город Омск |
|
13 июля 2023 г. |
Дело N А75-90/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Коноваловой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5915/2023) Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.04.2023 по делу N А75-90/2023 (судья Заболотин А.Н.), принятое по заявлению Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1078601003678; ИНН 8601032989; адрес: 628011, Ханты - Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 14, к. А) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1028600512093, ИНН 8601009316, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 27) с участием в деле в качестве заинтересованных лиц бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовский окружной клинический перинатальный центр" (ОГРН 1038601764442, ИНН 8603112823; адрес: 628606, Ханты - Мансийский автономный округ - Югра, город Нижневартовск, улица Ленина, дом 20), общества с ограниченной ответственностью "Медилюкс" (ОГРН 1217700156827, ИНН 9725047860; адрес: 115230, город Москва, Муниципальный округ Нагатино-Садовники, Хлебозаводский пр-д, д. 7, стр. 9, пом. Х эт. 3, ком. 36А), акционерного общества "Сбербанк-АСТ" (ОГРН 1027707000441, ИНН 7707308480; адрес: 119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9, эт/пом/ком 1/I/2) о признании недействительным и отмене решения от 07.09.2022 N086/06/23-1383/2022,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - заинтересованное лицо, Ханты-Мансийский УФАС России, антимонопольный орган) от 07.09.2022 по делу N 086/06/23-1383/2022.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом привлечены бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовский окружной клинический перинатальный центр" (далее - БУ "Нижневартовский окружной клинический перинатальный центр"), общество с ограниченной ответственностью "Медилюкс" (далее - ООО "Медилюкс"), акционерное общество "Сбербанк-АСТ" (далее - АО "Сбербанк-АСТ").
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.04.2023 по делу N А75-90/2023 заявление департамента удовлетворено, решение Ханты-Мансийского УФАС России от 07.09.2022 по делу N 086/06/23-1383/2022 признано незаконным.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит вышеуказанное решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе департаменту в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы её податель настаивает на наличии нарушения департаментом части 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), подпункта "а" пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования КТРУ), поскольку наличие соответствующей позиции в каталоге и наличие описания характеристик товара в позиции каталога, при установлении заказчиком ограничений допуска с соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) обязывает заказчика описывать товар исключительно с использованием позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), то есть применять только указанные в соответствующей позиции каталога функциональные, качественные характеристики, свойства товара. Установление дополнительных характеристик не допускается.
Департамент и БУ "Нижневартовский окружной клинический перинатальный центр" представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых, возражая против доводов апеллянта, просят обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что департаментом опубликовано извещение N 0187200001722001006 о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка инкубаторов для новорожденных (интенсивная модель) по заявке БУ "Нижневартовский окружной клинический перинатальный центр".
В техническом задании заказчиком установлены определенные требования к объекту закупки, в том числе: прибор представляет собой гибридную систему, имеющую функции инкубатора и открытой системы с инфракрасным обогревателем; наличие синхронизированного электронного управления источниками тепла, связанное с положением колпака инкубатора; электропривод изменения высоты прибора, функция трансформации открытой реанимационной системы в инкубатор; колпак инкубатора специальной формы со скошенными углами для удобной визуализации за ребёнком; двойные боковые стенки-панели или электронная двойная стенка; одноконтактные дверцы для доступа к ребёнку; порты-отверстия с уплотнителями для подведения трубок и инфузионных систем; возможность выдвижения матраса в обе стороны; предварительный прогрев матраса без сигнала тревоги; матрас распределяющий давление тела ребенка, из низкокондуктивных материалов - противопролежневый, антистатический, дезинфицируемый или матрас с подогревом; встроенный подкассетник для проведения рентгенографии, выдвигаемый в обе стороны; функция автоматического расчета термонейтральной среды (введение данных о пациенте: вес при рождении, гестационный возраст, возраст после рождения для подбора температурного режима в инкубаторе для конкретного ребенка); мониторируемые параметры: температура воздуха инкубатора, температуры пациента (с двух кожных термодатчиков), уровень влажности, вес пациента; максимальный период отображения тренда по температуре воздуха инкубатора, температуре пациента (с двух кожных термодатчиков), уровню влажности; система сервоувлажнения (встроенный сервоувлажнитель, наружный съёмный водный резервуар); встроенные электронные весы; диапазон измерения массы, грамм; мобильное основание с регулировкой высоты (электрический лифт); функция компенсации тепловых потерь пациента; три боковые панели откидываются для полного доступа к ребёнку; функция "тепловой завесы" при открывании двух боковых дверец инкубатора; максимальный уровень шума в колпаке инкубатора; разноуровневая, регулируемая по интенсивности звуковая сигнализация и другие.
Действия департамента обжалованы ООО "Медилюкс" в Ханты - Мансийское УФАС России.
