г. Владивосток |
|
11 июля 2023 г. |
Дело N А51-1835/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Страховая медицинская организация "Восточно-страховой альянс",
апелляционное производство N 05АП-3417/2023
на решение от 05.05.2023
судьи А.А. Фокиной
по делу N А51-1835/2023 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Страховая медицинская организация "Восточностраховой альянс" (ИНН 2538069934, ОГРН 1022501895350)
к государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (ИНН 2540013343, ОГРН 1022502260648)
о признании недействительным акта внеплановой тематической проверки N 17 от 16.12.2022 в части, о снижении размера финансовых санкций,
при участии:
от ООО Страховая медицинская организация "Восточно-страховой альянс": Котова И.С., по доверенности от 26.06.2023, сроком действия до 25.06.2024, паспорт, диплом (регистрационный номер 06-1902),
от государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края": не явились,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Страховая медицинская организация "Восточно-страховой альянс" (далее - заявитель, общество, страховая медицинская организация, ООО СМО "Восточно-страховой альянс") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным вынесенного государственным учреждением "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (далее - Фонд, ГУ ТФОМС ПК) акта внеплановой тематической проверки N 17 от 16.12.2022 в части вывода о несоблюдении порядка формирования собственных средств (сроков их перечисления) и необходимости в связи с этим принятия мер по устранению нарушений и плана мероприятий по устранению нарушений, а также о снижении размера финансовых санкций по пункту 11.2 приложения N 3 к договору.
Решением от 05.05.2023 акт государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" внеплановой тематической проверки N 17 от 16.12.2022 в части требования к обществу с ограниченной ответственностью Страховая медицинская организация "Восточно-страховой альянс" о перечислении на счет ГУ ТФОМС ПК финансовых санкций по пункту 11.2 приложения N 3 в размере, превышающем 268 620 рублей 83 копейки, признан незаконным. В остальной части в удовлетворении требований общества отказано.
ООО СМО "Восточно-страховой альянс", не согласившись с принятым решением об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным акта внеплановой тематической проверки N 17 от 16.12.2022 в части вывода о несоблюдении порядка формирования собственных средств (сроков их перечисления) и необходимости в связи с этим принятия мер по устранению нарушений и плана мероприятий по устранению нарушений, направило в Пятый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, по тексту которой просит отменить решение суда в данной части.
В доводах жалобы апеллянт указывает на то, что из пунктов договора, на нарушение которых указывает Фонд и суд первой инстанции, не следует, что формирование собственных средств осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет, предназначенный для ведения дела. Указанные пункты регулируют процент от поступивших на расчетный счет денежных средств, который составляет (формирует) средства, предназначенные для ведения дела со дня их удержания, возврата медицинской организацией или в день их поступления на расчетный счет, а не со дня их перевода на отдельный счет. То есть в данных пунктах договора рассматривается источник формирования средств и срок формирования, но не порядок их формирования путем перевода денег на отдельный счет.
Со ссылкой на выводы, изложенные в постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда по делу N А51-24200/2017, общество отмечает, что ни положения законодательства об обязательном медицинском страховании, ни договор не содержат в себе указания на то, что собственные средства страховой медицинской организации являются сформированными тогда, когда переведены со специального расчетного счета, предназначенного для осуществления операций по обязательному медицинскому страхованию, на расчетный счет, предназначенный для ведения дела.
Учетная политика общества также не содержит в себе положения о том, что формирование собственных средств осуществляется путем их перечисления на отдельный расчетный счет.
Кроме того, Фонд вправе проверять правильность формирования собственных средств страховой медицинской организации только в части процентов и источников, предусмотренных пунктами договора и законодательства об обязательном медицинском страховании в целях недопущения их нецелевого расходования либо завышения таких процентов, при этом не вправе навязывать порядок формирования таких средств путем обязания страховой медицинской организации, каким образом распоряжаться такими средствами, так как это является вмешательством в хозяйственную деятельность общества.
Также, по мнению общества, указанное требование Фонда является неисполнимым, так как полная выписка по расчетному счету формируется банком на конец операционного дня и о поступлении денежных средств страховая медицинская организация может узнать только на следующий день, равно как и осуществить их перевод на расчетный счет.
ГУ ТФОМС ПК по тексту представленного письменного отзыва, приобщенного в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к материалам дела, считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании представитель ООО СМО "Восточно-страховой альянс" поддержал доводы заявленной апелляционной жалобы.
Фонд, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, направил в суд ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, провела судебное заседание в отсутствие неявившегося представителя Фонда.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Принимая во внимание, что решение суда обжалуется в части неудовлетворенных требований общества, и возражений по проверке судебного акта в обжалуемой части от лиц, участвующих в деле, не поступило, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в указанной части.
Из материалов дела апелляционной коллегией установлено следующее.
28.12.2011 между ООО СМО "Восточно-страховой альянс" и ГУ "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" заключен договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования N 1, по условиям которого территориальный фонд принял на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация - оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
Согласно пункту 6.3 договора страховая медицинская организация несет ответственность перед Фондом за невыполнение условий договора в части осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий представления медицинской помощи.
При выявлении нарушений договорных обязательств Фонд применяет штрафные санкции согласно приложению N 3 к договору от 28.12.2011 N 1, в частности, в соответствии с пунктом 11.2 перечня санкций к договору за нарушение сроков проведения контроля объемов, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленных в соответствии с порядком организации контроля, невыполнение объемов медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и (или) экспертизы качества медицинской помощи, Фонд вправе начислить штраф в размере 10% от суммы средств, перечисленных Фондом на ведение дела страховой медицинской организации за период, в котором допущены нарушения.
По результатам проведенной внеплановой тематической проверки соблюдения ООО СМО "Восточно-страховой альянс" законодательства об обязательном медицинском страховании за период с 01.01.2021 по 30.06.2022 Фондом составлен акт N 17 от 16.12.2022 о выявленных нарушениях.
В частности, в ходе проверки Фондом установлено и отражено в акте, что ООО СМО "Восточно-страховой альянс" необходимо соблюдать порядок формирования собственных средств в соответствии с нормативными документами в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС), в том числе в части сроков перечисления.
По результатам проверки необходимо принять меры по устранения выявленных нарушений и недостатков; план мероприятий по их устранению представить в ГУ ТФОМС ПК до 20.01.2023 включительно, информацию по реализации плана - представлять по мере его исполнения.
Также Фондом установлены случаи нарушения обществом сроков проведения экспертиз.
В связи с чем, невыполнение условий договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 28.12.2011 N 1 (по пункту 11.2 приложения N 3 к договору) повлекло предъявление требования об уплате финансовых санкций в размере 10% от суммы средств, перечисленных территориальным фондом на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию страховой медицинской организации за период, в течение которого установлены данные нарушения, в размере 2 686 208, 32 рублей.
Не согласившись с вынесенным актом комплексной проверки N 17 от 16.12.2022 в части указанных требований, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции посчитал обоснованным начисление в отношении общества финансовых санкций, однако снизил их размер, применив положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, арбитражный суд исходил из доказанности наличия у общества обязанности соблюдения закрепленного положениями законодательства о медицинском страховании и условиями заключенного с Фондом договора порядка формирования собственных средств, в связи с чем отказал в удовлетворении требований в указанной части.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон о медицинском страховании, Закон N 326-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 14 Закона N 326-ФЗ страховые медицинские организации (далее - СМО) осуществляют свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, типовая форма которого, действовавшая в проверяемом периоде, утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.09.2011 N 1030н.
В силу части 5 статьи 14 Закона N 326-ФЗ страховые медицинские организации ведут раздельный учет собственных средств и средств обязательного медицинского страхования, предназначенных для оплаты медицинской помощи.
Частью 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что для осуществления операций с целевыми средствами страховые медицинские организации открывают отдельные банковские счета в кредитных организациях, соответствующих требованиям, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации
В силу части 5 статьи 28 Закона N 326-ФЗ формирование собственных средств страховой медицинской организации осуществляется в порядке, установленном договором о финансовом обеспечении ОМС.
Заключенным между ГУ ТФОМС ПК и ООО СМО "Восточно-страховой альянс" договором о финансовом обеспечении от 28.12.2011 N 1 предусмотрены аналогичные обязанности СМО по ведению раздельного учета собственных средств и средств обязательного медицинского страхования, предназначенных для оплаты медицинской помощи, что связано с особенностями налогообложения.
Условиями договора о финансовом обеспечении ОМС от 28.12.2011 N 1 установлена обязанность СМО средства, необоснованно предъявленные к оплате медицинскими организациями, выявленные в результате экспертизы качества медицинской помощи и медико-экономической экспертизы, в размере 15 процентов направлять на формирование собственных средств в день удержания данной суммы из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинской организацией (пункты 2.9.2, 2.9.3 договора), средства, поступившие в результате уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, в размере 25 процентов направлять на формирование собственных средств в день поступления указанных средств на расчетный счет страховой медицинской организации (пункт 2.9.4 договора).
Таким образом, принимая во внимание нормы части 5 статьи 28 Закона N 326-ФЗ и условия заключенного между Фондом и ООО СМО "Восточно-страховой альянс" договора о финансовом обеспечении, оформленном в соответствии с типовой формой указанного договора, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 N 1030н, коллегия приходит к выводу о наличии закрепленной за обществом обязанности по перечислению спорных денежных средств на отдельный расчетный счет.
Доводы апелляционной жалобы общества об обратном основаны на неверном толковании указанных положений законодательства и условий договора, в связи с чем признаются коллегией несостоятельными и подлежащими отклонению.
По аналогичным основаниям коллегия не принимает довод ООО СМО "Восточно-страховой альянс" о том, что учетная политика общества также не содержит в себе положения о том, что формирование собственных средств осуществляется путем их перечисления на отдельный расчетный счет.
Ссылка на выводы, изложенные в постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда по делу N А51-24200/2017, также не принимается во внимание апелляционной коллегией, поскольку изложенные в нем обстоятельства касаются фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования и не являются ни тождественными, ни преюдициально значимыми для рассмотрения настоящего дела.
Позиция апеллянта о том, что Фонд вправе проверять правильность формирования собственных средств страховой медицинской организации только в части процентов и источников, предусмотренных пунктами договора и законодательства об обязательном медицинском страховании в целях недопущения их нецелевого расходования либо завышения таких процентов, при этом не вправе навязывать порядок формирования таких средств путем обязания страховой медицинской организации, каким образом распоряжаться такими средствами, так как это является вмешательством в хозяйственную деятельность общества, признается судебной коллегией ошибочной, поскольку, как указано выше, такой порядок закреплен как на законодательном уровне, так и положениями договора о финансовом обеспечении.
Также подлежит отклонению довод общества о том, что полная выписка по расчетному счету формируется банком на конец операционного дня и о поступлении денежных средств страховая медицинская организация может узнать только на следующий день, равно как и осуществить их перевод на расчетный счет, поскольку момент отражения таких операций, то есть направления страховой медицинской организацией части удержанных средств на формирование ее собственных средств прямо урегулирован подпунктами 2.9.2, 2.9.3 и 2.9.4 договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Из материалов дела следует, что проверка своевременности формирования собственных средств в части средств, необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате экспертизы качества медицинской помощи и медико-экономической экспертизы, в размере 15 процентов, удержанных из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинской организацией и средств, поступивших в результате уплаты медицинскими организациями штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, в размере 25 процентов, проводилась Фондом по данным банковских операций (счет 20501).
Так, в январе 2021 года штрафы от медицинских организаций в общей сумме 57 016, 54 руб. были получены 22.01.2021, 27.01.2021, 29.01.2021, тогда как 25 % от суммы поступивших средств (14 254, 14 руб.) сформированы и перечислены СМО на ведение дела - 01.02.2021 (платежное поручение N 668).
В мае 2021 года штрафы от медицинских организаций в общей сумме 210 864 руб. были получены 14.05.2021, 19.05.2021, 20.05.2021, 24.05.2021, 25.05.2021, 26.05.2021, 28.05.2021, 31.05.2021, при этом 25 % от суммы поступивших средств (52 716 руб.) сформированы и перечислены СМО на ведение дела - 08.06.2021 (платежное поручение N 3848).
В январе 2022 года штрафы от медицинских организаций в общей сумме 571 072, 62 руб. были получены 11.01.2022, 18.01.2022, 21.01.2022, 25.01.2022, 27.01.2022, тогда как 25 % от суммы поступивших средств (142 768, 16 руб.) сформированы и перечислены СМО на ведение дела - 31.01.2022 (платежное поручение N 587).
Также 01.02.2021, 03.02.2021, 04.02.2021 обществом были удержаны по результатам экспертизы качества медицинской помощи и медико-экономической экспертизы денежные средства в общей сумме 5 414 684, 31 руб., однако 15% от суммы удержаний (812 202, 65 руб.) сформированы и перечислены СМО на ведение дела - 08.02.2021 (платежное поручение N 957).
10.06.2021, 11.06.2021, 17.06.2021, 18.06.2021, 21.06.2021, 23.06.2021 обществом удержаны денежные средства в общей сумме 4 292 454, 01 руб., при этом 15% от суммы удержаний (643 868, 10 руб.) сформированы и перечислены СМО на ведение дела - 29.06.2021 (платежное поручение N 4321).
17.05.2022, 23.05.2022, 25.05.2022, 26.05.2022, 27.05.2022 страховой организацией были удержаны денежные средства в общей сумме 7 145 982, 08 руб., тогда как 15 % от суммы удержаний (1 071 897, 31 руб.) сформированы и перечислены СМО на ведение дела - 30.05.2022 (платежное поручение N 3577).
Таким образом, материалами дела подтверждено, нарушение порядка формирования собственных средств, поскольку при наличии в СМО нескольких расчетных счетов для учета расходов на ведение дела, на счете по учету целевых средств ОМС остаются средства ведения дела, которые перечисляются на отдельные счета в нарушение сроков, установленных пунктами 2.9.2, 2.9.3, 2.9.4 договора о финансовом обеспечении ОМС.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно заключил о том, что выводы Фонда в оспариваемом акте внеплановой тематической проверки N 17 от 16.12.2022 относительно данного эпизода соответствуют положениям статьи 14 Закона N 326-ФЗ и условиям договора о финансовом обеспечении ОМС.
Доказательства нарушения прав и законных интересов в связи с указанными выводами Фонда обществом не представлены. Из материалов дела следует, что Фонд лишь констатировал необходимость соблюдения обществом порядка формирования собственных средств, к какой-либо ответственности в связи с его несоблюдением страховая медицинская организация не привлечена.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований ООО СМО "Восточно-страховой альянс" о признании указанного акта Фонда недействительным в части вывода о несоблюдении порядка формирования собственных средств (сроков их перечисления) и необходимости в связи с этим принятия мер по устранению нарушений и плана мероприятий по устранению нарушений судом первой инстанции в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказано правомерно.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене решения, апелляционной инстанцией не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, исходя из отсутствия оснований для ее удовлетворения, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ относятся апелляционным судом на подателя жалобы.
Учитывая, что в силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ для юридических лиц государственная пошлина по данной категории споров составляет 1 500 рублей, а при обращении с апелляционной жалобой была уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 рублей, излишне уплаченная ООО СМО "Восточно-страховой альянс" государственная пошлина в сумме 1 500 рублей подлежит возврату плательщику из федерального бюджета в порядке статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 05.05.2023 по делу N А51-1835/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Страховая медицинская организация "Восточно-страховой альянс" из федерального бюджета излишне уплаченную на основании платежного поручения N 4135 от 31.05.2023 государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-1835/2023
Истец: ООО СТРАХОВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ВОСТОЧНО-СТРАХОВОЙ АЛЬЯНС"
Ответчик: Государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края"