город Омск |
|
14 июля 2023 г. |
Дело N А46-3557/2023 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шиндлер Н.А.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5533/2023) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Омский государственный технический университет" на решение Арбитражного суда Омской области от 16.05.2023 по делу N А46-3557/2023 (судья Захарцева С.Г.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Омский государственный технический университет" (ИНН 5502013556, ОГРН 1025500531550, адрес: 644050, город Омск, проспект Мира, дом 11) к Управлению Федерального казначейства по Омской области (ИНН 5503029414, ОГРН 1025500741530, адрес: 644099, город Омск, улица Красногвардейская, дом 9) о признании недействительным и отмене постановления о назначении административного наказания от 21.02.2023 N 52-16-19/10-2023,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Омский государственный технический университет" (далее - заявитель, учреждение, ФГАОУ ВО "ОмГТУ") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным и отмене постановления Управления Федерального казначейства по Омской области (далее - заинтересованное лицо, УФК по Омской области, казначейство, административный орган) о назначении административного наказания от 21.02.2023 N 52- 16-19/10-2023, которым ФГАОУ ВО "ОмГТУ" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 47 874 руб. 67 коп.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.05.2023 по делу N А46-3557/2023 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Возражая против принятого по делу решения, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требований.
ФГАОУ ВО "ОмГТУ" в жалобе ссылается на то, что 03.05.2023 учреждение заявляло ходатайство о переходе к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства, которое было возвращено заявителю определением суда от 15.05.2023 по мотивам нарушения срока предоставления документов. ФГАОУ ВО "ОмГТУ" полагает, что Арбитражный суд Омской области, в связи с необходимостью выяснить дополнительные обстоятельства и исследовать дополнительные доказательства, должен был по собственной инициативе перейти к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, так как рассмотрение настоящего дела в порядке упрощенного судопроизводства не соответствует целям эффективного правосудия.
ФГАОУ ВО "ОмГТУ" также ссылается на то, что право на увеличение размера государственной академической стипендии в виде установления доплаты (на основании решения ученого совета ОмГТУ) закреплено в данных Положениях о стипендиальном обеспечении. Указанные Положения не признаны недействительными и не оспорены. Данное право также предусмотрено статьей 36 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании). Ограничений, не позволяющих увеличивать размер академической стипендии отдельным категориям студентов действующее законодательство не содержит. Податель жалобы считает, что вывод суда первой инстанции о нецелевом расходовании бюджетных средств на выплату надбавки к государственной академической стипендии, является неверным по причине того, что средства, выделенные на выплату государственной академической стипендий обучающимся, были направлены именно на выплату государственной академической стипендии обучающимся.
15.06.2023 от УФК по Омской области поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
С учетом приведенных положений настоящая апелляционная жалоба рассматривается без вызова лиц, участвующих в деле, с извещением их посредством размещения соответствующих сведений на официальном интернет-сайте суда.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что казначейством на основании приказа УФК по Омской области от 29.09.2022 N 35-кд "О назначении плановой выездной проверки федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Омский государственный технический университет" в период с 30.09.2022 по 14.11.2022 проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности за период с 01.01.2020 по 30.09.2022 (далее - контрольное мероприятие).
Результаты проверки отражены в акте от 14.11.2022.
В ходе проверки Управление пришло к выводу, что ФГАОУ ВО "ОмГТУ" за период с 01.01.2020 по 01.02.2022 допущено нецелевое расходование бюджетных средств на выплату надбавки к государственной академической стипендии студентам первого курса университета с высокими баллами ЕГЭ за счет средств федерального бюджета (субсидии на иные цели), выделенных на выплату стипендий обучающимся (студентам, интернам, ординаторам, курсантам, адъюнктам, аспирантам и докторантам), а также осуществления выплат воспитанникам воинских частей на общую сумму 2 765 406 руб. 65 коп.
