г. Саратов |
|
14 июля 2023 г. |
Дело N А57-3920/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Наховой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТД Агрозапчасть-М" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 мая 2023 года по делу N А57-3920/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТД Агрозапчасть-М" (420015, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Пушкина, зд. 46, пом. 1028, ком. 8, ОГРН 1181690038177, ИНН 1639058937)
заинтересованное лицо: Межрайонная ИФНС России N 21 по Саратовской области (410005, Саратовская область, г. Саратов, ул. Железнодорожная, д. 61/69, ОГРН 1216400012180, ИНН 6452148067)
о признании недействительным решения,
при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью "ТД Агрозапчасть-М" - представителя Митченко Инны Сергеевны, действующей на основании доверенности от 09.01.2023 (пост.); от Межрайонной ИФНС России N 21 по Саратовской области - представителя Головиной Кристины Юрьевны, действующей на основании доверенности N03-07/000085 от 29.09.2021; представителя Евсеевой Марии Сергеевны, действующей на основании доверенности N03-18/01620 от 04.04.2023; представителя Голосной Ирины Владимировны, действующей на основании доверенности N03-10/03643 от 10.07.2023; представителя Карабанова Олега Владимировича, действующего на основании доверенности N03-18/02502 от 15.05.2023;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТД Агрозапчасть-М", (далее - ООО "ТД Агрозапчасть-М", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Саратовской области (далее - МИФНС России N 21 по Саратовской области, Инспекция, налоговый орган) от 28.12.2022 N 2 о проведении выездной налоговой проверки.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12 мая 2023 года в удовлетворении требований ООО "ТД Агрозапчасть-М" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ТД Агрозапчасть-М" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
МИФНС России N 21 по Саратовской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предоставлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "ТД Агрозапчасть-М", Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Саратовской области.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что ООО "ТД Агрозапчасть-М" (ИНН 1639058937) согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц зарегистрировано 04.05.2018, место нахождения и адрес юридического лица: 420015, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Пушкина, здание 46, помещение 1028, комната 8.
Основной вид деятельности - торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями (ОКВЭД - 45.31). Руководителем (директором) ООО "ТД Агрозапчасть-М" с 04.05.2018 является Шарафутдинов Исул Завигович. С 22.06.2022 ООО "ТД Агрозапчасть-М" состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан.
Исполняющим обязанности заместителя начальника Межрайонной ИФНС России N 21 по Саратовской области Аркулис Н.С. в отношении ООО "ТД Агрозапчасть-М" вынесено решение от 28.12.2022 N 2 о проведении выездной налоговой проверки. Указанное решение 29.12.2022 направлено в адрес ООО "ТД Агрозапчасть-М" по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) и получено обществом 13.01.2023, что подтверждается квитанцией о приеме электронного документа.
ООО "ТД Агрозапчасть-М" обратилось в УФНС России по Саратовской области с жалобой на решение от 28.12.2022 N 2 о проведении выездной налоговой проверки. Решением УФНС России по Саратовской области жалоба ООО "ТД Агрозапчасть-М" оставлена без удовлетворения.
Не согласившись решением Инспекции от 28.12.2022 N 2, ООО "ТД Агрозапчасть-М" обратилось в суд с рассматриваемым в настоящем деле заявлением, указывая, что у Межрайонной ИФНС России N 21 по Саратовской области отсутствовали полномочия для вынесения решения N 2 от 28.12.2022 о проведении выездной налоговой проверки, поскольку на момент вынесения указанного решения, согласно выписке из ЕГРЮЛ, местом нахождения ООО "ТД Агрозапчастъ-М" являлся адрес: 420015, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Пушкина, здание 46, помещение 1028, в связи с чем, решение N 2 от 28.12.2022 о проведении выездной налоговой проверки не соответствует требованиям, установленным п. 2 ст. 89 НК РФ.
Апелляционная коллегия считает, что удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
При этом согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 1 статьи 65, частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения органом, осуществляющим публичные полномочия, оспариваемых действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган.
На основании пп.2 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных законом.
Согласно п. 1 ст. 87 НК РФ установлено, что налоговые органы в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов проводят камеральные налоговые проверки и выездные налоговые проверки.
Порядок проведения выездной налоговой проверки определен ст. 89 - 100 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа, а в случае проведения выездной налоговой проверки налогоплательщиков - иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 НК РФ, - по месту нахождения обособленного подразделения такой организации.
