город Омск |
|
13 июля 2023 г. |
Дело N А81-11383/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4656/2023) общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Сургут" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.03.2023 по делу N А81-11383/2022 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Сургут" (ИНН 8617002073, ОГРН 1028601679314, адрес: 628408, город Сургут, улица Университетская, дом 1) к Департаменту природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017195, ОГРН 1058900021861, адрес: 629008, город Салехард, улица Матросова, дом 29) о признании недействительным отказа в согласовании проекта рекультивации земель, изложенного в уведомлении от 23.06.2022 N 89-27/01-08/25714,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Сургут" - Шостин Михаил Владимирович по доверенности от 05.10.2022 N SC-801-22 сроком действия 1 год;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Сургут" (далее - заявитель, ООО "Газпром трансгаз Сургут", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительным отказа в согласовании проекта рекультивации земель, изложенного в уведомлении от 23.06.2022 N 89-27/01-08/25714.
В качестве способа восстановления права заявитель просил обязать заинтересованное лицо согласовать ООО "Газпром трансгаз Сургут" вышеуказанный проект рекультивации земель.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.03.2023 по делу N А81-11383/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что требования Департамента в части включения в проект рекультивации земель биологического этапа рекультивации незаконны и необоснованны, так как законодатель не обязывает Общество проводить рекультивацию земель в два этапа (технический, биологический). Требования заинтересованного лица в части требования о нанесении торфо-песчанной смеси в соотношении торф 75% песок 25% с мощностью нанесения не менее 10 см являются избыточными. Снятие и повреждение плодородного слоя при производстве работ не предусмотрено, в связи с его отсутствием (слаборазвитый гумусовый грунт до 10 см). Общество указывает, что ни "ГОСТ Р 59057-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Охрана окружающей среды. Земли. Общие требования по рекультивации нарушенных земель", утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 30.09.2020 N 709-ст (далее - ГОСТ Р 59057-2020), ни "ГОСТ Р 57446-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Наилучшие доступные технологии. Рекультивация нарушенных земель и земельных участков. Восстановление биологического разнообразия", утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 18.04.2017 N 283-ст (далее - ГОСТ Р 57446), ни "ГОСТ Р 57447-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Наилучшие доступные технологии. Рекультивация земель и земельных участков, загрязненных нефтью и нефтепродуктами. Основные положения", утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 18.04.2017 N 284-ст (далее - ГОСТ Р 57447) не содержат требований, по нанесению на техническом этапе рекультивации земель указанной торфо-песчаной смеси.
Департамент представил отзыв на апелляционную жалобу.
Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившегося участника процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители ООО "Газпром трансгаз Сургут" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя ООО "Газпром трансгаз Сургут", установил следующие обстоятельства.
Приказом Департамента от 27.12.2021 N 4376 ООО "Газпром трансгаз Сургут" выдано разрешение на использование лесного участка в составе земель лесного фонда без предоставления и установления сервитута, публичного сервитута для проведения капитального ремонта линейного объекта "Капитальный ремонт магистрального газопровода "Комсомольское-Сургут-Челябинск" 1 нитка, Инв. N 000011, 1683,4 км. ВТД на участке 101 км - 109 км", кадастровым номером 89:05:020505:5041, площадью 0,7478 га.
18.04.2022 в адрес Департамента поступило заявление о согласовании проекта рекультивации нарушенных земель в связи с проведением ремонтных работ на участке линейного объекта "Капитальный ремонт магистрального газопровода "КомсомольскоеСургут-Челябинск" 1 нитка, Инв. N 000011, 1683,4 км. ВТД на участке 101 км - 109 км".
По итогам рассмотрения заявления, Департаментом в адрес Общества направлено уведомление об отказе в согласовании проекта рекультивации от 20.05.2022 исх. N 89- 27/01-08/21187.
В последующем Общество повторно обратилось с заявлением о согласовании проекта рекультивации нарушенных земель с Проектом рекультивации, по итогам рассмотрения которого было направлено уведомление об отказе в согласовании проекта рекультивации от 23.06.2022 исх. N 89-27/01-08/25714.
В уведомлении от 23.06.2022 N 89-27/01-08/25714 основанием для отказа послужили требование Департамента о том, что "Пояснительная записка" проекта рекультивации земель содержит недостоверные сведения о рекультивируемых землях и земельных участках и требование Департамента о необходимости запроектировать мероприятия биологического этапа рекультивации в соответствии с требованиями п.4.22 и п.7.3.4 ГОСТ Р 59057-2020 "Национальный стандарт Российской Федерации. Охрана окружающей среды. Земли. Общие требования по рекультивации нарушенных земель" (далее - ГОСТ Р 59057-2020), обеспечивающие приведение качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации (проектирование нанесения торфо-песчаной смеси в соотношении (торф 75%, песок 25%) с мощностью нанесения не менее 10 см).
Не согласившись с основаниями отказа, Общество направило в Департамент письмо от 08.07.2022 N 23/44/65-06362-06 "О согласовании проектов рекультивации земель" в котором обосновало отсутствие необходимости включения в проект биологического этапа рекультивации земель в соответствии с пунктами 4.22, 7.3.4 ГОСТ Р 59057-2020.
Письмом от 28.07.2022 N 89-27/01-08/31385 (вх. N 08815 от 29.07.2022), Департамент не согласился с позицией Общества, предложив внести в проект изменения в соответствии с ранее выставленными замечаниями, после чего направить проект в адрес Департамента для повторного согласования.
Полагая, что отказ Департамента в согласовании проекта рекультивации земель, площадью 0,7478 га по объекту "Капитальный ремонт магистрального газопровода Комсомольское-Сургут-Челябинск" 1 нитка, Инв. N 000011, 1683,4 км ВТД на участке 101 км - 109 км., изложенного в уведомлении от 23.06.2022 N89-27/01-08/25714 являются не соответствующими положениям законодательства Российской Федерации, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
15.03.2023 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В силу статьи 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Согласно части 3 статьи 5 ЗК РФ правообладателями земельных участков признаются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
Целями охраны земель, в соответствии со статьей 12 ЗК РФ, являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (статья 13 ЗК РФ).
Согласно части 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (часть 5 статьи 13 ЗК РФ).
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды, Закон N 7-ФЗ), который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Согласно статьям 3, 4 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно пункту 5 статьи 13 ЗК РФ рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (часть 3 статьи 76 ЗК РФ).
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 13 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (далее - Правила проведения рекультивации, Правила, Правила N 800) установлен порядок проведения рекультивации и консервации земель, который в равной мере распространяются на земли и земельные участки, а также устанавливает мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
В соответствии с пунктом 8 Правил, рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.
Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель или в виде отдельного документа в иных случаях (пункт 10 Правил).
Требования к содержанию проекта рекультивации земель предусмотрены в пункте 14 Правил.
Пунктом 15 Правил N 800 предусмотрено, что проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 данных Правил, до утверждения подлежит согласованию, в том числе с исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте "б" пункта 4 Правил N 800.
В целях восстановления и сохранения биоразнообразия, установления основных положений по идентификации нарушенных земель и земельных участков (далее - нарушенные земли) и применения наилучших доступных технологий (далее - НДТ) рекультивации нарушенных земель, включая агротехнические приемы, основанные на применении комплекса работ по восстановлению земель, территорий, ландшафтов и экосистем до состояния, приближенного к первоначальному Приказом Росстандарта от 18.04.2017 N 283-ст утвержден и введен в действие "ГОСТ Р 57446-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Наилучшие доступные технологии. Рекультивация нарушенных земель и земельных участков. Восстановление биологического разнообразия" (ГОСТ Р 57446-2017).
Пунктом 5.6.1 ГОСТ Р 57446-2017 предусмотрено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных сооружений (магистральных трубопроводов и отводов от них, железных и автомобильных дорог, каналов) должны быть рекультивированы трассы трубопроводов, притрассовые карьеры, резервы, кавальеры.
