г. Саратов |
|
12 июля 2023 г. |
Дело N А12-2580/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Акимовой М.А., Землянниковой В.В.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Наховой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента муниципального имущества Администрации Волгограда на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 мая 2023 года по делу N А12-2580/2023
по заявлению акционерного общества "Первая Башенная Компания" (107078, г. Москва, вн. тер. г. МО Красносельский, ул. Маши Порываевой, д. 34, эт. 4, пом. 3, ком. 1, ОГРН 1177746646197, ИНН 7707387700)
заинтересованные лица: Департамент муниципального имущества Администрации Волгограда (400066, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Волгодонская, д. 16, ОГРН 1023403446362, ИНН 3444074200), Администрация Волгограда (400066, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. им. Володарского, д. 5, ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139)
о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта,
лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Первая Башенная Компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к департаменту муниципального имущества администрации Волгограда (далее - департамент), в котором просит признать недействительным распоряжение Департамента муниципального имущества администрации Волгограда от 21.12.2022 N 5676р об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта на земельном участке, учетный номер 6-0-714, без его предоставления и установления сервитута, публичного сервитута и обязать в течение 30 дней со дня вступления в законную силу судебного акта устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем выдачи разрешения на использование части земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 34:03:180001, с местоположением: Волгоградская область, г. Волгоград, р.п. Горьковский, ул. Волгоградская, для размещения антенно-мачтового сооружения.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11 мая 2023 года признано недействительным распоряжение департамента муниципального имущества администрации Волгограда от 21.12.2022 N 5676р об отказе в выдаче акционерному обществу "Первая Башенная Компания" разрешения на размещение объекта на земельном участке, учетный номер 6-0-714, без его предоставления и установления сервитута, публичного сервитута.
Суд обязал департамент муниципального имущества администрации Волгограда в течение 30 дней со дня вступления в законную силу судебного акта устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества "Первая Башенная Компания" путем выдачи разрешения на использование части земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 34:03:180001, с местоположением: Волгоградская область, г. Волгоград, р.п. Горьковский, ул. Волгоградская, для размещения антенно-мачтового сооружения.
С департамента муниципального имущества администрации Волгограда в пользу акционерного общества "Первая Башенная Компания" взысканы расходы по государственной пошлине в размере 3 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент муниципального имущества Администрации Волгограда обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Обществом с ограниченной ответственностью "Первая Башенная Компания" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предоставлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке статьи 186 АПК РФ, путём направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых и не явившихся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что АО "Первая Башенная Компания" 08.11.2022 обратилось в Департамент муниципального имущества администрации Волгограда с заявлением (вх. N 38657 от 14.11.2022) о выдаче разрешения на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута.
Вид объекта, на которое запрашивалось разрешение: антенно-мачтовое сооружение связи высотой 23 м (далее - объект). Предполагаемый срок использования земельного участка: 3 года. Местоположение: Волгоградская обл., г. Волгоград, Горьковский р.п., ул. Волгоградская, кадастровый квартал: 34:03:180001.
Распоряжением от 21.12.2022 N 5676р Департамент муниципального имущества администрации Волгограда отказал в выдаче разрешения на размещение объекта, мотивировав отказ тем, что существуют ограничения (обременения) в использовании земель (земельных участков), препятствующие размещению объекта (на данной территории имеется сооружение связи, что подтверждается актом осмотра земельного участка от 29.11.2022 N 6/10787-22-мзк).
АО "Первая Башенная Компания" считает, что указанное распоряжение Департамента нарушает права и законные интересы Общества, поэтому его следует признать незаконным и отменить, в связи с чем, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Апелляционная коллегия считает, что удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
При этом согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 1 статьи 65, частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения органом, осуществляющим публичные полномочия, оспариваемых действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что сооружение связи, размещение которого планировалось на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале 34:03:180001, относится к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Пунктами 27 и 28 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) сооружения связи определены как объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи; средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 Закона N 126-ФЗ при градостроительном планировании развития территорий и поселений, их застройке должны определяться состав и структура объектов связи - сооружений связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, отдельных помещений для размещения средств связи, а также необходимые мощности в инженерных инфраструктурах для обеспечения функционирования средств связи. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов содействуют организациям связи, оказывающим универсальные услуги связи, в получении и (или) строительстве сооружений связи и помещений, предназначенных для оказания универсальных услуг связи.
В силу пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6).
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 39.36 ЗК РФ), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
Линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, относятся к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (пункт 11 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300).
Указанные сооружения связи не являются объектами капитального строительства.
В силу подпункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии с частью 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 48.1 ГрК РФ сооружения связи, в отношении которых осуществляется строительный надзор, должны быть определены в соответствии с законодательством РФ.
В силу пункта 4.5 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 м, предназначенных для размещения средств связи.
Из Пояснительной записки, содержащей обоснование необходимости размещения объекта на испрашиваемом земельном участке, следует, что планируемое к размещению на испрашиваемом земельном участке сооружение связи является типовым, в соответствии с типовым проектом КМ на опору СК-26, высота сооружения 23 м.
Площадка базовой станции по периметру огорожена забором высотой 2,5 м. Доступ на территорию станции осуществляется через калитку с замком.
Пунктом 14.1 Закона N 126-ФЗ предусмотрено, что особо опасные, технически сложные сооружения связи - сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от семидесяти пяти до ста метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от пяти до десяти метров.
С учетом вышеизложенного и указанных технических характеристик, можно сделать вывод, что спорное сооружение не относится к объектам недвижимости, не определено действующим законодательством как особо опасное и технически сложное сооружение, на указанный объект не требуется получение разрешения на строительство, а также извещение о начале строительства и осуществления государственного строительного надзора.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.01.2020 N 306-ЭС19-22858.
Таким образом, поскольку для строительства антенно-мачтового сооружения высотой 23 м не требуется разрешения на строительства, в соответствии с пунктом 11 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, данный объект подлежит размещению на земельном участке без его предоставления и установления сервитута.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 26.08.2019 по делу N А12-36303/2018.
Основанием для отказа Департамента в выдаче разрешения на размещение Объекта указано ограничение в использовании земель, препятствующие размещению объекта (на данной территории уже имеется сооружение связи).
Вопреки доводам апеллянта, нахождение на данной территории сооружения связи, принадлежащего АО "Первая Башенная Компания", не может служить основанием для отказа в выдаче разрешения на размещения Объекта, поскольку пункт 14 Правил размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Волгоградской области, утвержденных постановлением Администрации Волгоградской области от 23.10.2015 N 630-п не содержит запрета на выдачу разрешения при наличии на данном земельном участке принадлежащего заявителю сооружения связи, а само размещение некапитального Объекта дополнительно не обременяет земельный участок.
Как было отмечено ранее, АО "Первая Башенная Компания" подало заявление о выдаче разрешения на размещение объекта на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, без его предоставления и выделения сервитутов, а также без цели осуществления капитального строительства.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исходя из классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412, содержание видов разрешенного использования, перечисленных в настоящем классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, объектов благоустройства, если федеральным законом не установлено иное.
При этом использование сооружений для размещения оборудования связи не изменяет их основного назначения и не служит основанием для изменения вида разрешенного использования земельных участков.
Аналогичную позицию поддержал Верховный суд Российской Федерации по делу от 21.02.2018 N 41-АД 18-5.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что распоряжение Департамента муниципального имущества администрации Волгограда от 21.12.2022 N 5676р является незаконным, поскольку не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, создает препятствия для ее осуществления.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 мая 2023 года по делу N А12-2580/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.М. Степура |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-2580/2023
Истец: АО "ПЕРВАЯ БАШЕННАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА