г. Челябинск |
|
29 мая 2023 г. |
Дело N А76-25222/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Троицка Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.03.2023 по делу N А76-25222/2022.
В судебном заседании принял участие представитель Пищулиной Галины Ивановны - Сагоконь Д.А. (паспорт, доверенность от 17.02.2016, диплом).
Индивидуальный предприниматель Пищулина Галина Ивановна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Пищулина Г.И.) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Троицка Челябинской области (далее - ответчик, административный орган, Администрация) о признании незаконным постановления административной комиссии города Троицка от 12.07.2022 N 245/2022 о наложении административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.03.2023 постановление Административной комиссии г. Троицка Челябинской области от 12.07.2022 N 245/2022 признано незаконным и отменено.
Администрация (далее также - апеллянт, податель жалобы), не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на наличие в действиях предпринимателя состава вменяемого правонарушения. Отмечает, что судом не учтено, что в Правилах содержания фасадов закреплены установленные места для размещения информации, не являющейся рекламой. При отсутствии утвержденного паспорта фасада здания (сооружения) на таком здании и (или) сооружении неправомерно размещать информацию, не являющуюся рекламой, так как указанные здания и сооружения фактически, в соответствии с Правилами содержания фасадов, являются неустановленным местом, при отсутствии утвержденного паспорта фасада. Кроме того, постановлением Администрации города Троицка Челябинской области от 08.11.2021 N 1760 "Об утверждении формы паспорта фасада зданий и сооружений, расположенных по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. им. братьев Малышевых, д. 39" не только была утверждена форма паспорта фасада здания, но и на Пищулину Г.И. возложена обязанность изготовить паспорт фасада зданий на основании утвержденной формы паспорта фасада зданий или сооружений и согласовать его с Управлением по архитектуре и градостроительству Администрации города Троицка, которая ей не исполнена.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Судом, в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отзыв приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24.05.2022 начальником сектора наружной рекламы Управления по архитектуре и градостроительству Администрации города Троицка Березиной И.Г. в 11 часов 54 минуты составлен Акт осмотра о том, что "на фасаде и ограждении здания, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. им. братьев Малышевых, д. 39 размещены информационные конструкции (в виде электронного табло "Триколортв", "AVON", "Парикмахерская", "Велосипеды", "мебель", "МТС", "Пальто", "Детская одежда", "Современное оборудование", "Займы наличными", "Обувь", "TERRIKON 2) в неустановленном месте.
К акту осмотра приложены две фотографии фасада осмотренного здания.
24.05.2022 специалистом Управления по архитектуре и градостроительству Администрации города Троицка Челябинской области Березиной И.Г. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В этот же день в адрес Пищулиной И.Г. направлено письмо N 3472 о том, что администрацией города Троицка проведена выездная проверка, установлено размещение информации, не являющейся рекламой в неустановленном месте Челябинская область, г. Троицк, ул. им. братьев Малышевых, д. 39. Сообщено, что выявленные факты являются нарушением Правил благоустройства территории города Троицка, утвержденных решением Собрания депутатов города Троицка от 27.09.2012 N 135, в связи с этим Пищулиной Г.И. необходимо явиться 21.06.2022 к 11 часам 00 минут в Администрацию города Троицка для составления протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 N 584-ЗО "Об административных правонарушениях Челябинской области".
21.06.2022 должностным лицом Администрации города Троицка - Макрицкой А.А. - начальником отдела обеспечения градостроительной деятельности Управления по архитектуре и градостроительству Администрации города Троицка в отношении Пищулиной Галины Ивановны составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 N 584-ЗО "Об административных правонарушениях Челябинской области", как следует из протокола пре его составлении не присутствовала ни Пищулина Г.И., ни ее представитель.
23.06.2022 Пищулиной Г.И. по адресу г. Троицк, ул. Рабочая, д. 43, кв. 2 направлены уведомление N 4097 о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении 12.07.2022 в 14 часов 00 минут и протокол об административно правонарушении от 21.06.2022 (исх. от 23.06.2022 N4098).
12.07.2022 до рассмотрения дела об административном правонарушении председателем Административной комиссии города Троицка рассмотрено ходатайство Пищулиной Г.И. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, вынесено определение от N 3/2022 об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства в связи с несостоятельностью указанных в нем доводов.
В соответствии с выпиской из протокола заседания Административной комиссии город Троицка от 12.07.2022 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в отсутствии Пищулиной Г.И., на основании результатов голосования принято решение о назначении Пищулиной Г.И. административного наказания в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
12.07.2022 Административная комиссия в составе 6 членов комиссии вынесла постановление N 245/2022 о рассмотрении дела об административном правонарушении, в соответствии с которым Пищулина Галина Иванова признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 N584-30 "Об административных правонарушениях в Челябинской области" и ей назначен административный штраф в размере 2000 (двух тысяч) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ИП Пищулина Г.И. обратилась в Арбитражный суд Челябинской области.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.
Законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 1.1 КоАП РФ).
К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится в том числе: установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации (пункты 1 - 3, 5 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ).
Административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области, муниципальных нормативных правовых актов и полномочия органов государственной власти Челябинской области в данной сфере устанавливает Закон N 584-ЗО (статья 1 Закона N 584-ЗО).
Пунктом 1 части 1 статьи 28 Закона N 584-ЗО установлено, что составлять протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 3 этого Закона, уполномочены должностные лица органа местного самоуправления.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3 Закона N 584-ЗО, отнесено к подведомственности административных комиссий (часть 3 статьи 32 Закона N 584-ЗО).
Таким образом, протокол составлен Управлением, и дело об административном правонарушении рассмотрено Административной комиссией города Троицка в пределах предоставленных им полномочий.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона N 584-ЗО размещение объявлений и иной информации, не являющейся рекламой, в неустановленных местах, а также самовольное нанесение рисунков и надписей на здания, строения, сооружения, инженерные коммуникации, тротуары, дорожные и иные информационные знаки, другие элементы благоустройства влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 3 Закона N 584-ЗО, является установленный порядок в размещения объявлений и иной информации, не являющейся рекламой на территории муниципальных образований.
Объективную сторону указанного правонарушения образуют деяния (действия или бездействие) субъекта, следствием которых явилось размещение, самовольное нанесение объявлений и иной информации, не являющейся рекламой, в неустановленных местах, а также рисунков и надписей на здания, строения, сооружения, инженерные коммуникации, тротуары, дорожные и иные информационные знаки, другие элементы благоустройства.
Субъектом рассматриваемого правонарушения являются собственники, владельцы зданий и сооружений и иные лица, на которых возложены соответствующие обязанности.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Из содержания оспариваемого постановления по делу о назначении административного наказания от 12.07.2022 N 245/2022 усматривается, что заявитель привлечен к административной ответственности по части 5 статьи 3 Закона области N 584-ЗО за нарушение подпункта 5 пункта 34 Правил благоустройства территории города Троицка, учрежденных решение Собрания депутатов города Троицка Челябинской области от 27.09.2012 N 135, в соответствии с которым на всей территории города запрещается размещение объявлений и иной информации, не являющейся рекламой, в неустановленных местах, а также самовольное нанесение рисунков и надписей на здания, строения, сооружения, инженерные коммуникации, тротуары, дорожные и иные информационные знаки, другие элементы благоустройства.
Решением Собрания депутатов города Троицка Челябинской области от 26.11.2020 N 33 утверждены Правила содержания фасадов зданий и сооружений на территории города Троицка (далее - Правила содержания фасадов зданий и сооружений на территории города Троицка).
В соответствии с пунктом 95 указанных Правил содержания фасадов зданий и сооружений на территории города Троицка информационные конструкции (вывески) содержащие сведения о профиле деятельности организации, индивидуального предпринимателя и (или) виде реализуемых ими товаров, оказываемых услуг и (или) их наименование (фирменное наименование, коммерческое обозначение, изображение товарного знака, знака обслуживания) в целях информирования неопределенного круга лиц о фактическом местоположении (месте осуществления деятельности) данной организации, индивидуального предпринимателя, сведения, размещаемые в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Вывески), размещаются на фасадах, крышах, на (в) витринах (с внешней и внутренней поверхности остекления) зданий, строений, сооружений.
На (в) окнах Вывески размещаются в соответствии с требованиями, установленными Правилами к размещению информационных конструкций (вывесок) на (в) витринах.
В соответствии с пунктами 6 - 12 Правил содержания фасадов зданий и сооружений на территории города Троицка собственники, владельцы зданий и сооружений и иные лица, на которых возложены соответствующие обязанности, обязаны соблюдать требования по содержанию фасадов, установленные правилами и нормами технической эксплуатации зданий, строений и сооружений, Правилами благоустройства территории города Троицка, утвержденными решением Собрания депутатов города Троицка (далее - Правила благоустройства), настоящими Правилами, иными муниципальными нормативными правовыми актами.
Внешний вид фасадов зданий и сооружений должен соответствовать требованиям, установленным Правилами благоустройства и настоящими Правилами, и паспорту фасада здания (сооружения).
Общие требования к внешнему виду фасада здания и сооружения определяются формой паспорта фасада здания (сооружения), которая изготавливается для каждого здания и сооружения и утверждается правовым актом администрации города Троицка.
Структурным подразделением администрации города Троицка, обеспечивающим изготовление форм паспортов фасадов зданий (сооружений), является Управление по архитектуре и градостроительству администрации города Троицка (далее - Управление по А и Г).
