город Омск |
|
10 июля 2023 г. |
Дело N А46-21998/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5955/2023) Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 03.05.2023 по делу N А46-21998/2022 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области к обществу с ограниченной ответственностью "Омскагролизинг" о взыскании 900 руб.,
при участии в судебном заседании представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области - Захарченко Валерии Олеговны по доверенности от 10.01.2023 N 55-38/331;
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (далее также - ОСФР по Омской области, Фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Омскагролизинг" (далее также - ООО "Омскагролизинг", общество, заинтересованное лицо) о взыскании 900 руб. штрафов за совершение правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее- Закон N 27-ФЗ), выразившихся в непредставлении сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по форме СЗВ-М за октябрь 2018 год, январь 2019 год - в срок, установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.05.2023 по делу N А46-21998/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа во взыскании штрафа в размере 500 руб. за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по форме СЗВ-М "ИСХ" за январь 2019 год в срок, установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, принять в указанной части новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что в связи с тем, что в платежном поручении общества не указан период и назначение платежа, то Фонд почитал возможным погасить задолженность в хронологическом порядке.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы апелляционной жалобы.
ООО "Омскагролизинг", надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя Фонда, установил следующие обстоятельства.
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе города Омска (далее - УПФР в Центральном АО г. Омска, ОПФР) проведена проверка общества по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, результаты которой зафиксированы в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 22.04.2019 N 065S18190005287
УПФР в Центральном АО г. Омска установлено, что ООО "Омскагролизинг" 11.03.2019 представлена ежемесячная отчетность "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М с типом формы сведений "дополняющая" за октябрь 2018 года в отношении двух работников, сведения о которых в ранее представленной 14.11.2018 форме СЗВ-М с типом формы сведений "исходная" за октябрь 2018 года не предоставлялись.
В этой связи УПФР в Центральном АО г. Омска сделан вывод о том, что ООО "Омскагролизинг" за октябрь 2018 года не представлены в установленные сроки индивидуальные сведения ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М на двух застрахованных лиц.
По результатам проверки УПФР в Центральном АО г. Омска принято решение от 06.06.2019 N 065S19190006173 о привлечении ООО "Омскагролизинг" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде финансовой санкции в размере 1000 руб.
УПФР в Центральном АО г. Омска ООО "Омскагролизинг" выставлено требование N 065S01190008421 от 02.07.2019 (со сроком исполнения до 22.07.2019) об уплате в добровольном порядке 1000 руб. финансовой санкции.
Кроме того. УПФР в Центральном АО г. Омска проведена проверка общества по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, результаты которой зафиксированы в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 22.04.2019 N 065S1890005286
УПФР в Центральном АО г. Омска установлено, что ООО "Омскагролизинг" несвоевременно представлена ежемесячная отчетность "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М с типом формы сведений "исходная" за январь 2019 года, а именно: при сроке предоставления отчетности не позднее 15.02.2019 фактически отчетность представлена 24.02.2019.
По результатам проверки УПФР в Центральном АО г. Омска принято решение от 06.06.2019 N 065S19190006172 о привлечении ООО "Омскагролизинг" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде финансовой санкции в размере 500 руб.
УПФР в Центральном АО г. Омска ООО "Омскагролизинг" выставлено требование N 065S01190008422 от 02.07.2019 (со сроком исполнения до 22.07.2019) об уплате в добровольном порядке 500 руб. финансовой санкции.
ООО "Омскагролизинг" на основании платёжного документа N 101 от 25.09.2019 произведена частичная оплата образовавшейся задолженности по финансовым санкциям на сумму 600 руб., которая учтена УПФР в Центральном АО г. Омска в счёт уплаты штрафа за октябрь 2018 год.
Неисполнение ООО "Омскагролизинг" соответствующих требований об оплате штрафов добровольно в установленные в требованиях сроки послужило основанием для обращения Фонда в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением о взыскании штрафов в размере 900 руб.
Принятое Арбитражным судом Омской области решение от 03.05.2023 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ) общество является страхователем по данному виду страхования и согласно пункту 2 статьи 14 указанного Федерального закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ).
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", в поле "Тип формы" которой предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
- код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Согласно части 3 статьи 17 Закона 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В рассматриваемом случае, в качестве основания для взыскания финансовой станции обществу вменено не предоставление им в установленные Законом N 27-ФЗ сроки сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 названного закона, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за октябрь 2018 года, что признано судом первой инстанции неправомерным.
Материалами дела подтверждается, что общество 14.11.2018 по телекоммуникационным каналам связи правило в ОПФР сведения об одном застрахованном лице по форме СЗВ-М (исходная) в электронной форме, указав, что сведения составлены в отношении отчетного периода "10" 2018 года.
ОПФР составлен и направлен 15.11.2018 обществу протокол проверки отчетности, из которого следует, что отчетность принята, ошибок не выявлено.
11.03.2019 в орган пенсионного фонда поступил отчет по форме СЗВ-М (дополняющая) в отношении двух застрахованных лиц с указанием отчетного периода "10" 2018 года.
Из указанных электронных данных следует, что общество самостоятельно выявило неполноту в сведениях о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) и устранило ошибку, подав скорректированные сведения по форме СЗВ-М (дополняющая).
При этом сроки предоставления отчетности по форме СЗВ-М (исходная) за октябрь 2018 обществом не нарушены.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений также предусмотрено в пункте 40 Приказа Минтруда России от 22.04.2020 N 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах" (далее - Инструкция N 211н) (как и нормами раздела IV ранее действовавшего приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н).
Согласно абзацу третьему пункта 40 Инструкции N 211н страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, финансовые санкции не подлежат применению в случае самостоятельного выявления ошибки до момента ее обнаружения органом пенсионного фонда.
Статьей 17 Закона 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведений, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения.
С учетом приведенных взаимосвязанных положений Инструкции N 766н, Инструкции N211н и статьи 15 Закона N 27-ФЗ, следует признать, что исправления и корректировки сведений вносились и вносятся в формы СЗВ-М в особом порядке при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц.
Такой подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном устранении допущенных ошибок и поддерживать более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда.
Данный правовой подход закреплен в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности; такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц (пункт 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018).
Самостоятельное исправление страхователем ошибки в первоначально представленных в пенсионный орган сведениях о застрахованных лицах по форме СЗВ-М до истечения срока, установленного в уведомлении пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений, не влечет привлечение страхователя к ответственности в форме взыскания финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ (пункт 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2018).
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
В настоящем случае из материалов дела следует, что общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений о застрахованных работниках в соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ, посредством направления дополняющей формы СЗВ-М, содержащей сведения, самостоятельно откорректированные обществом, учитывая, что орган пенсионного фонда при проверке первоначального и последующих отчетов не выявил ошибок по количеству застрахованных лиц.
В материалы дела не представлено доказательств того, что ОПФР в адрес общества направлялось уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, следовательно, дополнительные сведения 11.03.2019 обществом представлены самостоятельно, что свидетельствует о реализации обществом права на уточнение (исправление) ранее представленных сведений за октябрь 2018 года.
То обстоятельство, что дополнительные сведения представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать общество возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались, учитывая, что положения статьи 15 Закона N 27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление не только уточнений, но и дополнений сведений о застрахованных лицах, что предполагает возможность внесения сведений о ранее не указанных в отчете застрахованных лицах.
При таких обстоятельствах у УПФР в Центральном АО г. Омска отсутствовали достаточные правовые основания для привлечения общества к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ на нарушение срока предоставления отчетности по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года, следовательно, и для взыскания финансовых санкций.
Вместе с тем материалами дела подтверждено, что ООО "Омскагролизинг" несвоевременно представлены сведения о застрахованных лица " по форме СЗВ-М с типом формы сведений "исходная" за январь 2019 года, а именно: при сроке предоставления отчетности не позднее 15.02.2019, фактически отчетность представлена 24.02.2019.
На основании части 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как усматривается из материалов дела ООО "Омскагролизинг" на основании платёжного документа N 101 от 25.09.2019 произведена оплата штрафа на сумму 600 руб., которая учтена УПФР в Центральном АО г. Омска в счёт погашения задолженности в связи с назначением финансовой санкции за октябрь 2018 года.
Отклоняя довод Фонда о правомерности такого зачета платежа в связи с тем, что в платежном поручении общества не указан период и назначение платежа, суд апелляционной инстанции исходит из того, что у ООО "Омскагролизинг" в силу установленных обстоятельств отсутствует обязанность по оплате штрафа по требованию N 065S01190008421 от 02.07.2019 (со сроком исполнения до 22.07.2019), выставленного на основании решение от 06.06.2019 N 065S19190006173 о привлечении ООО "Омскагролизинг" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде финансовой санкции в размере 1000 руб.
Доказательств того, что заинтересованным лицом испрошено об учёте внесённых денежных средств в размере 600 руб. в счёт уплаты штрафа, назначенного в связи с несвоевременным представлением сведений по форме СЗВ-М за октябрь 2018 год с типом формы "дополняющая", материалы дела не содержат.
Решения о привлечении общества к ответственности в связи с несвоевременным представлением сведений за оба рассматриваемых периода вынесены одновременно - 06.06.2019, оплата исходя из даты формирования платёжного документа (отсутствующего в материалах дела) произведена 25.09.2019.
Следовательно, правовые основания распределения поступивших денежных средств (в отсутствие конкретного волеизъявления ООО "Омскагролизинг") в пользу уплаты штрафа, назначение которого противоречит требованиям законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, отсутствовали.
Поскольку денежные средства в сумме 600 руб. поступили в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, покрывают сумму финансовой санкции, установленной решением N 065S19190006172 от 06.06.2019 (правомерно), дополнительное взыскание денежных средств в размере 500 руб. за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за январь 2019 год правомерно признано судом первой инстанции излишним.
Таким образом, отказав в удовлетворении заявленных Фондом требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку Фонд в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 03.05.2023 по делу N А46-21998/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-21998/2022
Истец: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области
Ответчик: ООО "Омскагролизинг"
Хронология рассмотрения дела:
10.07.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5955/2023