7 июля 2023 г. |
А43-5246/2023 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РТБ-ГРУПП"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.05.2023
по делу N А43-5246/2023,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РТБ-ГРУПП" (ИНН 7718280558, ОГРН 1157746971271) о признании незаконными уведомлений Центрального таможенного управления от 26.09.2022 N 10100000/У2022/0063160, от 04.10.2022 N 10100000/У2022/0064281, N 10100000/У2022/0064279,
при участии в судебном заседании представителей:
Центрального таможенного управления - Абдулкеримова Р.А. по доверенности от 10.01.2023 N 0007 сроком до 31.12.2023, диплом о высшем юридическом образовании представлен;
Нижегородской таможни - Абдулкеримова Р.А. по доверенности от 25.01.2022 N 0025 сроком до 31.12.2023, диплом о высшем юридическом образовании представлен; Каграманова Д.В. по доверенности от 04.04.2023 N 0059 сроком на 1 год, диплом о высшем юридическом образовании представлен;
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "РТБ-ГРУПП" (далее - ООО "РТБ-ГРУПП", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными уведомлений Центрального таможенного управления (далее- Управление) от 26.09.2022 N 10100000/У2022/0063160, от 04.10.2022 N 10100000/У2022/0064281, N 10100000/У2022/0064279 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежах, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Нижегородская таможня, общество с ограниченной ответственностью "АМУ" (далее - ООО "АМУ").
Определением от 13.12.2022 по делу N А40-232093/2022-144-1735 Арбитражный суд г.Москвы передал дело N А40-232093/2022-144-1735 на рассмотрение Арбитражного суда Нижегородской области.
Постановлением от 28.12.2022 Девятый арбитражный апелляционный суд оставил определение от 13.12.2022 без изменения.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 05.05.2023 ООО "РТБ-ГРУПП" отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "РТБ-ГРУПП" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Общество настаивает на том, что судом первой инстанции не дана оценка условиям договора, заключенного между ООО "АМУ" и ООО "РТБ-ГРУПП" от 23.04.2020 N 33-202/С/315, а также не учтены положения статей 346, 405 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
По мнению заявителя, у таможенного органа не имелось оснований для корректировки таможенной стоимости ввезенного товара, и соответственно, для направления оспариваемых уведомлений.
Нижегородская таможня и Центральное таможенное управление в отзывах на апелляционную жалобу выражают несогласие с позицией Общества, указывают на законность обжалуемого судебного акта, просят оставить его без изменения.
В судебном заседании представители Центрального таможенного управления и Нижегородской таможни поддержали доводы отзывов на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
К апелляционной жалобе Общество приложило дополнительные доказательства: письма ООО "АМУ" от 27.10.2020, 17.11.2020, 24.12.2020 в адрес Общества, что суд апелляционной инстанции расценивает как ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
Рассмотрев ходатайство Общества о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств с учетом мнения представителей таможенных органов, суд апелляционной инстанции удовлетворил его и в целях всестороннего и полного исследования обстоятельств, имеющих значение для дела, приобщил документы к материалам дела.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней и отзыва на нее, материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Установлено по делу, что 23.04.2020 ООО "АМУ" (декларант), ООО "РТБ-ГРУПП" (таможенный представитель) и ООО "Таможенное сопровождение" (исполнитель) заключили договор на оказание услуг по таможенному оформлению товаров (транспортных средств) N 33-202/С/315.
ООО "АМУ" через своего представителя ООО "РТБ-ГРУПП" в рамках внешнеторговых контрактов, заключенных с ООО "Алишер Трейд" (Кыргызстан), ООО "Агроторгазия" (Кыргызстан), задекларировало товары по ДТ N 10418010/110121/0002725, N 10418010/191120/0338648, N 10418010/271020/0310006 "товар N 1 - шерсть сараджинская, мытая, весенняя, 2-го сорта с короткими волокнами, не относящаяся к гребенному, по декларации на товары; товар N 1 - шерсть стриженая, не подвергнутая кардо- или гребнечесанию, мытая, не карбонизированная: шерсть каракульская мытая, весенняя, осенняя, поярковая; товар N 1 - шерсть стриженая, не подвергнутая кардо- или гребнечесанию, мытая, не карбонизированная: шерсть каракульская мытая, весенняя, осенняя, поярковая".
