г. Саратов |
|
11 июля 2023 г. |
Дело N А12-28710/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Комнатной Ю.А., Степуры С.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бессоновой С.Е.
при участии в судебном заседании индивидуального предпринимателя Новиковой Людмилы Петровны, представителя Администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области Локтионовой Е.Ф., действующей на основании доверенности от 21.04.2021 N 28-Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Новиковой Людмилы Петровны на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 марта 2023 года по делу N А12-28710/2022 (судья Лесных Е.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Новиковой Людмилы Петровны (ОГРНИП 321344300031961, ИНН 343703741594)
к Администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области (403342, Волгоградская обл., г. Михайловка, ул. Обороны, д. 42А, ОГРН 1023405578646, ИНН 3437500793),
заинтересованные лица: индивидуальный предприниматель Сухов Александр Евгеньевич (ОГРНИП 316344300103738, ИНН 343700361107), Комитет промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса по Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15, ОГРН 1123460004326, ИНН 3445126211), муниципальное бюджетное учреждение "Городской парк культуры и отдыха им. М.М. Смехова" (403343, Волгоградская обл., г. Михайловка, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1093456000637, ИНН 3437013366),
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилась индивидуальный предприниматель Новикова Людмила Петровна (далее - ИП Новикова Л.П., предприниматель, заявитель) с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором просит признать незаконными действия Администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области (далее - Администрация, уполномоченный орган) об отказе в удовлетворении заявлений о заключении договоров на проведение ярмарок:
по заявлению от 03.10.2022 о заключении договора на проведение ёлочной ярмарки на территории городского округа город Михайловка по ул. Республиканская в районе дома N 19 на период проведения ярмарки с 15 декабря по 31 декабря 2022 года,
по заявлению от 19.09.2022 о заключении договора на проведение точной ярмарки на территории городского округа город Михайловка по ул. Комунны в районе дома N 119 на период проведения ярмарки с 04 марта 09 марта 2023 года,
по заявлению от 03.10.2022 о заключении договора на проведение цветочной ярмарки на территории городского округа город Михайловка по ул. Республиканская в районе дома N 19 на период проведения ярмарки срок с 04 марта по 09 марта 2023 года,
по заявлению от 03.10.2022 о заключении договора на проведение цветочной пасхальной ярмарки на территории городского округа город Михайловка по ул. Республиканская в районе дома N 19 на период проведения ярмарки с 01 апреля по 16 апреля 2023 года.
Кроме того, предприниматель просила обязать Администрацию устранить допущенные нарушения.
Решением суда первой инстанции от 14 марта 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Новикова Л.П. обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Администрация и Комитет промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса по Волгоградской области (далее - Облпромторг и ТЭК, Комитет) возражают против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах, предоставленных в порядке статьи 262 АПК РФ.
Заинтересованные лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно требованиям статьи 123 АПК РФ, а также в порядке статьи 186 АПК РФ, путём направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 14 июня 2023 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованных лиц надлежащим образом извещённых и не явившихся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что 19 сентября 2022 года ИП Новикова Л.П. обратилась к ответчику с заявлением о заключении договора на проведение цветочной ярмарки на территории городского округа город Михайловка по ул. Комунны в районе дома N 119 на период проведения ярмарки с 04 марта по 09 марта 2023 года (т.1 л.д.85).
03 октября 2022 года ИП Новикова Л.П. обратилась в Администрацию с заявлением о заключении договора на проведение ёлочной ярмарки на территории городского округа город Михайловка по ул. Республиканская в районе дома N 19 на период проведения ярмарки с 15 декабря по 31 декабря 2022 года (т.1 л.д.89).
03 октября 2022 года ИП Новикова Л.П. обратилась к ответчику с заявлением о заключении договора на проведение цветочной ярмарки на территории городского округа город Михайловка по ул. Республиканская в районе дома N 19 на период проведения ярмарки с 04 марта до 09 марта 2023 года (т.1 л.д.87).
03 октября 2022 года ИП Новикова Л.П. обратилась к ответчику с заявлением о заключении договора на проведение цветочной пасхальной ярмарки на территории городского округа город Михайловка по ул. Республиканская в районе дома N 19 на период проведения ярмарки с 01 апреля по 16 апреля 2023 года (т.1 л.д.83).
