г. Самара |
|
07 июля 2023 г. |
Дело N А55-20366/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2023 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2023 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Буртасовой О.И.,
судей Деминой Е.Г., Морозова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания по перерыва Андреевой С.С., после перерыва Ульяновым Д.В.,
с участием до и после перерыва:
от истца - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика - Скуратов А.А., представитель по доверенности от 24.05.2023, диплом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 июня - 04 июля 2023 года в зале N 1 апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Криушевой Светланы Александровны на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 января 2023 года по делу N А55-20366/2022 (судья Шлинькова Е.В.),
по иску индивидуального предпринимателя Криушевой Светланы Александровны к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" об урегулировании разногласий,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Криушева Светлана Александровна (далее - истец), обратилась в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - ответчик), об обязании заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в редакции индивидуального предпринимателя Криушевой Светланы Александровны, а именно:
- пункт 5 договора изложить в следующей редакции: "Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - "01" мая 2022 года";
- абзац первый пункта 28 договора изложить в следующей редакции: "Настоящий договор заключается на срок с 01.05.2022 года по 31.12.2022 года (включительно)";
- абзац второй пункта 28 договора изложить в следующей редакции: "Настоящий договор вступает в силу с 01.05.2022 года";
- из графы 15 "Период оказания услуг по вывозу ТКО" Приложения N 1 к договору исключить слова: "01.01.2019 г. - 30.04.2022 г.";
- из Приложения N 1.1 к договору исключить расчетные периоды с января 2019 г. по апрель 2022 г. (включительно);
- абзац первый пункта 6 договора дополнить словами "... с учетом НДС";
- в графе 14 "Периодичность вывоза ТКО" Приложения N 1 к договору слова "1 раз в неделю" дополнить словами: "- во вторник";
- раздел VII договора дополнить пунктом 25.6 следующего содержания: "Потребитель вправе потребовать от Регионального оператора уплаты штрафа в размере 1000 руб. за каждый случай невывоза ТКО в установленный настоящим договором день недели";
- не включать в договор дополнительное соглашение N 1 об электронном документообороте, которым ООО "ЭкоСтройРесурс" предлагало дополнить договор разделом X1 "Соглашение об электронном документообороте" в редакции согласно Приложению N 1 к данному дополнительному соглашению.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 января 2023 года по делу N А55-20366/2022 урегулированы разногласия, возникшие между индивидуальным предпринимателем Криушевой Светланой Александровной и обществом с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО- 42471 от 12.05.2022, спорные условия договора изложены в следующей редакции:
- пункт 5 договора исключить.
- абзац первый пункта 28 договора: "Настоящий договор заключается на срок с 01.05.2022 по 31.12.2022 (включительно)".
- абзац второй пункта 28 договора: "Настоящий договор вступает в силу с 01.05.2022".
- из графы 15 приложения N 1 к договору "Период оказания услуг по вывозу ТКО" исключить период "01.01.2019 - 30.04.2022".
- из Приложения N 1.1 договора исключить расчетные периоды с января 2019 года по апрель 2022 года.
- изложить в графе 16 приложения N 1 к договору объем принимаемых ТКО в месяц, исходя из объема накопителей и периодичности вывоза ТКО в месяц в соответствии с санитарными нормами и правилами".
- дополнить абзац первый пункта 6 договора к сумме тарифа на услугу регионального оператора словами "с учетом НДС"
- в графе 14 приложения N 1 к договору указать "в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21".
- не дополнять договор пунктом 25.6. в редакции потребителя.
- не дополнять договор разделом X' "Соглашение об электронном документообороте". В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. В остальной неоспариваемой части договор действует в редакции регионального оператора, направленной ИП Криушевой С.А. первоначально.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит:
отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2023 г. по делу N А55-20366/2022 в части указания в его резолютивной части: "в графе 14 приложения N 1 к договору указать "в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21";
изменить мотивировочную часть указанного судебного решения, исключив из нее абзацы с девятого по двенадцатый, абзац четырнадцатый на стр. 6 и абзацы с первого по третий на стр. 7;
принять (оставить) графу "Периодичность вывоза ТКО" Приложения N 1 к договор от 12.05.2022 г. N ТКО-42471 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в редакции Протокола рассмотрения разногласий от 22.06.2022 г. - "1 раз в неделю" или дополнить в графе "Периодичность вывоза ТКО" Приложения N 1 к данному договору в редакции Протокола рассмотрения разногласий от 22.06.2022 г. слова "1 раз в неделю" словами: "- во вторник";
отменить указанное судебное решение в части отказа в дополнении раздела VII договора от 12.05.2022 г. N ТКО-42471 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами пунктом 25.6 следующего содержания: "ПотреИмсль вправе потребовать от Регионального оператора уплаты штрафа в размере 1000 руб. за каждый случай невывоза ТКО в установленный настоящим договором день недели" и дополнить данный договор этим условием;
отменить решение суда первой инстанции в части указания в его резолютивной части: "изложить в графе 16 приложения N 1 к договору объем принимаемых ТКО в месяц, исходя из объема накопителей и периодичности вывоза ТКО в месяц в соответствии с санитарными нормами и правилами".
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку суд первой инстанции не рассмотрел и не разрешил поставленный перед ним вопрос о том, дополнять или не дополнять в графе 14 "Периодичность вывоза ТКО" Приложения N 1 к договору (в редакции составленного Региональным оператором Протокола рассмотрения разногласий от 22.06.2022 г., принятого в этой части Потребителем) слова "1 раз в неделю" словами: "- во вторник", в также не выяснил мнение Регионального оператора относительно возможности определения иного рабочего дня недели в качестве дня вывоза ТКО. Кроме того, протоколе разногласий и в исковом заявлении ИП Криушева С.А. предложила дополнить раздел VII договора пунктом 25.6 следующего содержания: "Потребитель вправе потребовать от Регионального операторе уплаты штрафа в размере 1000 руб. за каждый случай невывоза ТКО в установленный настоящим договором день недели", что также судом не принято во внимание.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2023 апелляционная жалоба принята к производству.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.llaas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
04.04.2023 от ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение Арбитражного суда Самарской области 26.01.2023 по делу А55-20366/2022 в части обжалуемой Истцом оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, принять по делу N А55-20366/2022 новый судебный акт: урегулировать разногласия по договору N ТКО-42471 от 12.05.2022 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в редакции ООО "ЭкоСтройРесурс".
15.06.2023 от истца поступило ходатайство об утверждении мирового соглашения.
В судебном заседании 27.06.2023 представитель ответчика возражал против удовлетворения ходатайства о об утверждении мирового соглашения.
В судебном заседании Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда 27 июня 2023 года объявлен перерыв до 12 час. 40 мин. 04 июля 2023 года. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, с участием представителя ответчика.
В судебном заседании 04.06.2023 представитель ответчика просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, по основаниям изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для частичной отмены судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Пунктом 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
На основании пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 01 января 2019 года деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО на территории Самарской области осуществляется Региональным оператором.
Статус Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области присвоен ООО "ЭкоСтройРесурс" по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018.
Согласно исковому заявлению, 07.04.2022 ИП Криушева С.А. обратилась к ООО "ЭкоСтройресурс" с заявлением о заключении с 01.05.2022 договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на объекте (нежилое здание), расположенном по адресу: г. Самара, ул. Вольская, 103А, помещения в котором, как указано в заявлении, сдаются в аренду, указав также наименования арендаторов и реквизиты договоров, заключенных ими с региональным оператором.
В ответ на данное обращение региональный оператор предоставил ИП Криушевой С.А. проект договора N ТКО-42471 от 12.05.2022 с приложением N 1, в котором отражены объем и место (площадка) накопления ТКО; приложением N 1.1, содержащем сведения об объеме ТКО в месяц за период с января 2019 года по декабрь 2022 года; дополнительным соглашением N 1 от 12.05.2022, в котором предложено дополнить договор разделом Х "Соглашение об электронном документообороте" в редакции приложения N 1 к дополнительному соглашению.
ИП Криушева С.А. подписала полученный от регионального оператора договор в редакции протокола разногласий от 09.06.2022, представив их для подписания региональному оператору.
Региональный оператор подписал протокол рассмотрения разногласий от 22.06.2022, изложив условия договора в редакции потребителя и в согласованной редакции, которая фактически отличается от редакции потребителя.
В письме от 04.07.2022 ИП Криушева С.А. указала перечень принимаемых ею условий договора, предложенных региональным оператором, пояснив также, что настаивает на заключении договора по остальным условиям в редакции своего протокола разногласий.
Поскольку согласие сторонами по всем существенным условиям договора не достигнуто, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Пунктом 5 договора в редакции регионального оператора установлено, что дата начала оказания услуг по обращению с ТКО указана "01 января 2019 года".
Возражая против данного пункта, истец указывает на то, что с 01.01.2019 услуга ей фактически не оказывалась, поскольку часть помещений в здании передана арендаторам, с которыми у регионального оператора заключен договор аренды, а часть помещений она не использовала.
В связи с чем просила изложить абзац первый пункта 28 договора в следующей редакции "Настоящий договор заключается на срок с 01.05.2022 года по 31.12.2022 года (включительно)".
Возражая против редакции данного абзаца договора, ответчик указал на то, что "Настоящий договор заключается на срок с 01.01.2019 по 31.12.2019 года (включительно)", а абзац второй пункта 28 договора изложить в следующей редакции "Настоящий договор вступает в силу с 01.05.2022 года" против редакции регионального оператора - "Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с даты начала оказания региональным оператором услуг по обращению с ТКО".
Из материалов дела усматривается, что с 01.01.2019 часть принадлежащих истцу помещений в здании по адресу: г. Самара, ул. Вольская, д. 103А передана по договорам аренды, часть помещений в аренду передана не была и истцом не использовалась, данный факт сторонами не оспаривается.
В отношении той площади помещений, которая в аренду истцом передана не была, региональным оператором за период с 01.01.2019 по 30.04.2022 произведен расчет платы исходя из площади принадлежащих истцу помещений, не переданных в аренду, норматива накопления ТКО в год и тарифа, установленного приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области.
С 01.05.2022 региональный оператор согласился (что подтверждено в судебном заседании) оказывать услуги по вывозу ТКО исходя из двух контейнеров объемом 2,2 м3 с периодичностью, соответствующей санитарным нормам и правилам.
На основании пункта 8 (17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Соответствующая информация была опубликована в газете "Волжская коммуна", выпуск N 43 (30578) от 25.12.2018.
Потребитель, в свою очередь, в течение 15 рабочих дней с даты размещения такого предложения о заключении договора направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156. Заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8(7) Правил N1156, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления.
В том случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку и необходимые документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Таким образом, договор с потребителями считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписания потребителем.
В соответствии с пункт 8 (20) Правил N 1156, в случае если за один месяц до истечения срока действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ни одна из сторон не заявит о прекращении, об изменении или о заключении указанного договора на иных условиях, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, срок его действия продлевается на тот же срок и на тех же условиях, но не более чем на срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора. (пункт 8 (20) Правил N 1156).
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
При этом, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Приложенная к Правилам N 1156 форма типового договора содержит открытые дату начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, срок действия договора, поэтому в рассматриваемом случае подлежат применению общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении договора.
В соответствии со статьей 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Пунктом 2 статьи 425 ГК РФ установлено, что стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
Ответчик полагает, что обязанность по оказанию услуг по вывозу ТКО возникает у регионального оператора с 01.01.2019, то есть с момента начала осуществления ответчиком деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области. Однако, это не дает право ответчику распространять действие рассматриваемого договора на период до даты его заключения.
При заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами его стороны должны достигнуть соглашения относительно даты начала оказания услуг.
В рассматриваемом случае стороны такого согласия не достигли.
На основании выше изложенного, распространение условий договора на правоотношения, возникшие до заключения договора, осуществляется по соглашению сторон, которое предполагает наличие волеизъявления к тому у каждой из сторон.
В настоящем деле соглашение о применении условий договора от 12.05.2022 к отношениям, возникшим с 01.01.2019, между сторонами не достигнуто и судебным решением восполнено быть не может.
Согласно пункту 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" N 49 от 25.12.2018 при принятии решения об обязанности заключить договор или об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, суд в резолютивной части решения указывает условия этого договора, который считается заключенным на этих условиях с момента вступления в законную силу решения суда (пункт 4 статьи 445 ГК РФ). Основанием и моментом заключения договора, урегулирование разногласий по которому передано суду, является судебное решение, если иное не определено сторонами договора.
Судом установлено, что после обращения потребителя с заявлением от 07.04.2022 о заключении договора стороны пришли к согласию, что с 01.05.2022 по 31.12.2022 региональный оператор оказывает услуги по обращению с ТКО исходя из 2-х контейнеров объемом 2,2 м3.
Поскольку истец не направил региональному оператору заявку и необходимые документы в течение 15 рабочих дней с даты размещения предложения о заключении договора, договор на оказание услуг по обращению с ТКО с ней считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день, после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Пунктом 27 типового договора установлено, что договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях.
Поскольку с заявлением о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель обратилась в апреле 2022 года, региональный оператор выразил согласие заключить договор с 01.01.2019 по 31.12.2022, указав при этом, на объем оказываемых услуг с 01.01.2019 по 30.04.2022 исходя из норматива накопления ТКО в месяц, а с 01.05.2022 по 31.12.2022 исходя из количества и объема накопителей. Потребитель согласился на оказание услуг с 01.05.2022 по 31.12.2022 исходя из количества и объема накопителей.
Таким образом, стороны согласовали, что с 01.05.2022 по 31.12.2022 объем оказываемых услуг рассчитывается исходя из двух контейнеров объемом 2,2 м3. Внесение контейнерной площадки истца в реестр мест накопления ТКО подтверждено письмом Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара от 22.02.2022.
Кроме того, сторонами может быть согласовано распространение действия договора на предшествующие периоды.
В связи с тем, что стороны относительно даты начала оказания услуг по договору к согласию не пришли, у суда отсутствуют основания распространить условия договора от 12.05.2022 на отношения, возникшие с 01.01.2019. Оказание услуг с мая 2022 по 31.12.2022 стороны согласовали.
В этой связи, учитывая предусмотренную законом обязанность регионального оператора оказывать услуги по обращению с ТКО с 01.01.2019, заключение с истцом договора с 01.01.2019 на условиях типового договора, суд считает исключение из договора пункта 5 не нарушающим прав обеих сторон.
Поскольку данный пункт исключен из договора, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что абзац второй пункта 28 договора можно изложить в редакции потребителя.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что возможно исключить период "01.01.2019 - 30.04.2022" из графы 15 "Период оказания услуг по вывозу ТКО" приложения N 1 к договору, расчетные периоды с января 2019 года по апрель 2022 года (включительно) исключить из приложения N 1.1. к договору.
Относительно необходимости дополнения абзаца первого пункта 6 договора словами "... с учетом НДС" истец пояснил, что такое уточнение необходимо для целей налогообложения.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 846 от 18.12.2018, приказами Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области N 95 от 28.03.2019, N 781 от 19.12.2019, N 830 от 18.12.2020 утвержден единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для всех категорий потребителей с учетом НДС.
На основании сего, суд полагает указание в спорном договоре тарифа на услугу регионального оператора со ссылкой на "с учетом НДС" не противоречащим приказу департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области N 781 от 19.12.2019 "Об установлении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭкоСтройресурс" и не нарушающим права и интересы сторон договора.
Относительно требования потребителя оказывать услуги по вывозу ТКО один раз в неделю во вторник суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1156 накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Законодательство Российской Федерации в сфере обращения ТКО устанавливает императивные требования для регионального оператора, как лица, осуществляющего деятельность по обращению с ТКО, в части соблюдения санитарно-эпидемиологических норм.
Периодичность вывоза ТКО региональным оператором должна соответствовать срокам временного накопления несортированных ТКО, установленным санитарными правилами и нормами.
В силу пункта 25 Правил N 1156 существенными условиями договора на оказание услуг по обращению с ТКО являются места приема и передачи ТКО, а также периодичность вывоза ТКО.
Периодичность сбора и вывоза ТКО закреплена требованиями санитарного законодательства, в частности СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", в пункте 11 которых указано, что срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.
В этой части доводы регионального оператора суд правомерно признал обоснованными. При этом судом отмечено, что требования санитарных норм и правил в части периодичности вывоза ТКО носят императивный характер.
Таким образом, доводы истца о возможности указания в договоре иной периодичности вывоза ТКО противоречат действующему законодательству.
Дополнение условий договора о возложении на регионального оператора штрафа в размере 1 000 рублей за каждый случай невывоза ТКО в установленный день недели в данной редакции при вышеуказанных обстоятельствах необоснованно.
Доводы жалобы о том, что в части указания в его резолютивной части: "в графе 14 приложения N 1 к договору указать "в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21"; изменить мотивировочную часть указанного судебного решения, исключив из нее абзацы с девятого по двенадцатый, абзац четырнадцатый на стр. 6 и абзацы с первого по третий на стр. 7; принять (оставить) графу "Периодичность вывоза ТКО" Приложения N 1 к договор от 12.05.2022 г. N ТКО-42471 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в редакции Протокола рассмотрения разногласий от 22.06.2022 г. - "1 раз в неделю" или дополнить в графе "Периодичность вывоза ТКО" Приложения N 1 к данному договору в редакции Протокола рассмотрения разногласий от 22.06.2022 г. слова "1 раз в неделю" словами: "- во вторник" отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
В п. 2 формы Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 от 12.11.2016 (ред. От 15.12.2018) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 641" (далее - ПравилаN 1156) в п. 2 указано:
"Объем твердых коммунальных отходов, места сбора и накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация в графическом виде о размещении мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к настоящему договору".
При этом Приложение "Информация по предмету договора" к форме Типового договора включает таблицу "Объем и место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов". Данная таблица, в частности, содержит столбец "Периодичность вывоза твердых коммунальных отходов".
Периодичность вывоза ТКО определяется сторонами договора на оказание услуг по обращению с ТКО в приложении к такому договору.
В дальнейшем при осуществлении вывоза ТКО Региональный оператор руководствуется условиями договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в том числе в части, касающейся предусмотренной таким договором периодичности вывоза ТКО.
Периодичность вывоза ТКО, основана на п. 11 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 8.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3):
Срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:
плюс 5 °C и выше - не более 1 суток;
плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.
Правилами N 1156, предписывается необходимость учета законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе при осуществлении накопления отходов.
Таким образом положениями Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 установлены ограничения срока временного накопления несортированных ТКО - не более 1 суток или не более 3 суток (в зависимости от среднесуточной температуры наружного воздуха).
При этом по общему правилу не предусмотрена возможность временного накопления несортированных ТКО с превышением указанных сроков.
В свою очередь, нарушение (несоблюдение) установленных сроков временного накопления ТКО, в частности, может являться основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 6.35 КоАП РФ лица, допустившего нарушение санитарно-эпидемиологических требований к накоплению отходов.
Довода истца о необходимости дополнения раздела УП договора пунктом 25.6 в редакции Потребителя, также отклоняется как несостоятельный.
Поскольку требование Истца дополнить раздел VII договора пунктом 25.6 является чрезмерным, ввиду того, факт фиксации нарушений Регионального оператора и ответственность за такие нарушения установлена Правилами N 1156 и разделом VI типового Договора.
Согласно Правил N 1156, в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.
В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений.
В случае если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором.
Потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Более того, юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по следующим основаниям:
в течение календарного года по вине регионального оператора были допущены многократные (2 раза и более) нарушения настоящих Правил, и (или) условий договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) условий соглашения в отношении объема (массы) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, подтвержденные актами о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленными в порядке, предусмотренном типовым договором;
в течение календарного года региональным оператором были допущены многократные (2 раза и более) нарушения настоящих Правил и (или) условий соглашения, повлекшие причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан;
нарушение схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной схемой обращения с отходами.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Оснований для отмены обжалуемого решения не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 3000 руб. за подачу апелляционной жалобы возлагается на ее заявителя и уплачена им при ее подаче.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 января 2023 года по делу N А55-20366/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок не превышающий двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.И. Буртасова |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20366/2022
Истец: ИП Криушева Светлана Александровна
Ответчик: ООО "ЭкоСтройРесурс"