Товар ввезен автомобильным транспортом на условиях поставки DAF Болашак.
В последующем Нижегородская таможня провела в отношении ООО "АМУ" выездную таможенную проверку, по результатам которой 12.08.2022 составила акт выездной таможенной проверки N 10408000/210/120822/А000071 (далее - Акт проверки).
В результате проведенной проверки таможенный орган выявил недостоверность заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, в связи с чем принял решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N N 10418010/271020/0310006, 10418010/191120/0338648, 10418010/110121/0002725.
В целях подтверждения либо опровержения заявленных ООО "АМУ" при декларировании в Российской Федерации сведений о наименовании, количестве, происхождении, производителе, фактурной и таможенной стоимости товаров и получения копий товарно-сопроводительных документов, представленных при таможенной декларировании спорных товаров в Туркменистане, через Федеральную таможенную службу Приволжское таможенное управление направило запросы в таможенные органы Туркменистана.
Ответы на запросы ООО "АМУ" не представлены.
Письмами от 28.09.2021 N 16-75/58092, от 18.03.2022 N16-75/14376 ФТС России направила в Приволжское таможенное управление письма МИД России от 14.09.2021 N20222/3дснг, от 09.03.2022 N5157/Здснг, содержащие ответы туркменской стороны о рассмотрении обращений ПТУ и копии документов, представленных при экспорте их Туркменистана.
При этом документы, полученные по дипломатическим каналам из Туркменистана, опровергают сведения о фактурной и таможенной стоимости, заявленные ООО "АМУ" при декларировании в России.
Сравнительный анализ фактурной стоимости товаров, заявленной ООО "АМУ" при декларировании ввезенных товаров и сведений о стоимости тех же товаров, указанной в документах, представленных таможенными органами Туркменистана, показал, что стоимость товаров в импортных ДТ значительно ниже стоимости в экспортных таможенных декларациях Туркменистана.
Нижегородская таможня на основании информации, указанной в экспортных ДТ N N 07514/161020/0003149, 07514/061120/0003489 и 07514/191220/0004137, полученных из Государственной таможенной службы Туркменистана и заявленных в 44 графе ДТ NN 10418010/271020/0310006, 10418010/191120/0338648, 10418010/110121/0002725, соответственно, 22.09.2022, 03.10.2022 приняла решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров.
Указанные решения не оспорены ни декларантом, ни таможенным представителем.
На основании паспортов задолженности и в соответствии с требованиями статьи 73 ТК ЕАЭС Управление направило в адрес таможенного представителя ООО "РТБ-ГРУПП" уведомления от 26.09.2022 N 10100000/У2022/0063160, от 04.10.2022 N 10100000/У2022/0064281, N 10100000/У2022/0064279 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней исчисленных.
Не согласившись с принятыми уведомлениями, считая их незаконными и подлежащими отмене, ООО "РТБ-ГРУПП" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Нижегородской области руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 38, 39, 40, 45, 313, 324, 367 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, положениями Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" и исходил из того, что таможенный орган доказал законность и обоснованность оспариваемых ненормативных правовых актов.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу требований статьи 11 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" деятельность таможенных органов основана на принципах законности; равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод; профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов; недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела; совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах -торговых партнерах Российской Федерации.
Как следует из положений статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ), уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
В силу части 15 статьи 73 Закона N 289-ФЗ уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.
Уведомление составляется в виде электронного документа или на бумажном носителе.
Уведомление в виде электронного документа направляется плательщику и (или) лицу, несущему солидарную обязанность, через личный кабинет.
В соответствии со статьей 50 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
На основании пункта 1 статьи 55 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется плательщиком таможенных пошлин, налогов, лицами, которые в соответствии с названным Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 4 статьи 405 ТК ЕАЭС в случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта таможенный представитель несет с таким декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 405 ТК ЕАЭС таможенный представитель обязан исполнять предусмотренную пунктом 4 настоящей статьи обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с пунктом 5 указанной статьи не позднее последнего дня срока, указанного в уведомлении, направленном таможенным органом в соответствии с пунктом 3 статьи 55, пунктом 3 статьи 73 и пунктом 4 статьи 270 ТК ЕАЭС.
В данном случае оспариваемые уведомления направлены Обществу в связи с доначислением таможенных платежей в результате корректировки таможенной стоимости товаров, сведения о которой были недостоверно заявлены при таможенном декларировании.
Законодательством государств-членов могут устанавливаться иные случаи, когда обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, возникшая солидарно с декларантом, не подлежит исполнению таможенным представителем (пункт 6 статьи 405 ТК ЕАЭС).
В пункте 7 статьи 346 Закона N 289-ФЗ предусмотрено, что в случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта таможенный представитель несет с таким декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, таможенных сборов в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате таможенных платежей, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 405 ТК ЕАЭС, а также в случае, если исполнение такой обязанности связано с использованием при подаче декларации на товары поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, не имеющих юридической силы, и при условии, что таможенный представитель доказал, что он не знал и не должен был знать о незаконности перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, что будет установлено решением суда или таможенного органа.
В пункте 25 части 1 статьи 2 ТК ЕАЭС определено, что незаконным перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС является, в числе прочего, перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС с недостоверным таможенным декларированием.
Исходя из пункта 7 статьи 346 Закона N 289-ФЗ, на таможенного представителя не может быть возложена солидарная обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, таможенных сборов, если именно таможенный представитель докажет, что он не знал и не должен был знать о незаконности перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС и исполнение такой обязанности связано с использованием при подаче декларации на товары поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, не имеющих юридической силы.
Таким образом, законом предусмотрена возможность освобождения таможенного представителя от солидарной обязанности по уплате таможенных платежей при установлении совокупности условий: в случае представления недействительных документов и неосведомленности таможенного представителя о незаконности перемещения товаров через таможенную границу.
При этом бремя доказывания в части неосведомленности возложено на таможенного представителя (в данном случае заявителя по делу).
Порядок определения таможенной стоимости ввозимых товаров установлен Таможенным кодексом ЕАЭС, положения главы 5 (Таможенная стоимость товаров) которого основаны на общих принципах и правилах, установленных статьёй VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (пункт 1 статьи 38 ТК ЕАЭС).
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к её определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтверждённой информации (пункт 10 статьи 38 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - Союз) и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
существенно не влияют на стоимость товаров;
установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов;
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 статьи 39 ТК ЕАЭС.
Согласно пунктам 3, 9 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществлённых или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещённой законодательством государств-членов. Цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары, относится к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза, в связи с чем перечисляемые покупателем продавцу дивиденды или иные платежи в случае, если они не связаны с ввозимыми товарами, не включаются в таможенную стоимость ввозимых товаров.
Таким образом, ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществлённых или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца и связанных с ввозимыми товарами.
Согласно пунктам 3, 6 Правил применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), утверждённых Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 N 283, пункту 7 Правил применения методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3), утверждённых Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.10.2012 N 202, продажа товаров для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза означает, что товары являются предметом купли-продажи в соответствии с внешнеэкономическим договором (контрактом) (далее - сделка купли-продажи). В случаях если ввозимые товары не являются предметом купли-продажи, для целей определения их таможенной стоимости метод 1 не применяется. В частности, такие случаи имеют место при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза по безвозмездным договорам, в частности, по договорам дарения, безвозмездной поставки (например, договор безвозмездной поставки рекламных, выставочных образцов) и др.
В соответствии с пунктом 15 статьи 38 ТК ЕАЭС в случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии со статьями 41 и 42 ТК ЕАЭС, применяемыми последовательно. При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 41 и 42 ТК ЕАЭС в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров может использоваться либо цена, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Союза, в соответствии со статьей 43 ТК ЕАЭС, либо расчетная стоимость товаров в соответствии со статьей 44 ТК ЕАЭС. В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно применить статьи 39, 41 - 44 ТК ЕАЭС, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 45 ТК ЕАЭС в случае, если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со статьями 39 и 41 - 44 ТК ЕАЭС, таможенная стоимость таких товаров определяется исходя из принципов и положений главы 5 ТК ЕАЭС на основе сведений, имеющихся на таможенной территории Союза.
Методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС, являются теми же, что и предусмотренные статьями 39 и 41 - 44 ТК ЕАЭС, однако при определении таможенной стоимости в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС допускается гибкость при их применении.
Одним из принципов главы 5 ТК ЕАЭС и в том числе условием применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами является определение стоимости сделки со ввозимыми товарами исходя из общей суммы всех платежей за эти товары, осуществлённых или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца и связанных с ввозимыми товарами (цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары) (пункты 1, 3, 9 статьи 39 ТК ЕАЭС).
Другим принципом главы 5 ТК ЕАЭС и также одним из условий применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами является определение таможенной стоимости на основании цены продажи товаров (пункт 1 статьи 39 ТК ЕАЭС). Указанный принцип соответствует положениям пункта 2 статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.
Оценка ввезённого товара для таможенных целей должна основываться на действительной стоимости ввезённого товара, под которой понимается цена, по которой во время и в месте, определённых законодательством страны ввоза, такой или аналогичный товар продаётся или предлагается для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции (пункт 2 статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года).
В силу пункта 1 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
Пунктом 7 статьи 324 ТК ЕАЭС в рамках проверки таможенных, иных документов и (или) сведений таможенный орган вправе осуществлять сбор и анализ дополнительной информации, в том числе направлять запросы в государственные органы и иные организации.
Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатая после выпуска товаров, либо в иных случаях применения данной формы таможенного контроля проводится в соответствии со статьей 326 настоящего Кодекса, за исключением проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, предусмотренном пунктом 10 настоящей статьи (пункт 9 статьи 324 ТК ЕАЭС).
При проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, либо в иных случаях применения данной формы таможенного контроля таможенный орган вправе запрашивать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в соответствии со статьей 340 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 326 ТК ЕАЭС).
Порядок проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств утвержден приказом ФТС России от 25.08.2009 N 1560 (далее - Порядок N 1560).
В соответствии с пунктом 2 статьи 367 ТК ЕАЭС проверка достоверности сведений осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации (пункт 5 Порядка N 1560).
Проверка проводится на основании материалов, информации, поступивших из других таможенных органов Российской Федерации, и на основании решения о проведении проверки (подподпункт "б" подпункта 4 пункта 12 и пункт 14 Порядка N 1560).
Должностное лицо структурного подразделения направляет запрос посредством почтовой связи с уведомлением о вручении в адрес декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами, в соответствии с пунктом 2 статьи 363 ТК России (пункт 16 Порядка N 1560).
Согласно пункту 25 Порядка N 1560 результаты проведения проверки оформляются актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств (далее - Акт).
Согласно пункту 26 Порядка N 1560, в случае выявления фактов заявления недостоверных сведений декларанту или иному лицу, имеющему отношение к операциям с товарами, в отношении которых проведена проверка, направляется копия акта проведения проверки.
По результатам проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, таможенным органом принимаются решения в соответствии с настоящим Кодексом, а по результатам проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в иных случаях - в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 3 статьи 326 ТК ЕАЭС).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" утвержден Порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - Порядок N 289).
Согласно подпункту "б" пункта 11 Порядка N 289 после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится при выявлении по результатам проведенного таможенного контроля (в том числе в связи с обращением) или иного вида государственного контроля (надзора), осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов:
- недостоверных сведений, заявленных в ДТ;
- несоответствия сведений, заявленных в ДТ, сведениям, содержащимся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ;
- необходимости внесения дополнений в сведения, заявленные в ДТ.
Согласно абзацу второму пункта 11.1 Порядка N 289 изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров по решению таможенного органа производится на основании решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров (далее - решение) в соответствии с разделом V Порядка.
Разделом V Порядка N 289 определен порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары, после выпуска товаров по решению таможенного органа.
Согласно пункту 21 Порядка N 289 внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа осуществляется на основании решения по форме согласно приложению N 1 к Порядку N 289.
В соответствии с пунктом 22 Порядка N 289 решение вручается декларанту под роспись либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня его принятия.
Согласно пункту 24 Порядка N 289 одновременно с решением направляется корректировка декларации на товары (КДТ), а в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости - также декларация таможенной стоимости (ДТС).
В рассматриваемом случае проверка достоверности сведений, заявленных в ДТ N N 10418010/271020/0310006, 10418010/191120/0338648, 10418010/110121/0002725, проведена на основании информации, поступившей из Государственной таможенной службы Туркменистана.
По результатам проверки в отношении ДТ N 10418010/271020/0310006, 10418010/191120/0338648, 10418010/110121/0002725 составлен акт выездной таможенной проверки от 12.08.2022 N 10408000/210/120822/А000071 и приняты решения от 22.09.2022, 03.10.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров.
Таможенный орган письмами от 12.08.2022 N 03-01-12/14703, от 30.09.2022 N 03-01-12/17860 направил декларанту ООО "АМУ" акт выездной таможенной проверки от 12.08.2022 N 10408000/210/120822/А000071.
При проведении контроля таможенной стоимости товаров использовалась имеющаяся в распоряжении таможенного органа информация, в максимально возможной степени сопоставимая с имеющимися в отношении ввозимых товаров сведениями, полученная, в том числе с использованием информационных ресурсов таможенных органов (подпункт "а" пункта 3 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию евразийского экономического союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42 "Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза" (далее - Положение N 42)).
Согласно подпункту "а" пункта 5 Положения N 42 выявление несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость ввозимых товаров и содержащихся в одном документе, иным сведениям, содержащимся в том же документе, а также сведениям, содержащимся в иных документах, в том числе, в документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, сведениям, полученным из информационных систем таможенных органов, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия таможенных органов и государственных органов (организаций) государств-членов, и (или) из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, сведениям, полученным другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, входящими в право Союза, и (или) законодательством государств-членов, является признаком недостоверного определения таможенной стоимости товаров.
Система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная ТК ЕАЭС и основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом согласно пункту 15 статьи 38 ТК ЕАЭС за основу определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости).
Установлено по делу, что Общество (Таможенный представитель) от имени и в интересах ООО "АМУ" (Декларант) в рамках внешнеторгового контракта от 20.09.2019 N Б-024342, заключенного с ООО "Алишер Трейд" (Кыргызстан), ООО "Агроторгазия" (Кыргызстан), задекларировало:
- товар N 1 - шерсть сараджинская, мытая, весенняя, 2-го сорта с короткими волокнами, не относящаяся к гребенному, по декларации на товары (далее - ДТ) N 10418010/110121/0002725;
- товар N 1 - шерсть стриженая, не подвергнутая кардо- или гребнечесанию, мытая, не карбонизированная: шерсть каракульская мытая, весенняя, осенняя, поярковая, по ДТ N 10418010/191120/0338648;
- товар N 1 - шерсть стриженая, не подвергнутая кардо- или гребнечесанию, мытая, не карбонизированная: шерсть каракульская мытая, весенняя, осенняя, поярковая, по ДТ N 10418010/271020/0310006.
По результатам проведения таможенного контроля таможенный орган выявил несоответствие сведений о фактурной и таможенной стоимости, заявленных при декларировании в России, сведениям документов, представленных таможенными органами Туркменистана.
Сравнительный анализ фактурной стоимости товаров, заявленной ООО "АМУ" при декларировании ввезенных товаров и сведений о стоимости тех же товаров, указанной в документах, представленных таможенными органами Туркменистана, показал, что стоимость товаров в импортных ДТ значительно ниже стоимости в экспортных таможенных декларациях Туркменистана.
В ответ на запросы таможенного органа декларант не предоставил пояснения по выявленным несоответствиям.
По результатам анализа имеющихся в распоряжении таможенного органа документов Нижегородская таможня пришла к верному заключению о том, что таможенная стоимость товара (техническая документация), заявленная в ДТ N N 10418010/271020/0310006, 10418010/191120/0338648, 10418010/110121/0002725, определена с нарушением пункта 10 статьи 38 и подпункта 2 пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС, поскольку заявленная таможенная стоимость товара и сведения, относящиеся к её определению, не основываются на достоверной, количественно определяемой и документально подтверждённой информации.
