г. Санкт-Петербург |
|
02 февраля 2023 г. |
Дело N А56-46671/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего Горбатовской О.В.
судей Полубехиной Н.С., Черемошкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Евстегнеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38125/2022) открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2022 по делу N А56-46671/2022 (судья Геворкян Д.С.), принятое по иску Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"об обязании,
при участии:
от истца: не явился (извещен);
от ответчика: Гаркуша Н.Н. по доверенности от 07.12.2020;
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее ответчик, ОАО "РЖД") с требованием обязать ОАО "РЖД" в срок не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения лесного законодательства и правил пожарной безопасности на территории Боровичского участкового лесничества ГОКУ "Боровичское лесничество" Боровичского муниципального района Новгородской области, в том числе:
- произвести очистку от валежника, порубочных остатков, брошенной древесины и других горючих материалов полосы отвода железной дороги - левая сторона по направлению Боровичи-Угловка Южной дистанции инфраструктуры Октябрьской дирекции инфраструктуры центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" в местах прилегания к землям лесного фонда, расположенным в квартале 238 выделах 5,6 Боровичского участкового лесничества протяженностью 520 метров, в квартале 91 выделах 50,51,52,49,45 Боровичского участкового лесничества протяженностью 1420 метров, в квартале 92 выделах 1,2,3,4,5,6,7,8 Боровичского участкового лесничества протяженностью 1240 метров, в квартале 93 выделах 1,3,5,8 Боровичского участкового лесничества протяженностью 1310 метров, в квартале 230 выделе 29 Боровичского участкового лесничества протяженностью 410 метров и в квартале 144 выделах 1,2,4,7,8,11,15 Боровичского участкового лесничества протяженностью 1610 метров.
- отделить границы полос отвода железной дороги опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров в местах прилегания к указанным землям лесного фонда расположенным в квартале 238 выделах 5,6 Боровичского участкового лесничества протяженностью 520 метров, в квартале 91 выделах 50,51,52,49,45 Боровичского участкового лесничества протяженностью 1420 метров, в квартале 92 выделах 1,2,3,4,5,6,7,8 Боровичского участкового лесничества протяженностью 1240 метров, в квартале 93 выделах 1,3,5,8 Боровичского участкового лесничества протяженностью 1310 метров, в квартале 230 выделе 29 Боровичского участкового лесничества протяженностью 410 метров и в квартале 144 выделах 1,2,4,7,8,11,15 Боровичского участкового лесничества протяженностью 1610 метров.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.10.2022 удовлетворены исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "РЖД" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что в осенне-зимний период ему не представляется возможным исполнение решения суда перовой инстанции, а также на то, что производство по делу по делу подлежит прекращению, в связи с тем, что не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы апелляционной жалобы, представил возражения на отзыв истца, письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела.
В судебное заседание истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя не направил.
От истца в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 05.05.2021 государственным лесным инспектором, участковым лесничим Боровичского участкового лесничества ГОКУ "Боровичское лесничество", Феклистовым М.Ю. в ходе патрулирования был выявлен факт нарушения ОАО "РЖД" лесного законодательства, а именно: ответчиком не проведена очистка от валежника, порубочных остатков, брошенной древесины и других горючих материалов полосы отвода железной дороги - левая сторона по направлению Боровичи-Угловка Южной дистанции инфраструктуры Октябрьской дирекции инфраструктуры центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" в местах прилегания к землям лесного фонда, расположенным в квартале 238 выделах 5,6 Боровичского участкового лесничества протяженностью 520 метров, в квартале 91 выделах 50,51,52,49,45 Боровичского участкового лесничества протяженностью 1420 метров, в квартале 92 выделах 1 23 4 5 6 7 8 Боровичского участкового лесничества протяженностью 1240 метров, в квартале 93 выделах 1,3,5,8 Боровичского участкового лесничества протяженностью 1310 метров, в квартале 230 выделе 29 Боровичского участкового лесничества протяженностью 410 метров и в квартале 144 выделах 1 2 4 7 8 11,15 Боровичского участкового лесничества протяженностью 1610 метров.
Кроме того, границы полос отвода железной дороги не отделены опашкой шириной от З до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее З метров в местах прилегания к указанным землям лесного фонда Боровичского участкового лесничества ГОКУ "Боровичское лесничество".
Постановлением о назначении административного наказания от 11.06.2021 N 274 ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, обществу назначено наказание в виде административного штрафа.
18.06.2021 ответчику направлено требование об устранении выявленных нарушений правил пожарной безопасности в срок до 31 июля 2021 года.
25.08.2021 сотрудниками ГОКУ "Боровичское лесничество" проведен совместный с представителем ответчика осмотр указанных территорий. В ходе осмотра установлен факт неисполнения требования по устранению выявленных нарушений. Представителем ответчика указано, что работы будут начаты 01.09.2021.
08.11.2021 по заявлению Филиала ОАО "РЖД" центральной дирекции инфраструктуры Октябрьской ДИ ЮДИ от 01.11.2021 У21928/ОКТ ДИ И-З проведен повторный совместный осмотр, в ходе которого также установлено не исполнение ответчиком требований по устранению нарушений пожарной безопасности.
В письме от 01.12.2021 Филиал ОАО "РЖД" центральной дирекции инфраструктуры Октябрьской ДИ ЮДИ работы будут проведены в период с декабря 2021 - январь 2022 года.
25.05.2022 участковым лесничим ГОКУ "Боровичское лесничество" при осмотре установлено, что ответчиком требование об устранении нарушений правил пожарной безопасности не исполнено, что и послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования Министерства, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела доказательств устранения ответчиком выявленных нарушений.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, утвержденным постановлением Правительства Новгородской области от 21.12.2017 N 466, Министерство является органом исполнительной власти Новгородской области, исполняющим полномочия в области лесных отношений и лесопромышленного комплекса, охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира, не относящихся к охотничьим ресурсам, и среды их обитания, особо охраняемых природных территорий, использования и охраны водных объектов, безопасности гидротехнических сооружений, государственной экологической экспертизы, недропользования, обращения с отходами, радиационной безопасности населения, обращения с радиоактивными отходами и использования атомной энергии, охраны атмосферного воздуха, а также уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения. Министерство в соответствии с возложенными на него задачами обеспечивает исполнение установленных федеральным и областным законодательством полномочий, в том числе: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для использования линий электропередач и других линейных объектов. При этом в этих целях допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарнозащитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (часть 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).
Согласно части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии с пунктом 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах) со дня схода снежного покрова до установления устойчивое дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 4 метра или иным противопожарным барьером.
В соответствии с пунктом 37 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Подпунктами "в, г, д" п. 4 Порядка установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611 предусмотрено, что в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков: не допускать в местах прилегания к сельскохозяйственным угодьям разрастание сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности; не допускать в местах прилегания к лесным массивам скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов; отделять границу полосы отвода на участках курсирования поездов на паровозной тяге от опушки естественного леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что отсутствие на балансе необходимой техники для проведения работ само по себе не свидетельствует о невозможности исполнения обязанности, доказательств устранения выявленных нарушений Правил суду не представлено.
Установив факт неисполнения ОАО "РЖД" обязательств по очистке от валежника, порубочных остатков, брошенной древесины и других горючих материалов полосы отвода железной дорогидороги - левая сторона по направлению Боровичи-Угловка Южной дистанции инфраструктуры Октябрьской дирекции инфраструктуры центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" в местах прилегания к землям лесного фонда, расположенным в квартале 238 выделах 5,6 Боровичского участкового лесничества протяженностью 520 метров, в квартале 91 выделах 50,51,52,49,45 Боровичского участкового лесничества протяженностью 1420 метров, в квартале 92 выделах 1 23 4 5 6 7 8 Боровичского участкового лесничества протяженностью 1240 метров, в квартале 93 выделах 1,3,5,8 Боровичского участкового лесничества протяженностью 1310 метров, в квартале 230 выделе 29 Боровичского участкового лесничества протяженностью 410 метров и в квартале 144 выделах 1 2 4 7 8 11,15 Боровичского участкового лесничества протяженностью 1610 метров, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований Министерства.
У суда апелляционной инстанции не имеется оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции.
Довод подателя жалобы о том, что ответчику не представляется возможным исполнение исковых требований в осенне-зимний период, поскольку пунктом 10 пунктом Правил пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614) со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, принимая во внимание длительное не исполнение ОАО "РЖД" требования об устранении нарушений правил пожарной безопасности.
Кроме того, доводы ответчика о неисполнимости решения суда от 11.10.2022, противоречат пояснениям представителя ответчика, данным в судебном заседании суда апелляционной инстанции. Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции противопожарные мероприятия на участках полосы отвода железной дороги на перегоне Угловка-Боровичи, прилегающим к кварталам Боровичского участкового лесничества, выполнены. В подтверждение данных доводов ответчиком представлены копия искового заявления от 30.06.2022 N 8-2-2022 Новгородского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры к ОАО "РЖД", копия определения Басманного районного суда г. Москвы от 14.12.2022 по N 2-4414/22 о прекращении производства по делу, фотоматериалы. Основания полагать, что ответчиком устранены в полном объеме нарушения лесного законодательства и правил пожарной безопасности, установленные при рассмотрении настоящего дела, из представленных ответчиком суду апелляционной инстанции доказательств не имеется. Отсутствуют основания также полагать, что противопожарные мероприятия, на выполнение которых ссылается ответчик, были выполнены до вынесения судом первой инстанции решения (резолютивная часть решения объявлена 14.09.2022). На обстоятельства выполнения работ ответчик при рассмотрении дела в суде первой инстанции не ссылался.
Довод ответчика о том, что дело подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, также подлежит отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане) (часть 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды, если вследствие нарушения требований в области охраны окружающей среды ей причинен вред, то юридические и физические лица обязаны возместить указанный вред в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен на основании решения суда или арбитражного суда (пункту 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды). Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, также рассматриваются судом или арбитражным судом (статьи 80 Закона об охране окружающей среды).
Таким образом, Закон об охране окружающей среды исходит из того, что споры, возникающие в данной сфере, разрешаются как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами в соответствии с общими правилами о подведомственности, установленными процессуальным законодательством.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1(2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 марта 2015 (вопрос N 9), сформулирована правовая позиция о том, что процессуальное законодательство разграничивает предметную компетенцию судов и арбитражных судов по критериям субъектного состава процесса и участия в предпринимательской или иной экономической деятельности. Если требования о компенсации вреда, причиненного окружающей среде юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими видов хозяйственной деятельности, в том числе перечисленных в п. 1 ст. 34 Закона об охране окружающей среды, вытекают из экономических отношений данных субъектов, указанные требования в силу установленных процессуальным законодательством правил распределения юрисдикционных полномочий судов подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Правилами устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами. Кроме общих требований, Правилами определены и специальные нормы в отношении лиц, использующих лесные участки при осуществлении предпринимательской (экономической) деятельности. Так, разделом 7 Правил определены требования пожарной безопасности в лесах при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог.
Пунктом 37 Правил определено, что полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что поскольку обязанность по соблюдению пункта 37 Правил возникает в процессе эксплуатации железнодорожной инфраструктуры в процессе осуществления предпринимательской деятельности, которую и осуществляет ОАО "РЖД", дело подлежит рассмотрению арбитражным судом.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2022 по делу N А56-46671/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбатовская |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-46671/2022
Истец: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"