Письмами от 10.10.2022 N 05-07/7657, N 05-07/7658, N 05-07/7659, N 05-07/7660 Администрация отказала ИП Новиковой Л.П. в заключении договоров на проведение ярмарок (т.1 л.д.84, 86, 88, 90).
Основанием для отказа в заключении договоров на проведение специализированной разовой цветочной ярмарки в г. Михайловка по ул. Комунны в р-не жилого дома N 119 на период с 04.03.2023-09.03.2023, специализированной разовой цветочной ярмарки в г. Михайловка по ул. Республиканская в р-не жилого дома N 19 на период с 04.03.2023-09.03.2023 и специализированной разовой пасхальной ярмарки по продаже искусственных цветов ярмарки в г. Михайловка по р. Республиканская в р-не жилого дома N 19 на период с 01.04.2023-16.04.2023 послужило заключение договоров на проведение данных ярмарок с иным хозяйствующим субъектом - индивидуальным предпринимателем Суховым Александром Евгеньевичем (далее - ИП Суховым А.Е.). Также Администрацией указано на отсутствие в заявлении ИП Новиковой Л.П. о заключении договора на проведение специализированной разовой пасхальной ярмарки по продаже искусственных цветов в г. Михайловка по р. Республиканская в р-не жилого дома N 19 на период с 01.04.2023-16.04.2023 срока, на который заключается договор (отсутствовала дата окончания срока договора) (т.1 л.д.84, 86, 88).
В качестве обоснования отказа в заключении договора на проведение специализированной разовой ёлочной ярмарки в г. Михайловка по ул. Республиканская в р-не жилого дома N 19 на период с 15.12.2022-31.12.2022 Администрация указала, что постановлением администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области от 21.10.2021 N 3176 принято решение об определении организатором указанной ярмарки МБУ "Городской парк культуры и отдыха им. М.М. Смехова" (т.1 л.д.90).
Считая данные отказы Администрации незаконными, ИП Новикова Л.П. оспорила их в судебном порядке, указав на нарушение существенных условий проведения конкурса на заключение договоров на проведение вышеуказанных ярмарок.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности оспариваемых отказов, поскольку основания для отказа ИП Сухову А.Е. в заключении договоров на проведение соответствующих ярмарок отсутствовали. Положения пунктов 4.7 и 4.8 Порядка организации ярмарок на территории Волгоградской области, утверждённого приказом комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 14.09.2016 N 23-н (далее - Порядок), не распространяется на проведение разовых ярмарок, договоры на проведение которых заключаются без проведения торгов.
Согласно доводам апелляционной жалобы Администрацией нарушены положения Порядка, однако доводы заявителя об этом не были оценены судом первой инстанции. Две ярмарки (в период с 15 по 31 декабря и c 1 по 16 апреля) не являлись разовыми, поскольку их период составлял более 10 дней (пункт 1.6 Порядка). В договоре с ИП Суховым А.Е. период ярмарки (c 1 по 16 апреля) искусственно раздроблён на части, каждая из которых не превышает 10 дней и подходит под определение "разовой". По мнению заявителя, это позволило заключить договор с ИП Суховым А.Е. без торгов и привело к исключению конкуренции относительно проведения такой ярмарки. Также ИП Новикова Л.П. указывает на отсутствие оснований проведения ёлочной ярмарки МБУ "Городской парк культуры и отдыха им. М.М. Смехова", поскольку договор с данным учреждением, как и заявка от него на проведение указанной ярмарки отсутствуют. Кроме того, Администрация в нарушение положений пунктов 4.6 и 4.7 Порядка не разместила информацию о поступлении заявок на проведение ярмарок в сети Интернет.
Суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение подлежащим отмене, поскольку судом первой инстанции допущено нарушение норм материального права, а выводы не соответствуют обстоятельствам дела. В данном случае имело место нарушение в виде искусственного избегания конкурентных процедур на право проведения ярмарок на территории муниципального образования при очевидной конкуренции хозяйствующих субъектов за данную возможность. Кроме того, уполномоченным органом допущено искусственное дробление периода проведения долгосрочной ярмарки с целью создания видимости соответствия такого периода сроку проведения разовых ярмарок и заключения договоров на проведение таких ярмарок с конкретным хозяйствующим субъектом в обход требований о необходимости проведения торгов. Имеют место действия в обход закона. Такие действия уполномоченного органа не могут быть признаны законными.
