город Омск |
|
10 июля 2023 г. |
Дело N А75-20904/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бодунковой С.А.,
судей Еникеевой Л.И., Халявина Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Парфеновой П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5131/2023) муниципального образования городское поселение Излучинск в лице администрации городского поселения Излучинск на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.04.2023 по делу N А75- 20904/2022 (судья Голубева Е.А.), принятое по иску акционерного общества "Нижневартовская ГРЭС" (ОГРН 1078603011321, ИНН 8620018330, адрес: 628634, Нижневартовский район, поселок городского типа Излучинск, микрорайон Нижневартовская ГРЭС, Промзона) к муниципальному образованию городское поселение Излучинск в лице администрации городского поселения Излучинск о взыскании убытков в размере 27 893 390 рублей, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; администрации Нижневартовского района; прокуратуры Нижневартовского района,
при участии в судебном заседании:
от акционерного общества "Нижневартовская ГРЭС" - представители Воротынцева М.А. по доверенности от 16.01.2023 N 14; Ошуркина Н.А. по доверенности от 26.12.2022 N 140, Файзулина П.В. по доверенности от 21.04.2023 N 50,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Нижневартовская ГРЭС" (далее - истец, общество, АО "Нижневартовская ГРЭС") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к администрации городского поселения Излучинск (далее - ответчик, Администрация поселения) о взыскании убытков в размере 27 893 390 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - РСТ), администрация Нижневартовского района (далее - Администрация района), прокуратура Нижневартовского района (далее - Прокуратура).
Определением от 13.02.2023 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на основании статьи 47 АПК РФ произвел замену ответчика - Администрации поселения на муниципальное образование городского поселения Излучинск в лице Администрации поселения.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.04.2023 по делу N А75-20904/2022 заявленные требование удовлетворены, с муниципального образования городское поселение Излучинск в лице администрации городского поселения Излучинск за счет казны муниципального образования взысканы убытки в пользу АО "Нижневартовская ГРЭС" в размере 27 893 390 руб., а также государственную пошлину в размере 162 467 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает следующее: в 2019 году был предусмотрен вывод из эксплуатации котельной жилого поселка (далее - КЖП), при этом компенсация в связи с эксплуатацией источника тепловой энергии должна быть обеспечена, если продолжение эксплуатации объектов осуществляется по требованию органов местного самоуправления; в связи с отсутствием требования от органов местного самоуправления городского поселения Излучинск продолжить эксплуатацию КЖП после 2019 года, администрация поселения не должна обеспечивать компенсацию некомпенсируемых убытков в связи с работой КЖП; при проведении публичных слушаний не поддержано предложения от АО "Нижневартовская ГРЭС", являющейся единой теплоснабжающей организацией на территории пгт. Излучинск, о сохранении в работе резервной объекта источника тепловой энергии - КЖП до 2025 года; Постановлением администрации поселения от 21.11.2016 N 713 "Об актуализации схемы теплоснабжения" срок вывода из эксплуатации КЖП установлен - 2019 год; доказательств вины администрации поселения в наступлении у истца убытков не представлено.
Определением от 15.05.2023 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению на 06.06.2023.
Возражая против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, АО "Нижневартовская ГРЭС" представило отзыв, в котором просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением от 13.06.2023 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 03.07.2023. Истцу и ответчику предложено представить пояснения по вопросам обозначенным в определении. Кроме того Региональной службе по тарифам ХМАО-Югры (РСТ Югры) предложено представить пояснения по вопросу как повлияло невключение КЖП в Схему теплоснабжения на тарифы истца; возможна ли компенсация финансовых убытков истца за 2020-2021 годы, вызванных невключением КЖП в схему теплоснабжения, при формировании тарифов за последующие периоды; мнение относительно расчета убытков теплоснабжающей организации за 2020-2021 годы, осуществленной истцом.
От истца, ответчика и Региональной службы по тарифам ХМАО-Югры (РСТ Югры) поступили пояснения по вопросам суда относительно влияния исключения КЖП из схемы теплоснабжения на тарифы истца, отсутствия возможности компенсации финансовых убытков АО "Нижневартовская ГРЭС" при формировании тарифов за последующие периоды (вх. 36708 от 03.07.2023).
Определением от 30.06.2023 произведена замена судей Рожкова Д.Г., Тетериной Н.В. в составе суда по делу N А75- 20904/2022 на судей Еникееву Л.И., Халявина Е.С.
В судебном заседании представители истца поддержали доводы, изложенные в отзыве и дополнительных пояснениях, просили решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, ответили на вопросы суда.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения жалоб, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, пояснений сторон, заслушав мнение представителей истца, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не установил оснований для изменения или отмены решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.04.2023 по настоящему делу.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции АО "Нижневартовская ГРЭС" осуществляет производство и отпуск тепловой энергии потребителям пгт. Излучинск тремя источниками: блочными бойлерными установками (далее - ББУ), отопительно-пусковой котельной (далее - ОПК) и котельной жилого поселка (КЖП).
В соответствии пунктом 2 постановления Администрации района от 26.06.2014 N 1216 "Об утверждении схемы теплоснабжения городского поселения Излучинск и определении единых теплоснабжающих организаций" Общество определено единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения пгт. Излучинск.
КЖП, расположенная по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, пгт Излучинск Пионерная база, принадлежит АО "Нижневартовская ГРЭС" на праве собственности. Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 72 НК N 831341.
Полномочия органов местного самоуправления городского поселения Излучинск, в части решения вопросов организации в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, снабжения водоотведения, снабжения населения топливом, решением Совета депутатов городского поселения Излучинск от 19.10.2011 N 234 "О передаче осуществления части полномочий" были переданы органам местного самоуправления Нижневартовского района на период 2012-2014 годов.
На период 2014-2016 годов указанные полномочия были переданы от органов местного самоуправления городского поселения Излучинск к органам местного самоуправления Нижневартовского района согласно решению Совета депутатов городского поселения Излучинск от 21.10.2013 N 12 "О передаче осуществления части полномочий".
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Устава городского поселения Излучинск в границах поселения находятся населенные пункты: поселок городского типа Излучинск, село Большетархово, деревня Пасол, деревня Соснина.
Решением Совета депутатов городского поселения Излучинск от 05.07.2016 N 169 "О внесении изменений в решение Совета депутатов городского поселения Излучинск от 21.10.2013 N12 "О передаче осуществления части полномочий" (далее - решение от 05.07.2016 N169) в абзац четвертый подпункта 1.1 пункта 1 решения от 21.10.2013 N 12 внесены изменения: слова "в границах поселения" заменены словами "в границах села Большетархово".
Соответственно, после принятия решения от 05.07.2016 N 169 Администрации были возвращены полномочия по организации в поселке городского типа Излучинск электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
При проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения постановлениями Администрации поселения в утверждаемую часть схемы теплоснабжения неоднократно вносились изменения в части продления сроков эксплуатации КЖП, в частности:
- постановление Администрации поселения N 713 от 21.11.2016 "Об актуализации схемы теплоснабжения городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" предусматривало сохранение в работе резервной КЖП до ввода в эксплуатацию резервной тепломагистрали до 2019 года;
- постановление Администрации поселения N 141 от 26.03.2018 "Об актуализации схемы теплоснабжения городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" предусматривало, что схемой обоснован срок вывода КЖП из эксплуатации - 2019 год, с вариантом резервирования подачи тепловой энергии в пгт. Излучинск: "Строительство новой транзитной магистрали от НВГРЭС до пгт.Излучинск 2Ду 500 мм протяженностью 3 км".
Таким образом, с 2020 года схема теплоснабжения не предусматривала в качестве источника теплоснабжения КЖП.
Как указывает истец, в апреле 2019 года энергоблоки N 1,2 АО "Нижневартовская ГРЭС" были включены в перспективный план модернизации (договоры поставки мощности (ДПМ-2)), сроки реализации проектов - 2022-2024 годы. В соответствии с перспективными планами ДПМ-2 энергоблоки 800 МВт планировалось поочерёдно отключать по 12 месяцев для реконструкции в течение отопительных сезонов 2022-2023, 2023-2024 и 2024-2025 годов, что следует из постановления Правительства Российской Федерации N 43 от 25.01.2019, распоряжение Правительства Российской Федерации N 1713-р от 02.08.2019.
В связи с этим состав теплогенерирующего оборудования на площадке АО "Нижневартовская ГРЭС" будет состоять из ОПК и ББУ работающего энергоблока 800 МВт. При остановке в этот период работающего энергоблока 800 МВт (текущий ремонт, средний ремонт и т.д.) отпуск тепла потребителям будет возможен только от ОПК. Такой режим работы будет осуществляться без наличия обязательного резерва по теплофикационному и насосному оборудованию.
Как указывает истец, вывод из эксплуатации котельной КЖП, и как следствие, отсутствие в схеме теплоснабжения пгт.Излучинск резервного источника, а также отсутствие резервного магистрального трубопровода может привести к полному прекращению подачи тепловой энергии к потребителям п.г.т Излучинск при возникновении аварийных ситуаций на магистральном трубопроводе от НВГРЭС до п.Излучинск, и наличия технических ограничений в период проведения модернизации энергоблоков 800 МВт. (2022-2025 годы). Такой режим работы оборудования, при отсутствии в схеме теплоснабжения КЖП (с 2020 года с учетом редакции постановления Администрации N 141 от 26.03.2018) и отсутствия резервного трубопровода от НВГРЭС до пгт. Излучинск несло в себе значительные риски, связанные со снижением надежного снабжения теплом потребителей пгт. Излучинск, что по мнению истца свидетельствует о том, что на весь период реализации проектов модернизации энергоблоков N 1,2 в течение отопительных сезонов 2022-2023, 2023-2024 и 2024-2025 годов необходимо постоянное нахождение КЖП в эксплуатации.
Общество письмами N 06/2082 от 28.06.2019, N06/2986 от 10.09.2019 направило в адрес Администрации поселения предложения для актуализации схемы теплоснабжения, с обоснованием оставления резервного источника в эксплуатации на период проведения работ по модернизации энергоблоков и описанием возможных рисков нарушения теплоснабжения.
Согласно протоколу от 28.10.2019 публичных слушаний по актуализации "Схемы теплоснабжения городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", решение по предложению АО "Нижневартовская ГРЭС" об актуализации схемы теплоснабжения не принято.
В постановлении Администрации от 11.11.2019 N 989 "Об актуализации схемы теплоснабжения г.п. Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" предложения АО "Нижневартовская ГРЭС", касающиеся использования КЖП, также не были приняты.
Таким образом, поскольку редакция схемы теплоснабжения пгт. Излучинск (в редакции постановления Администрации от 11.11.2019 N 989) с 2020 года не предусматривала эксплуатацию резервного источника тепловой энергии - КЖП. При этом второй вариант резервирования - строительство резервной тепломагистрали от НВ ГРЭС до п.Излучинск - не реализован, постольку АО "Нижневартовская ГРЭС" как единая теплоснабжающая организация для обеспечения надежного теплоснабжения г.п.Излучинск в 2020 году продолжило эксплуатацию КЖП.
В соответствии с уведомлением Администрации поселения от 14.01.2020 "Об актуализации схемы теплоснабжения г.п. Излучинск Нижневартовского района ХМАО-Югра", размещенного на официальном сайте органа местного самоуправления, АО "Нижневартовская ГРЭС" письмом N 06/727 от 27.02.2020 направило свои предложения для актуализации схемы теплоснабжения, которые в том числе содержали предложение о сохранении КЖП в работе на период 2020-2025 годов, а также обоснование указанного предложения.
В ответ на обращение Общества о предложениях по актуализации Администрация письмом от 28.04.2020 N 1805 сообщило АО "Нижневартовская ГРЭС", что провести мероприятия по актуализации схемы теплоснабжения согласно требованиям к порядку разработки, утверждения и актуализации схем теплоснабжения поселения, установленным постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схеме теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения", не представляется возможным.
В Нижневартовском районном суде ХМАО-Югры рассмотрено дело N 2а-70/2021 по административному исковому заявлению Прокуратуры в интересах неопределённого круга лиц к Администрации поселения о признании незаконным бездействия и возложении обязанности привести актуализацию схемы теплоснабжения и включении в нее резервного источника теплоснабжения.
По результатам рассмотрения указанного дела Нижневартовский районный суд решением от 15.02.2021 признал незаконным бездействие Администрации поселения, выразившееся в непроведении в 2020 году актуализации схемы теплоснабжения г.п. Излучинск (том 2, л.д. 38-45).
Отсутствие в схеме теплоснабжения пгт. Излучинск (актуализирована постановлением Администрации от 11.11.2019 N 989) резервного источника теплоснабжения КЖП с указанными объемами выработки от источника тепловой энергии, а также не проведение актуализации схемы теплоснабжения г.п. Излучинск в 2020 году привело к невозможности установления Обществу на периоды 2020 и 2021 годов тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии.
Как указывает истец, эксплуатация указанного источника теплоснабжения (КЖП) в 2020 и 2021 годах повлекла возникновение у Общества некомпенсируемых финансовых убытков, в частности АО "Нижневартовская ГРЭС" в 2020 и 2021 годы в условиях отсутствия установленных тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии, вынуждено было эксплуатировать КЖП и нести в связи с этим убытки в размере 27 893 390 руб., том числе: за 2020 год в размере 14 471 970 руб.; за 2021 год в размере 13 421 420 руб.
Обществом в адрес ответчика была направлена претензия от 28.09.2022 N 16ЛОР/8699 о компенсации убытков. Претензия ответчиком получена 28.09.2022, что подтверждается отметкой о получении на претензии.
Поскольку убытки ответчиком Обществу в добровольном порядке не компенсированы, истец обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), постановления Пленума Верховного суда от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", постановления от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального Закона 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 "О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей" (далее - Правила N 889), установив факт незаконности действий (бездействия) со стороны Администрации поселения, которая одновременно исключило КЖП из схемы теплоснабжения и не провела актуализацию схемы теплоснабжения в установленном порядке, что привело к невозможности установления Обществу на периоды 2020 и 2021 годов тарифов на тепловую энергию (мощность), пришел к выводу о правомерности требований истца о взыскании убытков.
Повторно исследовав материалы дела с учетом доводов жалобы, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 ГК РФ).
Статьей 16.1 ГК РФ предусмотрено, что в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.
В силу пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
По правилам статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 25) по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Таким образом, наличие убытков предполагает определенное уменьшение имущественной сферы потерпевшего, на восстановление которой направлены правила статьи 15 ГК РФ. Указанные в названной статье принцип полного возмещения вреда, а также состав подлежащих возмещению убытков обеспечивают восстановление имущественной сферы потерпевшего в том виде, который она имела до правонарушения.
При этом, по общему правилу, исключается как неполное возмещение понесенных убытков, так и обогащение потерпевшего за счет причинителя вреда (определение Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2022 N 305-ЭС21-24306).
В рассматриваемом случае заявленная истцом к взысканию сумма убытков представляет собой некомпенсируемые расходы, связанные с эксплуатацией КЖП.
В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Закона о теплоснабжении собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 21 Закона о теплоснабжении орган местного самоуправления, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 21 Закона о теплоснабжении).
Согласно абзацу 2 пункта 19 постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 "О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей" (далее - Правила N 889) размер компенсации некомпенсируемых финансовых убытков определяется с ежеквартальной разбивкой как разница между экономически обоснованными фактически понесенными расходами, отнесенными регулируемой организацией на соответствующий вид деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, субсидиями (компенсациями), выплачиваемыми регулируемой организации из бюджетов всех уровней, и выручкой от реализации тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя по тарифам (ценам), установленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Размер компенсации подлежит согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Возражая против удовлетворения исковых требований, Администрация поселения ссылается на то, что статьей 21 Закона о теплоснабжении и Правилами N 889 определено, что компенсация некомпенсированных финансовых убытков должна быть обеспечена, если продолжение эксплуатации объекта теплоснабжения осуществляется по требованию органа местного самоуправления, в то время как в рассматриваемом случае Администрация поселения в 2020 и 2021 год не требовала от Общества продолжать эксплуатацию КЖП.
