г. Тула |
|
12 июля 2023 г. |
Дело N А62-1836/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.07.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.07.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В. и Волошиной Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тяпковой Т.Ю., при участии представителя заинтересованного лица - Смоленской таможни (ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713) - Киселева А.В. (доверенность от 01.06.2023 N 06-49/58), в отсутствие представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Союзная аграрная компания" (ОГРН 1216700007479, ИНН 6732211314), уведомленного надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференция), апелляционную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 29.05.2023 по делу N А62-1836/2023 (судья Пудов А.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Союзная аграрная компания" (далее -общество, ООО "Союзная аграрная компания") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Смоленской таможне (далее - административный орган, таможня) о признании незаконным и отмене (изменении) постановлений от 02.12.2022 N 10113000-3342/2022, N 10113000-3339/2022, N 10113000-3340/2022, N 10113000-3341/2022, N 10113000-3332/2022 и N 10113000-3338/2022 о назначении административного наказания по части 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (с учетом объединения в одно производство дел N А62-1836/2023, N А62-2028/2023, N А62-2029/2023, N А62-2030/2023, N А62-2135/2023 и N А62-2136/2023).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 29.05.2023 в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления от 02.12.2022 N 10113000-3332/2022 о назначении обществу административного наказания по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ отказано. Постановления таможни от 02.12.2022 N 10113000-3338/2022, N 10113000-3339/2022, N 10113000-3340/2022, N 10113000-3341/2022 и N 10113000-3342/2022 в части назначения обществу административного наказания признаны незаконными и отменены.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части удовлетворенных требований и принять по делу новое решение. В обоснование своей позиции указывает, что осуществление контроля за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений является текущей деятельностью таможенного органа в рамках предоставленных ему полномочий по осуществлению контрольных функций в отношении своевременности представления каждой статистической формы. На основании этого считает, что оснований для применения части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у таможни не имелось. Также обращает внимание суда на то, что обществом пропущен срок для обращения в арбитражный суд с заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 28.06.2022 в таможню по электронным каналам связи от ООО "Союзная аграрная компания" поступили статистические формы учета перемещения товаров (далее - статформа):
- регистрационный номер 10113000/280622/С831663 за отчетный период февраль 2022 года,
- регистрационный номер 10113000/280622/С831558 за отчетный период март 2022 года.
Кроме этого 07.07.2022 в таможню поступили следующие статформы:
- регистрационный номер 10113000/070722/С891407 за отчетный период апрель 2022 года,
- регистрационный номер 10113000/070722/С891390 за отчетный период апрель 2022 года,
- регистрационный номер 10113000/070722/С889966 за отчетный период апрель 2022 года,
- регистрационный номер 10113000/070722/С891404 за отчетный период май 2022 года.
В ходе осуществления проверки поступивших статформ должностное лицо таможни пришло к выводу о нарушения сроков их представления, в связи с чем 19.10.2022 в отношении общества составило протоколы N 10113000-3332/2022, N 10113000-3338/2022, N 10113000-3339/2022, N 10113000-3340/2022, N 10113000-3341/2022 и N 10113000-3342/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, на основании которых заместителем начальника таможни 02.12.2022 были вынесены постановления N 10113000-3332/2022, N 10113000-3338/2022, N 10113000-3339/2022, N 10113000-3340/2022, N 10113000-3341/2022 и N 10113000-3342/2022 о назначении обществу административного наказания - штрафа в размере 50 000 рублей (по каждому постановлению).
Не согласившись с постановлениями, общество обратилось в арбитражный суд с заявлениями, которые определением от 22.05.2023 были объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Рассматривая заявление и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
На основании части 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии с частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в сфере ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств-членов ЕАЭС или вывозимых из Российской Федерации на территории государств-членов ЕАЭС.
Объективную сторону административного правонарушения составляет противоправное деяние, выраженное в несвоевременном представлении статистической формы учета перемещения товаров в таможенный орган.
В силу положений статьи 24 Договора ЕАЭС, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к договору) государственными органами государств-членов ЕАЭС ведется официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами-членами ЕАЭС во взаимной торговле в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии, и форматами ее предоставления Евразийской экономической комиссии, утвержденными Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 03.12.2018 N 197 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств-членов Евразийского экономического союза".
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 12, подпунктом 2 пункта 2 статьи 254 Федерального закона 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) предусмотрено, что статистику взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами ЕАЭС ведут таможенные органы на основании сведений, указанных в статистической форме (далее - статформа), и иных источниках информации.
Пунктами 1, 2, 3 статьи 278 Закона N 289-ФЗ обязанность представлять в таможенный орган статформу установлена для российских лиц, которые:
- заключили сделку (сделка заключена от их имени (по поручению)), в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств-членов ЕАЭС или вывозятся из Российской Федерации на территории государств-членов ЕАЭС;
- не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Аналогичная обязанность указанных лиц закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза _..", которым на основании пункта 3 статьи 278 Закона N 289-ФЗ утверждены также Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами ЕАЭС, статформа и правила ее заполнения (далее - Правила N 891).
В соответствии с пунктом 9 Правил N 891 статформа представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
Статформа представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет. Местом представления статформы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статформы является дата ее направления в таможенный орган через личный кабинет (пункты 8, 10 Правил N 891).
Как следует из материалов дела, между обществом и ИП Сулеймановым И.Г. оглы (Республика Беларусь) заключены договоры от 01.12.2021 N 011221, от 20.01.2022 N 200122, от 03.03.2022 N 030322 и от 18.03.2022 N 180322, в рамках которых обществом в феврале, марте, апреле и мае 2022 года осуществлен ввоз из Республики Беларусь в Российскую Федерацию товара. Помимо этого между обществом и крестьянским фермерским хозяйством "Дубица-агро" (Республика Беларусь) заключен договор от 18.05.2022 N 10/2022, в рамках которого обществом в мае 2022 года также осуществлен ввоз товара из Республики Беларусь в Российскую Федерацию.
С учетом положений пунктов 8 - 10 Правил N 891 статформы должны были быть представлены обществом в таможню:
- за февраль 2022 года не позднее 15.03.2022 (статформа 10113000/280622/С831663 поступила 28.06.2022),
- за март 2022 года не позднее 15.04.2022 (статформа 10113000/280622/С831558 поступила 28.06.2022),
- за апрель 2022 года не позднее 18.05.2022 (статформы 10113000/070722/С891407, 10113000/070722/С891390, 10113000/070722/С889966 поступили 07.07.2022),
- за май 2022 года не позднее 14.06.2022 (статформа 10113000/070722/С891404 поступила 07.07.2022).
В соответствии с КПС "Правоохрана-Административные правонарушения" 17.05.2022 вступили в законную силу постановления таможни N 10113000-000974/2022, N 10113000-000975/2022, N 10113000-000975/2022, N 10113000-000977/2022, N 10113000-000978/2022, N 10113000-000979/2022, N 10113000-000996/2022, N 10113000-000997/2022, N 10113000-000998/2022, N 10113000-000999/2022, N 10113000-001000/2022, N 10113000-001001/2022 и N 10113000-001002/2022, которыми общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ и ему назначено предупреждение.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (статья 4.6 КоАП РФ).
Днями совершения правонарушений, заявления об оспаривании которых рассматриваются в настоящем деле, считаются 16.03.2022, 16.04.2022, 19.05.2022, 15.06.2022, то есть дни, следующие за истечением сроков представления обществом в таможню статформ N 10113000/280622/С831663, N 10113000/280622/С831558, N 10113000/070722/С891407, N 10113000/070722/С891390, N 10113000/070722/С889966 и N 10113000/070722/С891404 (абзац третий пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
По состоянию на указанные дни не истек годичный срок, в течение которого общество, с учетом вступивших в законную силу постановлений таможни о привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, признавалось подвергнутым административному наказанию.
С учетом этого суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что совершенные обществом правонарушения являются повторными и правильно квалифицированы таможней по части 2 статьи 19.7.13 КоАП.
Виновность ООО "Союзная аграрная компания" оценена административным органом с учетом критериев вины юридического лица как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо, возможностями по соблюдению требований публичного правопорядка (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Постановления от 02.12.2022 N 10113000-3332/2022, N 10113000-3338/2022, N 10113000-3339/2022, N 10113000-3340/2022, N 10113000-3341/2022 и N 10113000-3342/2022 вынесены уполномоченным лицом в пределах давностного срока, установленного статей 4.5 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), не выявлено.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Критерии малозначительности правонарушения действующим законодательством не определены, поэтому возможность применения статьи 2.9 КоАП следует рассматривать в каждом конкретном случае исходя из материалов дела об административном правонарушении, собранных по делу доказательств, характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств его совершения, а также отсутствия существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых правоотношений.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
При этом содержащиеся в КоАП РФ санкции за административные правонарушения имеют, помимо карательной, превентивную цель: они применяются для предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. При этом применяемая за совершенное правонарушение мера административной ответственности должна быть соразмерна его характеру, поскольку ограничение прав и свобод граждан допускается только в той мере, в какой это необходимо для защиты закрепленных в Конституции Российской Федерации ценностей, прав и свобод.