Нижегородская таможня обосновала невозможность использования для определения таможенной стоимости товара (шерсть), декларированного в ДТ N N 10418010/271020/0310006, 10418010/191120/0338648, 10418010/110121/0002725, предусмотренные статьями 39, 41 - 44 ТК ЕАЭС методы определения таможенной стоимости товаров, и в решениях от 22.09.2022, 03.10.2022 определила таможенную стоимость оцениваемого товара резервным методом на основе метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами в соответствии со статьёй 45 ТК ЕАЭС.
Основания для применения метода по стоимости сделки у Нижегородской таможни отсутствовали в силу несоответствия условиям, предусмотренным пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС и пунктом 7 утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 N 283 Правил применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), а именно:
- таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, не основаны на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации;
- таможенная стоимость оцениваемых товаров не основывается на действительной стоимости товаров, под которой понимается цена, по которой во время и в месте, определенных законодательством страны ввоза, такой или аналогичный товар продается или предлагается для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции.
Таким образом, решения таможенного органа от 22.09.2022, 03.10.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары ДТ N N 10418010/271020/0310006, 10418010/191120/0338648, 10418010/110121/0002725, соответственно, являются законными.
Обратная позиция заявителя по делу является голословной, не подтвержденной документально.
Принятые решения послужили основанием для доначисления декларанту и таможенному представителю причитающихся к уплате таможенных платежей:
по ДТ N 10418010/110121/0002725 в сумме 692442,99 руб., пени в размере 101284,23 руб.;
по ДТ N 10418010/191120/0338648 в сумме 666085,21 руб., пени в размере 101596,48 руб.;
по ДТ N 10418010/271020/0310006 в сумме 1383101,95 руб., пени в размере 212411,8 руб.
В соответствии с приказом ФТС России от 24.12.2018 N 2095 "Об определении таможенных органов, уполномоченных на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней" (далее - Приказ N 2095) и Порядком использования автоматизированной подсистемы учета и контроля задолженности по уплате таможенных платежей Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов должностными лицами отделов таможенных платежей таможен, утвержденным распоряжением ФТС России от 08.05.2019 N 82-р (далее - Порядок) Управление сформировало и направило в адрес декларанта и таможенного представителя уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, исчисленных к КДТ N 10418010/110121/0002725/03 от 03.10.2022, N 10418010/191120/0338648/03 от 03.10.2022, N 10418010/271020/0310006/03 от 22.09.2022.
Приказом ФТС России от 03.06.2019 N 901 утвержден Порядок использования личного кабинета и организации обмена электронными документами и (или) сведениями между таможенными органами и декларантами, перевозчиками, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами, правообладателями и иными лицами, а также Порядка получения доступа декларантов, перевозчиков, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторов, правообладателей и иных лиц к личному кабинету.
В случае направления уведомления таможенным органом в виде электронного документа днем его получения считается день, следующий за днем его направления установленный частью 3 статьи 282 Закона N 289-ФЗ.
Суд первой инстанции установил, что в рассматриваемом случае уведомления от 26.09.2022 N 10100000/У2022/0063160, от 04.10.2022 N 10100000/У2022/0064281, N 10100000/У2022/0064279 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, исчисленных к КДТ N 10418010/110121/0002725/03 от 03.10.2022, N 10418010/191120/0338648/03 от 03.10.2022, N 10418010/271020/0310006/03 от 22.09.2022 направлены с соблюдением установленных сроков, а также на основании законных решений таможенного органа.
В соответствии с пояснениями Управления 02.11.2022, 10.11.2022, 14.11.2022 таможенный представитель ООО "РТБ-ГРУПП" подал в таможенный орган декларирования КДТ для погашения задолженности по уплате таможенных платежей и пеней на общую сумму 3156922,66 руб. (КДТ N 10418010/271020/0310006/05 от 02.11.2022, N10418010/191120/0338648/05 от 10.11.2022, N 10418010/110121/0002725/05 от 14.11.2022).
Задолженность по уплате таможенных платежей, пеней в отношении товаров, задекларированных по ДТ N N 10418010/271020/0310006, 10418010/110121/0002725, 10418010/191120/0338648 погашена таможенным представителем ООО "РТБ-ГРУПП" в полном объеме.