В доводах жалобы общество указало о том, что заказчиком не применен код позиции КТРУ, в описании объекта закупки заказчиком не указаны обязательные к применению характеристики товара позиции КТРУ, в описании объекта закупки указаны дополнительные характеристики товара, что является нарушением Правил использования каталога.
При рассмотрении жалобы общества антимонопольный орган установил, что заказчиком в извещении установлено ограничение в соответствии с Постановлением N 878, следовательно, заказчик обязан при описании объекта закупки включить информацию о наименовании и показателях товара исключительно из соответствующей позиции КТРУ. Наличие соответствующей (надлежащей к применению заказчиками) позиции в каталоге и наличие описания характеристик товара в позиции каталога, при установленном заказчиком ограничении допуска по Постановлению N878, обязывает заказчика описывать товар исключительно с использованием позиции КТРУ, то есть применять только указанные в соответствующей позиции каталога функциональные, качественные характеристики, свойства товара.
По доводам антимонопольного органа в КТРУ имеется код 32.50.21.160-00000003 "Инкубатор для новорожденных стандартный" с характеристиками: встроенные весы; лампа фототерапии; стойка инфузионная, в связи с чем при закупке такого товара установление дополнительных характеристик не допускается.
На основании изложенного антимонопольный орган в решении от 07.10.2022 по делу N 086/06/23-1383/2022 пришел к выводу о том, что департамент и учреждение необоснованно не применили код позиции КТРУ, не указали обязательные к применению характеристики позиции КТРУ, а также установили дополнительные характеристики, что является нарушением части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 5 Правил использования каталога, ответственность за которое предусмотрена главой 7 КоАП РФ.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
25.04.2023 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулирует Закон о контрактной системе.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме); аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме); запрос котировок в электронной форме (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование:
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика, заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в описание объекта закупки требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения КТРУ и Правила использования КТРУ.
В силу подпункта "б" пункта 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень Постановления N 878, при условии установления в соответствии с Правилами использования КТРУ ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Судом апелляционной инстанции установлено, что закупаемые департаментом товары включены в перечень Постановления N 878: инкубаторы для новорожденных (код позиции ОКПД2 32.50.21.160), в связи с чем антимонопольным органом заключён вывод о том, что заказчик при установлении требований к товару должен руководствоваться информацией, содержащейся в КТРУ.
Вместе с тем исключение из указанного правила предусмотрено в пункте 7 Правил использования КТРУ, согласно которому в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Как следует из представленных в материалы дела документов и установлено судом первой инстанции, в настоящее время КТРУ содержит 2 записи "Инкубатор для новорожденных стандартный" с кодами 32.50.21.160-00000003 и 32.50.21.160-00000004. В описательной части записей 32.50.21.160-00000003 и 32.50.21.160-00000004 указаны следующие параметры: встроенные весы (характеристика является обязательной для применения); лампа фототерапии (характеристика является обязательной для применения); стойка инфузионная (характеристика является обязательной для применения).
Вместе с тем, учитывая индивидуальные потребности заказчика к формированию закупки, заявитель пришел к обоснованному выводу о том, что названные позиции КТРУ не отображают технические характеристики аппарата, необходимые к поставке заказчику, и не позволяют сформулировать в полном объеме требования к закупаемому товару, что может привести к поставке аппарата, не отвечающего требованиям заказчика.
В частности, описание позиций товаров, представленных в КТРУ, не содержат характеристик товара, установленных в описании закупки в пунктах 1.2-1.3, 2.1-2.7, 3 - 3.4, 4 -4.5, 5-5.8, 6-6.4, 7.1-7.3, 8-8.4, 9-9.2, 10.1-10.8, 11-11.8, 12.1-12.2.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно поддержана позиция департамента о том, что описание товара согласно кодам КТРУ "Инкубатор новорождённых стандартный" не может в полной мере удовлетворять потребностям лечебно-профилактического учреждения в ультразвуковом переносном аппарате с функционалом и диагностическими свойствами, гарантированно обеспечивающими оказание медицинской помощи в соответствии с профилем ЛПУ и стандартов оказания медицинской помощи.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции верно установил, что заказчиком в аукционной документации были установлены требования к товару с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют доводы представленного суду первой инстанции письменного отзыва, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, направлены лишь на переоценку обстоятельств дела, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы Ханты-Мансийским УФАС России не рассматривался, так как антимонопольный орган освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.04.2023 по делу N А75-90/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленными квалифицированными электронными подписями судей, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-90/2023
Истец: Департамент государственного заказа ХМАО - Югры
Ответчик: УФАС по ХМАО-Югре
Третье лицо: БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ОКРУЖНОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ЦЕНТР", ЗАО "Сбербанк-АСТ", ООО "Медилюкс"