г. Чита |
|
13 июля 2023 г. |
Дело N А78-13906/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А. (до перерыва), Жевтневым Р.А. (после перерыва),
при участии в судебном заседании представителей акционерного общества "Ново-Широкинский рудник" Баранова А.Н. (доверенность от 29.11.2022 до перерыва), Поликутина Ю.С. (доверенность от 29.11.2022 после перерыва), Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю Падуковой Л.А. (доверенность от 03.07.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Ново-Широкинский рудник" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 мая 2023 года по делу N А78-13906/2022,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ново-Широкинский рудник" (ОГРН 1027500744204, 673634, Забайкальский край, Газимуро-Заводский район, Широкая село, далее - АО "Ново-Широкинский рудник", общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю (ОГРН 1027501147937, 672000, Забайкальский край, Чита город, Анохина улица, 83, далее - Забайкалкрайстат, административный орган) об отмене постановления о назначении административного наказания в отношении юридического лица от 17 ноября 2022 года и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 17 мая 2023 года по делу N А78-13906/2022 заявленные требования удовлетворены частично. Постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю о назначении административного наказания в отношении юридического лица от 17 ноября 2022 года в части наложения административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей признано незаконным и изменено. Акционерному обществу "Ново-Широкинский рудник" назначено административное наказание в виде предупреждения. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме, по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения.
Административный орган в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
В судебном заседании 04.07.2023 объявлен перерыв до 10 час. 40 мин. 11.07.2023, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании, размещенное в сети "Интернет".
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 08.06.2023, 05.07.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу положений пункта 1 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", утвержденных приказом Росстата от 24.11.2021 N 832 (далее - Указания N 832, действовали до 31.12.2022 года), АО "Ново-Широкинский рудник", являющееся владельцем лицензии на добычу полезных ископаемых от 30 сентября 2004 года серии ЧИТ N 12697 ТЭ с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча полезных ископаемых на Ново-Широкинском месторождении в Газимуро-Заводском районе Забайкальского края, сроком действия - до 31 декабря 2033 года (т.1 л.д.22-31), представляет форму федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" (далее - форма N П-1).
13 октября 2022 года общество представило субъекту официального статистического учета - Забайкалкрайстату, первичные статистические данные по форме N 1-П за сентябрь 2022 года.
Орган статистического учета пришел к выводу, что в представленных респондентом данных раздела 5 "Производство и отгрузка по видам продукции" формы N П-1 за сентябрь 2022 года отражены недостоверные сведения по видам промышленной продукции по кодам 07.29.15.120 "Концентраты свинцовые", 07.29.15.140 "Концентраты цинковые" ОКПД2: в натуральном выражении данные заполнены по общему весу (массе) концентратов, а не по весу основных металлов (свинец, цинк) в концентратах; в стоимостном выражении по свинцовому концентрату указана общая стоимость отгруженной продукции (включая стоимость основного металла в концентрате и компонентов концентратов - драгоценных металлов), а не стоимость основного металла - свинца в концентрате.
Выявленные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении, о чем 09 ноября 2022 года должностным лицом Забайкалкрайстата составлен протокол (т.1 л.д.10-14, 56-58).
Постановлением о назначении административного наказания от 17 ноября 2022 года (т.1 л.д.15-21, 60-63) АО "Ново-Широкинский рудник" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются положениями Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ), которые распространяют свое действие на респондентов, субъекты официального статистического учета и пользователей официальной статистической информацией (части 2 и 3 статьи 1 Закона N 282-ФЗ).
На основании части 1 статьи 1 Закона N 282-ФЗ целью данного Федерального закона является создание правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах в Российской Федерации.
Одним из принципов официального статистического учета и системы государственной статистики является полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) (пункт 1 статьи 4 Закона N 282-ФЗ).
Частью 1 статьи 8 Закона N 282-ФЗ установлено, что респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 названной статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Первичные статистические данные представляют собой документированную информацию по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения (пункт 7 статьи 2 Закона N 282-ФЗ).
По правилам статьи 6 Закона N 282-ФЗ сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Форма федерального статистического наблюдения является формуляром - образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, иных данных, передача которых предусмотрена положениями настоящего Федерального закона, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за предоставление первичных статистических данных (лица, уполномоченного предоставлять первичные статистические данные от имени юридического лица или от имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации), и иных данных и позволяющим осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки первичных статистических данных (часть 3).
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (часть 4).
В соответствии с частью 6 статьи 8 Закона N 282-ФЗ юридические лица, имеющие обособленные подразделения, предоставляют субъектам официального статистического учета в установленном порядке первичные статистические данные, как по юридическим лицам, так и по таким подразделениям.
Согласно части 9 статьи 8 Закона N 282-ФЗ условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее - Положение N 620).
В силу пунктов 3 и 4 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Первичные статистические данные предоставляются по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
На основании пункта 10 Положения N 620 первичные статистические данные и административные данные могут быть предоставлены респондентами субъектам официального статистического учета лично или через представителя, направлены в виде почтового отправления с описью вложения или переданы по телекоммуникационным каналам связи.
Пунктом 11 Положения N 620 установлено, что датой предоставления первичных статистических данных и административных данных считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, или дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, или дата фактической передачи субъекту официального статистического учета.
В соответствии с пунктом 14 Положения N 620 не предоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В свою очередь, административная ответственность за непредставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных установлена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Объективная сторона правонарушения выражается, в том числе, в предоставлении недостоверных первичных статистических данных.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 13.10.2021 N 704 утверждена форма федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", в соответствии с которой юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, кредитных организаций, некредитных финансовых организаций) независимо от средней численности работников и объема оборота организации, являющиеся владельцами лицензии на добычу полезных ископаемых, предоставляют сведения территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу ежемесячно с 1-го по 10-й рабочий день после отчетного периода.
Аналогичные положения закреплены в пункте 1 Указаний N 832.
Согласно пункту 11 Указаний N 832 по форме N П-1 юридические лица ежемесячно предоставляют данные по разделам 1 (кроме строк 03, 04, 05), 2, 3, 4, 5 (кроме графы 5) за отчетный месяц, по графе 5 раздела 5 - на конец отчетного месяца. Ежеквартально - по строкам 03, 04, 05 раздела 1 в графе 1 - по состоянию на конец отчетного периода.
Таким образом, установленный срок сдачи отчета по форме N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" за сентябрь 2022 года - не позднее 14 октября 2022 года.
По сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности АО "Ново-Широкинский рудник" является добыча руд и песков драгоценных металлов и руд редких металлов.
30 сентября 2004 года обществу выдана лицензия на право пользования недрами серии ЧИТ N 12697 ТЭ с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча полезных ископаемых на Ново-Широкинском месторождении в Газимуро-Заводском районе Забайкальского края, сроком действия - до 31 декабря 2033 года (т.1 л.д.22-31).
Таким образом, в силу положений Приказа Росстата N 704 и пункта 1 Указаний N 832 АО "Ново-Широкинский рудник" обязано представлять отчет по форме N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг".
13 октября 2022 года общество представило субъекту официального статистического учета - Забайкалкрайстату, первичные статистические данные по форме N 1-П за сентябрь 2022 года, отразив в разделе 5 "Производство и отгрузка по видам продукции" формы N П-1 сведения по видам промышленной продукции по кодам 07.29.15.120 "Концентраты свинцовые", 07.29.15.140 "Концентраты цинковые" ОКПД2: в натуральном выражении по общему весу (массе) концентратов, а не по весу основных металлов (свинец, цинк) в концентратах; в стоимостном выражении по свинцовому концентрату общество указало общую стоимость отгруженной продукции (включая стоимость основного металла в концентрате и компонентов концентратов - драгоценных металлов), а не стоимость основного металла - свинца в концентрате.
