г. Самара |
|
26 мая 2023 г. |
Дело N А55-17228/2022 |
Резолютивная часть постановления оглашена 23 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ястремского Л.Л.,
судей Дегтярев Д.А., Коршикова Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кистановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Парад" на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 марта 2023 года по делу N А55-17228/2022 (судья Рысаева С.Г.)
по иску Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Парад"
с участием в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Статус-Форум", Администрации г.о. Самара,
об изъятии земельного участка,
при участии представителей:
от истца - представитель Савина А.А. по доверенности от 21.12.2022,
от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Парад" об изъятии в целях строительства автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области, расположенной в границах городского округа Самара, ул. Авроры (от Московского шоссе до ул. Ново-Садовой), принудительно изъять для государственных нужд Самарской области земельный участок с кадастровым номером 63:01:0634008:1223, площадью 1440 кв.м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, автомобильная дорога Московское шоссе, образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0634008:731 с выплатой собственнику изымаемого объекта недвижимости ООО "Парад" возмещения в размере 11 816 280 (одиннадцать миллионов восемьсот шестнадцать тысяч двести восемьдесят) рублей 00 копеек, включающего в себя рыночную стоимость земельного участка в размере 11 816 280 (одиннадцать миллионов восемьсот шестнадцать тысяч двести восемьдесят) рублей 00 копеек и убытки в размере 0 (ноль) рублей 00 копеек, установленного на основании отчета об оценке от 26.11.2021 N 45-08/21-4, выполненного оценщиком ООО "Городская Служба Оценки" Е.В. Савельевой.
Указать в резолютивной части решения суда, что вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу, при условии выплаты Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области возмещения, является основанием для:
- возникновения права собственности Самарской области на земельный участок площадью 1440 кв.м с кадастровым номером 63:01:0634008:1223, образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0634008:731;
- досрочного прекращения договора аренды, заключенного между ООО "Парад" и ООО "Статус-ФОРУМ", в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0634008:1223, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0634008:731.
Определением суда от 14.06.2022 к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "Статус-Форум", Администрация г.о. Самара в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Арбитражный суд Самарской области решением от 15 марта 2023 года изъял у общества с ограниченной ответственностью "Парад" в целях строительства автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области, расположенной в границах городского округа Самара, ул. Авроры (от Московского шоссе до ул. Ново-Садовой), для государственных нужд Самарской области земельный участок с кадастровым номером 63:01:0634008:1223, площадью 1440 кв.м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, автомобильная дорога Московское шоссе, образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0634008:731 с выплатой собственнику изымаемого объекта недвижимости ООО "Парад" возмещения в размере 22 570 000 руб. согласно заключения эксперта N N 17э/22.
В этом же решении суд указал, что, вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу, при условии выплаты Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области возмещения, является основанием для:
- возникновения права собственности Самарской области на земельный участок площадью 1440 кв.м с кадастровым номером 63:01:0634008:1223, образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0634008:731;
- досрочного прекращения договора аренды, заключенного между ООО "Парад" и ООО "Статус-ФОРУМ", в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0634008:1223, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0634008:731.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой прocил отменить обжалуемое решение, принять новый судебный акт об отказе в иске, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, неполное исследование обстоятельств дела, а также на неправильное применение норм процессуального права.
Довод заявителя сводятся к несогласию с размером установленного судом возмещения за изымаемый земельный участок, просил назначить проведение повторной судебной экспертизы.
Министерство представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором прocило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик в судебное заседание явку представителя не обеспечил, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, заявил ходатайство об отложении судебного заседания в связи с болезнью представителя.
Оценив представленные с ходатайством документы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отложения судебного заседания.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, полагая обжалуемое решение законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный пришел к вывoду об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Из материалов дела следует, что в соответствии со статьями 49, 56.2, 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 235, 239.2, 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 5 Закона Самарской области "О земле", Схемой территориального планирования Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2007 N 261, документацией по планировке территории, утвержденной распоряжением Правительства Самарской области от 16.03.2020 N 85-р "Об утверждении документации по планировке территории в целях определения границ полосы отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Московское шоссе (от ул. Мичурина до а/д Подъезд к г. Самара от М-5 "Урал"), расположенной в городском округе Самара, и о признании утратившими силу отдельных распоряжений Правительства Самарской области", было принято распоряжение Правительства Самарской области от 12.08.2021 N 410-р "Об изъятии для государственных нужд Самарской области объектов недвижимого имущества, необходимых для обеспечения эксплуатации автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Московское шоссе (от ул. Мичурина до а/д Подъезд к г. Самара от М-5 "Урал") " (далее-Распоряжение Правительства Самарской области N 410-р).
Распоряжением Правительства Самарской области от 15.04.2022 N 131-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Самарской области от 12.08.2021 N 410-р "Об изъятии для государственных нужд Самарской области объектов недвижимого имущества, необходимых для обеспечения эксплуатации автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Московское шоссе (от ул. Мичурина до а/д Подъезд к г. Самара от М-5 "Урал")" были внесены изменения, в соответствии с которыми объекты недвижимого имущества, указанные в приложениях N 1 и N 2, изымаются для государственных нужд Самарской области в целях строительства автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области, расположенной в границах городского округа Самара, ул. Авроры (от Московского шоссе до ул. Ново-Садовой).
Согласно пункту 4 Приложения N 2 к распоряжению Правительства Самарской области N 410-р подлежит изъятию для государственных нужд Самарской области часть земельного участка с кадастровым номером 63:32:0634008:731:ЗУ:1 площадью 1 440 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, Московское шоссе, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации в целях подготовки соглашения об изъятии недвижимого имущества (части земельного участка площадью 1440 кв. м с условным номером 63:01:0634008:731:ЗУ1) из земельного участка с кадастровым номером 63:01:0634008:731 был образован земельный участок с кадастровым номером 63:01:0634008:1223, площадью 1440 кв.м.
В силу пункта 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки. Следовательно, право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:0634008:1223 и 63:32:0634008:1222 возникает у ООО "Парад", поскольку они были образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0634008:731, принадлежащего ООО "Парад" на праве собственности.
В соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Самарской области N 410-р Министерству поручено осуществить необходимые юридические действия, связанные с изъятием земельного участка в порядке, установленном действующим законодательством, за счет средств областного бюджета в пределах общего объема; бюджетных ассигнований, предусмотренного министерству законом Самарской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Обосновывая заявленные требования министерство указало, что в рамках соблюдения положений пункта 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации оно произвело следующие действия:
1. Обеспечило размещение распоряжения Правительства Самарской области N 410-р на официальном сайте Правительства Самарской области и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2. Обеспечило опубликование распоряжения Правительства Самарской области N 410-р в порядке, установленном действующим законодательством;
3. Письмом от 17.08.2021 N исх-МТ/4748 министерство уведомило ООО "Парад" о том, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0634008:731:ЗУ1 площадью 1440 кв.м., подлежит изъятию для нужд Самарской области и направило в адрес правообладателя копию распоряжения Правительства Самарской области об изъятии N 410-р.
4. В целях подготовки соглашения об изъятии недвижимого имущества в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 56.7, пунктом 1 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заключенного министерством с ООО "Городская служба оценка" договора оценщиком Е.С. Савельевой был определен размер возмещения, подлежащий выплате за изымаемый для государственных нужд Самарской области объект недвижимого имущества.
Размер возмещения в связи с изъятием для государственных нужд Самарской области земельного участка с кадастровым номером 63:01:0634008:1223 составил 11 816 280 (одиннадцать миллионов восемьсот шестнадцать тысяч двести восемьдесят) рублей 00 копеек и включает в себя рыночную стоимость земельного участка в размере 11 816 280 (одиннадцать миллионов восемьсот шестнадцать тысяч двести восемьдесят) рублей 00 копеек и убытки в размере 0 (ноль) рублей 00 копеек согласно отчета об оценке N 45-08/21-4 от 26.11.2021.
В соответствии со статьей 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации Министерством были подготовлены проект соглашения об изъятии недвижимого имущества и государственных нужд и направлен в адрес ответчика письмом от 08.12.2021 исх.-МТ/7437.
ООО "Парад" не согласилось с размером возмещения и предложило установить рыночную стоимость изымаемого для нужд Самарской области земельного участка с кадастровым номером 63:01:0634008:1223 площадью 1440 кв.м. в размере 64 424 865 (шестьдесят четыре миллиона четыреста двадцать четыре тысячи восемьсот шестьдесят пять) рублей 00 копеек в соответствии с отчетом об оценке N 215-1/2021-1 от 10.01.2022, выполненным оценщиком Тугушевым Р. А.
Рассмотрев обращение ООО "Парад" об изменении размера возмещения, и, руководствуясь приказом Министерства экономического развития РФ от 04.07.2011 N 328 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Порядок проведения экспертизы, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)", Министерство направило отчет об оценке N 45-08/21-4 от 26.11.2021, выполненый ООО "Городская служба оценка", и отчет об оценке N 215-1/2021-1 от 27.12.2021, выполненый Тугушевым Равилем Аюповичем, на экспертизу в саморегулируемую организацию оценщиков.
По результатам проведения экспертизы отчета об оценке N 45-08/21-4 (оценщик Савельева Е.С.) было получено положительное экспертное заключение ассоциации "Саморегулируемой организации оценщиков "ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ" от 21.02.2022 N ЭП-270122-2/1. По результатам проведения экспертизы отчета об оценке N 215-1/2021-1 (оценщик Тугушев Р.А.) было получено отрицательное заключение ассоциации Саморегулируемой организации оценщиков "ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ" от 24.02.2022 N ЭП-270122-2/2.
Министерство письмом от 25.03.2022 исх. МТ/1987 уведомило ООО "Парад" о полученных результатах и повторно предложило ООО "Парад" подписать соглашение об изъятии в соответствии с возмещением, установленным на основании отчета об оценке N 45-08/21-4 от 26.11.2021, выполненным оценщиком ООО "Городская служба оценка" Савельевой Е.С. Поскольку соглашение об изъятии земельного участка по цене, определенной отчетом об оценке N 215-1/2021-1 от 27.12.2021, подписано ответчиком не было, истец обратился в суд с настоящим иском.
Ответчик исковые требования истца не признал, при этом указывал на то, что истец допустил нарушение требований п.7 ст. 56.8 ЗК РФ, не обеспечив актуальность оценки изымаемого имущества, считал, что стоимость изъятия спорного земельного участка должна быть определена в размере 64 424 865 руб. в соответствии с отчетом об оценке N 215-1/2021-1.
Принимая решение об изъятии у ответчика земельного участка и определяя размер возмещения, суд первой инстанции надлежащую оценку обстоятельствам дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством. Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Статья 281 ГК РФ устанавливает, что плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно статьи 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
Правомерность изъятия спорного земельного участка для государственных нужд Самарской области ответчиком не оспаривается.
В соответствии со статьей 55 Земельного Кодекса Российской Федерации, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса.
Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 49 Земельного Кодекса РФ, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно статье 57 Земельного Кодекса РФ, возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд. При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 63 Земельного Кодекса РФ устанавливает, что изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после: 1) предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков; 2) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках; 3) возмещения в соответствии со статьей 62 настоящего Кодекса в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.
Пунктом 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", разъяснено, что принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда (статья 55 ЗК РФ). Под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу пункта 2 статьи 281 ГК РФ и пункта 4 статьи 63 ЗК РФ включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно статье 280 ГК РФ собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (статья 281 ГК РФ) затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о его выкупе. В тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, арбитражный суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
Определением суда от 09.09.2022 производство по делу было приостановлено в связи с назначением судебной экспертизы, которое поручено эксперту Общества с ограниченной ответственностью "Регион" Лащеву Михаилу Александровичу с постановкой перед экспертом следующих вопросов:
Определить размер возмещения (рыночную стоимость на дату проведения экспертизы) в связи с изъятием земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0634008:1223, площадью 1440 кв.м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, автомобильная дорога Московское шоссе, образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0634008:731?
Определить убытки, причиненные Обществу с ограниченной ответственностью "Парад", в связи с изъятием в собственность Самарской области указанных объектов недвижимого имущества, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателем обязательств перед третьими лицами, и упущенную выгоду, с учетом требований статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 280 Гражданского кодекса Российской Федерации по состоянию на дату проведения экспертизы?
Согласно заключения судебного эксперта N 17э/22 от 06.12.2022 размер возмещения (рыночная стоимость на дату проведения экспертизы) в связи с изъятием земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0634008:1223, площадью 1440 кв.м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, автомобильная дорога Московское шоссе, образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0634008:731 составляет 22 570 000 руб. По второму вопросу убытки не выявлены.
Статьей 71 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Заключение эксперта исследуется наряду с другими доказательствами по делу (часть 3 статьи 86 АПК РФ).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
В силу положений статьи 16 указанного Закона, эксперт обязан провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.
В заключении, должны быть отражены объекты исследований, содержание и результаты исследований (пункты 6, 7 статьи 86 АПК РФ), оценка результатов исследований, выводы и их обоснование (пункт 8 статьи 86 АПК РФ).
Доводы ответчика о том, что экспертом неверно определены объекты-аналоги суд первой инстанции отклонил, указав, что для исследования судебным экспертом взяты объекты аналоги по состоянию на 01.10.2022 со сроком экспозиции земельных участков от 4 до 10 месяцев.
С учетом изложенного суд первой инстанции признал исковые требования подлежащими удовлетворению, применив определенную в экспертном заключении N 17э/22 от 06.12.2022 ООО "Регион" выкупную стоимость земельного участка и объектов недвижимости в размере 22 570 000 руб. с целью его изъятия для государственных нужд Самарской области.
Доводы заявителя, не согласного с размером возмещения, и его ходатайство о назначении повторной экспертизы суд апелляционной инстанции нашел необоснованными.
По общему правилу, заключение эксперта, содержащее вывод о стоимости возмещения изымаемого для государственных нужд земельного участка с учетом его рыночной стоимости, может считаться допустимым доказательством только в том случае, когда оно выполнено с соблюдением требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 13^-ФЗ), обязательных для применения федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что аналоги не соответствуют дате определения стоимости, к принятым аналогам не применены корректировки. Данный довод ошибочен, поскольку сроки экспозиции на рынке аналогичных земельных участков находятся в промежутке от 4 до 10 месяцев. Следовательно, данные об аналогах на момент проведения экспертизы являются актуальными.
В подпункте 1 пункта 7 Федерального стандарта оценки "Подходы и методы оценки (ФСО V)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 N 200, указано, что цена предложения представляет собой мнений одной из сторон потенциальной сделки, заинтересованной в более высокой цене, поэтому при проведении анализа цен предложений по аналогам оценщику следует учитывать период экспозиции аналога на рынке и изменение его цены за этот период.
Таким образом, экспертом Лащевым М.А. подобраны аналоги в соответствии с обязательными для применения требованиями федеральных стандартов оценки.
По второму замечанию относительно того, что приведенные источники информации не соответствуют принципу проверяемости, суд апелляционной инстанции отмечает, что все ссылки актуальны и могут быть проверены.
Доводы заявителя о том, что при проведении судебной экспертизы эксперт в качестве аналогов выбрал неоднородные объекты, что влияет на промежуточные и итоговые выводы экспертизы, и том, что итоговые (валовые) корректировки (по модулю) выходят за допустимый интервал коэффициента вариации, суд апелляционной инстанции также находит необоснованными, поскольку выбранные аналоги, представленные для продажи на рынке, находятся в максимальной близости к оцениваемому земельному участку. Кроме того, экспертом была произведена корректировка стоимости с учетом площади земельного участка (стр. 33 заключения). Экспертом Лащевым М.А. в отзыве на странице 4 произведен расчет коэффициента вариации. Значение коэффициента вариации позволяет говорить о высокой степени однородности полученной выборки. Введенные корректировки достаточно полно учитывают различия между объектами- аналогами, в связи с чем скорректированные цены могут использоваться для определения рыночной стоимости объекта.
Вышеизложенное свидетельствует об отсутствии сомнений в обоснованности представленного в материалы судебного дела заключения эксперта и отсутствии противоречий. Следовательно, в силу положений части 2 статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса РФ основания для назначения повторной судебной экспертизы отсутствуют.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Расходы по государственной пошлине в связи с рассмотрением апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 марта 2023 года по делу N А55-17228/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.Л. Ястремский |
Судьи |
Д.А. Дегтярев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-17228/2022
Истец: Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области
Ответчик: ООО "Парад"
Третье лицо: Администрация г.о.Самара, ООО "Регион", ООО "Статус-ФОРУМ", ООО "РЕГИОН" Лащев Михаил Александрович, Арбитражный суд Поволжского округа