Апелляционная коллегия считает, что имеются признаки нарушений части 1 статьи 15 и статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которые подлежат проверке со стороны антимонопольного органа.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьёй 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Порядок организации ярмарок и продажи товаров на них регулируется Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона N 381-ФЗ ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. В случае, если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней устанавливается организатором ярмарки с учётом положений настоящей статьи.
Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке (часть 2 статьи 11 Федерального закона N 381-ФЗ).
Частью 3 статьи 11 Федерального закона N 381-ФЗ определено, что организатор ярмарки опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своём сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.
Деятельность по организации ярмарок на территории городского округа город Михайловка регулируется Порядком организации ярмарок на территории Волгоградской области, утверждённым приказом Комитета промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 14.09.2016 N 23-н (далее - Порядок).
На момент подачи ИП Новиковой Л.П. в Администрацию заявлений о заключении договоров на проведении ярмарок и отказа Администрации в удовлетворении указанных заявлений предпринимателя действовал Порядок в редакции от 19.05.2022.
Настоящий Порядок устанавливает требования к организации ярмарок на территории Волгоградской области и не распространяется на проведение ярмарок, организатором которых является федеральный орган государственной власти, а также на организацию мероприятий, предусмотренных сводным планом участия органов исполнительной власти Волгоградской области в выставочных и конгрессных мероприятиях, утверждённым постановлением Губернатора Волгоградской области (пункты 1.1 и 1.2 Порядка).
Согласно пункту 1.4 Порядка ярмарка - это мероприятие временного характера, организуемое вне пределов розничных рынков с целью продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
В силу пункта 1.6 Порядка ярмарки, в зависимости от периодичности их проведения, могут быть следующих видов:
еженедельные ярмарки, которые могут проводиться каждую неделю, но не более пяти дней в неделю;
разовые ярмарки, которые проводятся на период времени, не превышающий десять календарных дней, но не более пяти раз в одном календарном году на одном и том же месте, включённом в Перечень мест проведения ярмарок на территории Волгоградской области (далее - Перечень).
Перечень мест проведения ярмарок на территории Волгоградской области - документ, утверждаемый правовым актом Уполномоченного органа и определяющий места, на которых возможно проведение ярмарок на территории Волгоградской области (пункт 1.4 Порядка).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка перечень определяет места, на которых возможно проведение ярмарок на территории Волгоградской области (далее - места), содержащий сведения о типе и виде ярмарки и утверждаемый нормативным правовым актом уполномоченного органа.
Перечень формируется уполномоченным органом на основании ходатайств о внесении мест проведения ярмарок в Перечень, направляемых уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) (пункт 2.4 Порядка).
В силу пункта 2.15 Порядка Перечень размещается на сайте Уполномоченного органа в составе портала Губернатора и Администрации Волгоградской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: www.promtorg.volgograd.ru.
Из материалов дела следует, что в соответствии с Перечнем, утверждённым приказом Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 30.12.2016 N 191-од (в ред. приказа Облпромторга и ТЭК от 01.08.2022 N 214-од), на территории городского округа - город Михайловка определены, в том числе следующие ярмарки:
- в районе жилого дома по ул. Республиканская, д. 19 - специализированная цветочная разовая, специализированная пасхальная по продаже искусственных цветов разовая, специализированная ёлочная разовая;
- в районе жилого дома по ул. Комунны, д. 119 - специализированая цветочная разовая (т.2 л.д.29).
Согласно пункту 2.5 Порядка ходатайство о внесении мест проведения ярмарок в Перечень (далее - ходатайство) формируется уполномоченным органом местного самоуправления по собственной инициативе или на основании предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления городских (сельских) поселений, физических или юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (далее - заинтересованные лица).
В силу пункта 4.1 Порядка проведение ярмарок осуществляется на основании договора в местах, определённых Перечнем.
Договор на проведение ярмарки является документом, подтверждающим право хозяйствующего субъекта на проведение ярмарки в определённом месте, включённом в Перечень (пункт 4.4 Порядка).
Пунктом 4.6 Порядка установлено, что с целью заключения договора хозяйствующий субъект подаёт в уполномоченный орган местного самоуправления заявление о намерении заключить договор, в котором должны быть указаны, в том числе: место проведения ярмарки согласно Перечню; тип и вид ярмарки; срок, на который хозяйствующий субъект желает заключить договор. Заявление, не соответствующее требованиям настоящего пункта Порядка, или заявления, содержащие недостоверные сведения уполномоченный орган местного самоуправления возвращает заявителю в течение десяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причин возврата. Заявление о намерении заключить договор на проведение разовой ярмарки подаётся хозяйствующим субъектом не ранее месяца сентября года, предшествующего году проведения указанной ярмарки.
01 сентября 2022 года в Администрацию поступили заявления ИП Сухова А.Е. о намерении заключить договоры на проведение ярмарок на территории городского округа город Михайловка Волгоградской области:
- специализированной цветочной разовой по адресу г. Михайловка в районе жилого дома по ул. Комунны, д. 119 сроком с 4 до 8 марта 2023 года (т.1 л.д.68);
- специализированной цветочной разовой по адресу г. Михайловка в районе жилого дома по ул. Республиканской, д. 19 сроком с 4 до 8 марта (т.1 л.д.71);
- специализированной пасхальной по продаже искусственных цветов разовой по ул. Республиканской, д. 19 сроком с 1 до 23 апреля 2023 года (т.1 л.д.80).
19 сентября и 03 октября 2022 года ИП Новиковой Л.П. также поданы заявления о намерении заключить договоры на проведение ярмарок на территории городского округа город Михайловка Волгоградской области:
- специализированной цветочной разовой по адресу г. Михайловка в районе жилого дома по ул. Комунны, д. 119 сроком с 4 до 9 марта 2023 года (т.1 л.д.85);
- специализированной цветочной по адресу г. Михайловка в районе жилого дома по ул. Республиканской, д. 19 сроком с 4 до 9 марта (т.1 л.д.87);
- специализированной ёлочной по адресу г. Михайловка в районе жилого дома по ул. Республиканской, д. 19 сроком с15 до 31 декабря 2023 года (т.1 л.д.89);
- специализированной пасхальной по продаже искусственных цветов разовой по ул. Республиканской, д. 19 сроком с 1 до 16 апреля 2023 года (т.1 л.д.83).
05 октября 2022 года с ИП Суховым А.Е. заключены договоры на проведение ярмарок на территории городского округа город Михайловка Волгоградской области:
- договор N 1 на проведение разовой специализированой цветочной ярмарки с 04.03.2023 по 08.03.2023 по адресу: г. Михайловка в районе жилого дома по ул. Коммуны, д. 119 (т.1 л.д.69-70);
- договор N 2 на проведение разовой специализированой цветочной ярмарки с 04.03.2023 по 08.03.2023 по адресу: г. Михайловка в районе жилого дома по ул. Республиканская, д. 19 (т.1 л.д.72-73);
- договор N 4 на проведение разовых специализированных пасхальных ярмарок с 01.04.2023 по 10.04.2023, с 11.04.2023 по 20.04.2023, с 21.04.2023 по 23.04.2023 по адресу: г. Михайловка в районе жилого дома по ул. Республиканская, д. 19 (т.1 л.д.78-79).
10 октября 2022 года Администрация отказала ИП Новиковой Л.П. в заключении с ней договоров на проведение ярмарок, обосновав свой отказ в заключении договоров на указанные предпринимателем цветочные и пасхальную ярмарки с иным хозяйствующим субъектом - ИП Суховым А.Е., организатором ёлочной ярмарки в 2022 году постановлением Администрации от 21.10.2021 N 3176 определено МБУ "Городской парк культуры и отдыха им. М.М. Смехова" (т.1 л.д.84, 86, 88, 90).
Обращаясь в арбитражный суд, а впоследствии и с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции, ИП Новикова Л.П. указывала на нарушение Администрацией положений пунктов 4.7 и 4.8 Порядка.
Согласно пункту 4.7 Порядка в течение десяти рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган местного самоуправления заявления хозяйствующего субъекта о намерении заключить Договор, соответствующий требованиям пункта 4.6 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления обеспечивает размещение на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информационного сообщения о поступлении заявления о намерении заключить Договор с указанием места и срока проведения ярмарки согласно Перечню и срока, в течение которого иные хозяйствующие субъекты могут подать заявления о намерении заключить такой Договор.
Если в течение десяти рабочих дней со дня размещения информационного сообщения от других хозяйствующих субъектов не поступит заявлений о намерении заключить Договор в данном месте, уполномоченный орган местного самоуправления обязан заключить Договор с хозяйствующим субъектом, подавшим единственное заявление о намерении заключить Договор в течение десяти рабочих дней, по истечении десяти рабочих дней со дня размещения информационного сообщения.
Действие настоящего пункта не распространяется на хозяйствующих субъектов, являющихся собственниками стационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов, земельных участков или лиц, обладающих правом пользования или распоряжения указанным имуществом, подавших заявление о намерении заключить Договор.
В соответствии с пунктом 4.8 Порядка в случае, если в течение десяти рабочих дней со дня размещения информационного сообщения от других хозяйствующих субъектов поступят заявления о намерении заключить Договор в данном месте, уполномоченный орган местного самоуправления обязан принять решение о проведении торгов на право заключения договора в данном месте в течение пяти рабочих дней, по истечении десяти рабочих дней со дня размещения информационного сообщения. Процедура проведения торгов должна быть начата не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня принятия решения о проведении торгов.
Торги проводятся уполномоченным органом местного самоуправления в форме открытого аукциона на право заключения договора на проведение ярмарки (далее - Аукцион), в порядке, установленном приложением 4 к настоящему Порядку, или в форме открытого конкурса на право заключения договора на проведение ярмарки (далее - конкурс), в порядке, установленном приложением 5 к настоящему Порядку. Случаи проведения торгов в форме конкурса устанавливаются нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления (пункт 4.9 Порядка).
Пунктом 4.10 Порядка установлены случаи заключения договора без проведения торгов, в том числе:
в) в случае, предусмотренном пунктом 4.7 настоящего Порядка;
г) при поступлении в уполномоченный орган местного самоуправления заявления о намерении заключить договор на проведение разовой ярмарки.
Администрация также указывает, что у неё отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявлений ИП Сухова А.Е. на заключение договоров по проведению разовых ярмарок.
Постановлением Администрации городского округа г. Михайловка Волгоградской обл. от 03.04.2020 N 879 утверждён административный регламент предоставления муниципальной услуги "Заключение договора на проведение ярмарки на территории городского округа город Михайловка Волгоградской области без проведения торгов" (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 2.9.2 Административного регламента основаниями для отказа в заключении договора являются:
- несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 4.10 Порядка;
- поступление от других хозяйствующих субъектов заявлений о намерении заключить договор в соответствии с пунктом 4.7 Порядка.
Администрацией не оспорено, что информационное сообщение о поступлении заявлений ИП Сухова А.Е. о намерении заключить договоры на проведение ярмарок с указанием места и срока их проведения на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет уполномоченным органом не размещалось.
Администрация с учётом разъяснений Облпромторга и ТЭК от 03.11.2022 N 03-6.2-08-2/8543 считает, что действия пунктов 4.7 и 4.8 Порядка не распространяется на проведение разовых ярмарок, а в соответствии в подпунктом "г" пункта 4.10 Порядка договор на проведение разовой ярмарки заключается с хозяйствующим субъектом, подавшим заявление первым (т.1 л.д.93).
Апелляционная коллегия считает указанную позицию уполномоченного органа неверной ввиду неправильного толкования местного законодательства без учёта требований федерального законодательства.
Действительно, подпунктом "г" пункта 4.10 Порядка предусмотрено, что при поступлении в уполномоченный орган местного самоуправления заявления о намерении заключить договор на проведение разовой ярмарки такой договор заключается без проведения торгов.
Между тем пункты 4.7 и 4.8 Порядка не содержат исключения относительно заявлений, поданных на заключение договора на проведение разовых ярмарок.
Кроме того, исходя из периода, указанного ИП Суховым А.Е. в своём заявлении на проведение специализированной пасхальной по продаже искусственных цветов разовой по ул. Республиканской, д. 19 (с 1 до 23 апреля 2023 года) (т.1 л.д.80), испрашиваемая им ярмарка не является разовой по смыслу пункта 1.6 Порядка, поскольку длится больше 10 календарных дней.
В плане-графике ярмарок на территории городского округа город Михайловка на 2023 год период проведения ИП Суховым А.Е. такой ярмарки указан с 01.04.2023 по 23.04.2023 (т.2 л.д.30). На представленной в материалы дела фотографии также указан период проведения ИП Суховым А.Е. пасхальной ярмарки с 01.04.2023 по 23.04.2023 (т.2 л.д.140).
Таким образом, у ИП Сухова А.Е. при обращении в Администрацию с заявлением на проведение пасхальной ярмарки было намерение на долгосрочные договорные отношения.
Договор от 05.10.2022 N 4 заключён с ИП Суховым А.Е. на проведение разовых специализированных пасхальных ярмарок с 01.04.2023 по 10.04.2023, с 11.04.2023 по 20.04.2023, с 21.04.2023 по 23.04.2023 (т.1 л.д.78-79). Перерывы между периодами ярмарок в указанном договоре отсутствуют.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об искусственном дроблении срока долгосрочной ярмарки (длительностью 23 дня) на несколько периодов, соответствующих разовой ярмарке (не более 10 календарных дней) с целью имитации Администрацией и ИП Суховым А.Е. договора на проведение разовой ярмарки, не смотря на намерение обеих сторон провести долгосрочную пасхальную ярмарку с 01.04.2023 по 23.04.2023.
Доводы Администрации о дроблении в договоре срока ярмарки по просьбе ИП Сухова А.Е. не могут свидетельствовать о законности таких действий уполномоченного органа, а подтверждают наличия между сторонами согласованного намерения на совершение действий в обход закона.
Таким образом, при наличии заявлений от двух хозяйствующих субъектов, претендующих на проведение определённой ярмарки в один и тот же период времени (то есть при наличии конкуренции) уполномоченный орган сделал произвольный выбор в пользу одного из них, заключив с ним договоры на проведение ярмарок, лишив тем самым второго предпринимателя возможности бороться за право осуществлять аналогичную хозяйственную деятельность.
Постановлением Администрации от 21.10.2021 N 3176 (в ред. от 14.02.2022) в соответствии с пунктом 6.3 Порядка определено организовать на территории городского округа город Михайловка:
- специализированную разовую цветочную ярмарку на земельном участке площадью 400 кв. в г. Михайловка, в районе жилого дома по ул. Республиканская, д. 19 с 03.03.2022 по 08.03.2022;
- две специализированные разовые пасхальные ярмарки по продаже искусственных цветов на земельном участке площадью 400 кв. в г. Михайловка, в районе жилого дома по ул. Республиканская, д. 19 с 10.04.2022 по 19.04.2022, с 20.04.2022 по 29.04.2022;
- две специализированные ёлочные ярмарки на земельном участке площадью 400 кв.м в г. Михайловка, в районе жилого дома по ул. Республиканская, д. 19 с 11.12.2022 по 20.12.2022, с 21.12.2022 по 30.12.2022.
Указанным постановлением организатором ярмарок определено МБУ "Городской парк культуры и отдыха им. М.М. Смехова" (т.2 л.д.62).
Согласно 6.3 Порядка в случае проведения ярмарки органами государственной власти Волгоградской области или органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области организатором ярмарки может быть определено государственное или муниципальное предприятие (учреждение) или иное юридическое лицо, учредителем которого является орган государственной власти или орган местного самоуправления муниципального образования Волгоградской области.
Между тем, документы, послужившие основанием для издания указанного выше правового акта о предоставлении права организации ярмарок, (например, заявление МБУ "Городской парк культуры и отдыха им. М.М. Смехова" о намерении провести такие ярмарки) в материалы дела не предоставлены.
Кроме того, в указанном постановлении Администрации от 21.10.2021 N 3176 также имеет место искусственное дробление срока долгосрочных ярмарок на несколько периодов без их перерыва, соответствующих разовой ярмарке (не более 10 календарных дней). При этом сведения о проведении торгов на право проведения таких ярмарок Администрацией не предоставлены.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.04.2011 N 14686/10, в тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нём.
Данная правовая позиция о приоритете использования конкурсного отбора субъектов в ситуациях наличия реальной конкуренции давно устоялась в судебной практике, применима к ситуациям, где присутствует несколько претендентов на доступ к определённым распределяемым органами власти и местного самоуправления ресурсам, и предусматривает использование конкурентных процедур даже в случае, если они нормативно не предусмотрены для определённой ситуации, но, тем не менее, имеется несколько претендентов.
Администрация ещё до принятия решения о заключении договора имела несколько заявлений на проведение ярмарки, и необходимость проведения конкурсных процедур была очевидна. Произвольный выбор из имеющихся претендентов является незаконным и влечёт возникновение коррупционных рисков, исключить которые призвано конкурентное законодательство. Поэтому неправомерны любые трактовки местных нормативных актов противоречащие федеральному законодательству, направленному на обеспечение конкуренции.
Кроме того, в рассматриваемом случае администрация искусственно создавала условия для предоставления преимущественных условий для доступа к организации ярмарок предпринимателю Сухову Е.А., имитируя проведение разовых ярмарок с целью обойти требования нормативных актов к процедуре организации ярмарок, в том числе, к извещению потенциальных претендентов и к обеспечению конкуренции между ними. При этом усматривается согласованность действий и намерений обеих сторон состоявшегося и реализованного соглашения, которые изначально предполагали длительный характер деятельности ярмарки, но при этом оформляли её как череду разовых в обход действующего порядка.
Суд апелляционной инстанции считает, что в вышеописанных действиях Администрации имеются признаки нарушения части 1 статьи 15 и статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Федеральный закон N 135-ФЗ), поскольку их согласованные действия привели к ограничению либо устранению конкуренции.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемых отказов Администрации в заключении с ИП Новиковой Л.П. договоров на проведение указанных ею ярмарок являются неверными, не соответствующими обстоятельствам дела, что привело к принятию неверного решения. Основания для отказа в удовлетворении заявленных требований у суда первой инстанции отсутствовали.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ подлежит отмене ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с принятием судом апелляционной инстанции нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В силу подпункта 3 пункта 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу главы 24 АПК РФ определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений и совокупности установленных обстоятельств по делу.
Поскольку сроки проведения ярмарок, на проведение которых претендовала ИП Новикова Л.П., уже прошли, возложение на Администрацию обязанности удовлетворить заявления предпринимателя является нецелесообразным.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ и разъяснениями, данными в пункте 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", судебные расходы на уплату государственной пошлины, понесённые заявителем за рассмотрение дела в суде первой инстанции и за рассмотрение апелляционной жалобы, подлежат взысканию с Администрацию в пользу заявителя.
Выполняя функцию судебного контроля, апелляционная коллегия считает необходимым направить копию постановления в Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (400005, г. Волгоград, ул. 7-я Гвардейская, д. 12).
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 марта 2023 года по делу N А12-28710/2022 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным выраженный в письме от 10.10.2022 N 05-07/7657 отказ администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Новиковой Людмилы Петровны от 03.10.2022 о заключении договора на проведение ёлочной ярмарки на территории городского округа город Михайловка по ул. Республиканская в районе дома N 19 на срок проведения ярмарки с 15 декабря по 31 декабря 2022 года.
Признать незаконным выраженный в письме от 10.10.2022 N 05-07/7660 отказ администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Новиковой Людмилы Петровны от 19.09.2022 о заключении договора на проведение точной ярмарки на территории городского округа город Михайловка по ул. Коммуны в районе дома N 119 на срок проведения ярмарки с 04 марта до 09 марта 2023 года.
Признать незаконным выраженный в письме от 10.10.2022 N 05-07/7658 отказ администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Новиковой Людмилы Петровны от 03.10.2022 о заключении договора на проведение цветочной ярмарки на территории городского округа город Михайловка по ул. Республиканская в районе дома N 19 на срок проведения ярмарки с 04 марта до 09 марта 2023 года.
Признать незаконным выраженный в письме от 10.10.2022 N 05-07/7659 отказ администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Новиковой Людмилы Петровны от 03.10.2022 о заключении договора на проведение цветочной пасхальной ярмарки на территории городского округа город Михайловка по ул. Республиканская в районе дома N 19 на срок проведения ярмарки с 01 апреля по 16 апреля 2023 года.
Взыскать с Администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области (ОГРН 1023405578646, ИНН 3437500793) в пользу индивидуального предпринимателя Новиковой Людмилы Петровны (ОГРНИП 321344300031961, ИНН 343703741594) расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции в размере 300 руб. и расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 150 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-28710/2022
Истец: Новикова Людмила Петровна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД МИХАЙЛОВКА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УФАС по Волгоградской области, КОМИТЕТ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ, ТОРГОВЛИ И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГОРОДСКОЙ ПАРК КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА ИМ. М.М.СМЕХОВА", Сухов Александр Евгеньевич