06.02.2023 уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Министерства составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела уполномоченным должностным лицом УФК вынесено постановление N 52-16-19/10-2023 от 21.02.2023, которым ФГАОУ ВО "ОмГТУ" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 47 874 руб. 67 коп.
Не согласившись с указанным постановлением, ФГАОУ ВО "ОмГТУ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным и отмене.
16.05.2023 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано ФГАОУ ВО "ОмГТУ" в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.
Объективная сторона правонарушения выражается в использовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств. Любые действия, приводящие к направлению предусмотренных бюджетом средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Субъектом правонарушения могут быть как должностные лица организаций - получателей бюджетных средств, так и сами организации-получатели.
В статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, признаются нецелевым использованием бюджетных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ).
Согласно статье 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
По смыслу приведенных норм права любые действия, приводящие к направлению бюджетных средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. При этом нецелевым расходование бюджетных средств считается исключительно при направлении бюджетных средств на иные, не предусмотренные правовым основанием выдачи этих средств, цели.
Из материалов дела следует, что между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Министерством) и ФГАОУ ВО "ОмГТУ" (университетом) заключено Соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ от 30.12.2019 N 075-02-2020-143 (далее - Соглашение N 075-02-2020-143).
Предметом Соглашения N 075-02-2020-143 является предоставление Университету из федерального бюджета в 2020 году субсидии в целях выплаты стипендий обучающимся (студентам, интернам, ординаторам, курсантам, адъюнктам, аспирантам и докторантам), а также осуществления выплат воспитанникам воинских частей (далее - обучающиеся).
В соответствии с пунктом 2.2 Соглашения N 075-02-2020-143 субсидия предоставляется Университету в пределах лимитов бюджетных обязательств (далее - ЛБО), доведенных Министерству в 2020 году как получателю средств федерального бюджета по кодам классификации расходов федерального бюджета (далее - КБК) 075 0706 47 2 03 93490 612 - 362 545 400 руб. 00 коп.
Согласно дополнительным соглашениям к Соглашению N 075-02-2020-143 от 27.05.2020 N 075-02-2020-143/1, от 18.09.2020 N 075-02-2020-143/2 сумма субсидии увеличена и составила по КБК 075 0706 47 2 03 93490 612 - 368 715 800 руб. 00 коп.
По состоянию на 30.12.2019 между Министерством и Университетом заключено Соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ N 075-02-2020-402 (далее - Соглашение N 075-02-2020-402).
Предметом Соглашения N 075-02-2020-402 является предоставление в 2020 году субсидии в целях выплаты студентам и аспирантам стипендии Президента Российской Федерации и стипендии Правительства Российской Федерации на общую сумму 4 798 352 руб. 00 коп., из них:
- КБК 075 0706 47 2 03 93490 612 - 207 552 руб. 00 коп.;
- КБК 075 0706 47 2 03 38930 612 - 4 590 800 руб. 00 коп.
Согласно дополнительным соглашениям к Соглашению N 075-02-2020-402 от 26.08.2020 N 075-02-2020-402/1, от 01.09.2020 N 075-02-2020-402/2 сумма субсидии увеличена и составила 7 201 300 руб. 00 коп., из них:
- КБК 075 0706 47 2 03 93490 612 - 338 100 руб. 00 коп.;
- КБК 075 0706 47 2 03 38930 612 - 6 863 200 руб. 00 коп.
Между Министерством и Университетом заключено Соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ от 15.01.2021 N 075-02-2021-508 (далее - Соглашение N 075-02-2021-508).
Предметом Соглашения N 075-02-2021-508 является предоставление Университету из федерального бюджета в 2021 году субсидии в целях выплаты стипендий обучающимся.
В соответствии с пунктом 2.2 Соглашения N 075-02-2021-508 субсидия предоставляется Университету в 2021 году на общую сумму 377 079 300 руб. 00 коп. в пределах ЛБО, доведенных Министерству как получателю средств федерального бюджета по:
- КБК 075 0704 02 1 02 93490 612-167 900 руб. 00 коп.;
- КБК 075 0706 47 2 03 93490 612 - 376 911 400 руб. 00 коп.