Кроме того, из материалов дела N А57-7927/2023 следует, что ООО "Таможенное сопровождение" платежным поручением от 02.11.2022 N 1 и от 09.11.2022 N 2 возместило Обществу расходы по доплате таможенных платежей в размере 3156922 руб. 66 коп.
Позиция заявителя по делу о наличии оснований для освобождения его от солидарной ответственности по уплате таможенных платежей судом является юридически неверной и отклоняется судом по следующим основаниям.
В данном случае заявитель как таможенный представитель, являющийся профессиональным участником на рынке оказываемых услуг, не представило надлежащие доказательства, подтверждающие установленные частью 7 статьи 346 Закона N 289-ФЗ основания для освобождения от солидарной обязанности по уплате таможенных платежей.
Общество не проявило должной заботливости и осмотрительности, тем самым приняв на себя и риски выявления недостоверного декларирования таможенной стоимости товара.
В настоящем деле таможенный представитель как лицо, осуществляющее деятельность по таможенному декларированию на профессиональной основе, не представило доказательства, подтверждающие, что оно приняло все необходимые меры для получения от декларанта и представления при таможенном декларировании товаров достоверных документов и сведений относительно заявленной стоимости товаров.
Представленные в материалы дела письма ООО "АМУ" в адрес Общества от 27.10.2020 б/н, от 24.12.2020 б/н, и от 17.11.2020 б/н не подтверждают данное обстоятельство.
Деятельность таможенного представителя, как она определена в таможенном законодательстве, состоит в совершении таможенных операций от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению, причем осуществляется такая деятельность на постоянной, профессиональной основе (о чем свидетельствуют предъявляемые к таможенному представителю требования и необходимость их включения в соответствующий реестр), и на таможенного представителя возлагается ответственность за результат проведения таможенных операций, в том числе за уплату таможенных платежей.
При совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами (пункт 1 статьи 404 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 2 статьи 404 ТК ЕАЭС при осуществлении своей деятельности таможенный представитель вправе требовать от представляемого им лица документы и сведения, необходимые для совершения таможенных операций, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных названных Кодексом требований.
Следовательно, отсутствие явных признаков подделки документов не освобождает Общество, обладающее перечисленными выше полномочиями таможенного представителя, от необходимости потребовать у представляемого им лица документов, представляемых в таможенный орган страны отправления (экспортной декларации, коммерческих, транспортных документов, инвойсов, спецификаций и т.п.).
При отказе декларанта представить запрошенные у него документы дальнейшие действия таможенного представителя по таможенному оформлению товара предполагают принятие таможенным представителем на себя, в том числе рисков, связанных с недостоверным декларированием и последующим доначислением таможенным органом таможенных платежей.
Формальная подача заявителем как таможенным представителем в таможенный орган полученных от декларанта документов без надлежащей проверки их полноты и достоверности не может свидетельствовать о проявлении должной степени заботливости и осмотрительности, в том числе с учетом его статуса - лица, осуществляющего деятельность по таможенному декларированию на профессиональной основе.
Материалы дела подтверждают, что Общество не доказало, что оно отвечает критериям пункта 5 статьи 405 ТК ЕАЭС и пункта 7 статьи 346 Закона N 289-ФЗ, позволяющим освободить его от солидарной обязанности по уплате таможенных платежей.
Ссылка ООО "РТБ-ГРУПП" на условия договора от 23.04.2020 N 33-202/С/315 как основание для освобождения от солидарной обязанности по уплате таможенных платежей также отклоняется судом апелляционной инстанции как основанная на неверном толковании норм таможенного законодательства.
Установленные таможенным законодательством обязанности таможенного представителя превалируют на договорными обязательствами, а солидарная ответственность происходит из норм публичного права, а не из требований гражданско-правового договора.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что у таможенного органа имелись основания для направления в адрес Общества уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
В соответствии с требованиями статьи 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации таможенный орган доказал законность и обоснованность оспариваемых ненормативных правовых актов.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют. При этом судом не допущенонарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Общества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.05.2023 по делу N А43-5246/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РТБ-ГРУПП" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-5246/2023
Истец: ООО "РТБ-Групп"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Третье лицо: Нижегородская таможня, ООО "АМУ", Арбитражный суд города Москвы