г. Санкт-Петербург |
|
11 июля 2023 г. |
Дело N А56-44733/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Масенковой И.В., Новиковой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пановой А.М.,
при участии:
- от истца: Кошелева К.В. по доверенности от 07.10.2022,
- от ответчика: Слепченко В.О. по доверенности от 20.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10541/2023) публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2023 по делу N А56-44733/2022,
принятое по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Адмиралтейского района"
о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - Компания, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Адмиралтейского района" (далее - Общество, ответчик) о взыскании 2 800 097,98 руб. задолженности по договору теплоснабжения от 29.09.2015 N 8502 в период с января по декабрь 2021 года, а также 393 193,09 руб. законной неустойки, начисленной по состоянию на 31.01.2022.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2023 исковые требования удовлетворены частично: с Общества в пользу Компании взыскано 1 714 788,92 руб. задолженности, 393 193,09 руб. неустойки, а также 25 723 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда в части требований, оставленных без удовлетворения, истец обратился с апелляционной жалобой.
В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения настоящего дела.
Истец полагает, что суд не принял во внимание, что Компания предъявляет к оплате Обществу общее количество тепловой энергии, определенное на основании показаний коллективного прибора учета, фиксирующего потребление энергоресурсов, как на нужды отопления, так и на нужды горячего водоснабжения. При двухтрубной открытой системе теплоснабжения единственным значением из показаний коллективного прибора учета, как полагает истец, подлежащим использованию является общий объем тепловой энергии, затраченной на все нужды, измеряемый в Гкал.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2023 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 06.07.2023.
До заседания от ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В своем отзыве ответчик указывает на то, что коллективный прибор учета отдельно фиксирует объем тепловой энергии, затраченной на нужды отопления и на нужды горячего водоснабжения, в связи с чем, не допустимо производить начисление платы за тепловую энергию, исходя из общего объема тепловой энергии в Гкал. Кроме того, ответчик также не согласен с доводами истца о возможности начисления платы за тепловую энергию с 23 числа по конец месяца расчетным способом ввиду его противоречия условиям договора теплоснабжения.
Отзыв приобщен судом к материалам дела.
Присутствующий в заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Компанией (энергоснабжающей организацией) и Обществом (абонентом) заключен договор теплоснабжения от 29.09.2015 N 8502 (далее - Договор) в редакции дополнительного соглашения от 25.09.2020 N 5, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась осуществлять поставку (подачу) абоненту тепловой энергии, а абонент обязался на условиях, предусмотренных Договором, оплачивать поданную на объект тепловую энергию, а также обеспечивать безопасную эксплуатацию и исправность внутридомовых инженерных систем и иного оборудования, с использованием которых осуществляется потребление тепловой энергии.
Перечень объектов теплоснабжения и их характеристики согласованы сторонами в Приложении N 5 к Договору в редакции дополнительного соглашения от 25.09.2020 N 5.
Компания, ссылаясь на наличие у Общества задолженности за тепловую энергию, поставленную в период с января по декабрь 2021 года на согласованные объекты теплоснабжения для нужд отопления и ГВС, начислила неустойку и обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив, что истцом некорректно произведен расчет задолженности, исходя из общего количества тепловой энергии в Гкал, удовлетворил исковые требования частично.
Исследовав повторно по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, представленные в материалах дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав позиции сторон, апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства.
В силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном толковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Возражая против заявленных требований, Общество указало на то, что Компания некорректно производит начисление платы за тепловую энергию, поставленную в спорный период, в том числе на нужды горячего водоснабжения, исходя из объема ресурса в Гкал по тарифу руб./Гкал. Общество, в свою очередь, выставляет населению плату за горячее водоснабжение исходя из тарифа на горячую воду в руб./куб. м.
Согласно части 7 статьи 19 Закона Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) и постановлению Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Вместе с тем, в отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу статьи 4 ЖК РФ приоритет перед законодательством о теплоснабжении.
В этой связи доводы истца о необходимости определения объема поставленной тепловой энергии по формуле, установленной положениями пункта 39 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.03.2014 N 99/пр, нельзя признать состоятельными.
Горячая вода является одним из видов коммунального ресурса (пункт 2 Правил N 354), который используется для предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения.
В соответствии с абзацем 1 пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 Приложения N 2 к названным Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, а именно: объем потребленного коммунального ресурса за месяц умножается на тариф за коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством.
Расход горячей воды в жилом помещении определяется по показаниям индивидуального прибора учета (куб. м в месяц). При отсутствии индивидуального прибора учета для определения расхода горячей воды в жилом помещении применяется такой показатель как норматив потребления горячей воды в куб. м в месяц на 1 человека (подпункт "б" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг").
В пункте 7(1) названных Правил установлено, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используется куб. м горячей воды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, население, проживающее в жилом доме, оплачивает горячую воду исходя из объема коммунального ресурса, определенного в куб. м, и по тарифу, установленному для оплаты одного куб. м горячей воды.
Следовательно, суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен определять в куб. м по показаниям установленного в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета (или по нормативам потребления) и оплачивать этот объем исходя из тарифа, установленного для населения для оплаты одного куб. м горячей воды.
Управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунального ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией.
Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая положения пункта 13 Правил N 354, предписывающего соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, управляющая организация должна оплачивать коммунальный ресурс в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам.
Законных оснований возлагать на управляющую организацию обязанность по оплате коммунального ресурса в большем объеме не имеется.
В соответствии с информационным письмом Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 01.08.2014 N 01-14-2310/14-0-0 "Об оплате коммунальных услуг" в настоящее время для граждан действует средневзвешенный тариф на горячую воду, рассчитанный исходя из среднего расчетного количества тепловой энергии, необходимого для приготовления 1 куб. м горячей воды: 0,06 Гкал/куб.м.
Ввиду неверного определения Компанией общего объема поставленной тепловой энергии и применения тарифа руб./Гкал Обществом в материалы дела представлен расчет сумм разногласий, согласно которому Компания необоснованно выставила к оплате 166 844,96 руб., в подтверждение расчета представлены отчеты о теплопотреблении с показаниями общедомового прибора учета за спорный период.
Повторно проверив расчет ответчика в указанной части, апелляционный суд приходит к выводу об обоснованности возражений ответчика, оснований для взыскания с Общества стоимости тепловой энергии в части 166 844,96 руб. не имеется. Доводы истца, в указанной части, основаны на ошибочном толковании приведенных правовых норм, в связи с чем, подлежат отклонению.
Кроме того, Компания также оспаривает отказ в удовлетворении исковых требований в части 547 057,49 руб., выставленных к оплате в декабре 2021 года.
В апелляционной жалобе истец указывает на то, что для выполнения требований подпункта "е" пункта 31 Правил N 354 Компания должна ежемесячно производить "досчет" стоимости тепловой энергии, исходя из средних значений, с 23 числа по последнее число календарного месяца с ежемесячным перерасчетом.
Пунктом 5.2 Договора предусмотрено, что расчетный период равен одному календарному месяцу.
Между тем, согласно подпункту "д" пункта 31(1) Правил N 354, на который ссылается истец, управляющая организация при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и не позднее 26-го числа текущего месяца направлять полученные показания ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном заключенным управляющей организацией, товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией договором о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Регламентом, согласованным совместно Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению и Жилищным комитетом и размещенным на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга, определен порядок формирования ежемесячного отчета о теплопотреблении на общедомовые нужды, отчетный период установлен с 23-го числа прошедшего месяца по 22-е число включительно отчетного месяца; ежемесячный отчет о теплопотреблении содержит в себе информацию о теплопотреблении с 23-го числа прошедшего месяца по 22-е число отчетного месяца.
Следовательно, расчетный период для целей расчетов за потребленную тепловую энергию определяется с 23-го числа текущего месяца по 22-е число следующего месяца и не совпадает с календарным месяцем.
Поскольку отчеты о теплопотреблении в соответствии с предусмотренными жилищным законодательством требованиями формируются за период с 23-го числа прошедшего месяца по 22-е число включительно отчетного месяца, то объем тепловой энергии за период с 23-го по последнее число месяца не включается в отчет о теплопотреблении текущего месяца, а отражается в отчете за следующий расчетный период.
Таким образом, примененный Компанией способ определения объема тепловой энергии, потребленной Товариществом за декабрь 2021 года, противоречит положениям Правил N 354, которыми не предусмотрен "досчет" объема потребленной тепловой энергии с даты формирования отчета о теплопотреблении до последнего дня календарного месяца исходя из средних значений, с последующим сторнированием этих доначислений в следующем календарном месяце.
С учетом приведенных положений суд первой инстанции правомерно отказал Компании в части взыскания 547 057,49 руб., необоснованно выставленных к оплате за декабрь 2021 года, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в указанной части не усматривается.
В остальной части с учетом документов, подтверждающих факт поставки тепловой энергии в спорный период, при отсутствии доказательств оплаты апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика 1 714 788,92 руб. задолженности.
Компанией также заявлено требование о взыскании 393 193,09 руб. законной неустойки, начисленной по состоянию на 31.01.2022 в соответствии с частью 9.3 статьи 15 Закона о теплоснабжении.
Исковые требования в части взыскания неустойки удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Расчет неустойки повторно проверен в апелляционном порядке и признан арифметически верным, сторонами мотивированный возражений применительно к расчету неустойки не заявлено.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2023 по делу N А56-44733/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
И.В. Масенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-44733/2022
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N1"
Ответчик: ООО "ЖИЛКОМСЕРВИС АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА"