г. Москва |
|
05 июля 2023 г. |
Дело N А40-290538/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Порывкина П.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ветух А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "163 БРОНЕТАНКОВЫЙ РЕМОНТНЫЙ ЗАВОД" на определение Арбитражного суда г. Москвы от 04.05.2023 по делу N А40-290538/19 об отказе в удовлетворении заявлений АО "163 БТРЗ" об уменьшении исполнительского сбора, по заявлению АО "163 БТРЗ" (ОГРН: 1092340000356) о снижении размера исполнительского сбора по делу по иску МИНОБОРОНЫ РОССИИ (ОГРН: 1037700255284) к ответчику: АО "163 БТРЗ" (ОГРН: 1092340000356) о взыскании неустойки по государственному контракту от 14.04.2016 г. в размер е 459 149 753 руб. 57 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Минобороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к АО "163 БТРЗ" о взыскании неустойки по государственному контракту от 14.04.2016 в размере 459 149 753,57 руб.
Вступившим в законную силу решением от 31.07.2020 исковое заявление удовлетворено в части взыскания с ответчика неустойки в размере 90 201 356,50 руб., в удовлетворении остальной части иска отказано.
01.03.2023 АО "163 БТРЗ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о снижении размера исполнительского сбора.
Определением суда от 04 мая 2023 года в удовлетворении заявления АО "163 БТРЗ" (ОГРН: 1092340000356) об уменьшении исполнительского сбора отказано.
АО "163 БТРЗ" не согласилось с определением суда, подало апелляционную жалобу, в которой просит определение суда отменить, указав на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность определения суда, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению определения суда, вынесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
В обоснование заявления ответчик указал на неисполнение исполнительного листа по независящим от должника обстоятельствам.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частями 11 - 13 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пяти тысяч с должника-организации.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (пункт 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Согласно части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу ч. 1 ст. 128 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее Закон об исполнительном производстве) постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Должник освобождается от уплаты исполнительского сбора в случае представления им доказательств того, что добровольное исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 - 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
В ч.2 ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта.
Согласно положениям ч.6 ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Постановления от 30.07.2001 N 13-П, которым проверялась конституционность положений ранее действовавшего Федерального закона "Об исполнительном производстве", размер штрафного взыскания за нарушение правил принудительного исполнения судебных и иных актов - поскольку такое искание связано с ограничением конституционного права собственности - во всяком случае должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции РФ, а норма об административной ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве должна применяться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности.
По смыслу данных норм права освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне контроля должника.
Поскольку правовых оснований для удовлетворения заявления ответчика не имеется, бесспорных доказательств невозможности исполнения вступившего в законную силу решения суда по исполнительному лицу в срок, не предполагающий взыскание сбора, не представлено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы наличие исполнительных производств по иным судебным делам, соответствующие закону действия пристава - исполнителя по распределению денежных средств для исполнения судебных актов по различным делам не являются основаниями для освобождения должника от исполнения законной обязанности по оплате исполнительного сбора.
Судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное определение. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу определения и не могут служить основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Москвы от 04.05.2023 по делу N А40-290538/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
П.А. Порывкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-290538/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "163 БРОНЕТАНКОВЫЙ РЕМОНТНЫЙ ЗАВОД"
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40759/2023
16.02.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-252/2021
21.10.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-50110/20
31.07.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-290538/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-290538/19