г. Челябинск |
|
29 мая 2023 г. |
Дело N А47-5880/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Калашника С.Е., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприродндазора) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.03.2023 по делу N А47-5880/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
Южно-Уральского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Муратова А.З. (доверенность от 01.01.2023 N 6, диплом);
общества с ограниченной ответственностью "РВК-Орск" - Нестеренко Ю.А. (доверенность от 01.01.2023 N 7, диплом), Митькова Э.Э (доверенность от 01.01.202).
Южно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) (далее - истец, управление, Управление Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "РВК-Орск" (далее - ответчик, общество, ООО "РВК-Орск") об обязании: 1) получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух на объекте "Очистные сооружения канализации, иловые карты" (код объекта 53-0156-000045-П) до 15.03.2023 согласно пункту 1 приложения N 1 к договору возмездного оказания услуг N 71-22 от 11.10.2022, заключенному между ООО "РВК-Орск" и ООО "МИЛЛА"; 2) разработать и согласовать в установленном порядке мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) для объекта негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) "Очистные сооружения канализации, иловые карты" (код объекта 53-0156-000045-П) до 30.05.2023 согласно пункту 3 приложения N 1 к договору возмездного оказания услуг N 71-22 от 11.10.2022, заключенному между ООО "РВК-Орск" и ООО "МИЛЛА"; 3) разработать и утвердить программу производственного экологического контроля (ПЭК) на объекте НВОС "Очистные сооружения канализации, иловые карты" (код объекта 53-0156-000045-П) в течение месяца со дня утверждения территориальным органом Росприроднадзора нормативов допустимых выбросов в атмосферный воздух; 4) обеспечить актуализацию учетных сведений об объекте "Очистные сооружения канализации, иловые карты" (код объекта 53-0156-000045-П) в реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду (ПТО УНВОС) в течение месяца со дня проведения инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ; 5) получить разрешение на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты на объекте "Очистные сооружения канализации, иловые карты" (код объекта 53-0156-000 045-П) до 20.11.2023 (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований - т.2 л.д.79-82).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 09.03.2023 (резолютивная часть решения объявлена 01.03.2023) в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Управление Росприроднадзора обжаловало его в апелляционном порядке, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Полагает исковые требования подлежащими удовлетворению. Обращает внимание на следующие обстоятельства: спорный объект НВОС (очистные сооружения канализации) эксплуатируется обществом с 01.04.2021; в ходе проведенного в период с 03.12.2021 по 10.01.2022 административного расследования управлением установлено, что общество осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух в отсутствие комплексного экологического разрешения на выброс; с 01.01.2019 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) в части нормирования в области охраны окружающей среды, но они не отменяют обязанности получать разрешение на выбросы на объектах 1 категории до момента разработки комплексного экологического разрешения; то есть ООО "РВК-Орск" необходимо получить разрешения на выбросы до момента получения комплексного экологического разрешения, что судом не оценено; с 01.04.2021 общество осуществляет выбросы с источников 1 категории НВОС в отсутствие таких разрешений; по заключенному ответчиком договору N 71-22 от 11.10.2022 на оказание услуг по разработке и согласованию проекта и расчетов нормативов допустимых выбросов и мероприятий по уменьшению выбросов в период НМУ, работы по получению разрешения должны быть начаты с 01.10.2022, а до 15.10.2022 должна быть проведена инвентаризация (1 этап), однако, до настоящего времени даже этот этап не пройден; объект эксплуатируется более 30 лет, но инвентаризация не проведена; затягивание проведения инвентаризации недопустимо; обстоятельства, на которые ссылается общество в оправдание затягивания инвентаризации, не подтверждены; доказательства принятия заявителем мер для получения разрешения на выбросы (кроме заключения договора) не представлены, и в решении суда этот вопрос не исследован, а потому вывод суда о принятии обществом мер для получения разрешительной документации является необоснованным; суд указал также на принятие ответчиком мер по приведению производственной деятельности в соответствие с природоохранным законодательством, сославшись на заключение подрядных договоров, которые не являются надлежащими доказательствами принятия таких мер (сроки выполнения мероприятий заявителем затягиваются, а договоры могут быть расторгнуты, то есть их заключение не может обеспечить устранение нарушений); факт проведения обществом установленных законом мероприятий не установлен; общество не принимает меры для устранения нарушений с 01.04.2021, что создает угрозу для окружающей среды и нарушает право граждан на безопасную окружающую среду.
Представитель управления в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
В судебном заседании представители ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы заявителя возражали по основаниям, изложенным в отзыве. Полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "РВК-Орск" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1195658014485 и осуществляет в том числе деятельность по забору, очистке и распределению воды, сбору и обработка сточных вод.
На основании концессионного соглашения от 09.11.2020, заключенного между ООО "РВК-Орск" и администрацией города Орска сроком на 49 лет, и постановления администрации г. Орска от 01.04.2021 N 180-п, ООО "РВК-Орск" с 1 апреля 2021 года осуществляет водоснабжение и водоотведение г. Орска (является гарантирующей организацией).
В соответствии с пунктами 2.1 и 4.1 концессионного соглашения, ООО "РВК-Орск" обязалось за свой счет, в сроки и на условиях, установленных соглашением, обеспечить мероприятия по созданию или реконструкции объекта соглашения, осуществлять с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения деятельность по осуществлению холодного водоснабжения и водоотведения, осуществлять модернизацию или замену устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием.
Перечень объектов концессионного соглашения (включая комплекс цеха биологической очистки сточных вод, расположенный в 1,1 км южнее ул. Вяземской в г. Орске) поименован в приложении N 2.1 концессионного соглашения.
По данным, размещенным на сайте общества, ответчик обслуживает 577 км водопроводных и 372 км канализационных сетей, 113 артезианских скважин, 9 водопроводных насосных станций, 27 подкачивающих насосных станций, 20 канализационных насосных станций и 3 очистных сооружения, услугами общества пользуются более 1600 юридических и около 194000 физических лиц.
07.09.2021 ответчиком подана заявка N 5112305 на актуализацию сведений об объекте НВОС - очистные сооружения канализации, иловые карты (код объекта 53-0156-000045-П). Заявка была отклонена в связи с несоответствием требованиям действующего законодательства.
ООО "РВК-Орск" поданы повторные заявки (N 5119451 от 07.09.2021, N 5181517 от 05.10.2021, N 5181540 от 05.10.2021 и N 5251796 от 14.12.2021), которые также были отклонены.
07.02.2022 ООО "РВК-Орск" вновь подана заявка на актуализацию сведений об указанном объекте НВОС N 6175324. Исходя из заявки ответчика от 07.02.2022, по объекту НВОС - очистные сооружения канализации, иловые карты (код объекта 53-0156-000045-П), на указанном объекте НВОС эксплуатируются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: ОСК 5 (котельная для теплоснабжения цеха, топливо-природный газ); иловые площадки 1-ой, 2-ой очереди; ОСК 5 (сварка MP, газовая резка); ОСК 5 (станок токарный); ОСК 5 (гараж автотранспорта); ОСК 5 (насосная первичного отстоя); ОСК 5 (насосная опорожнения); ОСК 5 (помещение решеток); ОСК 5 (иловая насосная); ОСК 5 (хлораторная); ОСК 5 (рейсирование автотранспорта, спецтехники); ОСК 5 (стоянка ДТ); ОСК 5 ( пруд усреднитель 1- ой, 2-ой ст.); ОСК 5 (аэротенки 1-ой ступени); ОСК -5 (ВРО-1, 2, 2-ой ступени); ОСК 5 (песколовка хозяйственно-бытовых стоков); ОСК-5 (ПРО-1-4); ОСК 5 (аэротеэнки 2-ой ступени); ОСК 5 (ВРО-5,6); ОСК 5 (бункер песка). От указанных источников в атмосферный воздух выбрасываются следующие загрязняющие вещества: аммиак, сероводород, метан, гидроксибензол (фенол), формальдегид, углеводороды предельные С6-С10 (алканы), углеводороды предельные С12-С19 (алканы), азота диокскид.
В ранее направленной ООО "РВК-Орск" заявке на актуализацию сведений об объекте НВОС - очистные сооружения канализации, иловые карты (код объекта 53-0156-000045-П), указанные выше источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух были объединены в два источника - ОСК и иловые площадки 1-ой, 2-ой очереди, от которых в атмосферный воздух выбрасываются следующие загрязняющие вещества: аммиак, сероводород, метан, гидроксибензол (фенол), формальдегид, углеводороды предельные С6-С10 (алканы), углеводороды предельные С12-С19 (алканы), азота диокскид.
