 л.д. 74-75).
В письме от 25.08.2020 N 13764-АА АО "Дом.РФ" повторно обратилось к Администрации с требованием о подписании акта приемки земельных участков кадастровыми номерами 74:19:1203001:3046, 74:19:1203001:3044, 74:19:1203001:3038, 74:19:1203001:3035, 74:19:1203001:3021, 74:19:1203001:3028, 74:19:1203001:3026 и их принятии в муниципальную собственность, подробно изложив свою позицию (т. 1 л.д. 76-77), однако требования АО "Дом.РФ" не были удовлетворены.
Ссылаясь на то, что отказ в принятии спорного имущества в муниципальную собственность не соответствует требованиям действующего законодательства, АО "Дом.РФ" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Частично удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, с учетом частичного признания иска пришел к выводу, что в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной постановлением Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 29.12.2016 N 2240, земельные участки расположены в границах, планируемых (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования, в силу императивных требований статьи 16.3 Закона N 161-ФЗ Администрация обязана принять земельные участки в собственность муниципального образования Кременкульское сельское поселение Сосновского муниципального района Челябинской области. С учетом установленного обстоятельства расположения на земельном участке с кадастровым номером 74:19:1203001:3046 водного объекта - пруда суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований в части данного земельного участка, посчитав, что часть 4 статьи 16.3 Закона N 161-ФЗ не предусматривает обязанности органа местного самоуправления принять в муниципальную собственность водный объект; что размещение водного объекта на спорном земельном участке не соответствует виду разрешенного использования земельного участка.
Проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой истцом части, оценив доводы апелляционной жалобы истца, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
На основании пункта 1 статьи 214 и пункта 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Согласно статье 1 Закона N 161-ФЗ настоящий закон регулирует отношения, возникающие между Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее - фонд РЖС), органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Целями деятельности фонда РЖС являются содействие развитию жилищного строительства, иному развитию территорий, развитию объектов инженерной инфраструктуры (в том числе объектов инфраструктуры связи), объектов социальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, производства строительных материалов, изделий, конструкций для жилищного строительства и содействие созданию промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов в целях формирования благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, в том числе безопасных и благоприятных условий проживания для всех категорий граждан (часть 1 статьи 3 Закона N 161-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 3 Закона N 161-ФЗ основными задачами фонда РЖС является оказание содействия развитию рынка земельных участков, предоставляемых для жилищного строительства, земельных участков, предоставляемых для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе жилищное строительство, земельных участков, предоставляемых в целях иного строительства, земельных участков, предоставляемых для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе иное строительство, а также содействия стимулированию развития рынка жилья (пункт 1); оказание содействия стимулированию строительства жилых помещений, которые соответствуют условиям отнесения к жилью экономического класса, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (подпункт 1.1).
Федеральным законом от 24.11.2014 N 356-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2015 внесены изменения в Закон N 161-ФЗ, предусматривающие прекращение права собственности фонда РЖС на переданные ему в качестве имущественного взноса Российской Федерации земельные участки и иные объекты недвижимого имущества и возникновение на них права собственности Российской Федерации.
В связи с чем фонд РЖС выступает агентом Российской Федерации и от своего имени совершает юридические и иные действия, в том числе сделки с находящимися в федеральной собственности земельными участками.
Указанные изменения выражены во вновь введенной в действие в Закон N 161-ФЗ с 01.01.2015 части 2.1 статьи 3 Закона N 161-ФЗ.
Согласно статье 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единый институт развития в жилищной сфере - акционерное общество, учрежденное Российской Федерацией в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации об Агентстве ипотечного жилищного кредитования.
Все акции являющегося единым институтом развития в жилищной сфере Агентства ипотечного жилищного кредитования находятся в собственности Российской Федерации.
Единый институт развития в жилищной сфере осуществляет свою деятельность в целях содействия проведению государственной жилищной политики, развитию жилищной сферы, в том числе за счет привлечения в нее инвестиций, повышению доступности жилья и созданию комфортных условий для проживания граждан Российской Федерации, формированию благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, а также повышению эффективности управления в жилищной сфере.
С 01.09.2016 Федеральным законом от 23.06.2016 N 221-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" внесены изменения в Закон N 161-ФЗ, согласно которым понятие "института развития" (фонд РЖС) заменено на понятие "единый институт развития в жилищной сфере деятельности".
В статье 14 Федерального закона от 23.06.2016 N 221-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" определен порядок перехода прав и обязанностей фонда РЖС к единому институту развития в жилищной сфере, ликвидации фонда РЖС. Права и обязанности Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, созданного в соответствии с Законом N 161-ФЗ по решению задач и осуществлению функций, предусмотренных данным Федеральным законом, переходят к указанному в Федеральном законе от 13.07.2015 N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единому институту развития в жилищной сфере.
Из предусмотренных Законом N 161-ФЗ целей развития жилищного строительства, в том числе комплексного, оказываемого государством содействия в этой сфере, следует, что при реализации мер содействия преследуется, в том числе публичный интерес, так как в рамках обязательств по комплексному жилищному строительству подлежат созданию социально значимые объекты, задействуются земельные участки публичной собственности, в рассматриваемом случае - федеральной.
Из материалов дела следует, что между Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (арендодатель) и ООО "Речелстрой" (арендатор) по итогам аукциона были заключены договоры аренды земельного участка для их комплексного освоения в целях жилищного строительства N ДЗ-58 от 24.04.2014, N ДЗ-60 от 24.04.2014, N ДЗ-62 от 24.04.2014, согласно п. 1.1 которых арендодатель обязуется предоставить за плату во временное владение и пользование, а арендатор обязуется принять земельные участки, относящиеся к категории земель "земли населённых пунктов", вид разрешенного использования земельных участков "для комплексного освоения в целях жилищного строительства", расположенные по адресу: Челябинская область, Сосновский район, п. Западный: с кадастровым номером 74:19:1203001:404, общей площадью 236 028 кв.м; с кадастровым номером: 74:19:1203001:407, общей площадью 199 694 кв.м; с кадастровыми номерами 74:19:1203001:405 и 74:19:1203001:409, общей площадью 230 588 кв.м.
В рамках комплексного освоения земельных участков с кадастровыми номерами 74:19:1203001:404. 74:19:1203001:405, 74:19:1203001:407, 74:19:1203001:409 по результатам межевания в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной постановлением Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 31.07.2018 N 2207 "Об утверждении документации по планировке и межеванию территории, расположенной в 270 м от ориентира по направлению на северо- запад от пос. Терема (кадастровый номер 74:19:1201001:6)" и постановлением Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 29.12.2016 N 2240 "Об утверждении документации по планировке и межеванию территории земельных участков с кадастровыми номерами 74:19:1203001:404, 74:19:1203001:403, 74:19:1203001:405, 74:19:1203001:409, 74:19:1203001:406, 74:19:1203001:407, 74:19:1203001:408 в пос. Западный Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области" были образованы, в том числе, следующие 7 земельных участков с видом разрешенного использования "территория общего пользования (скверы)" с кадастровыми номерами: 74:19:1203001:3046, площадью 12 644 кв.м; 74:19:1203001:3044, площадью 113 кв.м; 74:19:1203001:3038, площадью 3 750 кв.м; 74:19:1203001:3035, площадью 14 077 кв.м; 74:19:1203001:3021, площадью 5 851 кв.м; 74:19:1203001:3028, площадью 9 583 кв.м; 74:19:1203001:3026, площадью 824 кв.м.
Согласно выписке из протокола заседания правления АО "Дом.РФ" (заочное голосование) N 6/42 от 05.08.2019, на основании части 5 статьи 3, подпункта "г" пункта 9 части 1 стать 12.2 Закона N 161-ФЗ правлением АО "Дом.РФ" было принято решения о передаче земельных участков в собственность муниципального образования Кременкульское сельское поселение Сосновского муниципального района Челябинской области (т. 1 л.д. 54-59).
АО "ДОМ.РФ" неоднократно обращалось к Администрации с требованием о подписании акта приемки земельных участков в муниципальную собственность, на которые получала отказ в виду того, что Администрация не имеет возможности подтвердить свои полномочия по принятию земельных участков в муниципальную собственность.
Согласно части 1 статьи 16.3 Закона N 161-ФЗ подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность земельные участки единого института развития (в том числе одновременно с расположенными на них объектами недвижимого имущества):
1) занятые объектами регионального или местного значения, находящимися в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, либо предназначенные в соответствии с документами территориального планирования, документацией по планировке территории для размещения таких объектов;
2) расположенные в границах планируемых (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования, а также занятые находящимися в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности объектами обустройства территорий общего пользования;
3) занятые находящимися в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности и необходимыми для обеспечения образовательной деятельности в государственных или муниципальных образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях общежитиями либо предназначенные в соответствии с документами территориального планирования, документацией по планировке территории для размещения таких общежитий.
В соответствии с частью 4 статьи 16.3 Закона N 161-ФЗ после утверждения документации по планировке территории в границах земельных участков единого института развития органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления обязаны принять земельные участки, которые образованы из этих земельных участков единого института развития, предназначены для размещения объектов регионального или местного значения, общежитий, необходимых для обеспечения образовательного процесса в государственных или муниципальных образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях, и (или) расположены в границах планируемых (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования, соответственно в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в месячный срок с даты обращения единого института развития о передаче земельных участков единого института развития.
Таким образом, как было верно указано судом первой инстанции, часть 4 статьи 16.3 Закона N 161-ФЗ не является диспозитивной, а по сути устанавливает обязанность органов местного самоуправления принять в муниципальную собственность земельные участки, образованные в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, предназначенные для размещения объектов местного значения и (или) расположенные в границах планируемых АО "Дом.РФ" (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования, в месячный срок с даты обращения об их передаче.
Как следует из документации по планировке территории и подтверждается, в том числе самой Администрацией в ее ответе на обращение АО "Дом.РФ", 7 спорных земельных участков были поставлены на кадастровый учет с видом разрешенного использования - для общего пользования (скверы) как расположенные на территории общего пользования.
В рамках подготовленной документации по планировке территории арендуемый земельный участок с кадастровым номером: 74:19:1203001:404 был разделен на несколько земельных участков, в том числе, отдельно выделены спорные земельные участки с кадастровыми номерами: 74:19:1203001:3044 и 74:19:1203001:3046 с назначением по документации по планировке территории и видом разрешенного использования "территория общего пользования".
В соответствии с дополнительным соглашением N 1 от 31.03.2017 арендатору предоставлены только 2 земельных участка общей площадью 1 183 кв.м и 819 кв.м., также образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 74:19:1203001:404. Иные образованные участки были исключены из аренды, поскольку на основании решения Правления АО "АИЖК" (АО "Дом.РФ") N 6/08 от 17.03.2017 и решения Правления АО "ДОМ.РФ" N 6/42 от 05.08.2019 были переданы в муниципальную собственность Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области и Сосновского муниципального района Челябинской области.
На предоставленных в аренду земельных участках застройщиком было осуществлено строительство всех объектов недвижимости, предусмотренных документацией по планировке территории. Договор прекратил свое действие в связи с исполнением обязательств по комплексному освоению арендованных участков (в соответствии с дополнительным соглашением N 1 от 31.03.2017 к договору) и осуществлению строительства объектов, предусмотренных ДПТ в полном объеме.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в случае, если в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены иные основания и (или) иной порядок их передачи в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации, передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном соответствующим федеральным законом.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации именно Закон N 161-ФЗ регулирует отношения, возникающие между единым институтом развития в жилищной сфере, органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также устанавливает особенности осуществления единым институтом развития в жилищной сфере деятельности, в том числе и регламентирует специальный порядок передачи земельных участков.
Ввиду этого, порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность на основании ходатайства/заявления о передаче земельного участка от главы муниципального образования в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, предусмотренный ст. 39.31 ЗК РФ, на который ссылается ответчик в отзыве и письмах, имеющихся в материалах дела, как верно указано судом первой инстанции не подлежит применению в части тех земельных участков, в отношении которых единым институтом развития в жилищной сфере реализован иной порядок передачи по статье 16.3 Закона N 161-ФЗ.
Материалами дела не подтверждено наличие на передаваемых земельных участках объектов недвижимого имущества, также не подтверждено и отсутствие улучшений земельных участков на момент принятия истцом решений о безвозмездной передаче земельных участков. Кроме того, принятые АО "АИЖК" (АО "Дом.РФ") решения о передаче объектов в муниципальную собственность никем не оспаривались в порядке действующего законодательства РФ.
Как указано судом первой инстанции, принимая во внимание, что в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной постановлением Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 29.12.2016 N 2240, земельные участки расположены в границах, планируемых (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования, в силу императивных требований статьи 16.3 Закона N 161-ФЗ органы местного самоуправления обязаны принять земельные участки в собственность муниципального образования Кременкульское сельское поселение Сосновского муниципального района Челябинской области.
Кроме этого, согласно подпункту части 1 статьи 16.3 Закона N 161-ФЗ земельные участки единого института развития, которым является АО "Дом.РФ", расположенные в границах планируемых (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования, а также занятые находящимися муниципальной собственности объектами обустройства территорий общего пользования (площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами и другими объектами) безвозмездно передаются в муниципальную собственность земельных участков единого института развития (в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества).
В соответствии с частью 4 статьи 16.3 Закона N 161-ФЗ после утверждения документации по планировке территории в границах земельных участков единого института развития органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления обязаны принять земельные участки, которые образованы из этих земельных участков единого института развития, предназначены для размещения объектов регионального или местного значения, общежитий, необходимых для обеспечения образовательного процесса в государственных или муниципальных образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях, и (или) расположены в границах планируемых (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования, соответственно в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в месячный срок с даты обращения единого института развития о передаче земельных участков единого института развития.
Таким образом, указанная норма устанавливает обязанность органов местного самоуправления принять в муниципальную собственность земельные участки, образованные в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, предназначенные для размещения объектов местного значения и (или) расположенные в границах, планируемых АО "Дом.РФ" (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования, в месячный срок со дня обращения об их передаче.
Как было указано ранее земельные участки с видом разрешенного использования "для общего пользования (скверы)" расположены на территории общего пользования.
Согласно заключению кадастрового инженера ООО "Консалт-недвижимость Плюс" Петровской Е.О. от 22.09.2022 (т. 4 л.д. 75-85) объекты - площадки для занятия спортом, детские игровые площадки, спортивный стадион - не относятся к объектам недвижимого имущества в понимании статьи 130, 131 ГК РФ (доказательств иного не представлено), требование о передаче указанных объектов в муниципальную собственность в рамках настоящего дела не заявлено. В то же время, какой-либо технической документации, подтверждающей возведение и размещение данных объектов с соблюдением строительно-технических, санитарных обязательных нормативных требований, требований безопасности, истцом и третьими лицами в ходе рассмотрения настоящего дела не представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные исковые требования в части обязания принять в муниципальную собственность муниципального образования Кременкульское сельское поселение Сосновского муниципального района Челябинской области земельные участки с кадастровыми номерами 74:19:1203001:3044, 74:19:1203001:3038, 74:19:1203001:3035, 74:19:1203001:3021, 74:19:1203001:3028, 74:19:1203001:3026, расположенные по адресу: Челябинская область, Сосновский район, п. Западный, в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу, являются обоснованными, подтверждены материалами дела.
В указанной части решение суда первой инстанции не обжалуется (часть 5 статьи 268 АПК РФ).
В части обязания принять в муниципальную собственность муниципального образования Кременкульское сельское поселение Сосновского муниципального района Челябинской области земельный участок с кадастровым номером 74:19:1203001:3046, расположенный по адресу: Челябинская область, Сосновский район, п. Западный, в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу, апелляционный суд находит, что суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения на основании следующего.
Из содержания частей 1, 3, 4 статьи 16.3 Закона N 161-ФЗ следует, что обязанности органов местного самоуправления принять в муниципальную собственность земельные участки, образованные в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, предназначенные для размещения объектов местного значения и (или) расположенные в границах планируемых АО "Дом.РФ" (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования, не возникает, если на земельных участках, образованных в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, располагаются объекты, не перечисленные в части 1 статьи 16.3 Закона N 161-ФЗ.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было установлено, что на спорном земельном участке с кадастровым номером 74:19:1203001:3046 расположен водный объект - пруд.
Согласно исследовательской части, представленного в материалы дела заключения кадастрового инженера ООО "Консалт-недвижимость Плюс" Петровской Е.О. от 22.09.2022, на земельном участке с кадастровым номером 74:19:1203001:3046 частично расположен водный объект - пруд.
Из пояснений ООО "СЗ "Флай Плэнинг" следует, что пруд является естественно образованным объектом (сформировался в результате земляных отвалов при строительстве жилых комплексов). Застройщиком было выполнено только его облагораживание (организована пляжная зона, постелена геомембрана, установлены плавающий фонтан и подсветка).
В силу статьи 1 ВК РФ водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Согласно части 1 статьи 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи.
Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (часть 2 статьи 8 ВК РФ).
Таким образом, исходя из совокупного толкования приведенных положений статей 1, 5, 8 ВК РФ, в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц могут находиться только пруды (состоящие из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии), обладающие признаками изолированности и обособленности от других поверхностных водных объектов, то есть не имеющие гидравлической связи с иными водными объектами.
Если пруд не обособлен и не изолирован от других поверхностных водных объектов и имеет с ними гидравлическую связь, он относится к собственности Российской Федерации, в том числе в случае, когда пруд образован на водотоке (реке, ручье, канале) с помощью водонапорного сооружения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" земельные участки, в границах которых расположен пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.
Согласно пункту 2 указанной статьи земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов Российской Федерации.
Как следует из пункта 3 этой же статьи, земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений.
Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов (пункт 4 данной статьи).
С учетом пояснений ООО "СЗ "Флай Плэнинг", факта возведения (создания) пруда в пределах земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, апелляционный суд приходит к выводу, что указанный пруд является собственностью Российской Федерации.
Положениями пункта 3 статьи 8 ВК РФ допускается, что право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.
Однако из материалов дела не следует, что АО "Дом.РФ" или Российской Федерацией в лице иного уполномоченного органа принималось решение о передаче из федеральной собственности не только земельного участка с кадастровым номером 74:19:1203001:3046, но и расположенного на нем пруда.
Кроме того, в силу части 4 статьи 8 ВК РФ пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 настоящей статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.
Вместе с тем, из заключения кадастрового инженера ООО "Консалт-недвижимость Плюс" Петровской Е.О. от 22.09.2022 (т. 4 л.д. 81), из выкопировки из публичной кадастровой карты (т. 3 л.д. 116), усматривается, что выявленный пруд располагается не только на земельном участке с кадастровым номером 74:19:1203001:3046, но также и на смежных с ним земельных участках с кадастровыми номерами 74:19:1203001:3043, 74:19:1203001:404.
То есть, границы земельного участка с кадастровым номером 74:19:1203001:3046 пересекают границы водного объекта, что противоречит нормам водного и земельного законодательства (статья 11.9 ЗК РФ).
Более того, исходя из буквального содержания частей 3, 4 статьи 8 ВК РФ, отчуждение спорного пруда в муниципальную собственность должно сопровождаться одновременной передачей в собственность муниципального образования земельных участков под ним, тогда как решение о передаче в муниципальную собственность смежных земельных участков с кадастровыми номерами 74:19:1203001:3043, 74:19:1203001:404 не принималось. Земельный участок, необходимый для размещения пруда, в установленном порядке не формировался.
В свете этого суд первой инстанции обоснованно заметил, что размещение водного объекта на спорном земельном участке не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, наличие водного объекта не согласовано в документации по планировке территории, иного материалы дела не содержат.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения исковых требований в части обязания Администрации принять в муниципальную собственность муниципального образования Кременкульское сельское поселение Сосновского муниципального района Челябинской области земельный участок с кадастровым номером 74:19:1203001:3046.
Решение суда первой инстанции в обжалуемой истцом части является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой носят необоснованный характер и не опровергают вышеобозначенные обстоятельства, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта по основаниям части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ, относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.04.2023 по делу N А76-6552/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Дом.РФ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.С. Жернаков |
Судьи |
А.Х. Камаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-6552/2022
Истец: АО "ДОМ.РФ"
Ответчик: Администрация Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ СОСНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, АО АПРИ "Флай Плэнинг", МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ МУЩЕСТВОМ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ И КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТЯХ, ООО "СЗ Флай Плэнинг", ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "ФЛАЙ ПЛЭНИНГ ПРИВИЛЕГИЯ", ООО СЗ "Флай Плэнинг Партнерс", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