Выявив недостоверность в представленных сведениях, Забайкалкрайстат возбудил в отношении общества дело административном правонарушении и в последующем привлек юридическое лицо к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Оспаривая постановление Забайкалкрайстата, заявитель указал, что вправе указать в отчетности по форме N 1-П вес концентрата свинцового и концентрата цинкового как готовых продуктов, а также их общую стоимость, поскольку выпускаемой продукцией согласно техническому проекту являются именно эти концентраты.
Указанные доводы нельзя признать обоснованнымипо следующим мотивам.
Порядок заполнения данных о производстве, отгрузке и остатках произведенных юридическим лицом конкретных видов промышленной продукции установлен в разделе 2.1.5 "Производство и отгрузка по видам продукции" Указаний N 832 (по форме N 1-П).
В частности, пунктом 39 Указаний N 832 предусмотрено, что в графах А и В по свободным строкам приводятся наименования произведенных юридическим лицом конкретных видов продукции и единиц их измерения в соответствии с перечнем (номенклатурой), определенной органами государственной статистики и размещенной на официальном сайте Росстата в сети Интернет (https://rosstat.gov.ru/) в рубриках Главная/Статистика/Официальная статистика/ Предпринимательство/ Промышленное производство, в графах Г соответствующие им коды по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), принятому и введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст. В графе Б проставляется код строки "50", означающий, что по данной строке приведены сведения о произведенной юридическим лицом продукции.
В графах 3 и 4 из общего объема отгруженной продукции выделяются данные в натурально-вещественном и стоимостном выражении по продукции собственного производства (без продукции, произведенной из давальческого сырья), фактически отгруженной (переданной) в отчетном периоде другим юридическим и физическим лицам, а также выданной своим работникам в счет оплаты труда.
В свою очередь, размещенной на официальном сайте Росстата в сети Интернет (https://rosstat.gov.ru/) Номенклатурой продукции и услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) для разработки статистической информации в оперативном (ежемесячном) режиме в 2022 году и по итогам за 2022 год (т.1 л.д.95-97) установлено, что экономические показатели производства и отгрузки продукции по кодам 07.29.15.120 "Концентраты свинцовые" и 07.29.15.140 "Концентраты цинковые" ОКПД2 представляются респондентами в измерителе - по весу металла.
При этом в разделе 7.5 "Учет концентратов и готовой продукции на предприятиях цветной металлургии" Методических указаний по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях цветной металлургии, утвержденных Роскомметаллургией 07.12.1993, определено, что обогатительными фабриками при переработке комплексной полиметаллической руды выпускаются концентраты с различным содержанием основного металла. В зависимости от процента его содержания на однородные концентраты, являющиеся готовой продукцией, устанавливаются цены, по которым производятся расчеты с покупателями.
Кроме основного металла, концентраты содержат также отдельно оплачиваемые цветные, редкие и драгоценные металлы, например:
а) в свинцовых концентратах, кроме свинца, оплачиваются драгоценные металлы (золото, серебро) и висмут;
б) в цинковых концентратах, кроме цинка, оплачиваются золото и кадмий.
Это вызывает необходимость вести учет концентратов в следующих измерителях: в сухой массе концентрата; в условной массе, определяемой путем перерасчета сухой массы по установленному стандарту содержания основного металла в данном концентрате; по количеству отдельных металлов, содержащихся в концентрате (пункт 151).
В аналитическом учете выпущенный концентрат по счету "Готовая продукция" учитывается на карточках специализированной формы в сухой и условной массе по фактической производственной себестоимости за тонну условного концентрата и по количеству содержащегося в концентрате основного металла (пункт 153).