В ПТО УОНВОС содержится информация об объекте НВОС 1 категории - очистные сооружения канализации (ОСК), иловые карты (код объекта 53-0156-000045-П). В частности, указано на то, что на этом объекте НВОС эксплуатируются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: N 1 - участок водопроводной сети; N 2 - участок канализационной сети; N 3 - участок Вокзальный; N 4 - Кумакский водозабор; N 6 - иловые площадки 1-ой, 2-ой очереди; N 7 - накопительная яма; N 8 - поля фильтрации. От объекта в атмосферный воздух выбрасываются следующие загрязняющие вещества: аммиак, сероводород, метан, гидроксибензол (фенол), формальдегид, углеводороды предельные С6-С10 (алканы), углеводороды предельные С12-С19 (алканы), азота диокскид.
Указанные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в результате эксплуатации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух подтверждаются технологическим регламентом процесса биологической очистки сточных вод ООО "РВК-Орск", утвержденным исполнительным директором ООО "РВК-Орск" 01.04.2021.
Также, в письме ООО "РВК-Орск" N ИОР-21012022-002 от 21.01.2022 отражены объемы сбросов участка ОСК за период с июня 2021 года по январь 2022 года в р. Урал. Сброс ООО "РВК-Орск" сточных вод в р. Урал в период с 01.06.2021 по 31.12.2021 составлял примерно 40 тыс. куб.м в сутки.
Управлением Росприроднадзора в период с 03.12.2021 по 10.01.2022 в отношении ООО "РВК-Орск" проведено административное расследование, в ходе которого должностным лицом управления 24.01.2022 осуществлен выезд на объект НВОС, эксплуатируемый юридическим лицом - очистные сооружения канализации и иловые карты. По результатам осмотра указанного объекта выявлено, что на объекте НВОС очистные сооружения имеются: участок механической очистки бытовых стоков, песколовки (4шт., эксплуатируются), первичные отстойники (4шт., 3 из которых в работе и 1 - в ремонте с ноября 2021, в ноябре 2021 введен в эксплуатацию новый первичный отстойник). После первичных отстойников бытовые сточные воды попадают в распределительную чашу, а затем в аэротенки 2 ступени, которые состоят из 8 коридоров (все эксплуатируются). Промышленные стоки попадают в усреднитель, затем в аэротенки 1 ступени, распределительную чашу, и затем аэротенки 2 ступени. Далее стоки попадают во вторичные радиальные отстойники (4шт., эксплуатируются), после которых все стоки попадают в третичные отстойники (4шт., 3 из которых в работе, 1 - в ремонте с начала 2021 года). Далее в производственном цикле используются хлораторная, насосная и пруды-отстойники. На территории объекта НВОС - очистные сооружения, эксплуатируемые ООО "РВК-Орск", имеется здание котельной, у которой имеется труба для выбросов продуктов горения. Отобрать пробы промышленных выбросов от этого источника выбросов не представилось возможным в связи с тем, что места проб на данной трубе не оборудованы. Сброс сточных вод осуществляется в р. Урал (правый берег р. Урал, в черте г.Орска), координаты места выпуска: 58°28'39" с.ш. и 51°12'14" в.д. Осадок сточных вод сливается на объект НВОС, эксплуатируемый ООО "РВК-Орск" - иловые карты, который состоит из 21 карты, поделенной на каскады. На дату осмотра в стадии наполнения находятся 16,17,18,19 карты, на сушке с лета 2021 года находятся карты 12,13,14,15, оставшиеся карты будут заполняться по необходимости. Очистка карт производилась в 2000 году.
По результатам проверки истцом сделан вывод о том, что ответчик, являясь юридическим лицом, обязанным соблюдать законодательство Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, осуществляет свою деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства РФ, поскольку: до настоящего времени не проведена актуализация сведений об объекте НВОС - очистные сооружения, иловые карты (код объекта 53-0156-000045-П); обществом осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников объекта НВОС 1 категории - очистные сооружения, иловые карты (код объекта 53-0156-000045-П) в отсутствие комплексного экологического разрешения, а также разрешения на выброс веществ в атмосферный воздух и утвержденных нормативов допустимых выбросов; обществом осуществляются сброс очищенных сточных вод в реку Урал (правый берег р. Урал в черте г. Орска) в отсутствие разрешений на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты и в отсутствие нормативов допустимого воздействия на водные объекты; обществом не разработаны и не проводятся мероприятия при неблагоприятных метеорологических условий для объекта НВОС - очистные сооружения, иловые карты (код объекта 53-0156-000045-П); общество осуществляет деятельность на объекте НВОС - очистные сооружения, иловые карты (код объекта 53-0156-000045-П) в отсутствие проведенной инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и в отсутствие утвержденной программы производственного экологического контроля указанного объекта НВОС.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения управлением в суд с рассматриваемым иском.
Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных управлением требований.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
Статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1). В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица (часть 2).
В силу статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов (часть 1). Орган, обратившийся в арбитражный суд в защиту публичных интересов, организации и граждане, обратившиеся в защиту прав и законных интересов других лиц, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца (часть 4).
В соответствии с Положением о Южно-Уральском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора), утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10.01.2022 N 9 (далее - Положение N 9), управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции по надзору в сфере природопользования на территории Республики Башкортостан и Оренбургской области.
В целях обеспечения соблюдения требования законодательства об охране окружающей среды, управление наделено законом полномочиями по осуществлению федерального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в том числе с использованием объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (статьи 5, 55 Закона N 7-ФЗ), для чего уполномочено на выдачу обязательных к исполнению предписаний и привлечение субъектов к административной ответственности.
В силу пункта 4.65 Положения N 9, а также статей 5 и 80 Закона N 7-ФЗ управление наделено полномочиями на предъявление в установленном законодательством Российской Федерации порядке исков: о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду; об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
Правом на обращение в суд с исками о понуждении к совершению действий, направленных на соблюдение требований законодательства об охране окружающей среды, управление законом не наделено. То есть, рассматриваемое исковое заявление подано в арбитражный суд неуполномоченным органом, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Применительно к существу заявленных управлением требований суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 3 Закона N 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
С 01.01.2019 вступили в силу изменения в Закона N 7-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ), в части нормирования в области охраны окружающей среды.
В числе прочего, подпунктом "л" пункта 1 указанного Закона введено понятие "комплексное экологическое разрешение" - документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды.
Также, Закона N 7-ФЗ дополнен статьей 23.1, пунктом 6 которой предусмотрено, что временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы (устанавливаемые при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов) устанавливаются разрешением на временные выбросы, разрешением на временные сбросы, выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со статьей 31.1 настоящего Федерального закона.
Введенной в Закона N 7-ФЗ статьей 31.1 предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение (пункт 1). Комплексное экологическое разрешение выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (пункт 2). Подача заявки на получение комплексного экологического разрешения осуществляется не позднее чем за два месяца до ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, или за четыре месяца до истечения срока действия комплексного экологического разрешения (пункт 5). Комплексное экологическое разрешение содержит: технологические нормативы; нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ; нормативы допустимых физических воздействий; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; требования к обращению с отходами производства и потребления; согласованную программу производственного экологического контроля; срок действия комплексного экологического разрешения (пункт 10). Комплексное экологическое разрешение, выдаваемое для осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, где реализуются программы повышения экологической эффективности, дополнительно может содержать временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы. Программа повышения экологической эффективности является неотъемлемой частью комплексного экологического разрешения (пункт 11).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 219-ФЗ, разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, НООЛР, полученные юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Законом N 7-ФЗ к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи. Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых выбросов), нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых сбросов) для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов устанавливаются лимиты на выбросы загрязняющих веществ и лимиты на сбросы загрязняющих веществ (далее - лимиты на выбросы и сбросы), действующие в период реализации планов снижения выбросов загрязняющих веществ и планов снижения сбросов загрязняющих веществ (далее - планы снижения выбросов и сбросов), с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (пункт 1.1 статьи 11 Закона N 219-ФЗ).
Частью 6 статьи 11 Закона N 219-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2024 года включительно.
В силу части 7 статьи 11 Закона N 219-ФЗ юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в части 6 данной статьи перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
Переходными положениями о сроках получения комплексного экологического разрешения, установленными Законом N 219-ФЗ, предусмотрено, что с 01.01.2019 и до получения комплексного экологического разрешения допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения (часть 1.1 статьи 11 Закона N 219-ФЗ).
Таким образом, как обоснованно отметил суд первой инстанции, на дату рассмотрения настоящего спора установленный законом период получения комплексного экологического разрешения не истек.
Для получения комплексного экологического заключения 27.12.2021 ответчиком с целью разработки проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в реку Урал, в соответствии с требованиями "Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей", утвержденной приказом МПР России от 17.12.2007 N 333, заключен договор с ФГБУ "Оренбургский ЦГМС - филиал ФГБУ "Приволжское УГМС" N Д.НД.ОР.ДЭЭиПБ-271221-0001 от 27.12.2021 на оказание услуг по проведению годового мониторинга р.Урал в границах участков водопользования.
Услуги по указанному договору обществом оплачены в полном объеме 30.12.2021.
Согласно календарному плану, являющемуся неотъемлемой частью указанного договора, расчет условных фоновых концентраций природных вод р.Урал подлежит выполнению до 31.01.2023, после проведения ежемесячного мониторинга в течение календарного года.
Согласно пунктам 7, 13 Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Минприроды России от 02.06.2014 N 246, срок предоставления услуги Росводресурсов по рассмотрению проекта НДС составляет 45 рабочих дней. Государственная услуга по утверждению Росводресурсами проекта НДС включает согласования с соответствующими территориальными органами Росгидромета, Роспотребнадзора, Росрыболовства и Росприроднадзора, осуществляемому в рамках межведомственного взаимодействия.
Пунктом 11 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного Приказом РПН от 17.08.2020 N 1022, выдача разрешения на сбросы осуществляется территориальным органом Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении государственной услуги.
Таким образом, разрешение органов Росприроднадзора на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты не могло быть получено обществом ни на момент обращения управления в суд с рассматриваемым иском, ни на момент рассмотрения дела в суде, а потому требование истца об обязании ответчика получить такое разрешение является неправомерным.
В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 22 Закона N 96-ФЗ предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух (пункт 1 статьи 30 Закона N 96-ФЗ.
Пунктом 12.1 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных), утвержденного Приказом Росприроднадзора от 06.07.2020 N 776, предусмотрено, что для установления нормативов допустимых выбросов и выдачи разрешения на выбросы заявитель представляет заявление об установлении нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме согласно приложению 1 к Регламенту, а также данные инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности, либо данные проектной документации - в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности; проект нормативов допустимых выбросов.
Для действующих объектов ОНВ предельно допустимые выбросы разрабатываются на основе данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которая проводится в соответствии с Порядком проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (пункт 9 Приказа Минприроды России от 11.08.2020 N 581 "Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух").
Таким образом, государственная услуга по выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух возможна только после установления нормативов допустимых выбросов при наличии проекта нормативов допустимых выбросов, разработанного на основании данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух является необходимым промежуточным этапом для разработки проекта нормативов допустимых выбросов, на основании которого устанавливаются нормативы допустимых выбросов, и впоследствии выдается разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которое является итоговым разрешительным документом.
Как установлено судом первой инстанции, 02.08.2022 обществом в целях разработки проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, заключен договор с ЦАЛ ООО "Оренбург Водоканал" N Д.ТД.ОР.ДЭЭиПБ-020822-0001 от 02.08.2022 на оказание услуг по анализу проб промвыбросов в атмосферу. Работы по договору находятся в стадии выполнения.
Также, ответчиком подготовлена закупочная документация на оказание услуг по разработке и согласованию проекта и расчетов нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (НДВ), мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Закупочная документация размещена на электронной торговой площадке Газпромбанка 01.09.2022. Прием заявок на оказание услуг завершен 13.09.2022. Всего получено 7 заявок. Выполнено техническое заключение о соответствии/несоответствии участников закупки и поданных ими заявок требованиям документации о закупке. В составе закупочной документации представлен календарный план на оказание услуг по разработке и согласованию проекта и расчетов нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (НДВ), мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Данный план является неотъемлемой частью договора и содержит реальные сроки разработки документации.
По результатам торгов 11.10.2022 ответчиком заключен с ООО "МИЛЛА" договор N 71-22 на оказание услуг по разработке и согласованию проекта и расчетов нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (НДВ), мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Неотъемлемой частью договора является задание заказчика на оказание услуг по разработке и согласованию проекта и расчетов нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (НДВ), мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Пунктом 1 Приложения N 1 (задание заказчика) к этому договору установлен срок оказания услуги по разработке, согласованию и сопровождению в контрольно-надзорных органах проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта 1 категории НВОС - очистные сооружения канализации и иловые площадки - с 01.120.2022 по 15.03.2023, в том числе: срок проведения инвентаризации - с 01.10.2022 по 15.10.2022 (пункт 1.1); срок разработки проекта нормативов допустимых выбросов - с 16.10.2022 по 10.11.2022 (пункт 1.2); проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта НДВ и его согласование в Управлении Росприроднадзора - с 11.11.2022 по 15.03.2023 (пункт 1.3).
На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции указанные сроки не истекли.
Пунктом 3 статьи 19 Закона N 96-ФЗ предусмотрена обязанность юридических лиц, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).
Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Разработка мероприятий при НМУ проводится на основании данных документации по инвентаризации стационарных источников и выбросов, результатов расчетов нормативов допустимых выбросов, результатов расчетов рассеивания выбросов (пункты 3 и 6 Приказа Минприроды России от 28.11.2019 N 811 "Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий").
В силу статьи 67 Закона N 7-ФЗ производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 1). Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора (пункт 2). Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4).
Приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 утверждены Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. В частности, установлено, что программа ПЭК в числе прочего должна содержать следующие разделы: сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения.
Таким образом, разработка и согласование мероприятий по сокращению выбросов в атмосферный воздух при НМУ, а также разработка и согласование программы ПЭК возможны только после проведения инвентаризации, разработки и утверждения нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. При этом, как указано выше, предусмотренные договором от 11.10.2022 N 71-22 сроки проведения инвентаризации на момент рассмотрения спора судом первой инстанции не истекли.
Статьей 69 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора (пункт 1). Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления (пункт 2). Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами (пункт 3).
Статьей 69.2 Закона N 7-ФЗ установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти (пункт 1). Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений: о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления (пункт 6). Сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 настоящей статьи, представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений (пункт 7). Сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 настоящей статьи, подтверждаются документами: о смене собственника (владельца), осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду; о реорганизации юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (пункт 8).
Из материалов дела следует, что используемый обществом с 01.04.2021 объект негативного воздействия на окружающую среду - очистные сооружения канализации, иловые карты (код объекта 53-0156-000045-П) ранее эксплуатировался ООО "Водоканал Орск".
В связи с необходимостью актуализации сведений об объекте 07.09.2021, 05.10.2021, 14.12.2021 обществом подавались соответствующие заявки N 5112325, N 5119451, N 5181517, N 5181540 и N 5251796, которые были отклонены в связи с несоответствием требованиям законодательства. 07.02.2022 обществом вновь подана заявка об актуализации сведений об объекте НВОС N 6175324, которая на дату обращение управлением в суд с рассматриваемым иском находилась на рассмотрении.
На дату рассмотрения спора в суде первой инстанции актуализация учетных сведений об объекте НВОС "очистные сооружения канализации, иловые карты" (код объекта 53-0156-000045-П) в реестре объектов негативного воздействия проведена, ответчиком получено свидетельство N 6842976 от 26.04.2022 о постановке на государственный учет объекта. Для остальных включенных в концессионное соглашение площадок ООО "РВК-Орск" также проведена актуализация сведений. Для осуществления повторной актуализации сведений об объекте НВОС необходимо проведение инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установление нормативов допустимых сбросов. То есть, очередная актуализация учетных сведений об объекте НВОС "Очистные сооружения канализации, иловые карты" возможна только после проведения инвентаризации, разработки и утверждения нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в Управлении Росприроднадзора, разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в Управлении Росприроднадзора, установления нормативов допустимых сбросов органами Росводресурсов (не ранее 30 октября 2023 года).
Таким образом, материалами дела подтверждено, что ответчиком принимаются меры, направленные на соблюдение нормативных требований в области охраны окружающей среды, приведенных управлением в обоснование иска. Основания полагать поведение ответчика направленным на затягивание принятия указанных мер отсутствуют. Как верно отметил суд первой инстанции, необходимость соблюдения указанных нормативных требований ответчиком по существу не оспаривается, а продолжительность выполнения ответчиком спорных мероприятий является объективно обоснованной, и на дату рассмотрения судебного спора срок исполнения этих мероприятий не истек. В этой связи суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для понуждения общества к совершению требуемых управлением действий в судебном порядке.
С учетом изложенного, следует согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.03.2023 по делу N А47-5880/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприродндазора) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
С.Е. Калашник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-5880/2022
Истец: Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, Южно-Уральское Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора)
Ответчик: ООО "РВК-Орск"
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд