г. Саратов |
|
13 июля 2023 г. |
Дело N А57-32840/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лыткиной О. В.,
судей Савенковой Н. В., Самохваловой А. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Толстовой Д. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Терентьевой Юлии Анатольевны на решение Арбитражного суда Саратовской области от 2 мая 2023 года по делу N А57-32840/2022
по иску акционерного общества "Ситиматик" (ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149), город Москва,
к индивидуальному предпринимателю Терентьевой Юлии Анатольевне (ОГРНИП 314645304100032, ИНН 645317382649), город Саратов,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Ваш шанс", город Саратов, общество с ограниченной ответственностью "СОТА", город Саратов,
о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период январь 2019 года - сентябрь 2022 года в размере 61986 руб. 12 коп.,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Ситиматик" - Нетреба Н. В. по доверенности от 07.12.2022,
при личном участии индивидуального предпринимателя Терентьевой Юлии Анатольевны,
представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось акционерное общество "Ситиматик" (далее - АО "Ситиматик", истец) с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Терентьевой Юлии Анатольевне (далее - ИП Терентьева Ю. А., ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период январь 2019 года - сентябрь 2022 года в размере 61986 руб. 12 коп.
В ходе рассмотрения спора к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Ваш шанс", общество с ограниченной ответственностью "СОТА".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 2 мая 2023 года по делу N А57-32840/2022 с ИП Терентьевой Ю. А. в пользу АО "Ситиматик" взыскана задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период за период октябрь 2019 года - сентябрь 2022 года в размере 48481 руб. 53 коп., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1939 руб. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Терентьева Ю. А. обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении иска.
Заявитель апелляционной жалобы считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку договором аренды оплата счетов за ТКО не предусмотрена, собственником арендуемого мною нежилого помещения предприниматель не является, а, соответственно, не должна нести расходы за вывоз ТКО, данное бремя расходов несет собственник помещения; потребителем данной коммунальной услуги ответчик также не является, так как самостоятельно утилизирует мусор; договор с истцом не заключался и не подписывался, в адрес ответчика не направлялся; факт заключения договора с истцом не доказан; более того, договор, на который ссылается истец, датирован 30.08.2021, что свидетельствует о злоупотреблении истцом своим правом при взыскании задолженности за период с января 2019 года по сентябрь 2021 года.
Доводы апелляционной жалобы поддержаны в судебном заседании предпринимателем лично.
От АО "Ситиматик" поступили письменные объяснения по делу, которые приобщены судом к материалам дела. Истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Доводы отзыва поддержаны в судебном заседании представителем истца.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии: заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Таким образом, обязанность по внесению платы за оказанные услуги по обращению с ТКО возникает у потребителей при наличии двух условий:
- заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО,
- утвержденного тарифа на услуги по обращению с ТКО.
23 января 2018 года между Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО "Управление отходами" (переименованное в АО "Ситиматик") на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25 декабря 2017 года заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1).
Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала акционерного общества "Управление отходами" (переименованное в АО "Ситиматик") установлен и введен в действие с 12 августа 2018 года постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 N 28/1.
По результатам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 N 881, на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора от 21 мая 2018 года АО "Управление отходами" является победителем конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности 2) 20 июня 2018 года заключено Соглашение N 2 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала АО "Управление отходами" по обращению с твердыми коммунальными отходами по Зоне деятельности 2 установлен и введен в действие с 30 декабря 2019 года постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области N ?48/1.
Зона деятельности определена Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, в Саратовской области, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области N 262 от 30 мая 2020 года (ранее N 707 от 22.09.2016).
Таким образом, у собственников твердых коммунальных отходов возникает обязанность по оплате услуг регионального оператора.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Пункт 4 статьи 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" закрепляет, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. При этом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Пункт 5 статьи 24.7. Закона N 89-ФЗ определяет, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N641" (далее - Правила обращения с ТКО) утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1(1) Правил обращения с ТКО. Указанные Правила обращения с ТКО являются обязательными для Регионального оператора и собственников ТКО.
В соответствии с пунктом 8(1) Правил обращения с ТКО региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2. Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2. Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Пунктом 8(17) Правил обращения с ТКО предусмотрено, что Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Пунктом 8(17) Правил обращения с ТКО установлено, что, в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В качестве собственников твердых коммунальных отходов выступают как собственники объектов образования ТКО (зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, земельных участков), так и иные владельцы и (или) пользователи данных объектов на законных основаниях, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на соответствующем объекте.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в определении от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов.
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей процесс деятельности выступает в качестве фактора образования твердых коммунальных отходов.
Принимая во внимание осуществление деятельности ИП Терентьевой Ю.А., влекущей факт образования на объекте твердых коммунальных отходов, в целях соблюдения требований действующего федерального и регионального законодательства в сфере обращения с ТКО, региональным оператором был подготовлен и направлен в адрес ответчика проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО N 54/411/0015099.
В соответствии с пунктом 8 (12) Правил обращения с ТКО, в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
Согласно пункту 8 (18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равному утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Судом первой инстанции установлено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 54/411/0015099 между АО "Ситиматик" и ИП Терентьевой Юлией Анатольевной заключен на условиях типового по регулируемой цене.
Таким образом, апелляционный суд отклоняет доводы жалобы о недоказанности заключения договора между сторонами.
Довод апеллянта о злоупотреблении истцом своим правом при взыскании задолженности за период с января 2019 года по сентябрь 2021 года по договору, датированному 30.08.2021, подлежит отклонению, поскольку согласно пункту 1.4. договора N 54/411/0015099 датой начала оказания услуг по обращению с ТКО является 01.01.2019, в связи с чем взыскание судом долга за период с января 2019 года по сентябрь 2021 года является верным. В этой связи злоупотребления со стороны истца не установлено.
Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора (пп. 2.1. -2.2. договора).
Согласно пункту 2.3. договора расчет размера платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ, по следующей формуле:
P = Q тко * T отх
где:
P - размер платы за услугу по обращению с ТКО за расчетный период для потребителя;
Q тко - количество твердых коммунальных отходов за расчетный период для Потребителя, определяемое в соответствии с п. 4.1. настоящего договора (при наличии у Потребителя нескольких объектов, количество твердых коммунальных отходов определяется как сумма количества твердых коммунальных отходов на каждом объекте Потребителя);
T отх - цена на услугу по обращению с ТКО, определенная в размере утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО.
Плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами начисляется региональным оператором с даты начала оказания услуг, указанной в пункте 1.4. настоящего договора (пункт 2.4. договора).
Согласно пунктам 2.5., 2.6. договора исполнитель оплачивает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, до 10-го числа месяца, следующего за расчетным. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет Регионального оператора.
В приложении к договору ТКО N 54/411/0015099 "Информация по предмету договора" указаны объем и место накопления твердых коммунальных отходов, количество расчетных единиц, а также нормативы накопления ТКО.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что стороны вступили в гражданско-правовые отношения по возмездному оказанию услуг, которые подлежат регулированию нормами главы 39 Гражданского Кодекса Российской Федерации
Статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу ввиду невыставления арендодателем ему счетов по оплате ТКО, поскольку договором оплата счетов за ТКО не предусмотрена, апелляционным судом отклоняется в силу следующего.
Согласно представленному ответчиком договору аренды от 01.09.2017, заключенному между ООО "СОТА" (арендодатель") и ИП Терентьева Ю.А. (арендатор) арендодатель предоставляет арендатору во временное владение и пользование часть здания площадью 64,4 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Мало-Елшанская, д. 2, для использования под магазин промышленных товаров.
Согласно пункту 2.4. вышеуказанного договора аренды арендатор компенсируют арендодателю коммунальные и иные платежи (электричество, отопление и пр.) согласно счетам, выставленным арендодателем.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ООО "Ваш шанс" поясняло, что между ИП Терентьевой Ю.А. (арендатор) и ООО "Ваш шанс" (субарендатор") заключен договор субаренды от 04.05.2018, согласно которому арендатор передал за плату во временное владение и пользование часть здания, площадью 64,4 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Мало-Елшанская, д. 2.
Согласно пункту 3.1.5. договора арендатор (ИП Терентьева Ю.А.) обязуется своими силами и за свой счет осуществлять вывоз ТБО (ТКО) и производить очистку территории.
Таким образом, из условий договора аренды следует, что обязанность по оплате платежей за вывоз ТКО по договору субаренды от 04.05.2018 полностью возлагается на ИП Терентьеву Ю. А., в связи с чем доводы жалобы о возложении такой обязанности на собственника неправомерны.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что предприниматель не является потребителем данной коммунальной услуги, поскольку утилизирует мусор самостоятельно, подлежит отклонению судом по следующим правовым основаниям.
Согласно положениям Федерального закона N 89-ФЗ к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Таким образом, положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об отходах производства и потребления" четко определен весь комплекс мер, реализуемых региональным оператором в ходе обращения с твердыми коммунальными отходами.
При этом в спорный период весь комплекс услуг по обращению отходов на территории Саратовской области имел право оказывать только истец, как региональный оператор всей области.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, который утверждён Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N ?242, в состав ТКО входят: пищевые отходы, бумага, текстиль, металл, стекло, пластмасса.
В соответствии с разъяснениям Росприроднадзора от 06.12.2017 N АА-10-04-36/6733, к ТКО относятся все виды отходов подтипа "Отходы коммунальные твердые" (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО.
Условием образования твердых коммунальных отходов является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к твердым коммунальным отходам, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние "смесь материалов и изделий". Условия образования твердых коммунальных отходов обуславливают также особенность их удаления, которое осуществляется в настоящее время, в основном, путем захоронения, в ряде случаев с предварительной сортировкой.
Виды отходов, отнесенные к твердым коммунальным отходам, относятся к IV или V классу опасности в силу того, что в составе присутствуют в основном отходы материалов и изделий, отнесенных к IV и/или V классу опасности.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в определении от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов.
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей процесс деятельности выступает в качестве фактора образования твердых коммунальных отходов.
В соответствии с условиями договора N 54/411/0015099 в отношении спорного объекта ответчика, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, а складирование твердых коммунальных отходов осуществляется в контейнеры, расположенные на месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов общего пользования.
В территориальной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 30 мая 2020 г. N 262 (ранее - от 22 сентября 2016 года N 707), определен перечень согласованных контейнерных площадок в отношении, которых осуществляются Региональным оператором услуги по обращению с ТКО (https://minforest.saratov.gov.ru/ статистическая информация/территориальная схема обращения с отходами Саратовской области).
В соответствии со статьями 5 и 24.9. Закона N 89-ФЗ деятельность по обращению с ТКО подлежит тарифному регулированию. Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2016 г. N 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Единый тариф на услугу Саратовского филиала АО "Ситиматик" по обращению с твердыми коммунальными отходами по Зоне деятельности 1 утвержден постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 18.12.2020 N 35/111 (ранее от 31 июля 2018 года N 28/1) (Опубликовано на сайте сетевого издания "Новости Саратовской губернии" www.g-64.ru).
Поскольку ответчиком не оборудована индивидуальная контейнерная площадка, исключающая доступ третьих лиц, определение объемов ТКО производилось расчетным способом исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области установлены Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области в приказе N 157 от 26.04.2021 (ранее - N 134 от 18.03.2020, N 47 от 05.02.2018) "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области".
Наименование категории объектов |
Расчетная единица |
Годовой норматив накопления, м3/год |
Кафе, рестораны, бары и иные объекты общественного питания (предприятия общепита) |
1 место |
1,6 |
В соответствии с положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Правил N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами должно осуществляться не иначе как посредством услуг, оказываемых Региональным оператором, в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В период с даты, определенной пунктом 1.4. договора, Региональный оператор является единственной организацией, уполномоченной оказывать услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области, в границах которого расположен принадлежащий ответчику объект. Транспортирование ТКО с организованных органами местного самоуправления мест (площадок) накопления ТКО общего пользования в указанный период осуществлялось силами Регионального оператора. Указанный вывод также подтверждается материалами правоприменительной практики (Апелляционное определение Саратовского областного суда от 20.08.2019 по делу N 33-6174/2019).
Принимая во внимание общедоступность организованных органами местного самоуправления контейнерных площадок общего пользования, а также обязанность собственников ТКО осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в период с января 2019 года ответчик не был лишен возможности получения услуги по обращению с ТКО путем складирования ТКО на контейнерных площадках общего пользования.
Ответчик представил в материалы дела заявление о применении срока исковой давности, которое судом первой инстанции удовлетворено в порядке статей 195, 196, 199, 200, Гражданского кодекса Российской Федерации, что сторонами не оспаривается и не переоценивается в порядке части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом пропуска истцом срока исковой давности по требованию о взыскании задолженности за оказанные услуги в период январь - сентябрь 2019 года в размере 13504 руб. 59 коп. суд правомерно взыскал задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период октябрь 2019 года - сентябрь 2022 года в размере 48481 руб. 53 коп. Доказательств оплаты задолженности ответчиком не представлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований к переоценке выводов, сделанных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда в силу положений статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют. Апелляционную жалобу ИП Терентьевой Ю. А. следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 2 мая 2023 года по делу N А57-32840/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О. В. Лыткина |
Судьи |
Н. В. Савенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-32840/2022
Истец: АО Ситиматик
Ответчик: ИП Терентьева Ю.А.
Третье лицо: ООО "Ваш шанс", ООО "СОТА", ГУ Управление по вопросам миграции МВД РФ по Саратовской области