При отгрузке концентрата покупателям по каждой партии отгруженного концентрата наряду с сухой массой концентрата лабораторным анализом определяется процент содержания в нем основного металла и количество попутных металлов, оплачиваемых покупателем. На основании данных этого анализа определяется условная масса концентрата и количество металла в нем для списания его со склада готовой продукции, устанавливаются марка (сорт) и цена на концентрат для выписки счета покупателю (пункт 154).
Вопреки доводам общества, поскольку выпускаемая заявителем продукция "Концентрат свинцовый" и "Концентрат цинковый" содержит в своем составе основные металлы - свинец и цинк соответственно, указание в Номенклатуре (т.1 л.д.95-97), размещенной на официальном сайте Росстата в сети Интернет (https://rosstat.gov.ru/), на необходимость представления сведений по ним "по весу металла", фактически означает указание веса основного металла в таких концентратах (то есть свинца и цинка), а не общего веса готовой продукции. Аналогичным образом необходимо представлять сведения в стоимостном выражении основного металла в концентрате.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что поскольку производимые обществом концентраты являются золотосодержащими (т.1 л.д.71 оборот), постольку должны учитываться объемы содержащегося в них золота и иных попутных металлов, оплачиваемых покупателем.
Доводы общества о том, что Номенклатура (т.1 л.д.95-97), размещенная на официальном сайте Росстата в сети Интернет (https://rosstat.gov.ru/), не утверждена каким-либо нормативным правовым актом, не имеет правового значения, поскольку позиция заявителя противоречит Методическим указаниям по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях цветной металлургии, утвержденным Роскомметаллургией 07.12.1993.
Применительно к статьям 26.1, 26.2 КоАП РФ материалами дела, в том числе, отчетом по форме N 1-П за сентябрь 2022 года, протоколом об административном правонарушении от 09 ноября 2022 года (т.1 л.д.10-14, 56-58), подтверждается представление обществом в разделе 5 "Производство и отгрузка по видам продукции" формы N П-1 недостоверных сведений по видам промышленной продукции по кодам 07.29.15.120 "Концентраты свинцовые", 07.29.15.140 "Концентраты цинковые" ОКПД2 по весу и стоимостному выражению.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии события вмененного обществу административного правонарушения по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 14 апреля 2020 года N 17-П, определяя пределы, в которых несет административную ответственность юридическое лицо, законодатель хотя и не считает вину юридического лица тождественной вине лица физического или совокупной виновности нескольких физических лиц, тем не менее признает наличие связи между привлечением к административной ответственности юридического лица и виновными действиями (бездействием) физического лица, тем более что конечной целью наказания юридического лица со всей очевидностью является воздействие на волю и сознание связанных с ним физических лиц, с тем, чтобы добиться частной превенции административных правонарушений.
При этом, поскольку совершение административного правонарушения юридическим лицом - это всегда действие (бездействие) действующих от его имени физических лиц, нельзя отрицать возможность учесть, привлекая юридическое лицо к административной ответственности, обстоятельства, характеризующие форму вины соответствующих физических лиц. Административное правонарушение как факт реальной действительности - это всегда единство субъективных и объективных элементов, что находит отражение как в его легальной дефиниции, так и в юридических конструкциях составов административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ, а равно проявляется в том, что по объективным элементам можно судить и о субъективных. В частности, по фактическим обстоятельствам, установленным на основе исследования и оценки доказательств и отражающим характер и степень опасности нарушения, его последствия, можно определить и характеристики вины нарушителя, в том числе юридического лица.
Умышленный характер правонарушения, связанного с противоправным несоблюдением юридическим лицом правил и норм, может быть установлен исходя из характера и обстоятельств действий (бездействия), нарушивших соответствующие требования, характера самих требований (насколько они значимы для целей обеспечения безопасности), характера последствий (возникла ли реальная угроза безопасности транспортной инфраструктуры), действий юридического лица по их предотвращению, устранению непосредственно в момент их возникновения.
АО "Ново-Широкинский рудник", являясь респондентом, обязанным представлять органам Росстата форму федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", не могло не знать об установленных действующим законодательством требованиях по представлению такой отчетности, однако не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению таких требований (в частности, представило недостоверные сведения в разделе 5 "Производство и отгрузка по видам продукции" формы N П-1 по видам промышленной продукции по кодам 07.29.15.120 "Концентраты свинцовые", 07.29.15.140 "Концентраты цинковые" ОКПД2 по весу и стоимостному выражению).
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество, будучи обязанным выполнять установленные требования, предприняло исчерпывающие меры для их соблюдения, в материалы дела не представлено. При этом судом учтено, что ранее (до октября 2022 года) отчетность по форме N 1-П представлялась обществом в соответствии с Номенклатурой, размещенной на официальном сайте Росстата в сети Интернет (https://rosstat.gov.ru/), что подтверждается материалами дела.
Доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных правил в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела также не имеется.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Протокол об административном правонарушении от 09 ноября 2022 года составлен, а постановление от 17 ноября 2022 года вынесено в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя общества: уведомление о составлении протокола получено 25 октября 2022 года посредством информационно-телекоммуникационных каналов связи (т.1 л.д.53-55), протокол об административном правонарушении с указанием времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении получен 09 ноября 2022 года представителем общества по доверенности (т.1 л.д.58 на обороте).
Протокол об административном правонарушении от 09 ноября 2022 года составлен, а постановление от 17 ноября 2022 года вынесено при участии представителя АО "Ново-Широкинский рудник" по доверенности от 16 марта 2022 года Стрельченко А.О. (т.1 л.д.59).
На основании статьи 23.53, части 1 статьи 28.3 КоАП РФ, пунктов 1, 4 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 420, Перечня должностных лиц Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Росстата от 12.04.2016 N 181, протокол об административном правонарушении от 09 ноября 2022 года составлен, а постановление от 17 ноября 2022 года вынесено уполномоченными на совершение таких процессуальных действий должностными лицами Забайкалкрайстата.
Срок давности привлечения к административной ответственности предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ не пропущен.
Оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) суд апелляционной инстанции не находит.
Административное наказание обществу назначено в виде штрафа (20 000 рублей) в минимальном размере санкции части 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
В силу статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ, при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 307-ЭС19-12049 указано, что в целях применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ понятие "государственный контроль (надзор)" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), иное означало бы нарушение одного из основополагающих принципов равенства всех перед законом (статья 1.4 КоАП РФ).
При этом приведенное административным органом понятие "государственный контроль (надзор)" в соответствии с положениями статьи 2 Закона N 294-ФЗ используется только для целей этого Закона.
Аналогичная позиция выражена и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27 марта 2019 года N 301-ЭС19-1849, в котором разъяснено, что выявление нарушения не в рамках Закона N 294-ФЗ не свидетельствует об отсутствии оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку приведенные в упомянутом Законе понятия (в том числе государственного и муниципального контроля) используются только для целей этого Закона.
На основании статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение представляет собой меру административного наказания, выраженную в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (часть 1).
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2).
Доказательств повторности привлечения общества к административной ответственности, материалы дела не содержат. Сведения о причинении вменяемым нарушением вреда или возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствуют, как отсутствует доказательства причинение имущественного ущерба.
Статья 13.19 КоАП РФ в качестве исключений для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса не поименована.
Учитывая положения статей 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ, принимая во внимание отсутствие причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства, отсутствие имущественного ущерба, совершение обществом административного правонарушения впервые, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для замены обществу административного наказания в виде штрафа на предупреждение.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
На основании изложенного, оспариваемое постановление Забайкалкрайстата правомерно признано незаконным и изменено в части назначения административного штрафа в размере 20 000 рублей на предупреждение.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 мая 2023 года по делу N А78-13906/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-13906/2022
Истец: АО НОВО-ШИРОКИНСКИЙ РУДНИК
Ответчик: ОСП ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю