город Омск |
|
12 июля 2023 г. |
Дело N А46-17377/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Коноваловой М.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5086/2023) Департамента городского хозяйства Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 11.04.2023 по делу N А46-17377/2022 (судья Солодкевич И.М.), принятое по исковому заявлению Департамента городского хозяйства Администрации города Омска (ОГРН 1035507001199, ИНН 5504061072, адрес: 644099, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВиТа" (ОГРН 1085543029110, ИНН 5507205195, адрес: 644001, город Омск, улица 6-я Линия, дом 97, квартира 122), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора, на стороне ответчика, - общества с ограниченной ответственностью "СК ИНЭК-ТЕХПОЛИМЕР" (6674352842, адрес: 620010, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Торговая, дом 2, помещение 125), о взыскании 836 590 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "СК ИНЭК-ТЕХПОЛИМЕР" - Долгановой Аллы Владимировны по доверенности от 25.03.2021 сроком действия по 31.12.2023;
от Департамента городского хозяйства Администрации города Омска - Базылюк Ирины Юрьевны по доверенности N 24 от 17.08.2022;
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВиТа" - Касимовской Светланы Александровны по доверенности от 11.07.2022;
УСТАНОВИЛ:
департамент городского хозяйства Администрации города Омска (далее- департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВИТА" (далее- ООО "УК "Вита", общество, ответчик) о взыскании 836 590 руб. субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Определением арбитражного суда от 02.11.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "СК ИНЭК-ТЕХПОЛИМЕР" (далее-ООО "СК ИНЭК-ТЕХПОЛИМЕР").
Решением Арбитражного суда Омской области от 11.04.2023 по делу N А46-17377/2022 в удовлетворении заявленного требования отказано, поскольку суд признал доказанным обстоятельства несения ООО "СК ИНЭК-ТЕХПОЛИМЕР", ООО "УК "Вита", расходов на утилизацию строительных расходов, установив, что такие затраты соответствуют целям предоставления субсидии.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы департамент указал на то, что ООО "УК "Вита" предоставлены в департамент локальные сметные расчеты на капитальный ремонт многоквартирных домов, содержащие строку - услуги по утилизации строительных отходов ЕРО ТБО ООО "Магнит" мусор. Акты о приемке выполненных работ формы КС-2, которые сданы ООО "УК "Вита" в департамент, также содержат вид услуги как утилизация строительных отходов ЕРО ТБО ООО "Магнит". Таким образом, департаментом предоставлена субсидия ООО "УК "Вита" именно на тот вид услуги, который указан как в локальных сметных расчетах, так и в актах о приемке выполненных работ формы КС-2, а именно: на утилизацию строительных отходов. В соответствии с локальными сметными расчетами мусор, образовавшийся при проведении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Омск, Иртышская набережная, д. 17, д. 18, д. 19, д. 29, д. 27, д. 26, д. 24, д. 22, д. 28, пр. К. Маркса, д. 34, д. 30, б-р Победы д. 1, д. 3, ул. Циолковского, д. 2, д. 6 подлежал утилизации в том понятии, которое дано в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Вид услуги как: Услуги по утилизации строительных отходов ЕРО ТБО ООО "Магнит", содержащийся в локальных сметных расчетах, не могут быть в одностороннем порядке изменены подрядной организацией на вид услуг как захоронение, поскольку захоронение не достигает цели утилизации и предполагает другие расценки. В этой связи оказание услуг по захоронению отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, по договору от 08.12.2018 N 75/2019 ТМ, не является доказанным обстоятельством утилизации строительных отходов, образовавшихся при проведении работ по капитальному ремонту вышеуказанных многоквартирных домов, а затраты на захоронение отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, по договору N 75/2019 ТМ не соответствуют цели предоставления субсидии: на утилизацию строительных отходов. Доказательства того, что строительные отходы, образовавшиеся при проведении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных в городе Омске, захоронены в городе Тюмени на полигоне, не представлены, также не представлены копии паспортов отходов, копии документов, подтверждающих отнесение отходов к определенному классу опасности, которые являются приложением к заявке на прием отходов, не относящихся к твердым коммунальным, для захоронения на 2019 год, заявка на захоронение. Справка Исх. N 3445 от 06.04.2020 на N 753 от 27.03.2020, выданная ООО "ТрансСервис", не является доказательством целевого использования субсидий в соответствии с локальными сметными расчетами и представленными актами о приемке выполненных работ формы КС-2.
В дополнениях к апелляционной жалобе отмечено, что в период предоставления субсидии действовала Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденная Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1, в которой приведены основные положения по применению элементных сметных норм и расценок, а также лимитированных и прочих работ и затрат, предусмотренных сметно-нормативной базой ценообразования в строительстве 2001 года. ООО "УК "Вита" изначально в нарушение Положения о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденного постановлением Администрации города Омска от 19.01.2018 N 40-п (далее - Положение N40-п) не правомерно включило в сметы услуги по утилизации строительных отходов ЕРО ТБО ООО "Магнит", отсутствующие в сборниках федеральных единичных расценок; услуги по утилизации строительных отходов фактически не оказаны, но при этом включены в акты приемки выполненных работ формы КС-2.
ООО "УК "Вита" представлены отзыв на апелляционную жалобу и возражения на дополнения к апелляционной жалобе, в которых ответчик не согласился с доводами Департамента.
ООО "СК ИНЭК-ТЕХПОЛИМЕР" также представлены возражения на апелляционную жалобу и дополнения к жалобе, в которых третье лицо просило отказать в удовлетворении апелляционной жалобы департамента, оставив без изменения решение суда первой инстанции.
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу департаментом заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела акта выездной проверки УФК по Омской области от 29.12.2020.
ООО "СК ИНЭК-ТЕХПОЛИМЕР" представлены возражения против удовлетворения ходатайства Департамента.
Рассмотрев ходатайство департамента о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства, суд апелляционной инстанции посчитал возможным его удовлетворить, поскольку исковое заявление содержит ссылку на акт выездной проверки УФК по Омской области от 29.12.2020, а лица, участвующие в деле, имели возможность ознакомится с указанным актом за время отложения судебного заседания (определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023 судебное заседание отложено на 06.07.2023).
С учетом изложенного акт выездной проверки УФК по Омской области от 29.12.2020 приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) и разъяснениями, приведенными в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в целях всестороннего и полного рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы апелляционной жалобы с учетом представленных дополнений.
Представители ООО "УК "Вита" и ООО "СК ИНЭК-ТЕХПОЛИМЕР" возразил на доводы департамента по основаниям, изложенным в письменных отзывах и возражениях, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к жалобе, отзывы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.02.2019 N 274-р "О выделении Минстрою России в 2019 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований для предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Омской области" (далее - распоряжение Правительства РФ N 274-р), соглашением о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Омской области от 11.04.2019 N 069-17-2019-004, заключенным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее также - Минстрой России) и Правительством Омской области (далее - соглашение), бюджету Омской области предоставлен иной межбюджетный трансферт на реализацию мероприятий по содействию развития инфраструктуры субъектов Российской Федерации на проведение капитального ремонта 169 многоквартирных домов в целях подготовки к проведению в 2019 году в городе Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации в размере 1 100 000 000 руб. (далее также - иной межбюджетный трансферт).
Во исполнение Закона Омской области "Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов", Государственной программы Омской области N 264-п, приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 07.05.2019 N 25-п утвержден Порядок предоставления и распределения из федерального бюджета в 2019 году бюджету Омской области иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Омской области, имеющих целевое назначение на содействие реализации комплекса мероприятий по развитию инфраструктуры муниципальных образований Омской области на проведение капитального ремонта 169 многоквартирных домов в целях подготовки к проведению в 2019 году в городе Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации (с 14.08.2019 Порядок предоставления и распределения в 2019 году иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Омской области, имеющих целевое назначение на содействие реализации комплекса мероприятий по развитию инфраструктуры муниципальных образований Омской области на проведение капитального ремонта 169 многоквартирных домов в целях подготовки к проведению в 2019 году в городе Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации утвержден приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 14.08.2019 N 8-п) (далее - Порядок N 25-п, Порядок N 8-п).
В соответствии с Порядком N 25-п Мэром города Омска направлена в Минстрой Омской области заявка на предоставление и распределение из федерального бюджета в 2019 году бюджету Омской области иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Омской области, имеющих целевое назначение на содействие реализации комплекса мероприятий по развитию инфраструктуры муниципальных образований Омской области на проведение капитального ремонта 169 многоквартирных домов в целях подготовки к проведению в 2019 году в городе Омске Форума (письмо от 16.05.2019 N исх-АГ/07-2267), в том числе с приложением перечня многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевого маршрута в городе Омске, на которых планируется выполнить капитальный ремонт.
Данным перечнем предусмотрено выполнить работы по капитальному ремонту (ремонт фасадов, крыш) 169 многоквартирных домов с прогнозной стоимостью работ - 1 100 000 000 руб.
Соглашением от 21.05.2019 N 52701000-1-2019-006 между Минстроем Омской области и Администрацией города Омска предусмотрено предоставление в 2019 году иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на реализацию мероприятий по содействию реализации комплекса мероприятий по развитию инфраструктуры муниципальных образований Омской области на проведение капитального ремонта 169 многоквартирных домов в целях подготовки к проведению в 2019 году в городе Омске Форума, из бюджета Омской области бюджету городского округа города Омск в сумме не более 1 100 000 000 руб. по КБК 0140501057015434F540 (дополнительным соглашением от 22.08.2019 N 52701000-1-2019-006/1 к Соглашению от 21.05.2019 N 52701000-1-2019-006 Минстрой Омской области заменен на Минэнерго Омской области).
Департаментом городского хозяйства Администрации города Омска и ООО "УК "Вита" в соответствии с Положением N 40-п заключены соглашения о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов от 04.06.2019 N 907-152/2019, N 907-151/2019, N 907-150/2019, N 907-149/2019, N 907-148/2019, N 907-147/2019, N 907-146/2019, N 907-144/2019, N 907-158/2019, N 907-157/2019, ЭN 907-155/2019, N 907-154/2019, N 907-153/2019, от 06.06.2019 N 907-177/2019, N 907-176/2019.
Предметом соглашений явилось предоставление из бюджета города Омска в 2019 году финансового обеспечения в связи с проведением капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных по адресам: город Омск, Иртышская набережная, дома 17, 18, 19, 29, 27, 26, 24, 22, 28, проспект Карла Маркса, дома 34, 30, бульвар Победы, дома 1, 3, улица Циолковского, дома 2, 6.
Во исполнение пункта 8 соглашений департаментом на счёт ООО "УК "Вита" перечислена субсидия.
УФК по Омской области в период с 25.11.2020 по 29.12.2020 проведена выездная проверка в отношении департамента по вопросу использования иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета на реализацию мероприятий по содействию развитию инфраструктуры субъектов Российской Федерации в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.02.2019 N 274-р.
В ходе проверки УФК по Омской области, кроме прочего, установлено, что департаментом на основании актов о приёмке выполненных работ (форма КС-2) неправомерно предоставлена субсидия управляющим организациям на оплату услуг по утилизации строительного мусора, что явилось нарушением подпункта 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее- БК РФ), части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- ГрК РФ), пунктов 2.1, 4.12, 4.100, 4.100, 4.100.1-4.100.4 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утверждённой и введённой в действие Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1, подпункта 4 пункта 5 Положения N 40-п, пункта 4.3.6 соглашения от 21.05.2019 N 52701000-1-2019-006 в 2019 году.
Кроме того, в ходе проверки УФК по Омской области установлено, что фактически утилизация строительного мусора не осуществлялась.
По результатам проверки в отношении департамента вынесено представление УФК по Омской области от 16.02.2021 N 52-22-20/1283 с требованием осуществить возврат неправомерно использованной части средств субсидии.
Сумма субсидии, предоставленной по соглашениям на услуги по утилизации строительного мусора ООО "УК "Вита", составила 836 590,80 руб.
Департаментом в адрес ООО УК Вита направлена претензия от 29.06.2022 N Исх-ДГХ/01-11/2806, с требованием вернуть субсидию в размере 836 590,80 руб.