Согласно п. 2 ст. 89 НК РФ (в редакции, действующей с 29.09.2019) решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса, или налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно положениям статей 1, 2 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах в Российской Федерации" (далее - Закон N 943-1) налоговые органы составляют единую централизованную систему, состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, данная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) и ее территориальные органы - управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Согласно Типовому положению "Об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня", утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.07.2014 N 61н, инспекция ФНС России по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция ФНС России межрайонного уровня является территориальным органом ФНС России и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) и подконтрольна ФНС России и Управлению ФНС России. Инспекция, находящаяся в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации, может осуществлять полномочия в установленной сфере деятельности на всей территории субъекта Российской Федерации, в котором осуществляет свои полномочия указанное Управление, и (или) на отдельной территории такого субъекта Российской Федерации.
Инспекция, находящаяся в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа, может осуществлять полномочия в установленной сфере деятельности на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, в которых осуществляет свои полномочия указанное Управление, на всей и (или) отдельной территории таких субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Федеральной налоговой службы России (далее - ФНС России) от 23.04.2021 N 96@ "О налоговых органах, уполномоченных на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации" в регионах созданы специальные Центры компетенции по контрольной работе, которым переданы полномочия по проведению выездных налоговых проверок.
Согласно приложению к распоряжению ФНС от 23.04.2021 N 96@ Межрайонная ИФНС России N 21 по Саратовской области уполномочена на проведение выездных налоговых проверок на территории Саратовской области.
В соответствии с Распоряжением ФНС России от 23.12.2022 N 403@ "О внесении изменений в приложение к распоряжению Федеральной налоговой службы от 23.04.2021 N 96@" Межрайонная ИФНС России N 21 по Саратовской области (образованная 20.09.2021 в результате реорганизации ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова), уполномочена на проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) в Саратовской области, а также, имеющих место нахождения (место жительства) на территории Республики Татарстан (л.д.91-92).
Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Распоряжение ФНС России от 23.12.2022 N 403@ "О внесении изменений в приложение к распоряжению Федеральной налоговой службы от 23.04.2021 N 96@" обладает признаками, характеризующие его, в соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
Распоряжение ФНС России от 23.12.2022 N 403@ "О внесении изменений в приложение к распоряжению Федеральной налоговой службы от 23.04.2021 N 96@" в установленном порядке не оспорено и не признано недействительным. Распоряжение ФНС России от 23.12.2022 N 403@ "О внесении изменений в приложение к распоряжению Федеральной налоговой службы от 23.04.2021 N 96@" не отменяет и не ограничивает права налогоплательщика, и не вводит обязанности, не предусмотренные НК РФ.
Таким образом, решение N 2 от 28.12.2022 о проведении выездной налоговой проверки принято Инспекцией в соответствии п. 2 ст. 89 НК РФ (в редакции, действующей с 29.09.2019) и Распоряжением ФНС России от 23.12.2022 N 403@ "О внесении изменений в приложение к распоряжению Федеральной налоговой службы от 23.04.2021 N 96@", в связи с чем, доводы ООО "ТД Агрозапчасть-М", изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными.
В отношении ссылок Заявителя на ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, п.1 ст.21, п. 1 ст. 32,ст. 100, 101 НК РФ, в соответствии с которыми, одним из обязательных условий рассмотрения дела о налоговых правонарушениях является его ознакомление с актом налоговой проверки, а также материалами проверки, на основании которых составлен акт о выявленных правонарушениях, судом установлено, что Решением N 2 от 28.12.2022 о проведении выездной налоговой проверки в отношении ООО "ТД Агрозапчасть-М" назначена выездная налоговая проверка, которая до настоящего момента не окончена.
Согласно п. 1 ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
В соответствии с п. 5 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
По итогам проведения выездной налоговой проверки Налоговым органом в соответствии с п.1 ст. 100 НК РФ будет составлен акт налоговой проверки, который согласно с п. 5 ст. 100 НК РФ подлежит вручению Налогоплательщику.
Также, суд обращает внимание, что при назначении и проведении выездной налоговой проверки Инспекцией не установлены обстоятельства, препятствующие Заявителю для реализации его прав, предусмотренных п.1 ст.21, п. 1 ст. 32,ст. 100, 101 НК РФ, путем представления соответствующих пояснений, возражений, как по телекоммуникационным каналам связи, так и иными способами, участием Налогоплательщика, в том числе его представителей в установленных НК РФ случаях, при проведении мероприятий налогового контроля, а также при представлении материалов выездной налоговой проверки.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 мая 2023 года по делу N А57-3920/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.М. Степура |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-3920/2023
Истец: ООО ТД Агрозапчасть-М
Ответчик: МИФНС N21 по Саратовской области, МИФНС N21 по СО