г. Красноярск |
|
12 июля 2023 г. |
Дело N А74-252/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "05" июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" июля 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Инхиреевой М.Н.,
судей: Хабибулиной Ю.В., Яковенко И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле (их представителей),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы
на определение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "28" марта 2023 года по делу N А74-252/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агат" обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании муниципального унитарного предприятия муниципального образования Аскизский район "Аскизская топливная база" (далее - должник).
Решением арбитражного суда от 24.06.2022 (резолютивная часть решения объявлена 17.06.2022) должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Домолего Игорь Викторович.
27.07.2022 в арбитражный суд обратилась Федеральная налоговая служба (далее -уполномоченный орган) с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника 6 448 руб. 13 коп.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от "28" марта 2023 года по делу N А74-252/2022 требование Федеральной налоговой службы признано обоснованным в части и включено в третью очередь реестра требований кредиторов должника в размере 6 317 руб. 55 коп. - пени, которые учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов. В удовлетворении остальной части требования отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Федеральная налоговая служба обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить в части отказа во включении в реестр требований кредиторов пени в сумме 130,58 руб.
Заявитель жалобы ссылается на то, что оснований для применения положений о моратории по отношению к должнику у суда не имелось, поскольку правила о моратории не применяются к лицам, в отношении которых на день введения моратория возбуждено дело о банкротстве.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.04.2023 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 22.05.2023.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии со статьями 158, 184, 185, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, протокольным определением судебное разбирательство откладывалось.
В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда производилась замена судьи Радзиховской В.В. на судью Хабибулину Ю.В.
29.06.2023 от Федеральной налоговой службы поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии его представителя.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом того, что определение суда первой инстанции обжалуется частично (только в части отказа в удовлетворения заявления), арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, проверяет законность и обоснованность определения только в обжалуемой части.
При проверке законности и обоснованности определения, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Сведения о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства размещены в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 22.06.2022 N 9038702, опубликованы в газете "Коммерсантъ" от 25.06.2022 N 112 (7313)
Уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника в установленный законом срок (27.07.2022).
В соответствии с пунктом 3 статьи 100 Закона о банкротстве возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд в течение тридцати дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о получении требований соответствующего кредитора.
Конкурсный управляющий включил в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о получении требования уполномоченного органа 27.07.2022 (сообщение N 9297076).
На дату рассмотрения заявления уполномоченного органа срок на предъявление возражений истек.
Уполномоченный орган просит включить в реестр требований кредиторов должника задолженность по обязательным платежам в размере 6 448 руб. 13 коп. пени, из них пени на:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды с 01.01.2017 за 2021 год в размере 2 343 руб. 17 коп.;
- страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды с 01.01.2017 за 2021 год в размере 65 руб. 26 коп.;
- налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы без расходов за 2020, 2021 годы в размере 4 039 руб. 70 коп. (3 909 руб. 12 коп. - за период с 01.04.2021 по 02.12.2021, 35 руб. 89 коп. - за период с 27.04.2021 по 30.05.2022, 94 руб. 69 коп. - за период с 01.04.2022 по 30.05.2022).
Требованием от 20.05.2022 N 24315 должнику в срок до 15.06.2022 предложено оплатить образовавшуюся задолженность, в том числе по пеням на:
- налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы, уменьшенные на величины расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации) в размере 4 078 руб. 24 коп. (150 руб. 54 коп. + 3 927 руб. 77 коп.);
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в размере 2 343 руб. 17 коп.;
- страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в размере 286 руб. 69 коп.
Решением от 22.06.2022 N 7884 обращено взыскание за счет денежных средств на счетах должника в банках.
На дату введения первой процедуры банкротства (17.06.2022) срок для принудительного взыскания задолженности не истек.
Доказательства погашения задолженности должником в заявленном уполномоченном размере суду не представлены.
В ходе рассмотрения требования заявлены возражения об отсутствии оснований для включения в реестр суммы пени за период после 31.03.2022 в связи с введенным мораторием по начислением финансовых санкций.
Суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требования уполномоченного органа в части, включив в реестр требований кредиторов пени, начисленные за период до 31.03.2022 в размере 6 317 руб. 55 коп. (2 343 руб. 17 коп. + 65 руб. 26 коп. + 3 909 руб. 12 коп.), с исключением периода просрочки с 01.04.2022 по 30.05.2022 в размере 130 руб. 58 коп., установив, что за период после 31.03.2022 начисление пени не производится в связи с введением моратория.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции установил наличие оснований для изменения судебного акта в обжалуемой части в силу следующего.
Согласно статье 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 названного закона. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом.
Согласно статье 100 Закона о банкротстве данные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов. Проверка обоснованности и размера заявленных требований, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований.
Таким образом, исходя из заявленного требования и подтверждающих документов, арбитражный суд в любом случае проверяет обоснованность предъявленных к должнику требований.
Заявитель жалобы выражает несогласие с обжалуемым определением в части отказа во включении в реестр требований кредиторов пени в сумме 130,58 руб. (35 руб. 89 коп. - за период с 27.04.2021 по 30.05.2022, 94 руб. 69 коп. - за период с 01.04.2022 по 30.05.2022).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
В силу части 3 статьи 127 и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации датой возбуждения производства по делу о банкротстве, является дата вынесения определения о принятии первого заявления о признании должника банкротом (абзац 3 пункта 1 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.06.2009 N 130 "О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", абзац третий пункта 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве").
Так, датой возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении муниципального унитарного предприятия муниципального образования Аскизский район "Аскизская топливная база" в рассматриваемом случае является 25.01.2022.
По смыслу разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" правила о моратории не применяются к лицам, в отношении которых на день введения моратория возбуждено дело о банкротстве.
С учетом указанного, ограничения по начислению финансовых санкций должникам за период действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", в делах о банкротстве, возбужденных до 01.04.2022, отсутствуют. Аналогичные выводы содержатся в материалах судебной практики: постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2023 N 05АП-963/2023 по делу N А59-5873/2022, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2023 N 09АП-84912/2022 по делу N А40-14580/2022.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание, что производство по делу о несостоятельности (банкротстве) отношении должника возбуждено 25.01.2022, учитывая, что отсутствуют ограничения по начислению финансовых санкций должникам за период действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", в делах о банкротстве, возбужденных до 01.04.2022, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа во включении в реестр требований кредиторов пени в сумме 130,58 руб., в связи с чем требование Федеральной налоговой службы признается обоснованным в полном объеме.
Выводы суда первой инстанции об обратном основаны на неверном токовании норм материального права.
При указанных обстоятельствах, определение Арбитражного суда Республики Хакасия от "28" марта 2023 года по делу N А74-252/2022 подлежит изменению в указанной части.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно пункту 3 абзаца 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить определение суда первой инстанции полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
Согласно положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата государственной пошлины в случае подачи апелляционных жалоб на определения, не указанные в приведенном подпункте статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Хакасия от "28" марта 2023 года по делу N А74-252/2022 изменить. Резолютивную часть определения изложить в следующей редакции.
Признать обоснованным требование Федеральной налоговой службы.
Конкурсному управляющему Домолего Игорю Викторовичу включить в третью очередь реестра требований кредиторов муниципального унитарного предприятия муниципального образования Аскизский район "Аскизская топливная база" (ИНН 1905008640) требование Федеральной налоговой службы в размере 6 448 руб. 13 коп. - пени, которые учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший определение.
Председательствующий |
М.Н. Инхиреева |
Судьи |
Ю.В. Хабибулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-252/2022
Должник: МУП муниципального образования Аскизский район "Аскизская топливная база"
Кредитор: ООО "Агат", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
Третье лицо: Ассоциация арбитражных управляющих "ОРИОН", Домолего Игорь Викторович, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ АСКИЗСКОГО РАЙОНА", Третий арбитражный апелляционный суд, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ, Чаптыков Евгений Владимирович