Таким образом, применение положений статьи 2.9 КоАП РФ возможно исключительно в случае несоразмерности предусмотренного соответствующей статьей (частью статьи) КоАП РФ наказания характеру и степени общественной вредности совершенного административного правонарушения, его последствий, с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.
Между тем в деле отсутствуют и обществом не представлены доказательства исключительности рассматриваемых случаев.
Несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров оказывает негативное влияние на достоверность формируемых данных официального статистического наблюдения, что создает возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере и представляет угрозу экономической безопасности государства, что вытекает из положений Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 13.05.2017 N 208.
Основным источником формирования официальной статистической информации о взаимной торговле после того, как были отменены таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых между государствами-членами ЕАЭС является статистическая форма, которая направляется в Евразийскую экономическую комиссию и используется федеральными органами исполнительной власти и Правительством Российской Федерации для анализа основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков, разработки и принятия решений в области внешнеторговой политики, разработки платежного баланса и системы национальных счетов, прогнозирования макроэкономических показателей, расчета индексов физического объема, средних цен и стоимостного объема, содействия развитию внешнеэкономической деятельности, расширению внешнеторговых связей государств-членов Евразийского экономического союза.
Ведение таможенной статистики относится к основным задачам таможенных органов, установленных правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Таможенная статистика включает таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику.
В соответствии с правом ЕАЭС, а именно: статьей 360 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), в целях анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли товарами таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу для формирования данных таможенной статистики внешней торговли товарами.
Согласно статье 276 Закона N 289-ФЗ в целях анализа состояния внешней торговли Российской Федерации, контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного контроля, анализа динамики и тенденций развития внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, представляемых в таможенной декларации на товары в соответствии со статьей 105 ТК ЕАЭС.
Предметом наблюдения таможенной статистики является внешнеторговый оборот государства, то есть экспорт и импорт товаров в их стоимостном и количественном выражении, а также географическая направленность экспорта и импорта. Данные таможенной статистики внешней торговли товарами используются в целях анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли товарами, торгового и платежного балансов государств-членов Евразийского экономического союза, для создания необходимой базы, необходимой для формирования торговой политики, а также краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного экономического планирования, прогнозирования развития конъюнктуры товарных и валютных рынков. Такие данные активно используются при формировании решений по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, проведении валютного контроля. На них опирается проведение расследований в рамках процедур по принятию защитных (специальных, антидемпинговых, компенсационных) мер; с их помощью происходят мониторинг состояния макроэкономических показателей и корректировка денежно-кредитной и валютной политики, контроля над поступлением в бюджет таможенных платежей, валютного контроля.
Исходными данными при формировании таможенной статистики внешней торговли являются сведения, содержащиеся в декларациях на товары и других документах, предоставляемых таможенным органам.
Уполномоченные органы государств-членов Таможенного союза в целях формирования таможенной статистики внешней торговли могут использовать иные источники информации.
При ведении взаимной торговли между лицами государств-членов ЕАЭС таможенное декларирование осуществляется в исключительных случаях.
Согласно Правилам N 891 источником формирования статистики взаимной торговли являются сведения, изложенные участниками внешнеэкономической деятельности в статистической форме учета перемещения товаров.
Таким образом, информация, содержащаяся в статистической форме учета перемещения товаров, имеет важное значение для формирования статистики внешней торговли Российской Федерации в целом, поскольку является первичным источником при формировании статистики взаимной торговли с государствами-членами Евразийского экономического союза.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания совершенных обществом административных правонарушений малозначительными.
Санкция части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Между тем Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 70-ФЗ) статья 4.4 дополнена частью 5, предусматривающей, что, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые установлена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что нарушение обществом сроков представления статформ, рассматриваемых в настоящем деле, было выявлено по результатам одной проверки, проведенной 30.08.2022.
Кроме того, письмом от 30.09.2022 N 12 обществом представлен в таможню единый комплект документов, на основании которых им были заполнены статистические формы учета перемещения товаров. Все протоколы об административных правонарушениях составлены в один день - 19.10.2022, оспариваемые постановления вынесены также в один день - 02.12.2022.
При указанных обстоятельствах у таможни не имелось оснований для назначения по каждому факту нарушения обществом срока представления статформы самостоятельного наказания.
Аналогичный подход изложен в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа, в том числе по делам N А64-9675/21, N А08-4289/2021, N А08-4286/21, N А08-4283/21, N А08-4287/21, N А08-4285/21.
Довод таможни, продублированный в апелляционной жалобе, о том, что правила части 5 статьи 4.4 КоАП РФ в рассматриваемом случае не применимы, поскольку Закон N 248-ФЗ не применяется к таможенному контролю, справедливо отклонен судом первой инстанции ввиду следующего.
Организация и осуществление государственного контроля (надзора) регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 248-ФЗ под государственным контролем (надзором) в Российской Федерации понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 2 Закона N 248-ФЗ положения данного Федерального закона не применяются к организации и осуществлению отдельных видов государственного контроля (надзора), в том числе таможенного контроля.
Вместе с тем исходя из указанной нормы и положений статьи 1 Закона N 248-ФЗ, а также пункта 41 статьи 2, статьи 351 ТК ЕАЭС, статей 214, 254, 255 Закона N 289-ФЗ, таможенный контроль относится к видам государственного контроля (надзора), но только с той разницей, что таможенный контроль осуществляется в соответствии с ТК ЕАЭС и Законом N 289-ФЗ, а не в рамках Закона N 248-ФЗ.
При этом из содержания части 5 статьи 4.4 КоАП РФ не следует, что под государственным контролем (надзором) подразумевается государственный контроль, осуществляемый только лишь в рамках Закона N 248-ФЗ.
Одной из целей принятия Закона N 70-ФЗ, которым статья 4.4 КоАП РФ была дополнена частью 5, являлось снижение административной нагрузки на предприятия среднего и малого бизнеса, поэтому в целях применения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ понятие "мероприятие контроля (надзора)" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Закона N 248-ФЗ.
В данном случае составление таможней 19.10.2022 в порядке статьи 28.2 КоАП РФ в отношении общества 6 протоколов об административных правонарушениях, выявленных в ходе осуществления одного контрольного мероприятия, не свидетельствует об отсутствии оснований для применения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.08.2019 N 307-ЭС19-12049 и постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 15.09.2022 по делу N А64-9675/2021.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно посчитал, что законным является первое постановление о привлечении общества к административной ответственности - от 02.12.2022 N 10113000-3332/2022, а постановления от 02.12.2022 N 10113000-3338/2022, N 10113000-3339/2022, N 10113000-3340/2022, N 10113000-3341/2022 и N 10113000-3342/2022 в части назначения обществу административного наказания подлежат отмене.
Довод таможни, изложенный им как в апелляционной жалобе, так и отзыве в суд первой инстанции (т. 1, л. 28), о том, что общество пропустило срок для оспаривания постановлений таможенного органа, а суд первой инстанции данный вопрос не рассмотрел, заслуживает внимания.
В соответствии с частью 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Действительно, согласно материалам дела общество обратилось в суд с заявлением 02.03.2023, т. е. за пределами 10-ти дневного срока, при этом постановления в его адрес направлялись таможней и были возвращены за истечением срока хранения 17.12.2022.
Однако рассмотрение дела судом первой инстанции при такой ситуации по существу не является основанием к отмене судебного акта, так как не привело к принятию неправильного решения (часть 3 статьи 270 АПК РФ).
Кроме того, апелляционный суд считает, что не отразив этот вопрос в обжалуемом судебном акте, но рассмотрев заявление общества по существу, суд фактически восстановил срок для такого обжалования (постановления Арбитражного суда Центрального округа от 11.12.2015 N Ф10-4411/2015 по делу N А35-10670/2014, от 31.08.2021 N Ф10-2861/2021 по делу N А48-11355/2020).
Таким образом, следует признать, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучены апелляционной инстанцией, они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а лишь сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При этом доводов, способных повлечь за собой отмену судебного акта, в жалобе не приведено, а судом апелляционной инстанции не установлено.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 29.05.2023 по делу N А62-1836/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-1836/2023
Истец: ООО "СОЮЗНАЯ АГРАРНАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: СМОЛЕНСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: Мухамедзянов Владислав Владиславович