По состоянию на 19.01.2021 между Министерством и Университетом заключено Соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ N 075-02-2021-888 (далее - Соглашение N 075-02-2021-888).
Предметом Соглашения N 075-02-2021-888 является предоставление в 2021 году субсидии в целях выплаты студентам и аспирантам стипендии Президента Российской Федерации и стипендии Правительства Российской Федерации на общую сумму 4 805 896 руб. 00 коп., из них:
- КБК 075 0706 47 2 03 93490 612-261 096 руб. 00 коп.;
- КБК 075 0706 47 2 03 38930 612 - 4 544 800 руб. 00 коп.
Согласно дополнительным соглашениям к Соглашению N 075-02-2021-888 от 17.08.2021 N 075-02-2021-888/2 сумма субсидии увеличена и составила 7 104 424 руб. 00 коп., в том числе:
- КБК 075 0706 47 2 03 93490 612-365 424 руб. 00 коп.;
- КБК 075 0706 47 2 03 38930 612 - 6 739 000 руб. 00 коп.
Между Министерством и Университетом заключено Соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ от 11.01.2022 N 075-02-2022-206 (далее - Соглашение N 075-02-2022-206).
Предметом Соглашения N 075-02-2022-206 является предоставление Университету из федерального бюджета в 2022 году субсидии в целях выплаты стипендий обучающимся.
В соответствии с пунктом 2.2. Соглашения N 075-02-2022-206 субсидия предоставляется Университету в 2022 году на общую сумму 394 883 300 руб. 00 коп. в пределах ЛБО, доведенных Министерству как получателю средств федерального бюджета по:
- КБК 075 0704 02 1 02 93490 612 - 1 135 400 руб. 00 коп.;
- КБК 075 0706 47 2 03 93490 612 - 393 747 900 руб. 00 коп.
Согласно дополнительным соглашениям к Соглашению N 075-02-2022-206 от 28.04.2022 N 075-02-2022-206/1 сумма субсидии уменьшена и составила 0 руб. 00 коп.
Между Министерством и Университетом заключено Соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ от 26.04.2022 N 075-02-2022-1349 (далее - Соглашение N 075-02-2022-1349).
Предметом Соглашения N 075-02-2022-1349 является предоставление Университету из федерального бюджета в 2022 году субсидии в целях выплаты стипендий обучающимся.
В соответствии с пунктом 2.2. Соглашения N 075-02-2022-1349 субсидия предоставляется Университету в 2022 году на общую сумму 394 883 300 руб. 00 коп. в пределах ЛБО, доведенных Министерству как получателю средств федерального бюджета по:
- КБК 075 0704 02 1 02 93490 612 - 1 135 400 руб. 00 коп.;
- КБК 075 0706 47 2 03 93490 612-393 747 900 руб. 00 коп.
Согласно дополнительным соглашениям к Соглашению N 075-02-2022-1349 от 18.05.2022 N 075-02-2022-1349/1, от 15.07.2022 N 075-02-2022-1349/2 сумма субсидии уменьшена и составила 394 774 300 руб. 00 коп., в том числе по:
- КБК 075 0704 02 1 02 93490 612 - 1 135 400 руб. 00 коп.;
- КБК 075 0706 47 2 03 93490 612 - 393 638 900 руб. 00 коп.
По состоянию на 18.01.2022 между Министерством и Университетом заключено Соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ N 075-02-2022-592 (далее - Соглашение N 075-02-2022- 592).
