город Ростов-на-Дону |
|
08 июля 2023 г. |
дело N А32-4027/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом о дате и времени судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.12.2022 по делу N А32-4027/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (ИНН 2308111927, ОГРН 1052303701922)
к обществу с ограниченной ответственностью "ПХЦ-Алдан" (ИНН 2310073080, ОГРН 1022301624047)
о взыскании задолженности за негативное воздействие на системы водоотведения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ПХЦ-Алдан" о взыскании платы за негативное воздействие на системы водоотведения в размере 2469388 руб. 59 копеек.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.09.2020 в удовлетворении искового заявления ООО "Краснодар Водоканал" было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Краснодар Водоканал" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "Краснодар Водоканал" указывает, что отбор проб был произведён из контрольного колодца, претензии к процедуре отбора у ООО "ПХЦ Алдан" отсутствовали.
В отношениях с ООО "Краснодар Водоканал" именно ООО "ПХЦ Алдан" является абонентом истца по очистке сточных вод, а не население и приравненные к нему потребители.
Вывод суда о том, что договор от 18.02.2014 N 1 не является абонентским, а потому транзитная организация не является абонентом и не обязана вносить плату за негативное воздействие, противоречит действующему законодательству, содержащему идентичные понятия "основной абонент" и "транзитная организация".
Суд не исследовал, подключены ли иные лица, помимо абонентов ООО "Краснодар водоканал" к сетям ООО "ПХЦ Алдан", поскольку в соответствии с условиями договора N 1 транспортирующая организация в полном объеме несет ответственность за нарушение условий договора, произошедшее по вине лиц, объект которых подключены к канализационным сетям транспортирующей организации и которые не имеют договора водоотведения и (или) единого договора холодного водоснабжения и водоотведения с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Отсутствуют доказательства начисления ответчиком своим абонентам платы за негативное воздействие, которую следовало вычесть из расчёта платы за негативное воздействие, начисляемую ООО "Краснодар Водоканал".
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.09.2020 было оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.03.2021 постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020 по делу N А32-4027/2020 были отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.12.2022 в удовлетворении требований ООО "Краснодар Водоканал" было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Краснодар Водоканал" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "Краснодар Водоканал" указывает, что судом неправильно применены нормы материального права.
Ответчиком не представлены доказательства очистки сточных вод перед тем, как стоки попадают в централизованную систему водоотведения, как и иные доказательства поддержания канализационных сетей в надлежащем состоянии.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
ООО "Краснодар Водоканал" представило письменные пояснения по делу. Апелляционный суд приобщил пояснения к материалам дела.
В соответствии со статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
18.02.2014 между ООО "Краснодар Водоканал", как организацией водопроводно-канализационного хозяйства и ООО "ПХЦ Алдан", как транзитной организацией, был заключён договор по транспортировке сточных вод N 1 (далее - Договор), согласно условиям которого транзитная организация, эксплуатирующая канализационные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, контроль за соблюдением абонентами организации водопроводно-канализационного хозяйства нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объёму и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, и осуществлять транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приёма (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности транзитной организации, а организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приёма сточных вод и требованиями законодательства Российской Федерации оплачивать услуги по транспортировке сточных вод (пункт 1.1 Договора).
В соответствии с пунктом 1.3 Договора местом исполнения обязательств по договору является - коллектор в г.Краснодар, ул.Академика Пустовойта - ул.Кругликовская и ул.Восточно-Кругликовская.
Согласно подпункту "г" пункта 4.2 Договора организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль за составом и свойствами сточных вод транзитной организации путем выполнения лабораторных анализов проб сточных вод, отбираемых из канализационных сетей транзитной организации в контрольных канализационных колодцах и иных местах отбора проб в любое время. Транзитная организация, в свою очередь, согласно подпункту "в" пункта 4.3 Договора обязана, в том числе, обеспечивать соблюдение требований к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленных законодательством Российской Федерации и соответствующим сведениям об установленных нормативах допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, установленных требованиях к составу и свойствам сточных вод согласно приложению N 6 к Договору.
Также транзитной организации подпунктом "б" пункта 4.4 Договора предоставлено право осуществлять в целях контроля состава и свойств сточных вод отбор проб сточных вод, в том числе, параллельных проб, принимать участие в отборе проб сточных вод, осуществляемом организацией водопроводно-канализационного хозяйства, в том числе у абонентов организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Порядок контроля за составом и свойствами отводимых сточных вод предусмотрен разделом 7 Договора, порядок контроля за соблюдением абонентами соответствующих нормативов - разделом 8 Договора.
30.05.2018 ООО "ПХЦ Алдан" было уведомлено о проведении отбора проб 30.05.2018 в 11:00 из контрольного колодца.
30.05.2018 представителями ООО "Краснодар Водоканал" в присутствии руководителя ООО "ПХЦ Алдан" был произведён отбор проб сточных вод из контрольного колодца, по результатам которого составлен акт N 315 от 30.05.2018.
Пробы сточных вод были направлены в ООО "Краснодар Водоканал" - испытательный центр питьевой воды и сточных вод, лабораторию по контролю за качеством промышленных стоков.
Результаты проведённых исследований отобранных проб оформлены протоколом испытаний от 05.06.2018 N 315-03, согласно которому были обнаружены вещества, оказывающие негативное воздействие на систему канализации, в связи с чем ООО "Краснодар Водоканал" был произведён расчёт платы за негативное воздействие на систему канализации за май 2018 года в размере 182326 руб. 48 коп.., за июнь 2018 года в размере 183204 руб. 15 коп., за июль 2018 года в размере 180129 руб. 01 коп. и выставлены соответствующие счета на оплату.
08.08.2018 ООО "ПХЦ Алдан" было уведомлено о проведении отбора проб 08.08.2018 в 11:00 из контрольного колодца.
08.08.2018 представителями ООО "Краснодар Водоканал" в присутствии руководителя ООО "ПХЦ Алдан" произведён отбор проб сточных вод из контрольного колодца, по результатам которого составлен акт N 475 от 08.08.2018.
Пробы сточных вод направлены в ООО "Краснодар Водоканал" - испытательный центр питьевой воды и сточных вод, лабораторию по контролю за качеством промышленных стоков.
Результаты проведённых исследований отобранных проб оформлены протоколом испытаний от 14.08.2018 N 475-03, согласно которому были обнаружены вещества, оказывающие негативное воздействие на систему канализации, в связи с чем ООО "Краснодар Водоканал" был произведён расчёт платы за негативное воздействие на систему канализации за август 2018 года в размере 966081 руб. 81 коп., за сентябрь 2018 года в размере 957647 руб. 14 коп., выставлены соответствующие счета на оплату.
ООО "Краснодар Водоканал" письмом от 04.09.2019 N И.КВК-061 направило ООО "ПХЦ Алдан" претензию об уплате задолженности по негативному воздействию на системы водоотведения в размере 2469388 руб. 59 коп. за период 01.06.2018 по 31.10.2018 (т.1 л.д. 22).
Претензия была получена ООО "ПХЦ Алдан" 06.09.2019 и оставлена без исполнения.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно норме части 1 статьи 17 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) по договору по транспортировке сточных вод организация, эксплуатирующая канализационные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, контроль за составом принимаемых в канализационную сеть сточных вод и транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая водоотведение) обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями настоящего Федерального закона и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" утверждён типовой договор по транспортировке сточных вод, в соответствии с пунктом 35 которого организация водопроводно-канализационного хозяйства и транзитная организация осуществляют совместный контроль (самостоятельный или раздельный) за соблюдением абонентами организации водопроводно-канализационного хозяйства нормативов допустимых сбросов абонентов, лимитов на сбросы, нормативов по объёму сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В пункте 38 типового договора предусмотрено, что в случае выявления превышения абонентами организации водопроводно-канализационного хозяйства установленных нормативов допустимых сбросов для абонентов (лимитов на сбросы), а также требований к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, сторона договора, выявившая указанное нарушение, обязана информировать другую сторону в течение одного дня с момента выявления факта нарушения.