Невыполнение ООО "УК "Вита" требования повлекло обращение департамента в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Принятое Арбитражным судом Омской области решение от 11.04.2023 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 1 БК РФ отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
Как указывалось ранее, Постановлением Администрации города Омска от 19.01.2018 N 40-п "О предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов" утверждено Положение о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Пунктом 2 Положения N 40-п предусмотрено, что субсидии предоставляются в целях финансового обеспечения затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (далее - капитальный ремонт), в том числе на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в которых на дату приватизации первого жилого помещения требовалось оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (далее - мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области), а также многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевого маршрута в городе Омске, на которых планируется выполнить капитальный ремонт в целях подготовки к проведению в 2019 году в городе Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - многоквартирные дома вдоль гостевого маршрута).
Пунктом 10 Положения N 40-п предусмотрено, что предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения, заключаемого между департаментом и получателем субсидии в соответствии с типовой формой соглашения между главным распорядителем средств бюджета города Омска и юридическим лицом (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателем, физическим лицом-производителем товаров, работ, услуг о предоставлении субсидии из бюджета города Омска на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, установленной департаментом финансов и контроля Администрации города Омска.
Субсидии в размере 30 процентов от суммы, определенной соглашением, перечисляются в качестве аванса на расчетные или корреспондентские счета, открытые получателям субсидий в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, не позднее 10 рабочего дня с момента заключения соглашения департаментом при условии зачисления на лицевой счет департамента соответствующего объема финансовых средств (пункт 16 Положения о предоставлении субсидий).
Во исполнение приведённых положений, как было указано ранее, департаментом и ООО УК Вита заключены соглашения от 04.06.2019 N 907-152/2019, N 907-151/2019, N 907-150/2019, N 907-149/2019, N 907-148/2019, N 907-147/2019, N 907-146/2019, N 907-144/2019, N 907-158/2019, N 907-157/2019, N 907-155/2019, N 907-154/2019, N 907-153/2019, от 06.06.2019 N 907-177/2019, N 907-176/2019, в соответствии с которыми на счёт последнего переведена субсидия согласно платёжным поручениям N 1518 от 26.06.2019 в сумме 2 583 215, 28 руб., N 4354 от 24.12.2019 в сумме 4 287 111, 12 руб., N 1471 от 26.06.2019 в сумме 2 360 303, 28 руб., N 4352 от 24.12.2019 в сумме 3 719 779, 92 руб., N 1475 от 26.06.2019 в сумме 1 675 225, 80 руб., N 3067 от 07.11.2019 в сумме 5 311 513,80 руб., N 1476 от 26.06.2019 в сумме 1 297 610,64 руб., N 3090 от 08.11.2019 в сумме 1 653 899, 62 руб., N 3185 от 15.11.2019 в сумме 656 001, 74 руб., N 3821 от 11.12.2019 в сумме 3 798 702, 24 руб., N 1455 от 19.06.2019 в сумме 1 903 282, 56 руб., N 1472 от 27.06.2019 в сумме 2 425 042, 80 руб., N 3422 от 26.11.2019 в сумме 4 775 978, 40 руб., N 1473 от 26.06.2019 в сумме 1 477 738, 44 руб., N 3820 от 11.12.2019 в сумме 2 904 098, 76 руб., N 1457 от 19.06.2019 в сумме 2 225 656, 08 руб., N 3383 от 22.11.2019 в сумме 2 362 291, 92 руб., N 1458 от 19.06.2019 в сумме 2 128 912, 20 руб., N 3824 от 11.12.2019 в сумме 5 103 718, 20 руб., N 1459 от 21.06.2019 в сумме 2 210 321,52 руб., N 3065 от 08.11.2019 в сумме 4 527 181,68 руб., N 1468 от 27.06.2019 в сумме 2 830 727,16 руб., N 3759 от 06.12.2019 в сумме 3 823 668,84 руб., N 1460 от 21.06.2019 в сумме 2 958 919, 28 руб., N 3064 от 08.11.2019 в сумме 6 936 793,92 руб., N 1469 от 27.06.2019 в сумме 1 983 906 руб., N 3823 от 12.12.2019 в сумме 4 216 903,20 руб., N 1470 от 27.06.2019 в сумме 1 540 371,24 руб., N 3066 от 08.11.2019 в сумме 3 812 261,16 руб.
