г. Москва |
|
13 июля 2023 г. |
Дело N А41-33432/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания Темниковой А.В.,
при участии в судебном заседании:
от НП по обеспечению эксплуатации коттеджного поселка "Монаково-Клаб" (истец) - Россинский Н.Н. по доверенности от 15.09.2022 года, паспорт, диплом;
от Администрации го Мытищи (ответчик) - Паркасова А.П. по доверенности от 01.11.2022 года, паспорт, диплом;
от ПАО "Россети Московский регион" - Левина И.А. по доверенности от 17.02.2023 года, паспорт, диплом;
от Дьячковой Т.Н. - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу НП по обеспечению эксплуатации коттеджного поселка "Монаково-Клаб" на решение Арбитражного суда Московской области от 02.03.2023 по делу N А41-33432/22, по иску НП по обеспечению эксплуатации коттеджного поселка "Монаково-Клаб" к Администрации го Мытищи, третьи лица: ПАО "Россети Московский регион", Дьячкова Т.Н.,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческое партнерство по обеспечению эксплуатации коттеджного поселка "Монаково-Клаб" обратилось в Арбитражный суд Московской области к Администрации городского округа Мытищи Московской области с заявленными требованиями:
- признать незаконным Постановление Администрации городского округа Мытищи Московской области от 15.12.2021 N 5596 "Об установлении публичного сервитута площадью 46 кв. м на часть земельного участка с кадастровым номером 50:12:0030110:65 в целях строительства КЛ-0,4 кВ";
- признать незаконным Постановление Администрации городского округа Мытищи Московской области от 28.12.2021 N 5916 "Об установлении публичного сервитута площадью 46 кв. м на часть земельного участка с кадастровым номером 50:12:0030110:14 в целях строительства КЛ-0,4 кВ".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечены Публичное акционерное общество "Россети - Московский регион" и Дьячкова Татьяна Николаевна.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, НП по обеспечению эксплуатации коттеджного поселка "Монаково-Клаб" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и просил решение Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие иных представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником земельных участков: с кадастровым номером 50:12:0030110:65 площадью 4145 кв. м категории "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры", и с кадастровым номером 50:12:0030110:14 площадью 4781 кв. м категории "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры".
12.11.2021 ПАО "Россети Московский регион" обратилось в Администрацию го Мытищи с ходатайствами NN Р001-9234482072-51957459 и Р001-9234482072-51957378 об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 50:12:0030110:65 площадью 46 кв. м в границах согласно схемы и часть земельного участка с кадастровым номером 50:12:0030110:14 площадью 103 кв. м в границах согласно схемы, на срок 49 лет.
Постановлением Администрации го Мытищи от 15.12.2021 N 5596 установлен публичный сервитут площадью 46 кв. м на часть земельного участка с кадастровым номером 50:12:0030110:65 в целях строительства КЛ-0,4 кВ в интересах ПАО "Россети - Московский регион" сроком на 49 лет.
Постановлением Администрации го Мытищи от 28.12.2021 N 5916 установлен публичный сервитут площадью 103 кв. м на часть земельного участка с кадастровым номером 50:12:0030110:14 в интересах ПАО "Россети Московский регион" сроком на 49 лет.
Не согласившись с постановлениями, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В обоснование заявитель указывает следующее. Из текста постановлений не усматривается цель установления публичного сервитута в соответствии с п. 2 ст. 23 и п. 1 ст. 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). На спорных земельных участках уже имеются объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие заявителю, а также иные подземные коммуникации, и схема расстановки опор, не согласованная с НП "Монаково-Клаб", повлечет необходимость реконструкции (переноса), сноса существующих подземных коммуникаций.
В соответствии с п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 4 ст. 200 АПК РФ).
Согласно п. 1 ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.
Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут) (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).
Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются (п. 3 ст. 23 ЗК РФ).
В силу подп. 8 п. 4 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.
Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель. Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком (п. 5 ст. 23 ЗК РФ).
Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении (п. 7 ст. 23 ЗК РФ).
Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием (п. 8 ст. 23 ЗК РФ).
В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.3 настоящего Кодекса (п. 10 ст. 23 ЗК РФ).
Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования (п. 11 ст. 23 ЗК РФ).
Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом (п. 12 ст. 23 ЗК РФ).
В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13 ст. 23 ЗК РФ).
Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке (п. 14 ст. 23 ЗК РФ).
Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса (п. 18 ст. 23 ЗК РФ).
Согласно п. 1 ст. 39.37 ЗК РФ в порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях: 1) строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения);
Публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса (далее также в настоящей главе - публичный сервитут), устанавливается: решениями органов местного самоуправления городского округа, городского поселения - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения городского округа, городского поселения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами местного значения городского округа, городского поселения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам местного значения городского округа, городского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения городского округа, городского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса и не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах городского округа, городского поселения (подп. 4 п. 1 ст. 39.38 ЗК РФ).
Статьей 39.39 ЗК РФ предусмотрено, что публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 настоящего Кодекса (далее также в настоящей главе - орган, уполномоченный на установление публичного сервитута), на основании ходатайства об установлении публичного сервитута (п. 1). Публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23 настоящего Кодекса (п. 2). Установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 настоящего Кодекса (п. 3).
В силу ст. 39.40 ЗК РФ с ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация (далее в настоящей главе - заявитель): являющаяся субъектом естественных монополий, - в случаях установления публичного сервитута для размещения, капитального ремонта инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции; осуществляющая строительство, реконструкцию инженерного сооружения, являющегося линейным объектом, капитальный ремонт его участков (частей), реконструкцию, капитальный ремонт его участков (частей) в связи с планируемыми строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства; иное лицо, уполномоченное в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями осуществлять деятельность, для обеспечения которой допускается установление публичного сервитута.
В ходатайстве об установлении публичного сервитута, в том числе, должны быть указаны: наименование и место нахождения заявителя цель установления публичного сервитута в соответствии со статьей 39.37 настоящего Кодекса; испрашиваемый срок публичного сервитута; срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут (при возникновении таких обстоятельств). В указанный срок включается срок строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта инженерного сооружения; обоснование необходимости установления публичного сервитута; кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков (п. 1 ст. 39.41 ЗК РФ).
В обосновании необходимости установления публичного сервитута должны быть приведены: договор о подключении (технологическом присоединении) к электрическим сетям, тепловым сетям, водопроводным сетям, сетям водоснабжения и (или) водоотведения, сетям газоснабжения с указанием сторон такого договора и сроков технологического присоединения, в целях исполнения которого требуется размещение инженерного сооружения, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях размещения инженерного сооружения, необходимого для подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (подп. 6 п. 2 ст. 39.41 ЗК РФ).
Согласно п. 3 ст. 39.41 ЗК РФ обоснование необходимости установления публичного сервитута, указанное в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи, при отсутствии документов, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, должно также содержать:
1) расчеты и доводы, касающиеся наиболее целесообразного способа установления публичного сервитута, в том числе с учетом необходимости обеспечения безопасной эксплуатации инженерного сооружения, в целях размещения или капитального ремонта которого подано ходатайство об установлении публичного сервитута, обеспечения безопасности населения, существующих зданий, сооружений, а также соблюдения требований, установленных пунктами 8 и 9 статьи 23 настоящего Кодекса;
2) обоснование невозможности размещения инженерного сооружения на земельных участках общего пользования или в границах земель общего пользования, территории общего пользования, на землях и (или) земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам (а в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.39 настоящего Кодекса, также обоснование невозможности размещения инженерного сооружения на земельных участках, относящихся к имуществу общего пользования), таким образом, чтобы протяженность указанного инженерного сооружения не превышала в два и более раза протяженность такого инженерного сооружения в случае его размещения на земельных участках, принадлежащих гражданам и юридическим лицам.
Требования к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (п. 4 ст. 39.41 ЗК РФ).
К ходатайству об установлении публичного сервитута прилагаются: 1) подготовленные в форме электронного документа сведения о границах территории, в отношении которой устанавливается публичный сервитут (далее - границы публичного сервитута), включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости; 2) соглашение, заключенное в письменной форме между заявителем и собственником линейного объекта или иного сооружения, расположенных на земельном участке и (или) землях, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, об условиях реконструкции, в том числе переноса или сноса указанных линейного объекта, сооружения в случае, если осуществление публичного сервитута повлечет необходимость реконструкции или сноса указанных линейного объекта, сооружения; 3) копии документов, подтверждающих право на инженерное сооружение, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного сооружения, при условии, что такое право не зарегистрировано; 4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с ходатайством об установлении публичного сервитута обращается представитель заявителя (п. 5 ст. 39.41 ЗК РФ).
В силу п. 9 ст. 39.41 ЗК РФ орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута возвращает его без рассмотрения с указанием причины принятого решения при наличии следующих обстоятельств: 1) ходатайство подано в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, не уполномоченные на установление публичного сервитута для целей, указанных в ходатайстве; 2) заявитель не является лицом, предусмотренным статьей 39.40 настоящего Кодекса; 3) подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях, не предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса; 4) к ходатайству об установлении публичного сервитута не приложены документы, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи; 5) ходатайство об установлении публичного сервитута и приложенные к нему документы не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Согласно п. 1 ст. 39.43 ЗК РФ орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, принимает решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении.
Пунктом 4 ст. 39.43 ЗК РФ предусмотрено, что решение об установлении публичного сервитута должно содержать следующую информацию: цель установления публичного сервитута; сведения о лице, на основании ходатайства которого принято решение об установлении публичного сервитута; кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут, адреса или описание местоположения таких земельных участков; срок публичного сервитута; срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением сервитута (при наличии такого срока); реквизиты нормативных актов, определяющих порядок установления зон с особыми условиями использования территорий и содержание ограничений прав на земельные участки в границах таких зон в случае, если публичный сервитут устанавливается в целях размещения инженерного сооружения, требующего установления зон с особыми условиями использования территорий; указание на обязанность обладателя публичного сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для использования в соответствии с видом разрешенного использования, снести инженерное сооружение, размещенное на основании публичного сервитута, в сроки, предусмотренные пунктом 8 статьи 39.50 настоящего Кодекса.
Решением об установлении публичного сервитута утверждаются границы публичного сервитута. Сведения о границах публичного сервитута прилагаются к решению об установлении публичного сервитута (п. 5 ст. 39.43 ЗК РФ).
В силу п. 1 ст. 39.44 ЗК РФ в установлении публичного сервитута должно быть отказано, если:
1) в ходатайстве об установлении публичного сервитута отсутствуют сведения, предусмотренные статьей 39.41 настоящего Кодекса, или содержащееся в ходатайстве об установлении публичного сервитута обоснование необходимости установления публичного сервитута не соответствует требованиям, установленным в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 настоящего Кодекса;
2) не соблюдены условия установления публичного сервитута, предусмотренные статьями 23 и 39.39 настоящего Кодекса;
3) осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивается публичный сервитут, запрещено в соответствии с требованиями федеральных законов, технических регламентов и (или) иных нормативных правовых актов на определенных землях, территориях, в определенных зонах, в границах которых предлагается установить публичный сервитут;
4) осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивается публичный сервитут, а также вызванные указанной деятельностью ограничения прав на землю повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием в течение более чем трех месяцев в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства (в том числе индивидуального жилищного строительства), ведения личного подсобного хозяйства, гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, или одного года в отношении иных земельных участков. Положения настоящего подпункта не применяются в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам;
5) осуществление деятельности, для обеспечения которой подано ходатайство об установлении публичного сервитута, повлечет необходимость реконструкции (переноса), сноса линейного объекта или иного сооружения, размещенных на земельном участке и (или) землях, указанных в ходатайстве, и не предоставлено соглашение в письменной форме между заявителем и собственником данных линейного объекта, сооружения об условиях таких реконструкции (переноса), сноса;
6) границы публичного сервитута не соответствуют предусмотренной документацией по планировке территории зоне размещения инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей в случае подачи ходатайства об установлении публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 и 4 статьи 39.37 настоящего Кодекса, за исключением случая установления публичного сервитута в целях капитального ремонта инженерных сооружений, являющихся линейными объектами, а также в целях капитального ремонта участков (частей) таких инженерных сооружений;
7) установление публичного сервитута в границах, указанных в ходатайстве, препятствует размещению иных объектов, предусмотренных утвержденным проектом планировки территории;
8) публичный сервитут испрашивается в целях реконструкции инженерного сооружения, которое предполагалось перенести в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, и принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии такого земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
13.09.2021 ПАО "Россети Московский регион" обратилось в Администрацию го Мытищи с ходатайством об установлении публичного сервитута N СЭС/06/1255, в котором указало следующую информацию: наименование заявителя - ПАО "Россети Московский регион", почтовый адрес, ИНН, ОГРН, сведения о представителе заявителя; вид сервитута - публичный, согласно ст. 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации или ст. 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в отношении участка на территории кадастрового квартала 50:12:0030110, расположенного в го Мытищи Московской области, в целях строительства КЛ-0.4 кВ. Испрашиваемый срок публичного сервитута 49 лет, срок в течение которого в соответствии с расчетом заявителя использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено (при возникновении таких обстоятельств) - 2 месяца. Обоснование необходимости установления публичного сервитута: В целях подключения заявителя (Т.Н. Дьячкова), силами подрядчика, был разработан ситуационный план (шифр МРС-30-4236.ЭС) электроснабжения земельного участка с кадастровым номером 50:12:0030110:205. В соответствии с планом подрядчику необходимо построить инженерное сооружение (ВЛ-0,4кВ) по территориям участков с кадастровыми номерами 50:12:0030110:65 и 50:12:0030110:14. Согласно договору подключения (технологического присоединения) N М820560-251502 между ПАО "Россети Московский регион" и Т.Н. Дьячковой, необходимо выполнить строительство инженерного сооружения (ВЛ-0,4кВ) от существующей ТП-80 ПАО "Россети Московский регион" до границ участка заявителя. Участок заявителя окружен другими участками КП и примыкает к участкам, выделенным для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры (50:12:0030110:65 и 50:12:0030110:14) и принадлежащим некоммерческому партнерству по обеспечению эксплуатации коттеджного поселка "Монаково-Клаб". После двухкратного обращения в НП "Монаково-Клаб" от них не был получен ответ. Кадастровый номер земельного участка, в отношении которого испрашивается публичный сервитут 50:12:0030110:65. Документы, прилагаемые к ходатайству: сведения о границах устанавливаемого публичного сервитута в 1 экз.; обоснование необходимости установления публичного сервитута на 3 л. в 1 экз.; копии свидетельств; доверенности.
12.11.2021 ПАО "Россети Московский регион" обратилось в Администрацию го Мытищи с ходатайством об установлении публичного сервитута N СЭС/06/1448, в котором указало следующую информацию: наименование заявителя - ПАО "Россети Московский регион", почтовый адрес, ИНН, ОГРН, сведения о представителе заявителя; вид сервитута - публичный, согласно ст. 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации или ст. 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в отношении участка на территории кадастрового квартала 50:12:0030110, расположенного в го Мытищи Московской области, в целях строительства КЛ-0.4 кВ. Испрашиваемый срок публичного сервитута 49 лет, срок в течение которого в соответствии с расчетом заявителя использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено (при возникновении таких обстоятельств) - 2 месяца. Обоснование необходимости установления публичного сервитута: В целях подключения заявителя (Т.Н. Дьячкова), силами подрядчика, был разработан ситуационный план (шифр МРС-30-4236.ЭС) электроснабжения земельного участка с кадастровым номером 50:12:0030110:205. В соответствии с планом подрядчику необходимо построить инженерное сооружение (ВЛ-0,4кВ) по территориям участков с кадастровыми номерами 50:12:0030110:65 и 50:12:0030110:14. Согласно договору подключения (технологического присоединения) N М820560-251502 между ПАО "Россети Московский регион" и Т.Н. Дьячковой, необходимо выполнить строительство инженерного сооружения (ВЛ-0,4кВ) от существующей ТП-80 ПАО "Россети Московский регион" до границ участка заявителя. Участок заявителя окружен другими участками КП и примыкает к участкам, выделенным для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры (50:12:0030110:65 и 50:12:0030110:14) и принадлежащим некоммерческому партнерству по обеспечению эксплуатации коттеджного поселка "Монаково-Клаб". После двухкратного обращения в НП "Монаково-Клаб" от них не был получен ответ. Кадастровый номер земельного участка, в отношении которого испрашивается публичный сервитут 50:12:0030110:14. Документы, прилагаемые к ходатайству: сведения о границах устанавливаемого публичного сервитута в 1 экз.; обоснование необходимости установления публичного сервитута на 3 л. в 1 экз.; копии свидетельств; доверенности.
15.12.2021 Администрацией го Мытищи вынесено постановление N 5596 "Об установлении публичного сервитута площадью 46 кв. м на часть земельного участка с кадастровым номером 50:12:0030110:65 в целях строительства КЛ-0,4кВ", согласно которому:
1. Установлен публичный сервитут площадью 46 кв. м сроком на 49 лет на часть земельного участка с кадастровым номером 50:12:0030110:65, расположенного по адресу Московская область Мытищинский район сп Федоскинское АОЗТ СХП "Менжинец" вблизи д. Хлябово в интересах ПАО "Россети Московский регион" в целях строительства КЛ-0,4 кВ.
2. Установлен срок, в течение которого использование части земельного участка будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением сервитута - 2 месяца.
3. Утверждены границы публичного сервитута площадью 46 кв. м (Схема границ прилагается).
4. Порядок установления зоны с особыми условиями использования территории для объектов электросетевого хозяйства и содержание ограничений прав на земельный участок в границе такой зоны установлен Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон".
5. Установить обязанность обладателя публичного сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для использования в соответствии с видом разрешенного использования, не позднее чем 3 месяца после завершения строительства, капитального или текущего ремонта, реконструкции инженерного сооружения, в целях размещения которого был установлен публичный сервитут.
6. Рекомендовать ПАО "Россети Московский регион" направить правообладателю земельного участка с кадастровым номером 50:12:0030110:65 проект соглашения об осуществлении публичного сервитута и вносить плату за публичный сервитут в порядке установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
28.12.2021 Администрацией го Мытищи вынесено постановление N 5916 "Об установлении публичного сервитута в порядке главы V.7 Земельного кодекса Российской Федерации по адресу (местоположение): обл. Московская, р-н Мытищинский, АОЗТ СХП "Менжинец", вблизи д. Хлябово в пользу ПАО "Россети Московский регион" в целях строительства ВЛ-0,4 кВ", согласно которому постановлено:
1. Установлен публичный сервитут на срок 588 месяцев в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:12:0030110:14, в пользу ПАО "Россети Московский регион", в целях строительства ВЛ-0,4 кВ, в границах в соответствии с приложением к настоящему постановлению.
Порядок установления зоны с особыми условиями использования территории для объектов электросетевого хозяйства и содержание ограничений прав на земельный участок в границе такой зоны установлен Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон".
Установить обязанность обладателя публичного сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для использования в соответствии с видом разрешенного использования, не позднее чем 3 месяца после завершения строительства, капитального или текущего ремонта, реконструкции инженерного сооружения, в целях размещения которого был установлен публичный сервитут.
Исследовав оспариваемые постановления администрации, суд полагает, что в них содержится вся необходимая информация, предусмотренная п. 4 ст. 39.43 ЗК РФ, в том числе: цель установления публичного сервитута - строительство КЛ-0,4кВ; сведения о лице, на основании ходатайства которого принято решение об установлении публичного сервитута - ПАО "Россети Московский регион"; кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут, адреса или описание местоположения таких земельных участков - земельный участок с кадастровым номером 50:12:0030110:65, расположенного по адресу Московская область Мытищинский район сп Федоскинское АОЗТ СХП "Менжинец" вблизи д. Хлябово и земельный участок с кадастровым номером 50:12:0030110:14 по адресу (местоположение): обл. Московская, р-н Мытищинский, АОЗТ СХП "Менжинец", вблизи д. Хлябово; срок публичного сервитута - 49 лет, 588 месяцев; срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением сервитута (при наличии такого срока) - 2 месяца; реквизиты нормативных актов, определяющих порядок установления зон с особыми условиями использования территорий и содержание ограничений прав на земельные участки в границах таких зон в случае, если публичный сервитут устанавливается в целях размещения инженерного сооружения, требующего установления зон с особыми условиями использования территорий - Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон"; указание на обязанность обладателя публичного сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для использования в соответствии с видом разрешенного использования, снести инженерное сооружение, размещенное на основании публичного сервитута, в сроки, предусмотренные пунктом 8 статьи 39.50 настоящего Кодекса - не позднее чем 3 месяца после завершения строительства, капитального или текущего ремонта, реконструкции инженерного сооружения, в целях размещения которого был установлен публичный сервитут.
Апелляционный суд отклонил доводы заявителя о том, что у администрации имелись основания, предусмотренные п. 1 ст. 39.44 ЗК РФ, для отказа в установлении сервитутов.
Ходатайства ПАО "Россети Московский регион" содержат все реквизиты и сведения, предусмотренные ст. 39.41 ЗК РФ, а именно: наименование и место нахождения заявителя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика (ПАО "Россети Московский регион", 115114 Российская Федерация Москва 2-й Павелецкий проезд 3 стр. 2, ОГРН 1057746555811, ИНН 5036065113; цель установления публичного сервитута в соответствии со статьей 39.37 настоящего Кодекса - строительство КЛ-0,4кВ; испрашиваемый срок публичного сервитута - 49 лет; срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут (при возникновении таких обстоятельств). В указанный срок включается срок строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта инженерного сооружения - 2 месяца; обоснование необходимости установления публичного сервитута - заключенный договор подключения (технологического присоединения) N М820560-251502, схема границ сервитута, из которой следует, что участок заявителя примыкает к спорным земельным участкам, предназначенным для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры; кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков - 50:12:0030110:65 и 50:12:0030110:14; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Доказательств, что при установлении публичного сервитута не соблюдены условия установления публичного сервитута, предусмотренные статьями 23 и 39.39 настоящего Кодекса, заявителем не представлено. Также не представлено доказательств, что публичный сервитут не соответствует утвержденной градостроительной документации.
Осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивается публичный сервитут, а также вызванные указанной деятельностью ограничения прав на землю не повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании земельного участка, поскольку спорные земельные участки имеют вид разрешенного использования - для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
Доводы заявителя о том, что осуществление деятельности, для обеспечения которой подано ходатайство об установлении публичного сервитута, повлечет необходимость реконструкции (переноса), сноса линейного объекта или иного сооружения, размещенных на земельном участке и (или) землях, указанных в ходатайстве, и не предоставлено соглашение в письменной форме между заявителем и собственником данных линейного объекта, сооружения об условиях таких реконструкции (переноса), сноса, судом первой инстанции обоснованно не приняты по следующим основаниям.
Из представленных в материалы дела документов усматривается, что заявителю дважды - 09.04.2021 и 25.04.2021 направлялись обращения с просьбой рассмотреть и согласовать проектную документацию объекта строительства по титулу: "Строительство ВЛИ-0,38 кВ от ВЛИ-0,38 кВ от ТП-6/0,4 кВ - 80, ПС N 96 "Катуар", в т.ч. ПИР, МО, Мытищинский район д. Хлябово ул. Камышовая д. 4", с приложением ситуационного плана и технических условий (получены адресатом 22.04.2021 и 29.04.2021).
В технических условиях N С8-20-225-016639/125 на технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "Россети Московский регион" энергопринимающих устройств (Дьячкова Татьяна Николаевна) указано: наименование энергопринимающих устройств - жилой дом с кадастровым номером 50:12:0030110:205 и земельный участок с кадастровым номером 50:12:0030110:59, адрес го Мытищи д. Хлябово ул. Камышовая д. 4, максимальная мощность 15 кВт, категория надежности - третья, класс напряжения электрических сетей 0,4 кВ, точка присоединения и распределения максимальной мощности - 1 точка - вновь сооружаемый ВРЩ-0,4кВ проект, отходящей от секции РУ-0,4кВ ТП-6/0,4кВ N 80-15 кВт, основной источник питания ПС35кВ Катуар N 96 6/кВ, резервный источник питания отсутствует, выполнить: Строительство КВЛ-0,4кВ, 1 шт., от с.ш. РУ-0,4кВ ТП-6/0,4кВ N 80 до вновь сооружаемого РЩ-0,4 кВ. Протяженность ВЛ-0,55 км (в т.ч. 2 анкерные опоры), сечением 70 кв. мм; протяженность КЛ - 0,1 км, сечение кабеля 70 кв. мм, ГНБ-0,07 км (диаметр трубы ПНДЩ 110 мм); Применяется подземная прокладка в траншее одного кабеля. Строительство (установка) ВРЩ-0,4кВ 1 шт. Предусмотреть возможность круглогодичного подъезда персонала к РЩ. Настоящий документ является неотъемлемой частью договора N С8-20-302-11645(820560) от 16 июля 2020 года об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрической сети.
Каких-либо возражений, замечаний в отношении представленного проекта, ответов на обращение, от заявителя третьему лицу не поступило, соглашений о переносе также не направлено.
Кроме того, в Газете "Официальные Мытищи" N 40 (150) от 02.10.2021 и N 47 (157) от 20.11.2021 Администрацией го Мытищи опубликованы информационные письма о возможном установлении публичных сервитутов на земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0030110:65 и 50:12:0030110:14, с указанием возможности заинтересованных лиц ознакомиться с поступившими ходатайствами ПАО "Россети Московский регион" об установлении публичных сервитутов и предлагаемых схем границ на официальном сайте администрации, а также в Администрации го Мытищи.
В рамках настоящего дела заявителем не представлено заключений о необходимости реконструкции (переноса), сноса размещенных на спорных земельных участках сооружений.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 15 февраля 2022 года по делу N А41-82238/20.
Заявителем представлено ходатайство о назначении судебной экспертизы с целью установления границ публичных сервитутов, определения какие инженерные коммуникации расположены в границах публичных сервитутов и кто является их собственниками, возможно ли размещение ВЛ-0,4кВ согласно схем границ публичных сервитутов без реконструкции (переноса) или сноса имеющихся в границах спорных земельных участков инженерных коммуникаций, линейных объектов и иных сооружений.
Согласно п. 1 ст. 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
В суде апелляционной инстанции представитель истца заявил ходатайство о назначении экспертизы.
Апелляционным судом указанное ходатайство отклонено, так как дело может быть рассмотрено без ее проведения на основании имеющихся в материалах дела документов, из которых усматривается установление границ публичных сервитутов согласно схемам границ, определить какие инженерные коммуникации расположены в границах публичных сервитутов и их правообладателей возможно без проведения судебной экспертизы. Документы (в т.ч. заключение), на основании которых заявителем сделаны предположения о необходимости для строительства ВЛ-0,4кВ реконструкции, переноса, сноса принадлежащих заявителю инженерных коммуникаций, в материалы дела не представлено. Доводы, на которых заявитель основывает свои требования, носят предположительный характер, и не могли быть основанием для отказа в установлении сервитутов в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 39.44 ЗК РФ. Кроме того, в данном случае назначение судебной экспертизы повлечет необоснованные затраты для участников процесса и приведет к необоснованному затягиванию рассмотрения спора.
Кроме того, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о пропуске заявителем срока, предусмотренного положениями статьи 198 АПК РФ.
В силу п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Оспариваемые в настоящем деле постановления вынесены Администрацией го Мытищи соответственно 15 и 28 декабря 2021 года.
Постановление от 15.12.2021 опубликовано в газете "Официальные Мытищи" N 52 (162) от 25.12.2021, а также направлено в адрес НП "Монаково-Клаб" (исх. N И-15386 от 28.12.2021), вручено адресату 10.01.2022.
Постановление от 28.12.2021 опубликовано в газете "Официальные Мытищи" N 1 (163) от 15.01.2022, направлено в адрес НП "Монаково-Клаб" (исх. N И-157 от 13.01.2022), вручено адресату 10.03.2022.
На момент получения постановления от 28.12.2021 заявитель знал и не мог не знать о существовании постановления от 15.12.2021, полученного им 10.01.2022, при этом в настоящем деле оспариваются оба постановления в совокупности.
Также суд отмечает, что заявитель мог и должен был узнать о данных постановлениях из их публикации в официальной газете го Мытищи.
В связи с этим, суд полагает, что срок на обжалование начал течь с января 2022 года и окончился в апреле 2022 года.
Заявление о признании постановлений незаконными подано заявителем в Арбитражный суд Московской области 11 мая 2022 года.
Ходатайств о восстановлении пропущенного срока на обжалование, предусмотренного п. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не представлено.
Возражая против пропуска срока на обжалование, заявитель ссылается на п. 9 ст. 39.43 ЗК РФ, из которого следует, что решение об установлении публичного сервитута может быть оспорено правообладателем земельного участка в суд до истечения тридцати дней со дня получения в соответствии с пунктом 8 статьи 39.47 настоящего Кодекса правообладателем земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута.
Между тем, в данном случае соглашение об осуществлении публичного сервитута лицом, в пользу которого установлен сервитут, заявителю не направлялось, что подтверждено в судебном заседании представителем третьего лица, и заявителем не получалось.
Таким образом, срок на обжалование в данном случае предусмотрен пунктом 4 ст. 198 АПК РФ.
Указанная позиция соответствует правовой позиции, изложенной в действующей судебной практике (судебные акты по делу N А40-75836/22).
Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в соответствии с представленными в дело доказательствами, основания для установления иных фактических обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал развернутую оценку доводам участвующих в деле лиц и представленным доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Все содержащиеся в обжалуемом судебном акте выводы основаны на представленных в материалы дела доказательствах и соответствуют им.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 02.03.2023 по делу N А41-33432/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-33432/2022
Истец: НП по обеспечению эксплуатации коттеджного поселка "Монаково-Клаб"
Третье лицо: ПАО "Россети Московский регион", АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА МЫТИЩИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