г. Самара |
|
11 июля 2023 г. |
Дело N А65-30651/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Морозова В.А.,
судей Буртасовой О.И., Деминой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ульяновым Д.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании 4 июля 2023 года в зале N 1 помещения суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гринта" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 мая 2023 года по делу NА65-30651/2022 (судья Сотов А.С.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Гринта" (ОГРН 1161650054719, ИНН 1650326509), г. Казань,
к обществу с ограниченной ответственностью "Прибрежный-2" (ОГРН 1171690057923, ИНН 1650350029), Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
третьи лица:
- Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам (ОГРН 1101690053497, ИНН 1655200443),
- Управление Федеральной налоговой службы Республики Татарстан (ОГРН 1041625497209, ИНН 1654009437),
о взыскании 39892 руб. 44 коп. - долга, 4638 руб. 55 коп. - неустойки с последующим начислением,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гринта" (далее - ООО "Гринта", региональный оператор, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Прибрежный-2" (далее - ООО "Прибрежный-2", ответчик) о взыскании 39892 руб. 44 коп. - задолженности за период с 01.01.2021 по 31.03.2022, 4638 руб. 55 коп. - неустойки за период с 11.02.2021 по 01.11.2022, а также неустойки, начисленной по день фактической уплаты суммы долга.
Кроме того, истец просил взыскать с ответчика почтовые расходы в размере 363 руб. 30 коп.
Определением суда от 10.11.2022 исковое заявление принято к производству и дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 09.01.2023 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства и привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам и Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.05.2023 иск удовлетворен частично. С ООО "Прибрежный-2" в пользу ООО "Гринта" взыскано 33242 руб. 19 коп. - долга, 8509 руб. 61 коп. - неустойки за период по 16.05.2023, 1661 руб. 34 коп. - расходов по оплате государственной пошлины, 301 руб. 78 коп. - почтовых расходов, с указанием на то, что начисление неустойки производить начиная с 17.05.2023 по день фактического исполнения обязательства ответчиком, исходя из 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации в размере 9,5% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки. В остальной части иска отказано.
Истец с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований ООО "Гринта" в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
По мнению заявителя, вывод суда первой инстанции о том, что единый тариф регионального оператора по обращению с ТКО - ООО "Гринта" по Восточной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020-2022 годы для иных потребителей указан без учета НДС, является необоснованным.
Истец ссылается на то, что с 01.01.2020 региональный оператор может быть освобожден от НДС в части оказания услуг по обращению с ТКО на основании подпункта 36 части 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации только в том случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога, принято решение об освобождении от налогообложения.
Истец считает, что суд первой инстанции не принял к учету позиции регулятора и налогового органа и неправомерно исключил сумму НДС из суммы, подлежащей взысканию с потребителя услуги.
Также истец указывает на то, что ООО "Гринта" за спорный период (2020-2021 годы) уже начислило и оплатило в федеральный бюджет НДС в полном объеме.
Кроме того, истец ссылается на внесение органом тарифного регулирования Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 24.03.2023 N 24-1/тко-2023 изменений в Постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2019 N 11-54/тко "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами общества с ограниченной ответственностью "Гринта" по Восточной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020-2022 годы", согласно которым реализация услуг в области обращения с ТКО осуществляется в соответствии со статьей 146 Налогового кодекса Российской Федерации и подпункт 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не применяется.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам конкурсного отбора, проведенного Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, ООО "Гринта" признано региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по Восточной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан (протокол N 070618/2342676/03 от 06.07.2018).
Таким образом, ООО "Гринта" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по Восточной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан, в которую входят г. Набережные Челны и 22 муниципальных района, в том числе Нижнекамский муниципальный район.
В обоснование исковых требований истец указал, что с 01.01.2019 региональный оператор принимал твердые коммунальные отходы, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Исковые требования мотивированы тем, что в период с 01.01.2021 по 31.03.2022 истец оказал ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на общую сумму 39892 руб. 44 коп., что подтверждается следующими универсальными передаточными документами (далее - УПД):
- N БП-24517 от 31.01.2021 за январь 2021 года на сумму 513,70 руб., в том числе НДС 20% 85,62 руб.,
- N БП-24518 от 28.02.2021 за февраль 2021 года на сумму 513,70 руб., в том числе НДС 20% 85,62 руб.,
- N БП-24519 от 31.03.2021 за март 2021 года на сумму 513,70 руб., в том числе НДС 20% 85,62 руб.,
- N 25056 от 30.04.2021 за апрель 2021 года на сумму 513,70 руб., в том числе НДС 20% 85,62 руб.,
- N 45991 от 31.05.2021 за май 2021 года на сумму 3253,42 руб., в том числе НДС 20% 542,24 руб.,
- N 57294 от 30.06.2021 за июнь 2021 года на сумму 3253,42 руб., в том числе НДС 20% 542,24 руб.,
- N 68644 от 31.07.2021 за июль 2021 года на сумму 3481,20 руб., в том числе НДС 20% 580,20 руб.,
- N 80464 от 31.08.2021 за август 2021 года на сумму 3481,20 руб., в том числе НДС 20% 580,20 руб.,
- N 95517 от 30.09.2021 за сентябрь 2021 года на сумму 3481,20 руб., в том числе НДС 20% 580,20 руб.,
- N 117404 от 31.10.2021 за октябрь 2021 года на сумму 3481,20 руб., в том числе НДС 20% 580,20 руб.,
- N 133046 от 30.11.2021 за ноябрь 2021 года на сумму 3481,20 руб., в том числе НДС 20% 580,20 руб.,
- N 148668 от 31.12.2021 за декабрь 2021 года на сумму 3481,20 руб., в том числе НДС 20% 580,20 руб.,
- N 4382 от 31.01.2022 за январь 2022 года на сумму 3481,20 руб., в том числе НДС 20% 580,20 руб.,
- N 15777 от 28.02.2022 за февраль 2022 года на сумму 3481,20 руб., в том числе НДС 20% 580,20 руб.,
- N 29465 от 31.03.2022 за март 2022 года на сумму 3481,20 руб., в том числе НДС 20% 580,20 руб. (л.д.18-25).
Однако указанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчиком не оплачены.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия N 392 от 26.04.2022 (л.д. 27-29) с требованием в течение 7 дней с момента получения претензии перечислить сумму задолженности оставлена ответчиком без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Заключенный сторонами договор является договором возмездного оказания услуг и регулируется как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащимися в главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 и пунктом 1 статьи 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
По смыслу указанных норм исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности).
При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 48 от 29.09.1999 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание юридических услуг").
Пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Как следует из пункта 4 статьи 426 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен Правилами N 1156.
При этом в соответствии с Правилами N 1156 под потребителем понимается собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 8(1) Правил N 1156 установлено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
В силу пункта 8(4) Правил N 1156 основаниями для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами являются: письменная заявка, подписанная потребителем или его законным представителем (представителем по доверенности), либо предложение регионального оператора о заключении такого договора.
Согласно пункту 8(17) Постановления N 1156 региональный оператор по обращению с ТКО в течение месяца со дня заключения соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения информации на своем официальном сайте в сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Типовая форма договора опубликована региональным оператором в газете "Ватаным Татарстан" N 189 от 28.12.2018, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора были опубликованы на официальном сайте http://greenta.su/ 20.12.2018. Форма договора соответствует типовой форме договора, утвержденной Постановлением N 1156.
Потребитель, в свою очередь, в течение 15 рабочих дней с даты размещения такого предложения направляет региональному оператору заявку потребителя в соответствии с правилами, определенными для таких заявок Правилами N 1156.
В том случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку и необходимые документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 8(18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, в пунктах 8(12), 8(15), 8(17) Правил N 1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев:
- уклонения потребителя от заключения конкретного договора;
- неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям;
- ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства обращения ответчика в суд с соответствующим заявлением об урегулировании разногласий по договору, направленный истцом в адрес ответчика договор N ГКБП-027591 от 01.05.2021 (далее - договор) считается заключенным между сторонами на условиях типового договора, а услуга по обращению с ТКО оказывалась истцом в соответствии с условиями типового договора и соглашением, в связи с чем подлежит оплате ответчиком в соответствии с условиями типового договора.
В соответствии с пунктом 1 договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 5 типового договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора: в соответствии с Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам N 11-54/ТКО от 19.12.2019 единый тариф на услугу регионального оператора в период с 01.01.2020 по 30.06.2020 составляет 439,03 руб./куб.м с НДС, в период с 01.07.2020 по 30.06.2021 составляет 456,62 руб./куб. м с НДС, с 01.07.2021 по 30.06.2022 составляет 488,59 руб./куб.м с НДС, с 01.07.2022 составляет 501,30 руб./куб.м с НДС.
В соответствии с пунктом 6 договора потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Правилами N 505 установлен порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
При этом согласно пункту 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
Следует отметить, что коммерческий учет ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, применяется при наличии у потребителя собственной контейнерной площадки, включенной в территориальную схему и исключающей доступ к ней третьих лиц.
Поскольку ответчиком не представлены доказательства наличия собственной контейнерной площадки, включенной в территориальную схему и исключающей доступ к ней третьих лиц, применение ответчиком способа учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, не представляется возможным.
В этой связи расчет объема оказанных услуг правомерно произведен истцом исходя из норматива накопления как для объекта "административные, офисные объекты".
Сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что истец, являясь региональным оператором по обращению с ТКО, в спорный период осуществлял свою деятельность, в то время как в ходе деятельности ответчика образовывались ТКО, которые подлежали вывозу истцом.
Надлежащим доказательством неоказания услуг по обращению с ТКО является акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - акт), порядок составления которого содержится в разделе 5 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Доказательств того, что услуги по обращению с ТКО в спорный период были оказаны ответчику не истцом, а иным лицом, не оказаны либо оказаны ненадлежащим образом, ответчиком в материалы дела не представлено (статьи 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности материалами дела факта надлежащего оказания услуг истцом и возникновении у ответчика обязанности по их оплате.
При этом судом первой инстанции правомерно признано необоснованным увеличение истцом тарифа на сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 20%.
Из материалов дела усматривается, что при расчете стоимости оказанных услуг истцом использованы следующие показатели:
- площадь объекта;
- среднегодовой норматив накопления ТКО;
- тариф.
Нормативы накопления ТКО в Республике Татарстан утверждены Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 922 от 12.12.2016, согласно которому среднегодовой норматив накоплений для объекта "административные, офисные объекты" составляет 1,5 куб. м в расчете на 1 место для персонала.
В соответствии с приложением N 1 к договору расчет объема ТКО необходимо производить исходя из 57 мест для персонала.
Таким образом, ежемесячный объем накопления ТКО составляет 7,125 куб. м (57 1,5 : 12).
При этом в период январь-апрель 2021 года при расчете стоимости оказанных услуг истец исходил из 9 мест для персонала, и ежемесячный объем накопления ТКО составлял 1,125 куб. м (9 1,5 : 12).
Между тем, как верно указано судом первой инстанции, из представленных в материалы дела УПД усматривается, что при расчете стоимости оказанных услуг истец применил тариф, увеличив его на сумму НДС в размере 20%.
Согласно пункту 1 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 2 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ определено, что регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.
Постановлением Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2019 N 11-54/тко "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами общества с ограниченной ответственностью "Гринта" по Восточной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020-2022 годы" для истца утверждены предельные тарифы на услугу по обращению с ТКО.
Согласно приложению к данному постановлению, а именно: для населения указаны тарифы с учетом НДС, для иных потребителей тарифы указаны без учета НДС.
На 2021-2022 годы тарифы для категории "иные потребители" (без учета НДС) составляют: за первое полугодие 2021 года - 380 руб. 52 коп./куб. м; за второе полугодие 2021 года - 407 руб. 16 коп./куб. м; за первое полугодие 2022 года - 407 руб. 16 коп./куб.м.
В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 211-ФЗ) операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС.
В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.
Пунктом 3 статьи 2 Закона N 211-ФЗ установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 01.01.2020.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 19.08.2020 N 03-07-07/72871 операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляемые региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС при установлении органом регулирования тарифов введенного с 01.01.2020 предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учета НДС.
Как следует из Постановления Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2019 N 11-54/тко (в редакции Постановления Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 17.12.2021 N 698-52/тко-2021), единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО - ООО "Гринта" по Восточной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020-2022 годы, в том числе на каждое полугодие периода с 2020 по 2022 год, согласно приложению к данному постановлению, установлен: для населения с учетом НДС, для иных потребителей без учета НДС.
Поскольку предельные тарифы для иных потребителей, к которым относится ответчик, установлены органом регулирования тарифов без НДС, а также учитывая, что оказываемые истцом услуги по обращению с ТКО освобождены от обложения данным налогом, у истца отсутствуют законные основания для увеличения установленного предельного тарифа на сумму НДС.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определениях Верховного суда Российской Федерации N 306-ЭС23-9582 от 05.06.2023, N 306-ЭС23-8088 от 05.06.2023.
Судом первой инстанции верно отмечено, что в силу пункта 5 статьи 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 данной статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Однако истцом в материалы дела не представлены доказательства подачи в установленные сроки соответствующего уведомления. Между тем в соответствии со статьями 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно истец обязан доказать право на получение платы за оказанные услуги в указанном им размере.
Кроме того, реализация права на отказ от освобождения от налогообложения операций в данном случае не может влечь негативных последствий для иных лиц, в частности, потребителей услуг по обращению с ТКО, имеющих право на оплату услуг в размере, не превышающем предельный размер тарифа.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости произвести расчет стоимости оказанных услуг с применением тарифа, установленного уполномоченным органом для категории "иные потребители" за первое полугодие 2021 года - в размере 380,52 руб./куб. м; за второе полугодие 2021 года и за первое полугодие 2022 года - в размере 407 руб. 16 коп./куб. м.
Суд апелляционной инстанции признает правильным произведенный судом первой инстанции расчет стоимости оказанных услуг по обращению с ТКО, в соответствии с которым размер начислений за период с января 2021 по март 2022 года составил 33242 руб. 19 коп.
Принимая во внимание, что факт оказания услуг, наличие и размер задолженности на сумму 33242 руб. 19 коп., а также факт просрочки оплаты оказанных услуг подтверждены документально и ответчиком не опровергнуты, доказательства оплаты задолженности в материалы дела не представлены, суд первой инстанции, установив период просрочки исполнения обязательств, проверив представленный истцом расчет неустойки и откорректировав его, на основании статей 309, 310, 329, 330, 331, 779, 781 ГК РФ обоснованно удовлетворил исковые требования в части взыскания с ответчика в пользу истца задолженности за оказанные услуги в размере 33242 руб. 19 коп., неустойки в размере 3748 руб. 31 коп. за период с 11.02.2021 по 01.11.2022, за исключением периода действия моратория, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации N 497 от 28.03.2022 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", неустойки в размере 8509 руб. 61 коп. за период с 02.11.2022 по 16.05.2023, а также неустойки за период с 17.05.2023 и по день фактической оплаты задолженности, исходя из 1/130 ключевой ставки Центрального Банка России в размере 9,5% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.
Поскольку фактически понесенные истцом почтовые расходы на сумму 363 руб. 30 коп., связанные с направлением досудебной претензии и иска, подтверждены документально и ответчиком не опровергнуты, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 101, 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу, что требование о взыскании почтовых расходов в размере 367 руб. 20 коп. является обоснованным и, применив принцип пропорционального возмещения расходов, правомерно взыскал с ответчика в пользу истца почтовые расходы в размере 301 руб. 78 коп.
Ссылка истца на правовую позицию, изложенную в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 72 от 17.11.2011 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы", является несостоятельной, поскольку сделана без учета положений налогового законодательства, исключившего операции по оказанию спорных услуг от обложения НДС.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Постановлением от 24.03.2023 N 24-1/тко-2023 внесены изменения в приложение к Постановлению Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2019 N 11-54/тко "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами общества с ограниченной ответственностью "Гринта" по Восточной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020-2022 годы", а именно в части того, что тарифы на услуги региональных операторов установлены постановлениями Госкомитета исходя из применения региональными операторами общей системы налогообложения без учета освобождения услуги по обращению с ТКО, оказываемой региональным оператором ООО "Гринта", от обложения НДС в соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ, судом апелляционной инстанции отклоняются на основании следующего.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 8 Закона Республики Татарстан от 06.04.2005 N 64-ЗРТ "Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан" в систему органов исполнительной власти Республики Татарстан во главе с Президентом Республики Татарстан входят министерства, государственные комитеты Республики Татарстан.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Республики Татарстан от 29.04.2022 N 24-ЗРТ "О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Республики Татарстан, постановлений Государственного Совета Республики Татарстан и его Президиума, нормативных правовых актов Главы (Раиса) Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, иных органов исполнительной власти Республики Татарстан" (далее - Закон Республики Татарстан от 29.04.2022 N 24-ЗРТ) на территории Республики Татарстан применяются только те нормативные правовые акты Республики Татарстан, которые официально опубликованы.
Официальным опубликованием нормативного правового акта Республики Татарстан считается первая публикация его полного текста в газетах "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан", журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан" или первое размещение (опубликование) на "Официальном портале правовой информации Республики Татарстан" (PRAVO.TATARSTAN.RU) либо на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Официальными являются также тексты нормативных правовых актов Республики Татарстан, включенные в интегрированный полнотекстовый банк правовой информации (эталонный банк данных правовой информации) (части 2 статьи 2 Закона Республики Татарстан от 29.04.2022 N 24-ЗРТ).
Согласно части 1 статьи 5 Закона Республики Татарстан от 29.04.2022 N 24-ЗРТ нормативные правовые акты Главы (Раиса) Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней после дня их издания.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона Республики Татарстан от 29.04.2022 N 24-ЗРТ нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти Республики Татарстан, прошедшие в установленном порядке государственную регистрацию, подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней после дня их государственной регистрации. Порядок государственной регистрации нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Татарстан устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Согласно части 6 статьи 5 Закона Республики Татарстан от 29.04.2022 N 24-ЗРТ нормативные правовые акты Главы (Раиса) Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, иных органов исполнительной власти Республики Татарстан вступают в силу со дня их официального опубликования, если данными актами не предусмотрен иной порядок вступления их в силу.
Между тем на момент принятия решения по настоящему делу Постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам N 24-1/тко-2023 от 24.03.2023 в порядке, установленном статьей 2 Закона Республики Татарстан от 29.04.2022 N24-ЗРТ, не опубликовано, не вступило в силу и не могло быть учтено судом первой инстанции.
Законность обжалуемого решения проверяется судом апелляционной инстанции на момент его принятия.
Из буквального толкования положений статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что в основу судебного акта суда апелляционной инстанции могут быть положены доказательства, удостоверяющие факты, которые имели место до вынесения решения судом первой инстанции (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 N 17426/08).
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно не учел позицию Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан, судом апелляционной инстанции не принимается как не влияющий на обоснованность выводов суда первой инстанции, основанных на фактических обстоятельствах по настоящему делу и нормах действующего законодательства.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
По существу доводы апелляционной жалобы основаны на неправильной оценке обстоятельств дела и ошибочном толковании норм права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое истцом решение в части снижения размера задолженности на сумму НДС принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены или изменения в указанной части отсутствуют.
В остальной части решение суда первой инстанции лицами, участвующими в деле, не оспаривается, в связи с чем не подлежит оценке судом апелляционной инстанции в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 мая 2023 года по делу N А65-30651/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гринта" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Морозов |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-30651/2022
Истец: ООО "Гринта", г.Казань
Ответчик: ООО "Прибрежный-2", г.Набережные Челны
Третье лицо: Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, ООО "Гринта", г.Казань, Управление Федеральной налоговой службы Республики Татарстан