Перед началом строительства магистральных трубопроводов, транспортных коммуникаций и каналов следует снимать плодородный слой почвы, хранить во временном отвале, расположенном вдоль строительной полосы в пределах, предусмотренных нормативами отвода, и использовать для рекультивации или землевания после окончания строительных и планировочных работ (пункт 5.6.3 ГОСТ Р 59057-2020).
Пунктом 7.1.1 ГОСТ Р 57446-2017 предусмотрено, что направление рекультивации нарушенных земель выбирается с учетом характера нарушения земель, эколого-экономической целесообразности восстановления их качественного состояния для дальнейшего целевого назначения и разрешенного использования.
В силу пункта 7.3.1 ГОСТ Р 57446-2017 рекультивация нарушенных земель для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей осуществляют в два последовательных этапа, которыми являются технический и биологический.
Технический этап рекультивации нарушенных земель предусматривает снятие и нанесение плодородного слоя почвы, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению (пункт 7.3.3.3 ГОСТ Р 59057-2020).
При проведении технического этапа рекультивации земель в зависимости от направления рекультивируемых земель должно быть выполнено покрытие поверхности потенциально плодородными и/или плодородными слоями почвы (пункт 7.3.3.4 ГОСТ Р 59057-2020).
Биологический этап рекультивации нарушенных земель включает в себя мероприятия по восстановлению хозяйственной и экологической ценности нарушенных земель, их озеленение, возвращение в сельскохозяйственное, лесное или иное пользование, создание благоприятного для жизни и деятельности человека ландшафта (пункт 7.3.4.6 ГОСТ Р 59057-2020). К нему относится комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, таких как внесение органических и минеральных удобрений, посев и посадка растений, уход за растениями до момента сдачи земель собственнику. Проводимые на биологическом этапе мероприятия направлены на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы и создание условий для восстановления видового разнообразия флоры и фауны.
Требования к рекультивации нарушенных земель включают в себя:
- создание сглаженных форм рельефа и поверхности с благоприятными для посадки растений экологическими условиями;
- посадку (посев) комплекса видов растений из состава флоры данной природно-климатической зоны, а также биологически ценных видов растений (пункт 7.1.5 ГОСТ Р 59057-2020).
В силу пункта 7.3.4.7 ГОСТ Р 57446-2017 повышение продуктивности земель осуществляют путем внесения органических и минеральных удобрений, проведения необходимых мелиоративных мероприятий, посева различных травянистых растений и сельскохозяйственных культур, высадки лесных культур, применения специальных агротехнических приемов.
Согласно представленной в материалы дела аналитической записке Государственного автономного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Научный центр изучения Арктики" (том 1 л. д. 81-89) исследован вопрос необходимости восстановления нарушенных земель и растительного покрова путем проведения рекультивационных работ в Ямало-Ненецкого автономном округе.
В частности отмечено, что указанное является важным природоохранным мероприятием, методы рекультивации без нанесения плодородного слоя не оправдали себя в условиях Ямало-Ненецкого автономного округа, почвенно-растительный покров обладает низким восстановительным потенциалом, самозарастание антропогенно нарушенных участков происходит медленно. На участках, где не проведен биологический этап рекультивации с нанесением плодородного слоя развиваются опасные термокарстовые процессы, процессы эрозии, дефляции, образуются просадочные и провальные формы рельефа, активизируются процессы заболачивания. Применение методов биологической рекультивации без нанесения плодородного слоя путем внесения травосмесей на грунт показал свою экологическую неэффективность.
Анализ способов формирования плодородного слоя показал, что наиболее эффективным в условиях северной тайги ЯНАО является нанесение торфяно-песчаной смеси, на которую впоследствии осуществляется посев многолетних травы.
Для эффективного противодействия дефляции и водной эрозии целесообразно создание растительного покрова из многолетних трав, дающих наилучшую фитомассу и образующих мощную корневую систему.
Таким образом, так как почвенно-растительный покров Ямало-Ненецкого автономного округа обладает низким восстановительным потенциалом, при рекультивации нарушенных земель требуется применения эффективных приемов биологической рекультивации, учитывающих сложные природно-климатические условия, вид воздействия, гранулометрический состав отложений, гидрологический и геокриологический режимы почвенного покрова.
Из вышеуказанного следует, что в отношении земель лесного фонда, подвергшихся антропогенному воздействию, в обязательном порядке должна быть осуществлена биологическая рекультивация.
Из материалов настоящего дела следует, что в проекте рекультивации земель заявителя не был предусмотрен биологический этап рекультивации, на что было указано в письмам Департамента при отказе в согласовании проекта рекультивации.
Доводы Общества о том, что ни ГОСТ Р 59057-2020, ни ГОСТ Р 57446-2017, ни ГОСТ Р 57447-2017 не содержат требований, по нанесению на техническом этапе рекультивации земель торфо-песчаной смеси, отклоняются судом, поскольку проведение биологического этапа рекультивации прямо предусмотрено подпунктом "б" пункта 14 Правил N 800, согласно которому проект рекультивации земель должен содержать раздел "Эколого-экономическое обоснование рекультивации земель", включающий обоснование достижения запланированных значений физических, химических и биологических показателей состояния почв и земель по окончании рекультивации земель.
В настоящем случае Общество не оспаривает обстоятельств того, что в представленных на согласование в Департаментах проектах отсутствовал биологический этап рекультивации.
Утверждение податель апелляционной жалобы о том, что достижение значений показателей состояния почв достигается проведением технической рекультивации путем снятия почвенно-растительного слоя толщиной 0,15 м и его возвращения в том же виде без ухудшения его качества, судом апелляционной инстанции не принимает, так как опровергается аналитической записке Государственного автономного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Научный центр изучения Арктики", подготовленной специалистов (кандидатом географических наук, ведущим научным сотрудником сектора охраны окружающей среды Р.А. Колесниковым).
Пунктом 5 Правил N 800 предусмотрено, что рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В соответствии с пунктами 7.3.4.5 - 7.3.4.8 ГОСТа Р 59057-2020 биологический этап рекультивации нарушенных земель включает комплекс агротехнических, биологических и фитомелиоративных мероприятий по восстановлению утраченного качественного состояния земель (в том числе плодородия), направленных на создание условий для восстановления экологических функций почв и биологической продуктивности, а также видового разнообразия экологических систем.
Биологический этап рекультивации нарушенных земель включает мероприятия по восстановлению хозяйственной и экологической ценности нарушенных земель, их озеленение, возвращение в сельскохозяйственное, лесное или иное пользование, создание благоприятного для жизни и деятельности человека ландшафта. К нему относится комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, таких как внесение органических и минеральных удобрений, посев и посадка растений, уход за растениями до момента сдачи земель собственнику. Проводимые на биологическом этапе мероприятия направлены на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы и создание условий для восстановления видового разнообразия флоры и фауны.
Повышение продуктивности земель осуществляют путем внесения органических и минеральных удобрений, проведения необходимых мелиоративных мероприятий, посева различных травянистых растений и сельскохозяйственных культур, высадки лесных культур, применения специальных агротехнических приемов.
Выбор способов биологической рекультивации определяют с учетом климатической зоны, зонального биологического разнообразия, экономической целесообразности, целевого назначения и разрешенного использования.
Таким образом, биологическая рекультивация при реконструкции линейного объекта должна быть проведена в любом случае. Лицам, допустившим деградацию земель, предоставлено только право выбора способа проведения биологической рекультивации, который должен обосновывать безусловную возможность восстановления нарушенных земель.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Иные доводы и аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются несостоятельными.
Нормы материального права применены арбитражным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Сургут" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.03.2023 по делу N А81-11383/2022 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-11383/2022
Истец: ООО "Газпром Трансгаз Сургут"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Третье лицо: Департамент природных ресурсов и экологии ЯНАО