Согласно пункту 22 Положения N 40-п Департаментом, департаментом финансов и контроля Администрации города Омска, Контрольно-счетной палатой города Омска в обязательном порядке проводятся проверки соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий.
В случае установления Департаментом, Контрольно-счетной палатой города Омска, департаментом финансов и контроля Администрации города Омска факта (фактов) нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидий Департамент в течение 3 рабочих дней со дня обнаружения указанных нарушений направляет получателю субсидии требование о возврате субсидии (пункт 23 Положения N 40-п).
Субсидии подлежат возврату в бюджет города Омска в течение 10 рабочих дней со дня получения получателем субсидии требования и (или) уведомления о возврате субсидии (пункт 26 Положения N 40-п); в случае нарушения получателями субсидий срока возврата субсидий, установленного пунктом 26 Положения N 40-п, субсидии возвращаются в бюджет города Омска в соответствии с действующим законодательством (пункт 27 Положения N 40-п).
Для констатации обоснованности искового требования департамента о взыскании субсидии, предоставленной по соглашениям на услуги по утилизации строительного мусора ООО "УК "Вита", подлежат выяснению обстоятельства, связанные с расходованием ответчиком предоставленной истцом субсидии.
Из процессуальной позиции истца следует, что требования департамента о возврате субсидий, в частности, основаны на результатах выездной проверки, проведенной в период с 25.11.2020 по 29.12.2020 УФК по Омской области.
Так, в ходе проверки УФК по Омской области установило в том числе: что департаментом на основании актов о приёмке выполненных работ (форма КС-2) неправомерно предоставлена субсидия управляющим организациям на оплату услуг по утилизации строительного мусора, что явилось нарушением подпункта 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ, части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- ГрК РФ), пунктов 2.1, 4.12, 4.100, 4.100, 4.100.1-4.100.4 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утверждённой и введённой в действие Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1, подпункта 4 пункта 5 Положения N 40-п, пункта 4.3.6 соглашения от 21.05.2019 N 52701000-1-2019-006 в 2019 году.
Суд апелляционной инстанции, оценивая правомерность требований истца, приходит к выводу о том, что 836 590 руб. нецелевого расходования средств подлежит возврату ответчиком.
Пунктом 4.3.6 соглашения N 52701000-1-2019-006 установлена обязанность департамента обеспечить осуществление проведения капитального ремонта многоквартирных домов по сметной стоимости, определенной с учетом федеральных единичных расценок.
В силу части 1 статьи 8.3 ГрК РФ сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, к сметных цен строительных ресурсов.
Основные положения по применению элементных сметных норм и расценок, а также лимитированных и прочих работ и затрат, предусмотренных сметно-нормативной базой ценообразования в строительстве 2001 года, приведены в Методике определения стоимости строительной продукции на территории РФ, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (далее - МДС 81-35.2004).
Согласно поручению Правительства Российской Федерации от 27.11.2003 N ВЯ-ПЮ-14161 положения, приведенные в МДС 81-35.2004, распространяются на все предприятия строительного комплекса Российской Федерации при определении стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ вне зависимости от источников финансирования, осуществляемых на территории Российской Федерации, а также при формировании цен на строительную продукцию и расчетах за выполненные работы.
Исходя из пункта 2.1 МДС 81-35.2004 действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные сметные нормативы и другие сметные нормативные документы, необходимые для определения сметной стоимости строительства.
Сметные нормативы - обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники; с правилами положениями, содержащими в себе необходимые требования, служат основой для определения сметной стоимости строительства.
Согласно подпункту 4 пункта 5 Положения N 40-п одним из условий предоставления субсидии является наличие проектно-сметной (сметной) документации на капитальный ремонт, составленной в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативно-технических документов, прошедшей соответствующую экспертизу сметной документации в лицензированной организации, в том числе с учетом федеральных единичных расценок.
В соответствии с пунктом 7 Положения N 40-п получатель субсидии для получения субсидии предоставляет в департамент, кроме прочего, проектно- сметную (сметную) документацию на капитальный ремонт, составленную в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативно- технических документов.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Вита", следуя пунктам 5, 7 Положения N 40-п, представило в департамент локальные сметные расчеты на капитальный ремонт многоквартирных домов, содержащие строку - услуги по утилизации строительных отходов ЕРО ТБО ООО "Магнит" мусор.
Кроме того, акты о приемке выполненных работ формы КС-2, которые сданы ООО "УК ВИТА" в департамент также содержат вид услуги как утилизация строительных отходов ЕРО ТБО ООО "Магнит".
Пунктами 4.12, 4.100, 4.100.1 - 4.100.4 МДС 81-35.2004 определены средства, предусматриваемые за итогами сводных и ЛСР, в числе которых отсутствуют услуги по утилизации строительных отходов.
Согласно пункту 4.85 МДС 81-35.2004 в главу 9 (7) "Прочие работы и затраты"сводного сметного расчета на строительство (ремонт) рекомендуется включать средства на основные виды прочих работ и затрат в текущем уровне цен с использованием приложения N 8.
В приложении N 8 к МДС 81-35.2004 также отсутствуют услуги по утилизации строительных отходов.
Таким образом, ООО "УК "Вита" при предоставлении локальных сметных расчетов (далее - сметы) в составе проектно-сметной документации на капитальный ремонт многоквартирных домов (д. 17, д. 18, д. 19, д. 29, д. 27, д. 26, д. 24, д. 22, д. 28 на Иртышской набережной, д. 34, д. 30 по пр. К. Маркса, д. 1, д. 3, на б-ре Победы, д. 2, д. 6 по ул. Циолковского,) изначально в нарушение Положения N 40-п, части 1 статьи 8.3 ГрК РФ не правомерно включило в сметы услуги по утилизации строительных отходов ЕРО ТБО ООО "Магнит", отсутствующие в сборниках федеральных единичных расценок.
Таким образом, обществом допущено расходование средств субсидии с нарушением условий ее предоставления.
Кроме того, указание ООО "УК "Вита" в сметах вида услуги как утилизация строительных отходов ЕРО ТБО ООО "Магнит" предполагает утилизацию строительных отходов в понимании Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно абзацу восьмому статьи 1 Закона N 89-ФЗ утилизацией отходов признается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация).
Приказом Росстандарта от 19.09.2017 N 1163-ст утверждён и введён в действие ГОСТ Р 57678-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация строительных отходов" (далее также - ГОСТ Р 57678-2017).
В соответствии пунктом 4.2 ГОСТ Р 57678-2017. строительные отходы должны направляться на переработку и утилизацию при условии наличия в регионе соответствующих перерабатывающих предприятий, а также территорий, отсыпка или рекультивация которых указанными отходами разрешена в соответствии с проектной документацией и архитектурно-планировочным заданием, подготавливаемым уполномоченным государственным органом по градостроительству и архитектуре.
Строительные отходы, переработка, использование или обезвреживание которых по причине отсутствия в регионе соответствующих предприятий и территорий временно невозможны, должны удаляться на полигонах твердых бытовых отходов, имеющих лимиты на размещение отходов (пункт 4.3 ГОСТ Р 57678-2017).
Согласно пункту 4.7 ГОСТ Р 57678-2017 хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются строительные отходы, обязаны иметь договоры с перевозчиками и получателями строительных отходов на их транспортирование, переработку, обезвреживание, удаление или, при наличии соответствующих лицензий, производить данные виды деятельности самостоятельно.
Из приведённых положений следует, что утилизация (переработка) строительных отходов, образующихся, в том числе в ходе капитального ремонта, является обязательной. Заключение договоров с перевозчиками и получателями строительных отходов (в том числе на транспортирование строительных отходов) также вменяется в обязанность хозяйствующим субъектам.
Как следует из материалов дела, ООО "СК ИНЭК-ТЕХПОЛИМЕР" с ООО "ТрансСервис" заключён договор на транспортировку отходов N ТС-000614/2019 от 11.07.2019, в соответствии с пунктом 1.1 которого исполнитель оказывал услуги по вывозу и передаче специализированным организациям (полигонам) для размещения (обработки и захоронения) отходов.
В свою очередь, последним с обществом с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (далее также - ООО "ТЭО") заключён договор от 08.12.2018 N 75/2019тм оказания услуг по захоронению отходов, не относящихся к твёрдым коммунальным.