Форма паспорта фасада здания (сооружения) изготавливается в соответствии с архитектурным решением здания (сооружения), подготовленным в составе проектной документации на строительство данного здания (сооружения), а в случае его отсутствия - исходя из объемно - пространственного решения здания, его стилистических особенностей, с учетом архитектурно - пространственного окружения и визуальных характеристик городской среды, композиционной и стилевой целостности, унификации, соразмерности и пропорциональности, соответствия системе горизонтальных и вертикальных осей, симметрии, ритму.
Состав и содержание формы паспорта фасада здания (сооружения) приведены в приложении N 1 к Правилам.
Индивидуальное оборудование и оформление окон, витрин, входов, информационных элементов и устройств фасадов зданий и сооружений и рекламных конструкций осуществляется на основании архитектурного решения фасада, выполненного в соответствии с утвержденной формой паспорта фасада здания (сооружения) в целом для фасада всего здания с учетом существующих входов, витрин, информационных элементов и устройств фасадов зданий и сооружений, рекламных конструкций, соответствующих паспорту фасада здания (сооружения).
Указанное архитектурное решение должно быть согласовано Управлением по А и Г.
Паспорт фасада здания (сооружения) изготавливается заинтересованным лицом на основании формы паспорта фасада здания (сооружения), установленной пунктом 10 Правил, и архитектурного решения фасада, установленного пунктом 11 Правил, и подлежит согласованию и утверждению в порядке, установленном пунктами 13 - 16 Правил.
Паспорт фасада здания (сооружения) согласовывается Управлением по А и Г.
В приложении 1 к Правилам содержания фасадов зданий и сооружений на территории города Троицка приведена форма паспорта фасада здания или сооружения. Страница 2 паспорта фасада здания или сооружения называется "Рекламно-информационное оформление фасада здания (сооружения)".
Таким образом, фасад здания, сооружения, в контексте подпункта 5 пункта 34 Правил благоустройства города Троицка Челябинской области от 27.09.2012 N 135 может быть отнесен к неустановленному месту для размещения объявлений и иной информации, не являющейся рекламой, только в том случае, если утвержден паспорт фасада здания (сооружения) в установленном Правилами содержания фасадов зданий и сооружений на территории города Троицка порядке.
Следовательно, как верно отмечено судом первой инстанции, при отсутствии утвержденного паспорта фасада здания (сооружения), и, соответственно, отсутствии требований к размещению информации на фасаде конкретного здания (сооружения) действия лица, разместившего такую информацию, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 3 Закона N 584-ЗО не образуют.
В письменных пояснениях от 24.01.2023 б/н административного органа указано, что постановлением Администрации города Троицка Челябинской области от 08.11.2021 N 1760 утверждена форма паспорта фасада здания (сооружения) здания N 39, расположенного по ул. имени братьев Малышевых, однако паспорт этого здания не утвержден.
Вместе с тем, исходя из подпункта 5 пункта 34 Правил благоустройства города Троицка Челябинской области, пункта 7 Правилам содержания фасадов зданий и сооружений на территории города Троицка при отсутствии утвержденного паспорта здания (сооружения) размещение объявлений и иной информации, не являющейся рекламой, на фасаде здания не образует состав правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 5 Закона N 584-ЗО.
Судом обоснованно отклонены доводы Администрации города Троицка о том, что размещение информации на фасаде здания N 39 по ул. Малышевых не в соответствии с утвержденной формы паспорта здания образует состав административного правонарушения, вменяемого ИП Пищулиной Г.И., как основанные на неверном толковании закона.
В апелляционной жалобе Администрация также указывает, что обязанность по разработке паспорта фасада здания возложена на Пищулину Г.И., вместе с тем, указанный факт для рассматриваемого дела правового значения иметь не может, поскольку для определения законности привлечения к административной ответственности первостепенное значение имеет соответствие действий лица привлекаемого к административной ответственности уже утвержденному паспорту фасада здания.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом и иными предусмотренными КоАП РФ доказательствами.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации отсутствие, а равно недоказанность события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по административному делу.
Отсутствие события административного правонарушения означает, что факт совершения проступка не подтвержден, а именно если в действии (бездействии) отсутствовали признаки предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации противоправного деяния, а также при невозможности установления (выявления) признаков правонарушения.
Согласно ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании оспариваемое постановление подлежало признанию незаконным.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и по существу представляют собой лишь несогласие с результатами оценки судом представленных доказательств, в то время как в силу правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12, судебный акт суда первой инстанции, основанный на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменен судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины судом не рассматривается, поскольку в соответствии с положениями части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.03.2023 по делу N А76-25222/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Троицка Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-25222/2022
Истец: Пищулина Галина Ивановна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТРОИЦКА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