Аналогичные доводы содержаться в апелляционной жалобе.
Между тем, вопреки утверждению ответчика, отсутствие требования Администрация поселения продолжать эксплуатацию КЖП не является в настоящем случае основанием для отказа истцу в компенсации некомпенсированных расходов истца, связанных с эксплуатацией КЖП, в вязи со следующим.
В статьях 3 и 6 Закона о теплоснабжении закреплен принципа обеспечения надежности теплоснабжения и обязанность уполномоченных органов, к которым в рассматриваемом случае относится Администрация поселения, обеспечить надежное теплоснабжение потребителей на территориях поселений.
Как указано выше, редакция схемы теплоснабжения пгт.Излучинск (в редакции постановления Администрации поселения от 11.11.2019 N 989) с 2020 года не предусматривает эксплуатацию резервного источника тепловой энергии (КЖП). При этом второй вариант резервирования - строительство резервной тепломагистрали от НВ ГРЭС до п.Излучинск - не реализован, в связи с чем АО "Нижневартовская ГРЭС" как единая теплоснабжающая организация для обеспечения надежного теплоснабжения п.Излучинск в 2020 году продолжило эксплуатацию КЖП, которая отсутствовала в схеме теплоснабжение.
О необходимости эксплуатации КЖП, в связи с отсутствием иного резервного магистрального трубопровода от НВ ГРЭС до п.Излучинск ранее указывалось Администрацией Нижневартовского района в письме от 23.05.2012 N 1-01-20-2766/12.
Общество надлежащим образом исполнило требование органов местного самоуправления о приостановке вывода из эксплуатации КЖП, изложенное в письме от 23.05.2012 N 1-01-20-2766/12, а также надлежащим образом исполняло мероприятия, предусмотренные схемой теплоснабжения, сохраняя котельную жилого поселка в эксплуатации.
Кроме того, в письме от 13.02.2018 N 33-Исх-817 Департамент жилищно-коммунального комплекса и энергетики ХМАО-Югры указывал на наличие рисков возникновения нарушений в системе теплоснабжения в пгт. Излучинск, после завершения работы по выводу КЖП из эксплуатации без строительства альтернативного источника теплоснабжения в пгт. Излучинск, при этом строительство такого источника возможно не ранее 2021 года.
Как верно отмечено судом первой инстанции, отсутствие в схеме теплоснабжения (в редакции постановления Администрации поселения от 11.11.2019 N 989) обоих вариантов резервирования подачи тепла (из которых в действительности существующим и резервным является лишь один - КЖП, а второго не существует) является нарушением принципа обеспечения надежности теплоснабжения, закрепленного статьях 3 и 6 Закона о теплоснабжении в части организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, пункта 5.6 Свода правил СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003. Тепловые сети" (Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003) в части отсутствия взаимного резервирования источников теплоты, а также пункта 6.26 Свода правил в части несоблюдения минимально допустимых коэффициента надежности системы центрального теплоснабжения и пункта 6.32 Свода правил в части не обеспечения резервирования подачи теплоты по тепловым сетям.
Незаконность бездействия Администрации поселения, выразившаяся в непроведении в 2020 году актуализации схемы теплоснабжения г.п. Излучинск, была установлена при рассмотрении Нижневартовским районным судом дела N 2а-70/2021 и в силу положений статьи 69 АПК РФ не подлежит повторному доказыванию при рассмотрении настоящего дела.
Так, суд в рамках указанного дела пришел к выводу, что административный ответчик не совершил необходимых действий по проведению актуализации схемы теплоснабжения, не обладая информацией о дате окончания ограничительных мер, либо их смягчения, до окончания срока проведения актуализации определенной в постановлении Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 (не позднее 01 июля года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения), уже в апреле 2020 года уведомил АО "Нижневартовская ГРЭС" о невозможности провести актуализацию схемы. Бездействие Администрации поселения, выразившееся в непроведении в 2020 году актуализации схемы теплоснабжения г.п. Излучинск в установленные порядке и сроки, повлекло нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а именно представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии на участие в процедуре актуализации схемы теплоснабжения.
В связи с указанными незаконными бездействиями Администрации поселения АО "Нижневартовская ГРЭС" в 2020 и 2021 годы в условиях отсутствия установленных тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии, вынуждено было эксплуатировать КЖП и нести в связи с этим убытки в размере 27 893 390 руб.
Факт отсутствия в 2020 и 2021 годах у Общества тарифов на тепловую энергию, производимую КЖП не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, подтверждается сведениями, представленными РСТ Югры.
Так, в соответствии с пунктом 84 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы), при расчете тарифа на тепловую энергию (мощность) без учета стоимости услуг по передаче тепловой энергии в необходимую валовую выручку (далее - НВВ) регулируемой организации включаются расходы на производство тепловой энергии, в том числе расходы на содержание установленной тепловой мощности источника (источников) тепловой энергии, принадлежащего регулируемой организации и включенного в схему теплоснабжения.
Как следует из пояснений РСТ Югры, с учетом исключения КЖП из схемы теплоснабжения (схема теплоснабжения в редакции постановления администрации гп. Излучинск от 11.11.2019 N 989), приказом РСТ Югры от 17.12.2019 N 159-нп были отменены тарифы на тепловую энергию от КЖП, установленные Приказом N 116-нп на 2020-2021 годы. При установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую конечным потребителям на территории пгт. Излучинск на 2020-2021 годы, из НВВ были исключены расходы на покупную тепловую энергию, определенные исходя из полезного отпуска КЖП и тарифов на тепловую энергию от КЖП, установленных на 2020-2021 годы. При этом, были включены расходы на покупную тепловую энергию, определенные исходя из аналогичного объема полезного отпуска и тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, установленных распоряжениями РЭК. Соответственно, после исключения КЖП из схемы теплоснабжения расходы на покупную тепловую энергию, включаемые в НВВ при установлении тарифов для конечных потребителей пгт. Излучинск на 2020-2021 годы, увеличились за счет превышения цены тепловой энергии, производимой в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (тариф РЭК), над величиной тарифа на тепловую энергию от КЖП в 6 раз. С учетом ограничения роста тарифов индексами платы граждан за коммунальные услуги расходы на покупную тепловую энергию были учтены РСТ Югры в тарифе на 2020 год не в полном объеме. Для АО "Нижневартовская ГРЭС" были определены плановые выпадающие расходы, не учтенные при установлении тарифов на 2020 год, что отражено в протоколе заседания правления РСТ Югры от 17.12.2019 N 94, размещенном на официальном сайте РСТ Югры (http://www.rst.admhmao.ru) в разделе "Раскрытие информации", в подразделе "В теплоэнергетике" в подразделе "Информация о протоколах заседания правления" / "2019 год".
Таким образом, в связи с тем, что на 2020-2021 годы КЖП была исключена из схемы теплоснабжения расходы на содержание и обслуживание КЖП не учитывались при формировании тарифов на тепловую энергию, поставляемую конечным потребителям на территории пгт. Излучинск на 2020-2021 годы.
Кроме того, согласно пояснениям РСТ Югры, направленных суду апелляционной инстанции, правовые основания для учета расходов АО "Нижневартовская ГРЭС" за 2020-2021 годы, связанных с эксплуатацией КЖП, при формировании тарифов на последующие периоды регулирования у РСТ Югры отсутствуют.
Как обоснованно указанно судом первой инстанции, в рассматриваемом случае вопреки доводам ответчика убытки АО "Нижневартовская ГРЭС" не связаны с отказом Администрации поселения вывести КЖП из эксплуатации, то есть правоотношения сторон в рассматриваемом случае не регулируется Правилами N 889. Требования истца основаны на невозможности установления Обществу на периоды 2020 и 2021 годов тарифов на тепловую энергию (мощность) в результате незаконных действий (бездействия) со стороны Администрации поселения, которое одновременно исключило КЖП из схемы теплоснабжения и не провело актуализацию схемы теплоснабжения в установленном порядке, что привело к убыткам Общества, определяемым по правилам статей 15, 16 и 1069 ГК РФ.
Таким образом, учитывая, что эксплуатация КЖП в качестве резервного источника энергоснабжения в период 2020-2021 года была необходима в целях обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории пгт. Излучинск, а исключение Администрацией КЖП из схемы теплоснабжения было признано незаконным, соответственно на стороне ответчика возникла обязанность компенсировать понесенные истцом затраты на содержание КЖП.
В подтверждение размера убытков истцом представлены сметы некомпенсируемых финансовых убытков, связанных с эксплуатацией КЖП (том 2, л.д. 46, 47), а также подтверждающие расходы документы (т.3, л.д. 31 - СD-диск). В материалы дела представлены доказательства направления данных первичных документов ответчику.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце втором пункта 12 Постановления N 25, размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Суд первой инстанции определениями от 12.01.2023 и от 13.02.2023 предлагал ответчику проверить расчет суммы иска, при несогласии представить контррасчет, а также предлагал сторонам рассмотреть вопрос о назначении по делу судебной экспертизы. Ответчиком контррасчет не представлен, возражений по сумме иска либо по каким-либо документам, положенным в обоснование суммы исковых требований, также не поступило. Ходатайств от сторон спора о назначении судебной экспертизы в материалы дела не поступило.
При рассмотрении настоящего спора ответчик ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции не опроверг расчет суммы иска, не указал на недостоверность или порочность представленных истцом доказательств в подтверждение факта несения убытков в спорный период времени.
В свою очередь, апелляционный суд учитывает, что ранее за периоды с 2016 по 2019 год АО "Нижневартовская ГРЭС" в соответствии с пунктом 19 Правил N 889 обращалось в РСТ Югры и получило согласование размера компенсации некомпенсируемых финансовых убытков, связанных с дальнейшей эксплуатацией источника теплоснабжения - КЖП: по итогам 2016 года в размере 15 192 930 руб., по итогам 2017 года в размере 9 733 770 руб., по итогам 1 полугодия 2018 года в размере 11 020 160 руб., по итогам 2 полугодия 2018 года в размере 9 669 240 руб., по итогам 1 полугодия 2019 года в размере 6 818 300 руб., по итогам 2 полугодия 2019 года в размере 9 124 490 руб.
Судебными актами по делам А75-15059/2017, А75-3273/2019, А75-10366/2019, А75-1479/2020, А75-20850/2020 суд обязывал Администрацию заключить с АО "Нижневартовская ГРЭС" соглашения о предоставлении субсидии (компенсации некомпенсируемых финансовых убытков в связи с эксплуатацией котельной жилого поселка пгт Излучинск в 2016, 2017, 2018 и 2019 годах).
Соответственно ранее, когда КЖП было включено в схему теплоснабжения, расходы на её содержания являлись обоснованными и подлежали возмещению за счет предоставление субсидий.
Учитывая, что в настоящем случае невозможность возмещения данных расходов за счет субсидии связана с незаконными действиями Администрации по не включению КЖП в схему теплоснабжения, то убытки связанные с содержанием КЖП подлежат возмещению за счет муниципального образования.
В силу статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причинённый вред подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Оценив в соответствии с нормой статьи 71 АПК РФ в совокупности все представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что требование истца о взыскании с ответчика убытков в сумме 27 893 390 руб. (за 2020 год в размере 14 471 970 руб.; за 2021 год в размере 13 421 420 руб.) является обоснованным и подлежащим удовлетворению. Суд апелляционной инстанции учитывает, что заявляемый размер убытков в рамках настоящего спора соотносим (при этом отличен в меньшую сторону) с размером компенсируемых убытков, связанных с эксплуатацией КЖП в предыдущие годы.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив в полном объеме требование истца, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.04.2023 по делу N А75-20904/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5131/2023) муниципального образования городское поселение Излучинск в лице администрации городского поселения Излучинск - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд ЗападноCибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
С.А. Бодункова |
Судьи |
Л.И. Еникеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-20904/2022
Истец: АО "НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ГРЭС"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ИЗЛУЧИНСК
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖНЕВАРТОВСКОГО РАЙОНА, Прокуратура Нижневартовского района, Региональная служба по тарифам ХМАО- Югры, Прокуратура ХМАО-Югры