В подтверждение исполнения обязательств по договору N ТС-000614/2019 от 11.07.2019 в материалы дела представлена справка о количестве отходов, вывезенных ООО "ТрансСервис" на объект размещения отходов ООО "ТЭО" г. Тюмень за период с 11.07.2019 по 31.12.2019, частично факт оплаты по договору подтверждён платёжными поручениями N 1610 от 08.11.2019, N 1405 от 02.10.2019, N 1284 от 10.09.2019, N 1079 от 08.08.2019, N 870 от 17.07.2019.
Анализируя указанные документы, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку департаментом не оспорен факт заключения указанных договоров (исполнения обязательств по ним), то исходя из положений части 1 статьи 65 АПК РФ является доказанным обстоятельство несения ООО "СК ИНЭК-ТЕХПОЛИМЕР", ООО "УК Вита" расходов на утилизацию строительных отходов.
Вместе с тем, судом первой инстанции не принято во внимание, что затраты подрядчика по утилизации мусора подлежат фактическому подтверждению, вместе с тем, ответчиком доказательства осуществления в рамках договора именно утилизации отходов, то есть их повторного использования (переработки), не представлены.
Копия договора на транспортировку отходов N ТС-000614/2019 от 11.07.2019 в материалы дела не представлена, равно как и первичная документация по оказанию услуг по вывозу отходов.
Справка ООО "ТЭО" от 06.04.2020 не содержит информации о поступлении на полигон в 2019 году строительных отходов, поступивших из города Омска, что при нахождении полигона в городе Тюмени и его удалённости от места проведения строительных работ (около 650 км.) вызывает обоснованные сомнения департамента в размещении ООО "ТЭО" отходов, образовавшихся при проведении капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных в городе Омске в соответствии с локальными сметными расчетами и актами о приемке выполненных работ формы КС-2, учитывая, что ООО "ТрансСервис" размещает отходы по договору от 28.12.2018, то есть в период, предшествующих заключению договора от 11.07.2019.
Платежные поручения N 1610 от 08.11.2019, N 1405 от 02.10.2019, N 1284 от 10.09.2019, N 1079 от 08.08.2019, N 870 от 17.07.2019, не подтверждают законность оплаты обязательств по договору N ТС-000614/2019 от 11.07.2019 из средств субсидии, поскольку вывоз отходов подлежит оплате за счет собственных средств.
При этом работы по утилизации мусора не тождественны работам по захоронению и вывозу мусора. В рассматриваемом случае ни локальные сметные расчеты, ни акты о приемке выполненных работ формы КС-2 не содержат вид работ (услуг) как захоронение строительных отходов. Ответчиком и третьим лицом не представлены акты передачи отходов, акты утилизации, акты передачи на полигон, акты переработки, акты вывоза и т.д.
Вопреки выводам суда первой инстанции, договор N 75/2019 ТМ не является достоверным доказательством того, что строительные отходы, образовавшиеся при проведении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных в городе Омске захоронены в городе Тюмени на полигоне, поскольку в материалы дела не представлены копии паспортов отходов, копии документов, подтверждающих отнесение отходов к определенному классу опасности, которые являются приложением к заявке на прием отходов, не относящихся к твердым коммунальным для захоронения на 2019 год, не представлена сама заявка.
Таким образом, в материалах дела отсутствует доказательства осуществления утилизации строительных отходов, образовавшихся при проведении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в городе Омске, следовательно, соответствующие средства субсидии, предоставленные на утилизацию строительных отходов использованы ответчиком не по целевому назначению и в соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ, пунктами 23, 26 ПоложенияN 40-п подлежат возврату.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Омской области от 11.04.2023 по делу N А46-17377/2022 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении исковых требований департамента.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 11.04.2023 по делу N А46-17377/2022 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВиТа" в пользу:
а) Департамента городского хозяйства Администрации города Омска 836 590 рублей 80 копеек,
б) в федеральный бюджет государственную пошлину 19 732 рубля.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-17377/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ВИТА"
Третье лицо: ООО "СК ИНЭК-ТЕХПОЛИМЕР"