Предметом Соглашения N 075-02-2022-592 является предоставление в 2022 году субсидии в целях выплаты студентам и аспирантам стипендии Президента Российской Федерации и стипендии Правительства Российской Федерации на общую сумму 4 597 056 руб. 00 коп., из них:
- КБК 075 0706 47 2 03 93490 612-208 656 руб. 00 коп.;
- КБК 075 0706 47 2 03 38930 612 - 4 388 400 руб. 00 коп.
Согласно дополнительным соглашениям к Соглашению N 075-02-2022-592 от 13.05.2022 N 075-02-2022-592/1 сумма субсидии уменьшена и составила 0 руб. 00 коп.
По состоянию на 26.04.2022 между Министерством и Университетом заключено Соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ N 075-02-2022-1350 (далее - Соглашение N 075-02-2022-1350).
Предметом Соглашения N 075-02-2022-1350 является предоставление в 2022 году субсидии в целях выплаты студентам и аспирантам стипендии Президента Российской Федерации и стипендии Правительства Российской Федерации на общую сумму 4 597 056 руб. 00 коп., из них:
- КБК 075 0706 47 2 03 93490 612-208 656 руб. 00 коп.;
- КБК 075 0706 47 2 03 38930 612 - 4 388 400 руб. 00 коп.
Согласно дополнительным соглашениям к Соглашению N 075-02-2022-1350 от 03.08.2022 N 075-02-2022-1350/1 сумма субсидии увеличена и составила 6 871 572 руб. 00 коп.:
- КБК 075 0706 47 2 03 93490 612 - 367 172 руб. 00 коп.;
- КБК 075 0706 47 2 03 38930 612 - 6 504 400 руб. 00 коп.
Согласно пункту 4.3.5.1 Соглашений N 075-02-2020-143, N 075-02-2020-402, пунктам 4.3.5.1, 4.3.5.2 Соглашений N 075-02-2021-508, N 075-02-2021-888 Университет не позднее 20 рабочих дней, следующих за отчетным годом, в котором была получена субсидия, направлял в Министерство отчеты о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и о достижении значений результатов предоставления субсидии.
Согласно статье 36 Закона об образовании государственные образовательные организации высшего и среднего профессионального образования в целях стимулирования и (или) поддержки освоения студентами соответствующих образовательных программ организуют выплату стипендии. Кроме того, для отдельных категорий студентов предусмотрены различные меры социальной поддержки, в том числе выплаты социальной стипендии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона об образовании, пунктом 3.4 Положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки обучающихся Университета, принятое на Ученом Совете Университета (протокол от 27.12.2019 N 12) и утвержденное 09.01.2020 ректором Университета (далее - Положение N 1), пунктом 1.4.1 Положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки обучающихся Университета, утвержденное на заседании Ученого совета (протокол от 25.06.2021 N 9) (далее - Положение N 2) стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.
В соответствии с пунктом 3 Закона об образовании студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначается государственная академическая стипендия и (или) государственная социальная стипендия в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
Порядок назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета утвержден приказом Минобрнауки России от 27.12.2016 N 1663 (далее - Порядок N 1663).
В целях осуществления выплат в Университете разработано:
- с 10.01.2020 Положение N 1;
- с 01.08.2021 Положение N 2.
Согласно Положениям N 1, N 2, приказам Университета от 05.09.2019 N 265, от 01.07.2020 N 233 "А", от 28.06.2021 N 129/21, от 01.07.2022 N 654 "А" установлены размеры стипендий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам среднего профессионального образования и по программам высшего профессионального образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры).
В ходе проверки установлено, что экономия стипендиального фонда Университета направлялась в декабре 2020 года и в декабре 2021 года на увеличение размера государственной академической стипендии студентам, аспирантам и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по программам высшего образования в виде доплаты на основании пункта 4.57 Положения N 1 и пункта 2.5 Положения N 2 соответственно, а также решения Ученого совета Университета.
Кроме того, согласно выпискам из протоколов заседания ученого совета Университета от 31.05.2019 N 6, от 07.09.2020 N 8, от 30.04.2021 N 6, приказу проректора по учебной работе Университета от 10.09.2019 N 879/6, приказу проректора по учебной работе Университета от 14.10.2019 N 1054/6, приказу проректора по внешним связям и молодежной политики Университета от 16.09.2020 N 1562/6, от 18.10.2021 N 1054/6, от 01.11.2021 N 1112/6 в Университете установлены надбавки на период с сентября 2019 года по январь 2020 года, с сентября 2020 года по январь 2021 года и с сентября 2021 года по январь 2022 года к государственной академической стипендии студентам-первокурсникам, обучающимся на очной форме обучения за счет средств федерального бюджета, поступившим в Университет в 2019 году, 2020 году и 2021 году соответственно с высокими баллами единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) в размере:
- 3 478 руб. 00 коп. в месяц, с баллами ЕГЭ по трем предметам от 230 и выше баллов, в том числе по физике и математике не менее 70 баллов по каждому предмету;
- 1 739 руб. 00 коп. в месяц, с баллами ЕГЭ по трем предметам от 220 по 229 баллов, в том числе по физике и математике не менее 70 баллов по каждому предмету;
- 1 304 руб. 00 коп. в месяц, с баллами ЕГЭ по трем предметам от 210 по 219 баллов, в том числе по физике и математике не менее 70 баллов по каждому предмету.
Всего начислено и выплачено надбавки к государственной академической стипендии студентам первого курса Университета с высокими баллами ЕГЭ с учетом районного коэффициента за период с 01.01.2020 по 01.02.2022 на общую сумму 2 765 406 руб. 65 коп. (в 2020 году - 1 482 936 руб. 34 коп..; в 2021 году - 1 090 984 руб. 96 коп.; в 2022 году - 191 485 руб. 35 коп.).
Из процессуальной позиции ФГАОУ ВО "ОмГТУ" следует, что заявитель полагает, что учреждением правомерно установлена надбавка обучающимся лицам соответственно с высокими баллами по ЕГЭ, так как право на увеличение размера государственной академической стипендии в виде установления доплаты предусмотрено статьей 36 Закона об образовании и отражено в Положениях о стипендиальном обеспечении ФГАОУ ВО "ОмГТУ".
ФГАОУ ВО "ОмГТУ" считает, что ограничений, не позволяющих увеличивать размер академической стипендии отдельным категориям студентов действующее законодательство не содержит. Полагает, что нецелевого расходования бюджетных средств не допущено.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ФГАОУ ВО "ОмГТУ" и поддерживает выводы суда первой инстанции относительно того, что ни в Законе об образовании, Положении N 1, Положении N 2 не предусмотрена вышеуказанная надбавка. Выплата надбавки к государственной академической стипендии студентам-первокурсникам, обучающимся на очной форме обучения за счет средств федерального бюджета, поступившим в Университет в 2019 году, 2020 году и 2021 году соответственно с высокими баллами ЕГЭ производилась лишь на основании решения Ученого совета.
Из пункта 5 Порядка N 1663 следует, что государственная академическая стипендия, по общему правилу, назначается студентам в зависимости от успехов в учебе на основании результатов промежуточной аттестации в соответствии с календарным учебным графиком с первого числа месяца, следующего за месяцем ее окончания, не реже двух раз в год.
Студент, которому назначается государственная академическая стипендия, должен соответствовать следующим требованиям: отсутствие по итогам промежуточной аттестации оценки "удовлетворительно"; отсутствие академической задолженности.
В период с начала учебного года по месяц окончания первой промежуточной аттестации в соответствии с календарным учебным графиком государственная академическая стипендия выплачивается всем студентам первого курса, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Соответственно, указаний на выплаты надбавок к государственной академической стипендии для студентов первого курса с высокими баллами ЕГЭ в Порядке N 1663 не содержится.
Отклоняя ссылки ФГАОУ ВО "ОмГТУ" на то, что установление надбавки к стипендии обучающимся лицам является правом организации, суд исходит из того, что в соответствии с пунктом 16 Закона об образовании организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, различные виды материальной поддержки обучающихся.
Соответственно, университет вправе производить указанные выплаты за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.
Доводы ФГАОУ ВО "ОмГТУ" о том, что ограничений, не позволяющих увеличивать размер академической стипендии отдельным категориям студентов действующее законодательство не содержит, отклоняются судом, так как нормы бюджетного законодательства, в соответствии с которыми заявителю предоставлены субсидии из федерального бюджета в целях выплаты стипендий обучающимся, содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий (юридических фактов), следовательно, им присущ императивный характер и разрешительный метод регулирования правоотношений, то есть запрещено все, что прямо не разрешено.
Вопреки позиции заявителя, нарушение условий соглашения о предоставлении средств является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, в нарушение пунктов 1, 2 статьи 36 Закона об образовании, пункта 5 Порядка N 1663, пункта 3.4 Положения N 1, пункта 1.5 Положения N 2, пунктов 1.1, 2.2 Соглашений N 075-02-2020-143, N 075-02-2021-508, N 075-02-2022-206, соответственно университетом за период с 01.01.2020 по 01.09.2022 произведено расходование бюджетных средств на цели не соответствующие целям, определенным соглашениями N 075-02-2020-143, N 075-02-2021-508, N 075-02-2022-206-соответственно, а именно произведены расходы на выплату надбавки к государственной академической стипендии студентам первого курса Университета с высокими баллами ЕГЭ за период с 01.01.2020 по 01.02.2022 за счет средств федерального бюджета (субсидии на иные цели), выделенных на выплату субсидии в целях выплаты стипендий обучающимся (студентам, интернам, ординаторам, курсантам, адъюнктам, аспирантам, и докторантам), а также осуществления выплат воспитанникам воинских частей, что квалифицируется как нецелевое использование бюджетных средств и влечет административную ответственность по статье 15.14 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, у заявителя отсутствовала возможность соблюдения бюджетного законодательства, не представлено.
Суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьи 15.14 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено, протокол составлен и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными лицами, в пределах предоставленной им компетенции.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьи 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Наказание в виде административного штрафа административным органом также назначено правомерно, с учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной нормой статьей 15.14 КоАП РФ.
Довод ФГАОУ ВО "ОмГТУ" о том, что Арбитражный суд Омской области должен был по собственной инициативе перейти к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, является несостоятельным.
В силу пункта 3 части 1 статьи 227 АПК РФ, в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, максимальный размер которого не превышает сто тысяч рублей.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 227 АПК РФ суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания.
Следовательно, суд вправе, а не обязан перейти к рассмотрению дела, назначенного в упрощенном порядке, в общем порядке, если появились основания, установленные законом.
В данном случае суд первой инстанции обоснованно не усмотрено оснований для перехода к рассмотрению дела в общем порядке, поскольку в материалах дела имеется достаточно доказательств, подтверждающих наличие в деянии Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Оснований для выводов о том, что рассмотрение настоящего дела в порядке упрощенного производства не соответствовало целям эффективного правосудия, и суду первой инстанции необходимо было исследовать дополнительные доказательства, отсутствующие в материалах административного дела, у суда апелляционной инстанции не имеется.
ФГАОУ ВО "ОмГТУ", заявляя о том, что суду следовало перейти к рассмотрению дела в общем порядке в связи с необходимостью выяснить дополнительные обстоятельства и исследовать дополнительные доказательства, не раскрывает какие именное дополнительные обстоятельства должны были быть установлены и какие дополнительные доказательства исследованы.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы ФГАОУ ВО "ОмГТУ"
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, поэтому судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не распределяются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Омский государственный технический университет" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 16.05.2023 по делу N А46-3557/2023 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме по правилам, предусмотренным главой 35 и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-3557/2023
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