Согласно пункту 39 типового договора предусмотрено, что при исчислении и взимании с транзитной организации платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не учитываются объем и масса веществ и микроорганизмов, которые поступили в канализационные сети транзитной организации от абонентов и были учтены в составе платы этих абонентов за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (в случае проведения одновременного отбора проб сточных вод в отношении транзитной организации и абонента).
Таким образом, при исчислении и взимании с транзитной организации платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения необходимо вычитать объем и массу веществ и микроорганизмов, которые поступили в канализационные сети транзитной организации от абонентов и были учтены в составе платы этих абонентов за негативное воздействие на окружающую среду и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, (далее - Правила) устанавливающие порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией, в том числе транзитной организацией (далее - организация, осуществляющая водоотведение), контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения (канализации) (далее - контроль состава и свойств сточных вод).
Согласно пункту 22 Правил отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 24 Правил отбор проб сточных вод из первого доступного колодца на сети водоотведения, по которой осуществляется транспортировка сточных вод абонента, допускается из ближайшего к канализационному выпуску с объекта абонента в случае невозможности отбора проб сточных вод из мест отбора проб сточных вод в связи с неисполнением абонентом своих обязанностей, указанных в пункте 20 данных Правил (необеспечение доступа организации водопроводно-канализационного хозяйства к месту отбора проб сточных вод). В этом случае показатели состава и свойств сточных вод отобранной пробы считаются показателями состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения.
По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в двух экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении N 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом. В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в установленное время акт отбора проб сточных вод подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент на отбор проб сточных вод в установленное время не явился". Один экземпляр акта отбора проб сточных вод в течение 3 рабочих дней со дня отправки пробы сточных вод в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом (пункты 27 и 28 Правил).
Результаты анализов отобранных проб сточных вод являются документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом деклараций о составе и свойствах сточных вод, нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (пункт 38 Правил).
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (в редакции от 26.07.2018) утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, пунктом 54 которых определено, что местом исполнения обязательств транзитной организации является точка на границе эксплуатационной ответственности такой организации по канализационным сетям этой организации с абонентом, иной транзитной организацией или организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией), если иное не предусмотрено договором по транспортировке сточных вод.
Как следует из материалов дела, 30.05.2018 и 08.08.2018 представителями ООО "Краснодар Водоканал" в присутствии руководителя ООО "ПХЦ Алдан" произведён отбор проб сточных вод из контрольного колодца, результаты которых оформлены актами от 30.05.2018 N 315 и от 08.08.2018 N 475.
Результаты отбора пробы были ООО "Краснодар Водоканал" исследованы, на основании которых и был произведён расчёт платы за негативное воздействие.
В силу положений частей 10 и 11 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими в числе прочего требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, в том числе с учётом видов таких систем; порядок осуществления контроля за соблюдением абонентами нормативов по объёму отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод, а также порядок определения размера платы абонентов при несоблюдении указанных нормативов. В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 113 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать в числе прочего следующему требованию: значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N 5 к данным Правилам.
В пункте 85 названных Правил холодного водоснабжения и водоотведения была предусмотрена необходимость осуществления контроля состава и свойств сточных вод в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525) и условиями договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, договора по транспортировке сточных вод.
Согласно подпунктам "ж" и "и" пункта 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с названными Правилами, и соблюдать нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
В подпункте "г" пункта 36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения было определено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения. Порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения был регламентирован разделом VII Правил (пункты 118 - 123(5)).
Согласно пункту 118 Правил холодного водоснабжения и водоотведения в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие установленным требованиям, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены данными Правилами.
Таким образом, субъектом, обязанным компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, являются абоненты, в процессе деятельности которых образовались сточные воды, не соответствующие нормативным требованиям. Данная правовая модель не зависит от того, оказывает ли гарантирующая организация услуги водоотведения посредством собственных централизованных сетей либо с привлечением транзитной организации (организации, осуществляющей эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, оказывающей услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод.
Как следует из материалов дела, требования ООО "Краснодар Водоканал" предъявлены к ООО "ПХЦ Алдан", как транзитной организации, осуществляющей транспортировку сточных вод, в связи с несоответствием установленным нормативам стоков, образованных в связи с эксплуатацией системы.
Доказательства того, что ООО "ПХЦ Алдан" является абонентом ООО "Краснодар Водоканал" в материалы дела не представлены.
Положениями статей 11 и 12 Федерального закона N 416-ФЗ определён порядок взаимодействия организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и закреплены виды договоров, заключаемых в соответствующих целях.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 416-ФЗ к числу таких договоров отнесены договоры по водоподготовке, по приготовлению горячей воды, по транспортировке воды (горячей воды), по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, по обращению с осадком сточных вод и (или) иные договоры, необходимые для обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Краснодар Водоканал", как организация водопроводно-канализационного хозяйства, заключило с ООО "ПХЦ Алдан" договор по транспортировке сточных вод в соответствии со статьёй 17 Федерального закона N 416-ФЗ).
Доказательства заключения сторонами договора в соответствии со статьёй 14 Федерального закона N 416-ФЗ, в материалы дела не представлены.
В силу пункта 39 типового договора (в редакции, действовавшей в спорный период), при исчислении и взимании с транзитной организации платы за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади) и платы в пользу организации водопроводно-канализационного хозяйства за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не учитываются объём и масса веществ и микроорганизмов, которые поступили в канализационные сети транзитной организации от абонентов и были учтены в составе платы этих абонентов за негативное воздействие на окружающую среду и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (в случае проведения одновременного отбора проб сточных вод в отношении транзитной организации и абонента).
В актуальной редакция содержание пункта 39 типового договора изменена с целью устранения неопределённости в правоприменении и содержит прямое указание на взимание соответствующей платы с транзитной организации, как абонента, за вычетом суммы платы всех абонентов, транспортировка сточных вод которых осуществляется с использованием канализационных сетей такой транзитной организации, что, однако, не свидетельствует о том, что ранее взимание такой платы допускалось с транзитной организации и в отсутствие у нее собственных стоков.
В силу положений пунктов 120 и 123 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении размера платы за негативное воздействие на централизованные системы водоотведения исходя из объёма сточных вод, сброшенных абонентом, прямо закрепляли, что в случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, принимаемая к расчёту величина объёма сточных вод такой организации уменьшается на объём хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в её канализационные сети ТСЖ, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
С учётом изложенного, механизма, согласно которому транзитная организация могла бы взыскать плату за ненормативные стоки абонентов, уплаченную ею гарантирующей организации, непосредственно с абонентов, виновных в допущенном нарушении, в спорный период не было установлено. Следовательно, в данном случае, ООО "ПХЦ Алдан" не может быть вменена обязанность по внесению платы за несоответствие установленным нормативам стоков многоквартирных домов и негативное воздействие таких стоков на централизованную систему водоотведения. Доказательства наличия у ООО "ПХЦ Алдан" собственного водопотребления и водоотведения, в материалы дела не представлены.
В данном случае, расчёт платы за негативное воздействия был произведён ООО "Краснодар Водоканал" исключительно по объёму водоотведения (равному объёму водопотребления).
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу о том, что у ООО "ПХЦ Алдан" отсутствует обязанность по внесению платы за несоответствие установленным нормативам стоков многоквартирных домов и негативное воздействие таких стоков на централизованную систему водоотведения.
Доводы апелляционной жалобы ООО "Краснодар Водоканал", сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьёй.
С учётом изложенного, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб., подлежат отнесению на ООО "Краснодар Водоканал".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.12.2022 по делу N А32-4027/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-4027/2020
Истец: ООО "Краснодар Водоканал"
Ответчик: ООО "ПХЦ-Алдан"
Хронология рассмотрения дела:
01.11.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10347/2023
08.07.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1707/2023
13.12.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-4027/20
17.03.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1323/2021
02.12.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17799/20
08.09.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-4027/20