г. Владивосток |
|
17 мая 2018 г. |
Дело N А51-24200/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Рубановой,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Страховая медицинская организация "Восточно-страховой альянс",
апелляционное производство N 05АП-1071/2018
на решение от 09.01.2018
судьи Н.А. Галочкиной
по делу N А51-24200/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Страховая медицинская организация "Восточно-страховой альянс" (ИНН 2538069934, ОГРН 1022501895350)
к Государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (ИНН 2540013343, ОГРН 1022502260648)
о признании частично незаконными решений, оформленных актом комплексной проверки N 20 и ответом N 2367/06 от 12.07.2017,
при участии:
от ООО Страховая медицинская организация "Восточно-страховой альянс": Микулин Т.А., по доверенности от 28.11.2017 сроком действия на 1 год, паспорт; Котова И.С., по доверенности от 28.11.2017 сроком действия на 1 год, паспорт;
от ГУ "Территориальный фонд ОМС Приморского края": Комарова О.Н., по доверенности от 27.02.2018 сроком действия по 31.01.2019, паспорт; Овчинников Э.В., по доверенности от 10.01.2018 сроком действия по 31.01.2019, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Страховая медицинская организация "Восточно-страховой альянс" (далее - общество, страховая медицинская организация, ООО СМО "Восточно-страховой альянс") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (далее - Фонд, ГУ ТФОМС ПК) о признании незаконными решений, оформленных актом N 20 комплексной проверки соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использования средств обязательного медицинского страхования обществом с ограниченной ответственностью Страховая медицинская организация "Восточно-страховой альянс" от 30.06.2017 и ответом от 12.07.2017 N 2367/06 на возражения на акт комплексной проверки от 30.06.2017 N 20:
1) решение о признании нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования факта оплаты в 2016 году медицинской помощи, оказанной в 2012 году КГБУЗ "Арсеньевская ГБ", в общей сумме 2 000 000 рублей с требованиями о восстановлении указанной суммы и об уплате штрафа в размере 10 % от указанной суммы, изложенные:
-в абзаце 28 раздела "Проверка правильности формирования целевых средств ОМС и средств, предназначенных на ведение дела, использования целевых средств ООО СМО "Восточно-страховой альянс" в 2016 году" (стр. 24), пунктах 14, 21 раздела "Обобщенная информация о результатах проверки" (стр. 49-50, 51), в пункте 1 раздела "Требования о возмещении (возврате) средств" (стр. 54-55) Акта проверки от 30.06.2017 N 20;
- в пункте 2 Ответа от 12.07.2017 N 2367/06 на возражения.
2) решение о признании нецелевым использованием средств ОМС фактов расходования собственных средств страховой медицинской организации со специального расчетного счета на общую сумму 17 810 349,61 рублей с требованиями о восстановлении указанной суммы и об уплате штрафа в размере 10 % от указанной суммы, изложенные:
- в абзацах 46, 47 раздела "Проверка правильности формирования целевых средств ОМС и средств, предназначенных на ведение дела, использования целевых средств ООО СМО "Восточно-страховой альянс" в 2016 году" (стр. 28-29), пунктах 18, 21 раздела "Обобщенная информация о результатах проверки" (стр. 50), пункте 1 раздела "Требования о возмещении (возврате) средств Акта проверки от 30.06.2017 N 20 (стр. 54-55);
- в пункте 3 Ответа от 12.07.2017 N 2367/06 на возражения.
3) решение о признании нецелевым использованием средств ОМС фактов расходования со специального расчетного счета собственных средств страховой медицинской организации (56 995, 23 рублей) и целевых средств ОМС, восстановленных ООО СМО "Восточно-страховой альянс" (5 900 рублей), на общую сумму 62 895, 23 рублей с требованиями о восстановлении указанной суммы и об уплате штрафа в размере10%отуказанной суммы, изложенные:
- в абзацах 48, 49 раздела "Проверка правильности формирования целевых средств ОМС и средств, предназначенных на ведение дела, использования целевых средств ООО СМО "Восточно-страховой альянс" в 2016 году" (стр. 29), пунктах 19, 21 раздела "Обобщенная информация о результатах проверки" (стр. 50-51), пункте 1 раздела "Требования о возмещении (возврате) средств Акта проверки от 30.06.2017 N 20;
- в пункте 4 Ответа от 12.07.2017 N 2367/06 на возражения.
4) решение о признании нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования фактов расходования во втором полугодии 2016 года со специального расчетного счета собственных средств страховой медицинской организации (34620,89 рублей) и целевых средств ОМС, восстановленных ООО СМО "Восточно-страховой альянс" (52 077,64 рублей), в виде платежей за расчетно-кассовое обслуживание (РКО) на общую сумму 86 698,53 рублей с требованиями о восстановлении указанной суммы и об уплате штрафа в размере 10 % от указанной суммы, изложенные:
- в абзацах 50, 51 раздела "Проверка правильности формирования целевых средств ОМС и средств, предназначенных на ведение дела, использования целевых средств ООО СМО "Восточно-страховой альянс" в 2016 году" (стр. 29), пунктах 20, 21 раздела "Обобщенная информация о результатах проверки", пункте 1 раздела "Требования о возмещении (возврате) средств Акта проверки от 30.06.2017 N 20;
- в пункте 5 Ответа от 12.07.2017 N 2367/06 на возражения.
5) решение о предъявлении к страховой медицинской организации финансовых санкций по пункту 11.1 приложения N 3 к договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 28.12.2011 N 1 в виде уменьшения финансирования 100% необоснованно оплаченной суммы 3 791 075,58 рублей и штрафа в сумме 379 107,55 рублей (10% от необоснованно оплаченной суммы), изложенное:
- в абзацах 40-51 раздела "Проверка организации и проведения контроля СМО объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС в период с 01.03.2016 по 28.02.2017 (стр. 45-46), пункте 31 раздела "Обобщенная информация о результатах проверки" (стр. 53), пункте 1 раздела "Требования о возмещении (возврате) средств" Акта проверки от 30.06.2017 N 20;
- в пункте 6 Ответа от 12.07.2017 N 2367/06 на возражения.
Кроме того, общество просило признать недействительными ненормативные правовые акты ГУ "ТФОМС ПК": Акт N 20 комплексной проверки соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использования средств обязательного медицинского страхования ООО СМО "Восточно-страховой альянс" от 30.06.2017, Ответ от 12.07.2017 N 2367/06 на возражения на акт комплексной проверки от 30.06.2017 N 20 в части, содержащей незаконные решения.
Решением от 09.01.2018 суд первой инстанции удовлетворил заявленные обществом требования частично, признать незаконным решение Фонда в части признания нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования факта оплаты в 2016 году медицинской помощи, оказанной в 2012 году КГБУЗ "Арсеньевская ГБ" в общей сумме 2 000 000 рублей с требованием о восстановлении указанной суммы и об уплате штрафа в размере 10 % от указанной суммы, изложенного в акте проверки N 20 от 30.06.2017 и ответе на возражения на акт, оформленном письмом от 12.07.2017 N 2367/06.
В остальной части обществу отказано в удовлетворении требований.
Не согласившись с указанным судебным актом в части отказа в удовлетворении требований, ООО СМО "Восточно-страховой альянс" обжаловало его в порядке апелляционного производства.
В обоснование своей позиции заявитель жалобы указал, что отношения между страховой медицинской организацией и ГУ ТФОМС ПК носят смешанный характер: с одной стороны, Фонд выступает в качестве государственного органа, направляющего в страховую медицинскую организацию средства для выполнения отдельных публичных полномочий страховщика по обязательному медицинскому страхованию (оплату медицинской помощи), с другой - является стороной по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования N 1 от 28.12.2011 (далее - Договор), который по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг и, соответственно, принимает на себя гражданско-правовые обязанности, связанные с оплатой деятельности страховой медицинской организации.
Настаивая на незаконности вывода суда первой инстанции о допущенных обществом нарушениях пункта 6 статьи 14, пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) и о признании нецелевым использованием бюджетных средств расходы на ведение дела страховой медицинской организации, осуществленные со специального расчетного счета, предназначенного для перечисления ГУ ТФОМС ПК средств по Договору, апеллянт предлагает исходить из того, что по условиям указанного Договора Фонд перечисляет на счет общества денежные средства как целевого назначения (на оплату медицинской помощи), так и на ведения дела, последние при этом являются собственными средствами страховой медицинской организации. Так, для целей налогового учета собственные средства страховой медицинской организации признаются доходом страховой медицинской организации на день поступления их на расчетный счет, указанный в договоре; для целей бухгалтерского учета средства, предназначенные на расходы на ведение дела, признаются собственными средствами страховой медицинской организации с момента возникновения права на их получение.
Актом проверки установлено, что страховой медицинской организацией со счета, предназначенного для осуществления операций с целевыми средствами ОМС, были произведены расходы на ведение дела в сумме 17 810 349,61 руб.
Суд первой инстанции указал, что требования Закона N 326-ФЗ не представляют страховым медицинским организациям права, не перечислив на расчетные счета для учета собственных средств средства, поступившие от ГУ ТФОМС ПК на расходы на ведение дела, тем самым не сформировав собственные средства страховой медицинской организации, производить расходы на собственные нужды с расчетного счета по операциям с целевыми средствами ОМС.
По мнению общества, судом не учтено, что Законом N 326-ФЗ не предусмотрено, что неперечисление собственных средств на отдельный расчетный счет квалифицируется как их нецелевое использование, особенно в случаях, когда на один расчетный счет поступают средства, предназначенные на разные цели: на оплату медицинской помощи и на расходы на ведение дела.
Указанным Законом в отношении страховых медицинских организаций установлена обязанность ведения раздельного учета по операциям со средствами обязательного медицинского страхования. Однако специальный порядок и способы такого учета не определены.
ООО СМО "Восточно-страховой альянс" раздельный учет средств целевого финансирования и собственных средств в 2016 году осуществлялся в соответствии с Положением об учетной политике.
Вместе с тем, ни Законом N 326-ФЗ, ни иными нормативными актами, ни Положением об учетной политике не запрещено перечислять со специального расчетного счета средства, предназначенные на расходы на ведение дела, на хозяйственные цели страховой медицинской организации, не связанные напрямую с операциями по ОМС.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, предусмотренный статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), страховой медицинской организацией исполнен.
Направление денежных средств на хозяйственные нужды, не связанные с оплатой медицинской помощи по ОМС не свидетельствует о нецелевом использовании средств ОМС, поскольку данный вопрос находится в исключительной компетенции субъекта предпринимательской деятельности, при этом обезличенный характер денежных средств не позволяет достоверно установить, что именно за счет денежных средств, поступивших на расчетный счет для оплаты медицинской помощи, а не на расходы на ведение дела, были осуществлены платежи. Иное понимание, по убеждению общества, ограничивает право страховой медицинской организации на распоряжение собственными средствами и собственным счетом.
Таким образом, апеллянт считает, что спорные денежные средства были использованы страховой медицинской организацией по целевому назначению, статья 306.4 БК РФ к спорному правоотношению не применима, поскольку, санкции за неперечисление средств на расходы на ведение дела на отдельный расчетный счет ни договором, ни Законом N 326-ФЗ, ни БК РФ не предусмотрено, равно как Законом N 326-ФЗ не содержится запрета на расходование собственных средств страховой медицинской организации со специального расчетного счета.
По аналогичным основаниям общество не согласно с решением суда в части отказа в удовлетворении требований по пунктам 3) и 4) (в части расходования собственных средств) согласно просительной части заявления.
В части установленного Фондом факта расходования со специального расчетного счета целевых средств ОМС, восстановленных впоследствии ООО СМО "Восточно-страховой альянс" (5 900 руб.), общество не согласно, поскольку считает, что в рассматриваемом случае несмотря на то, что последующее восстановление израсходованной суммы, не исключает признание израсходованных сумм нецелевым использованием средств ОМС, указанное восстановление, допустимо признать надлежащим, с учетом безакцептного характера списания налоговым органом указанных денежных средств, а также необходимости обеспечения прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным решения ГУ ТФОМС ПК о признании нецелевым использованием средств ОМС фактов расходования во втором полугодии 2016 года со специального расчетного счета целевых средств ОМС, восстановленных ООО СМО "Восточно-страховой альянс" (52 077,64 руб.), в виде платежей за расчетно-кассовое обслуживание (РКО) общество не согласилось ввиду того, что участники обязательного медицинского страхования осуществляют финансовые операции исключительно в безналичном порядке и иным образом оплата медицинской помощи произведена быть не может, а Законом N 326-ФЗ и Договором установлена необходимость перечисления средств на расчетный счет, а также обязанность ГУ ТФОМС ПК осуществлять финансовое обеспечение деятельности страховой медицинской организации, в связи с чем списание средств на обслуживание расчетного счета, соответствует целям предоставления денежных средств.
По убеждению апеллянта, при принятии решения об обоснованности предъявления к страховой медицинской организации финансовых санкций по пункту 11.1 приложения N 3 к Договору в виде уменьшения финансирования на 100% от необоснованно оплаченной суммы 3 791 075,58 руб. и штрафа в сумме 379 107,55 руб. (10% от необоснованно оплаченной суммы), судом неверно применены нормы права, касающиеся порядка контроля территориальным фондом объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Общество считает, что в данном случае Фонд допустил нарушения части 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ, пункта 38 Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного Приказом ФФОМС от 01.12.2010 N 230, не доказал дефекты медицинской помощи, оказанной лечебными учреждениями.
В судебном заседании представители общества доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, озвучили представленные в материалы дела письменные пояснения к жалобе, разъяснили причины невозможности указания в договоре о финансовом обеспечении, заключенного по типовой форме, банковских реквизитов для перечисления денежных средств, предназначенных на расходы на ведение дела, отличных от реквизитов специального расчетного счета, уточнили позиции по иным пунктам оспариваемого решения.
В представленных в материалы дела отзыве на жалобу, дополнении к отзыву, озвученных представителями Фонда в судебном заседании, ГУ ТФОМС ПК доводы апелляционной жалобы общества опровергло, просило апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Представленное обществом письмо Министерства здравоохранения РФ от 19.03.2018 приобщено к материалам дела в порядке статьи 268 АПК РФ. Письмо ГУ "Территориальный фонд ОМС Приморского края" от 21.07.2017 N 2456/10 (в ответ на запрос от 04.07.2017 N 21) возвращено представителю общества в судебном заседании, поскольку оно не имеет значения для разрешения настоящего спора.
Поскольку решение суда обжалуется обществом только в части, возражений лица, участвующие в деле, не заявляли, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность вынесенного судебного акта только в обжалуемой части (часть 5 статьи 268 АПК РФ).
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В период с 24.05.2017 по 30.06.2017 рабочей группой ГУ ТФОМС ПК проведена плановая комплексная проверка соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использовании средств обязательного медицинского страхования ООО СМО "Восточно-страховой альянс" за период с 01.11.2015 по 31.03.2017.
Результаты проверки оформлены актом N 20 комплексной проверки соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использования средств обязательного медицинского страхования от 30.06.2017.
В заключительную часть акта проверки от 30.06.2017 N 20 включена обобщенная информация о направлениях нарушений договорных обязательств и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования с Требованием о возмещении (возврате) страховой медицинской организацией на счет ГУ ТФОМС ПК: средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 19 959 943,37 руб. до 14.07.2017 включительно; штрафа в сумме 1 995 994,34 руб., начисленного в размере 10% от общей суммы нецелевого использования средств ОМС; штрафа в сумме 294 000,00 руб. за внесение в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц 98 записей, содержащих недостоверные сведения; штрафа в сумме 379 107,55 руб. за невыявленные дефекты, соответствующие перечню оснований для отказа (уменьшения) оплаты медицинской помощи, установленные в порядке организации контроля, начисленного в размере 10% от необоснованно оплаченной суммы; штрафа в сумме 51 491,84 руб. за предоставление ГУ ТФОМС ПК недостоверной отчетности по таблицам 3.1; 3.7; 6; 8.1 формы N ПГ.
За невыполнение условий Договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 28.12.2011 N 1 (по п. 11.1 Приложения N 3) к ООО СМО "Восточно-страховой альянс" применена финансовая санкция в виде уменьшения финансирования 100% необоснованной оплаченной суммы - 3 791 075, 58 рублей.
06.07.2017 на акт контрольной проверки страховая медицинская организация представила письменные возражения (исх. N 784).
Согласно письму ГУ ТФОМС ПК от 12.07.2017 N 2367/06 возражения признаны необоснованными.
Полагая, что решения, изложенные в акте контрольной проверки от 30.06.2017 N 20, обязывающие перечислить целевые средства ОМС, использованные не по целевому назначению, штраф и уменьшение финансирования 100 % необоснованной оплаченной суммы, в ответе ГУ ТФОМС ПК от 12.07.2017 N 2367/06 на возражения на акт контрольной проверки от 30.06.2017 N 20, нарушают права и законные интересы страховой медицинской организации, являются незаконными, ООО СМО "Восточно-страховой альянс" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, пояснениях к ней, в письменном отзыве Фонда и дополнениях к отзыву, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правоотношения между страховой медицинской организацией и территориальным фондом обязательного медицинского страхования в системе обязательного медицинского страхования регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Приказом ФФОМС от 16.04.2012 N 73 утверждено Положение о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования (далее - Положение N 73).
Согласно разделу 5 Положения N 73 по результатам проверки составляется акт проверки.
При выявлении фактов нарушения договорных обязательств, установленных договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, в том числе фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования страховой медицинской организацией, в заключительную часть акта проверки включается обобщенная информация о направлениях нарушений договорных обязательств и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования с требованием о возврате (возмещении) страховой медицинской организацией (филиалом страховой медицинской организации) средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению страховой медицинской организацией целевых средств в соответствии с частями 11, 12 статьи 38 Федерального закона N 326-ФЗ и (или) уплате штрафов, пеней за нарушение договорных обязательств (пункт 21.3 Положения).
В ходе проведения контрольной проверки рассматриваются результаты работы страховой медицинской организации по устранению нарушений и недостатков, ранее выявленных в ходе комплексной или тематической проверки.
Согласно положениям статьи 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В пунктах 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
В соответствии со статьей 21 Закон N 326-ФЗ средства обязательного медицинского страхования формируются, в том числе за счет страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Согласно части 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования. Для осуществления операций с целевыми средствами страховые медицинские организации открывают отдельные банковские счета в кредитных организациях, соответствующих требованиям, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Формирование целевых средств и собственных средств страховой медицинской организации, осуществляющей деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, и использование указанных средств осуществляются в соответствии со статьей 28 Федерального закона N 326-ФЗ. В соответствии с частью 5 указанной статьи формирование собственных средств страховой медицинской организации осуществляется в порядке, установленном договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Принцип целевого характера бюджетных средств согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
По договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств (часть 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ).
В силу пункта 4.6.1 Договора средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи (аванс и целевые средства) и на расходы на ведение дела направляются разными платежными поручениями, с указанием различного назначения платежа, на один расчетный счет одновременно.
ГУ ТФОМС ПК указывается на нарушение страховой медицинской организацией пункта 6 статьи 14, пункта 3 статьи 28 Закона N 326-ФЗ.
При этом пунктом 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ установлено, что средства, предназначенные именно для оплаты медицинской помощи, являются целевыми.
Пунктом 3 статьи 28 Закона N 326-ФЗ установлено, что получение страховой медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования не влечет за собой перехода этих средств в собственность страховой медицинской организации, за исключением средства, предназначенные на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию.
Таким образом, средства, предназначенные на расходы на ведение дела - собственные средства страховой медицинской организации, перечисляемые ГУ ТФОМС ПК по Договору и являющиеся таковыми с момента их поступления на расчетный счет, указанный в Договоре.
Актом проверки установлено, что страховой медицинской организацией со счета, предназначенного для осуществления операций с целевыми средствами ОМС, были произведены расходы на ведение дела в сумме 17 810 349,61 руб. Проверкой установлено, что на данном расчетном счете находились, в том числе, средства предназначенные на расходы на ведение дела. Указанных средств было достаточно для осуществления операций, признанных ГУ ТФОМС ПК нецелевыми, что также отражено в акте проверки и подтверждается выписками с банковских счетов за спорные периоды, ГУ ТФОМС ПК не оспорено.
Таким образом, страховой медицинской организации вменяется в нарушение распоряжения собственными средствами.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд поддерживает позицию общества по апелляционной жалобе об ошибочности выводов суда первой инстанции в указанной части, поскольку платежными поручениями ГУ ТФОМС ПК средства на расходы на ведение дела были перечислены, приравнивание данных средств к средствам, предназначенным на оплату медицинской помощи, указывает на то, что ГУ ТФОМС ПК не исполнил свое обязательство по договору в части оплаты деятельности страховой медицинской организации.
Указание суда в обжалуемом решении на то, что требования Закона N 326-ФЗ не представляют страховым медицинским организациям права, не перечислив на расчетные счета для учета собственных средств средства, поступившие от ГУ ТФОМС ПК на расходы на ведение дела, тем самым не сформировав собственные средства страховой медицинской организации, производить расходы на собственные нужды с расчетного счета по операциям с целевыми средствами обязательного медицинского страхования признается апелляционным судом неправомерным в силу следующего.
Так, Законом N 326-ФЗ не предусмотрено, что неперечисление собственных средств на отдельный расчетный счет квалифицируется как их нецелевое использование, особенно в случаях, когда на один расчетный счет поступают средства, предназначенные на разные цели: на оплату медицинской помощи и на расходы на ведение дела.
Частью 5 статьи 26 Закона N 326-ФЗ в отношении страховых медицинских организаций, установлена обязанность ведения раздельного учета по операциям со средствами обязательного медицинского страхования. Однако специальный порядок и способы такого учета не определены.
Согласно части 4 статьи 8 федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) в случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.
Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (части 1, 2 статьи 8 Закона N 402-ФЗ).
Положение об учетной политике для целей бухгалтерского учета ООО СМО "Восточно-страховой альянс" на 2015 год (далее - Положение об учетной политике), утверждено приказом ООО СМО "Восточно-страховой альянс" от 31.12.2014 N 39-пр, и применялось, в соответствии с частью 5 статьи 8 федерального закона N 402-ФЗ, в 2016 году.
Раздельный учет средств целевого финансирования и собственных средств в 2016 году осуществлялся согласно разделу 10 Положения об учетной политике и в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000 (утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2000 N 92н) и Законом N 326-ФЗ.
Указанные нормативные акты и Положение об учетной политике не содержат запрета перечислять со специального расчетного счета средства, предназначенные на расходы на ведение дела, на хозяйственные цели страховой медицинской организации, не связанные напрямую с операциями по обязательному медицинскому страхованию.
Кроме того, по справедливому суждению апеллянта, направление денежных средств на хозяйственные нужды, не связанные с оплатой медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию не свидетельствует о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования, поскольку данный вопрос находится в исключительной компетенции субъекта предпринимательской деятельности, при этом обезличенный характер денежных средств не позволяет достоверно установить, что именно за счет денежных средств, поступивших на расчетный счет для оплаты медицинской помощи, а не на расходы на ведение дела, были осуществлены платежи. Данный вывод нашел свое подтверждение в практике Верховного суда РФ по делу N А49-8014/2015 (определение от 30.08.2016 N 306-КГ16-10953). Иное понимание ограничивает право страховой медицинской организации на распоряжение собственными средствами и собственным счетом.
Таким образом, спорные денежные средства были использованы страховой медицинской организацией по целевому назначению, применение статьи 306.4 БК РФ к спорному правоотношению неприемлемо, поскольку, санкции за неперечисление средств на расходы на ведение дела на отдельный расчетный счет ни договором, ни Законом N 326-ФЗ, ни БК РФ не предусмотрено, равно как в Законе N 326-ФЗ не содержится запрета на расходование собственных средств страховой медицинской организации со специального расчетного счета.
На основании изложенного решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене.
В ходе проверки соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использовании средств обязательного медицинского страхования ООО СМО "Восточно-страховой альянс" было выявлено, что в проверяемом периоде с расчетного счета по учету средств ОМС, открытых в ПАО АКБ "Авангард", в соответствии с договором банковского счета б/н от 20.05.2009 г., заключенного с Акционерным Коммерческим банком "АВАНГАРД", были списаны в безакцептном порядке средства обязательного медицинского страхования за расчетно-кассовое обслуживание (прием и обработка платежных документов, комиссия за ведение банковского счета) на сумму 86 698,53 руб. из средств, предназначенных для оплаты медицинской помощи.
Кроме того, ООО СМО "Восточно-страховой альянс" со счета по операциям со средствами обязательного медицинского страхования произведена оплата 62 895,23 руб. - оплата ООО "Пикософт" за лицензию на программу ССА-2016 страховщиков, перечисление пени отделению ПФР по Приморскому краю, оплата в пользу Межрайонной ИФНС России N 12 по Приморскому краю по решению о взыскании.
Восстановив целевые средства путем зачисления собственных средств на специальный расчетный счет, ООО СМО "Восточно-страховой альянс" подтверждает факт нецелевого использования средств, предназначенных для оплаты медицинской помощи.
Согласно статье 37 Закона N 326-ФЗ правовым основанием финансовых отношений между территориальным фондом обязательного медицинского страхования и страховой организацией является договор о финансовом обеспечении.
Согласно пункту 7 типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенного 28.12.2011 между ООО СМО "Восточно-страховой альянс" и Фондом, страховая медицинская организация осуществляет восстановление средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, по условиям договора за счет собственных средств путем перечисления на расчетный счет территориального фонда в течение 10 рабочих дней с даты предъявления требований территориальным фондом.
Приложение N 3 к договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования содержит перечень санкций за нарушение договорных обязательств.
В частности, указанный перечень содержит раздел N 16 "Нецелевое расходование страховой медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования" а также раздел "Несвоевременное возмещение страховой медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, в бюджет территориального фонда" (N 17).
В соответствии со статьей 14 Закона N 326-ФЗ страховые медицинские организации отвечают по обязательствам, возникающим из договоров, заключенных в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями этих договоров.
Таким образом, положения Закона N 326-ФЗ и условия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования не предоставляют страховым медицинским организациям право вместо возврата в бюджет территориального фонда средств, использованных не по целевому назначению, восстанавливать их на свой же счет, открытый для получения целевых средств и для операций с целевыми средствами обязательного медицинского страхования.
Последующее, так называемое "восстановление" неправомерно израсходованных сумм на лицевом счете страховой медицинской организации, открытом для осуществления операций со средствами обязательного медицинского страхования, не исключает признание израсходованных сумм - нецелевым расходованием целевых средств, предназначенных для оплаты медицинской помощи.
Временное отвлечение средств обязательного медицинского страхования на цели, не предусмотренные документами, регламентирующими порядок использования средств обязательного медицинского страхования, нарушает принцип целевого назначения средств обязательного медицинского страхования - обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках программы обязательного медицинского страхования.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, обществом платежным поручением N 10708 от 17.11.2016 путем зачисления собственных средств на специальный расчетный счет зачислил 5 900 руб. и платежными поручениями N 6471 от 01.08.2016, N 7720 от 01.09.2016, N 8889 от 03.10.2016, N 9131 от 11.10.2016 зачислил сумму в размере 52 077, 64 руб.
В 2016 году обществом произведен возврат целевых средств, которые были списаны в безакцептном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования за расчетно-кассовое обслуживание за счет собственных средств в сумме 197 430,36 руб., в том числе: за декабрь 2015 года - 18 750 руб., за 2016 - 178 680,36 руб.
Тем не менее, законодателем мера по возврату в бюджет территориального фонда использованных не по целевому назначению средств определена в качестве меры наказания за нецелевое расходование. Возврат спорных сумм заявителем на счет средств обязательного медицинского страхования не равнозначен возврату средств в бюджет ГУ ТФОМС ПК и не исключает отнесение средств, отвлеченных на цели, не предусмотренные документами, регламентирующими порядок использования средств обязательного медицинского страхования, к нецелевому расходованию указанных средств.
Коллегия на основании изложенного полагает, что возврат денежных средств, списанных в безакцептном порядке, на счет средств обязательного медицинского страхования не является восстановлением денежных средств, списанных в безакцептном порядке.
Факт нецелевого использования денежных средств обществом не оспаривается, вместе с тем утверждение заявителя о том, все целевые средства, списанные кредитными организациями в безакцептном порядке за расчетно-кассовое обслуживание расчетных счетов заявителя, восстановлены им путем перечисления собственных средств на указанные счета, предназначенные исключительно для операций по обязательному медицинскому страхованию, коллегия находит ошибочным и неподтвержденным, поскольку доказательств возврата в бюдждет ГУ ТФОМС ПК именно снятых банками денежных средств страховой организаций не представлено.
Относительно отказа судом первой инстанции в признании незаконными уменьшения финансирования на 100% от необоснованно оплаченной суммы 3 791 075,58 руб. и штрафа в сумме 379 107,55 руб. (10% от необоснованно оплаченной суммы), коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 11.1 Приложения N 3 к договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 28.12.2011 N 1 (перечень санкций за нарушение договорных обязательств по договору), за нарушение - невыявление страховой медицинской организацией дефектов, соответствующих Перечню оснований для отказа (уменьшения) оплаты медицинской помощи, установленному в приложении N 8 "Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию", утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230, предусмотрена финансовая санкция (штраф) за счет собственных средств страховой медицинской организации в размере 10% от необоснованно оплаченной суммы.
Дефекты со стороны страховой медицинской организации заключались в том, что по результатам проведенного медико-экономического контроля (МЭК) позиций реестров счетов, поданных медицинскими организациями на оплату в 2016-2017 годах, но не подлежащих финансированию из средств ОМС, страховой медицинской организацией своевременно не отклонены от оплаты:
- по позициям реестров счетов случаев медицинской помощи, оказанной по заболеваниям, не входящим в базовую программу ОМС (заболевания, передаваемые половым путем, туберкулез, ВИЧ-инфекция и СПИД, психические расстройства и расстройства поведения);
- по позициям реестров счетов случаев медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, числящимися умершими на даты оказания медицинской помощи, которые при первичном проведении МЭК СМО должны были быть отклонены от оплаты безусловно, но отклонение данных позиций СМО своевременно не произведено.
Общество отклонило указанные случаи, проведя повторный МЭК 16.06.2017 по всем перечисленным дефектным записям лишь после предоставленных результатов проверки Федерального фонда ОМС, тем самым подтвердив наличие факта ненадлежащего контроля со стороны страховой медицинской организации, по которому применены финансовые санкции ГУ ТФОМС ПК.
По позициям включения в реестр счетов медицинской помощи случаев амбулаторных посещений/дневном стационаре в период пребывания застрахованного лица в круглосуточном стационаре (кроме дня поступления и выписки из стационара, а также консультаций в других медицинских организациях в рамках стандартов медицинской помощи), которые при первичном проведении МЭК СМО так же не отклонены.
Данные случаи являлись основанием для проведения дальнейших этапов контрольных проверок.
Медицинские организации направляли претензии в ГУ ТФОМС ПК о несогласии с результатами проведенного МЭК СМО только по случаям оказания медицинской помощи застрахованным лицам в 2016-2017 годах одновременного лечения пациента в амбулаторных условиях или в дневном стационаре, с периодом пребывания в круглосуточном стационаре.
По данным случаям Фондом обществу рекомендовано для подтверждения правомерности произведенных снятий по МЭК провести МЭЭ или при необходимости ЭКМП с анализом первичной медицинской документации (протоколы заседания комиссии ГУ ТФОМС ПК по урегулированию спорных вопросов N N 4, 5, 6, 10, 11 и 14 от 12.07.2017).
Иных претензий со стороны медицинских организаций в ГУ ТФОМС ПК не поступало.
Информация о результатах проведенных Обществом МЭЭ и ЭКМП, подтверждающих правомерность снятий по МЭК, от страховой медицинской организации в ГУ ТФОМС ПК не поступала.
По установленному факту нарушения условий договора (не выявление дефектов) ООО СМО "Восточно-страховой альянс" проинформировано справкой проверки от 09.06.2017, которая заявителем подписана без возражений.
При таких обстоятельствах, Фондом к обществу правомерно применена санкция в виде уменьшения финансирования 100% необоснованно оплаченной суммы, которая составила 3 791 075,58 руб., и штрафа за счет собственных средств СМО в размере 10% от необоснованно оплаченной суммы - 379 107,55 руб.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал ООО СМО "Восточно-страховой альянс" в удовлетворении заявленных требований по вышеуказанным эпизодам.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения суда, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы изучены апелляционным судом, однако они подлежат отклонению, как несостоятельные, опровергаемые материалами дела и установленными судом обстоятельствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В связи с вышеизложенным решение суда первой инстанции подлежит отмене в части, в остальной обжалуемой части подлежит оставлению без изменения.
С учетом результатов рассмотрения спора расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на Фонд.
Принимая во внимание, что при подаче апелляционной жалобы обществу произведен зачет государственной пошлины в общей сумме 3 000 руб., в то время как в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ с учетом пункта 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" подлежит уплате 1 500 руб., на основании статьи 333.40 НК РФ государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату обществу как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 09.01.2018 по делу N А51-24200/2017 отменить в части отказа в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью Страховая медицинская организация "Восточно-страховой альянс" о признании незаконным решения Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" о признании нецелевым использованием средств ОМС фактов расходования собственных средств страховой медицинской организации со специального расчетного счета на общую сумму 17 810 349,61 рублей с требованиями о восстановлении указанной суммы и об уплате штрафа в размере 10 % от указанной суммы, изложенного в акте комплексной проверки соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использования средств обязательного медицинского страхования общества с ограниченной ответственностью Страховая медицинская организация "Восточно-страховой альянс" от 30.06.2017 N 20 и ответе на возражения на акт комплексной проверки, оформленном письмом от 12.07.2017 N 2367/06.
Признать незаконным решение Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" о признании нецелевым использованием средств ОМС фактов расходования собственных средств страховой медицинской организации со специального расчетного счета на общую сумму 17 810 349,61 рублей с требованиями о восстановлении указанной суммы и об уплате штрафа в размере 10 % от указанной суммы, изложенное в акте комплексной проверки соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использования средств обязательного медицинского страхования общества с ограниченной ответственностью Страховая медицинская организация "Восточно-страховой альянс" от 30.06.2017 N 20 и ответе на возражения на акт комплексной проверки, оформленном письмом от 12.07.2017 N 2367/06.
В остальной обжалуемой части решение Арбитражного суда Приморского края от 09.01.2018 по делу N А51-24200/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" в пользу общества с ограниченной ответственностью Страховая медицинская организация "Восточно-страховой альянс" 1 500 (одну тысячу пятьсот) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Страховая медицинская организация "Восточно-страховой альянс" из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 20.10.2017 N 10397, в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.В. Рубанова |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.