город Омск |
|
14 июля 2023 г. |
Дело N А70-2860/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5790/2023) Департамента земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени на решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.04.2023 по делу N А70-2860/2023 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Храмова Александра Николаевича (ОГРНИП 305720315100645, ИНН 720304672888) к Департаменту земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени (ОГРН 1027200857980, ИНН 7202029213 адрес: 625002, город Тюмень, улица Орджоникидзе, дом 24), при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации городского округа город Тюмень (ОГРН 1027200865284, ИНН 7201001092, адрес: 625036, город Тюмень, улица Первомайская, 20), Департамента имущественных отношений Тюменской области (ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460, адрес: 625002, город Тюмень, улица Сакко, 30, корпус 1), о признании недействительным отказа от 02.12.2022 N 14-44-001688 по внесению изменений в проект планировки и межевания территории планировочного района N 6 "Центральный" в отношении земельных участков 72:23:0218005:11, 72:23:0218005:139,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Храмова Александра Николаевича - Бутакова Юлия Геннадьевна по доверенности от 23.12.2020 N 72АА1854180 сроком действия 5 лет;
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Храмов Александр Николаевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Храмов А.Н.) обратился в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени (далее - заинтересованное лицо, Департамент земельных отношений) о признании недействительным отказа от 02.12.2022 N 14-44-001688 по внесению изменений в проект планировки и межевания территории планировочного района N 6 "Центральный" в отношении земельных участков 72:23:0218005:11, 72:23:0218005:139.
В качестве способа восстановления нарушенных прав просил устранить нарушения прав заявителя в порядке нормативно-правового регулирования путем отмены части документации и восстановления красных линий в проекте планировки и проекте межевания территории планировочного района N 6 "Центральный" относительно земельных участков 72:23:0218005:11, 72:23:0218005:139 в координатах, существующих до утверждения изменений постановлением Администрации города Тюмени от 13.10.2021 N 51 "Об утверждении изменений в проект планировки территории планировочного района N 6 "Центральный", в проекты межевания территории в границах микрорайонов 06:01:12, 06:01:17 планировочного района N 6 "Центральный" и Постановлением Администрации города Тюмени от 08.06.2021 N 31 "Об утверждении изменений в проект планировки территории планировочного района N 6 "Центральный", в проекты межевания территории в границах микрорайонов 06:01:02, 06:02:22 планировочного района N 6 "Центральный" и о внесении изменений в постановления Администрации города Тюмени от 13.01.2014 N 10, от 31.10.2017 N 129".
Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Администрация городского округа город Тюмень (далее - третье лицо, Администрация) и Департамент имущественных отношений Тюменской области (далее - третье лицо, Департамент имущественных отношений).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 18.04.2023 по делу N А70-2860/2023 заявленные требования удовлетворены. Признан недействительным отказ заинтересованного лица от 02.12.2022 N 14-44-001688 по внесению изменений в проект планировки и межевания территории планировочного района N 6 "Центральный" в отношении земельных участков 72:23:0218005:11, 72:23:0218005:139.
В качестве способа восстановления нарушенного права суд обязал Департамент земельных отношений в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть в установленном порядке заявление ИП Храмова А.Н. о внесении изменений (планировочный район N 6 "Центральный) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0218005:11, 72:23:0218005:139 (об изменении зоны озеленения территории на зону ОД-2 посредством красных линий) с учетом выводов, содержащихся в настоящем решении суда.
Кроме того, суд взыскал с Департамента земельных отношений в пользу ИП Храмова А.Н. судебные расходы в размере 300 руб.
В обоснование решения суд первой инстанции указал, что Департаментом земельных отношений не представлены доказательства фактического существования инициативы Департамента имущественных отношений на проведение публичных слушаний и внесение изменений в проект планировки и межевания; Постановление Администрации города Тюмени N 51 от 13.10.2021, на которое в оспариваемом отказе ссылается заинтересованное лицо, не содержит информацию об изменениях элементов планировочной структуры 06:02:12:01 (01) в котором расположены земельные участки с кадастровыми номерами: 72:23:0218005:139, 72:23:0218005:11; Приказ N 324 от 07.10.2020, послужил основанием для издания Постановления Администрации города Тюмени от 08.06.2021 N 31 "Об утверждении изменений в проект планировки территории планировочного района N 6 "Центральный", в проекты межевания территории в границах микрорайонов 06:01:02, 06:02:22 планировочного района N 6 "Центральный" и о внесении изменений в постановления Администрации города Тюмени от 13.01.2014 N 10, от 31.10.2017 N 129", однако, из картографического материала не следуют изменения, предложенные на обсуждение.
Возражая против принятого по делу решения, Департамент земельных отношений в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что заявив о необходимости внесения изменений в документацию по планировке территории, именно заявитель обязан был инициировать соответствующее мероприятие, обратиться с соответствующим предложением по утвержденной форме, чего не было осуществлено; решение об установлении красных линий принято обоснованно, что отражено в пояснительной записке проекту постановления о внесении изменений в прокт планировки и межевания; не представляется возможным внести исполнить решение суда в части изменения в документацию по планировке территории в отношении изменения зоны озеленения на территориальную зону ОД-2, поскольку проект планировки и межевания территориальные зоны не определяет.
ИП Храмов А.Н. представил отзыв на апелляционную жалобу.
От Департамента земельных отношений поступили возражения на отзыв.
ИП Храмов А.Н. представил отзыв на возражения.
Департамент представил дополнения к возражениям.
Администрация, Департамент земельных отношений, Департамент имущественных отношений, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку представителей не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ИП Храмова А.Н. поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу (с учетом отзыва на возражения), просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на нее, возражения на отзыв, отзыв на возражения, дополнения к возражениям, заслушав представителя ИП Храмова А.Н., исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Согласно картографического материала к Правилам землепользования и застройки города Тюмени, утвержденным Постановлением Администрации города Тюмени от 28.06.2021 N 124-пк земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0218005:11 и 72:23:0218005:139 находятся в территориальной зоне ОД-2.
Постановлением Администрации города Тюмени от 13.01.2014 N 10 в целях обеспечения градостроительного развития территории планировочного района N 6 - Центральный, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Постановлением Администрации города Тюмени от 28.06.2021 N 124-пк "О Правилах землепользования и застройки города Тюмени", учитывая протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории планировочного района N 6 - Центральный (правый берег р. Тура - ул. Мельникайте - ул. Пермякова по ГП - транссибирская магистраль - лог с руслом р. Тюменка) от 25.07.2013, заключение о результатах публичных слушаний от 12.08.2013, руководствуясь статьей 58 Устава города Тюмени, Администрация города Тюмени была утверждена основную часть проекта планировки территории планировочного района N 6 - Центральный (правый берег р. Тура - ул. Мельникайте - ул. Пермякова по ГП - транссибирская магистраль - лог с руслом р. Тюменка).
В состав данного планировочного района входят и земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0218005:11 и 72:23:0218005:139.
Как следует из обстоятельств, установленных в рамках дела N А70- 11223/2020, 18.02.2020 и 02.03.2020 ИП Храмов А.Н. обратился в Департамент имущественных отношений с заявлениями о проведении аукциона на право заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0218005:139 и 72:23:0218005:11 для строительства дошкольных учреждений.
По заявлению ИП Храмова А.Н. Департаментом имущественных отношений решениями от 10.03.2020 N 324-о и от 26.03.2020 N 452-о отказал заявителю в проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0218005:139 и 72:23:0218005:11 для строительства дошкольных учреждений.
Кроме того, ИП Храмов А.Н. также обратился в Департамент имущественных отношений с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета многоквартирных жилых домов с кадастровыми номерами 72:23:0218005:448 и 72:23:0218005:451 и помещений в них, а также склада площадью 63,7 м2, кадастровый номер 72:23:0218005:452, склада площадью 27,6 м2, кадастровый номер 72:23:0218005:450, комбината, сад-ясли площадью 2148 м2, кадастровый номер 72:23:0218005:449, не обремененных правами.
По результатам рассмотрения обращения заявителя Департамент имущественных отношений в письме от 17.09.2020 N 14151/08-3 указал, что спорные объекты не составляют казну Тюменской области, в связи с чем организация выполнения кадастровых работ в отношении таких объектов капитального строительства не предусмотрена; с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости вправе обратиться их собственник.
Полагая, что решения от 10.03.2020 N 324-о, от 26.03.2020 N 452-о и отказ Департамента имущественных отношений, изложенный в письме от 17.09.2020 N4151/08-3, нарушают права и законные интересы ИП Храмова А.Н., предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 24.03.2021 по делу N А70- 11223/2020 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительными решение от 10.03.2020 N 324-о "Об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218005:139 для строительства дошкольных учреждений" и решение от 26.03.2020 N 452-о "Об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218005:11 для строительства дошкольного учреждения" Департамента; обязал Департамент в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем организации и проведения аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0218005:139 и 72:23:0218005:11 для строительства дошкольных учреждений.
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2021, оставленным без изменения постановлением суда округа от 06.10.2021, решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.03.2021 оставлено без изменения.
Приказом Департамента земельных отношений от 10.03.2021 N 74 были назначены общественные обсуждений по проекту изменений в проект планировки территории планировочного района N 6 "Центральный", по проекту изменений в проекты межевания территории в границах микрорайонов 06:01:02, 06:02:22 планировочного района N 6 "Центральный".
Постановлением Администрации города Тюмени от 08.06.2021 N 31 были внесены изменения в проект планировки территории планировочного района N 6 "Центральный", в проекты межевания территории в границах микрорайонов 06:01:02, 06:02:22 планировочного района N 6 "Центральный".
Считая, что внесенные изменения в проект планировки и межевания территории будут препятствовать в исполнении решения суда по делу N А70-11223/2020, 07.11.2022 ИП Храмов А.Н. обратился в Департамент земельных отношений с заявлением, в котором просил внести изменения в проект планировки территории планировочного района N 6 "Центральный" в отношении земельных участков 72:23:0218005:139, 72:23:0218005:11, а именно установленную зону озеленения территории общего пользования Р-2 изменить на зону ОД-2 размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения.
Письмом Департамента от 02.12.2022 N 14-44-001688/22 ИП Храмову А.Н. было отказано во внесении изменений в проект планировки и межевания территории планировочного района N 6 "Центральный" в отношении земельных участков 72:23:0218005:139, 72:23:0218005:11.
Отказ Департамента земельных отношений мотивирован тем, что в целях улучшения расчетных показателей в области озеленения, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0218005:139, 72:23:0218005:11 и прилегающей к ним территории установлена озелененная территория общего пользования. Проект изменений в проект планировки прошел процедуру общественных обсуждений. Изменения в проект планировки утверждены постановлением Администрации города Тюмени от 13.10.2021 N 51 "Об утверждении изменений в проект планировки территории планировочного района N 6 "Центральный", в проекты межевания территории в границах микрорайонов 06:01:12, 06:01:17 планировочного района N 6 "Центральный". Департамент указал, что в силу изложенного основания по изменению зоны озелененных территорий общего пользования на зону размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0218005:139, 72:23:0218005:11 отсутствуют.
Указанное заявление рассмотрено в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 59-ФЗ).
Полагая отказ от 02.12.2022 N 14-44-001688/22 недействительным, ИП Храмов А.Н. обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
18.04.2023 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает оснований для его отмены.
В силу определений, указанных в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.
Градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;
На территории города Тюмени градостроительное зонирование определено в Правилах землепользования и застройки города Тюмени, утвержденным Постановлением Администрации города Тюмени от 28.06.2021 N 124-пк (далее - Правила землепользования и застройки), согласно которому земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0218005:139, 72:23:0218005:11 включены в зону ОД-2.
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В свою очередь, градостроительные регламенты - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Согласно статье 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.
Утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности (статья 8 ГрК РФ).
Реализация документов территориального планирования, в частности, осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
Согласно положениям части 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
В силу части 4 статьи 41 ГрК РФ видами документации по планировке территории являются:
1) проект планировки территории;
2) проект межевания территории.
На спорной территории утвержден муниципальными органами и действует градостроительный регламент - Проект планировки территории планировочного района N 6 - Центральный (правый берег р. Тура - ул. Мельникайте - ул. Пермякова по ГП - транссибирская магистраль - лог с руслом р. Тюменка) от 13.01.2014 N10, который является муниципальным нормативным правовым актом.
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории регламентирован статьей 45 ГрК РФ.
В силу части 1 данной статьи решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.
Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно: лицами, с которыми заключены договоры о комплексном развитии территории; правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции; субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества (часть 1.1 статьи 45 ГрК РФ).
В случаях, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, подготовка документации по планировке территории осуществляется указанными лицами за счет их средств самостоятельно или привлекаемыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы указанных лиц на подготовку документации по планировке территории не подлежат возмещению за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (часть 1.2 статьи 45 ГрК РФ).
Таким образом, градостроительное законодательство предусматривает возможность для специально оговоренных в части 1.1 статьи 45 ГрК РФ лиц, к числу которых заявитель не относится, самостоятельного принятия решения о подготовке документации по планировке территории и осуществления указанными лицами за счет их средств самостоятельной разработки документации по планировке территории.
В остальных случаях решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
При этом подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.
Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств (часть 8 статьи 45 ГрК РФ).
Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территориям поселения, городского округа устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса. Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящей статьей органами местного самоуправления муниципального района, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 46 Кодекса. Общественные обсуждения или публичные слушания по указанным проектам проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 Кодекса, и по правилам, предусмотренным частями 11 и 12 статьи 46 Кодекса. Орган местного самоуправления муниципального района с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний и заключения о результатах таких общественных обсуждений или публичных слушаний в течение десяти дней принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Документация по планировке территории, утверждаемая соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления, направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, в течение семи дней со дня ее утверждения. Уполномоченный орган местного самоуправления обеспечивает опубликование документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Частью 21 статьи 45 ГрК РФ внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям.
Следовательно, по общему правилу подготовка документации по планировке территории и внесение в нее изменений осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, что не исключает возможность подготовка документации по планировке территории физическими или юридическими лицами за счет их средств с соблюдением той же процедуры, то есть в получением согласования органов местного самоуправления, публичных слушаний и последующего утверждения изменений в проекта планировки органами местного самоуправления.
Порядок подготовки документации по планировки территории применительно к территории городского округа город Тюмень, принятия решения об утверждении такой документации, внесения изменений в такую документацию, отмены такой документации или ее отдельных частей, признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению утверждены на территории города Тюмени постановлением от 13.07.2015 N 159-пк (далее - Порядок N 159-пк).
Так, в силу пункта 1.5 Порядка N 159-пк подготовка документации органами Администрации осуществляется самостоятельно, подведомственными Администрации города Тюмени муниципальными учреждениями либо привлекаемыми ими на основании муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 1.1 статьи 45 ГрК РФ, с соблюдением требований настоящего Порядка.
В целях принятия Департаментом Решения Заинтересованные лица направляют в Департамент письменное предложение о подготовке документации (далее - Предложение) (пункт 2.1 Порядка N 159-пк).
Предложение должно содержать: сведения о виде подготавливаемой документации (проект планировки и (или) проект межевания территории); описание территории, относительно которой будет разрабатываться документация, с указанием наименований одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, в границах которых находится территория (с приложением схемы такой территории); цель подготовки документации в соответствии со статьями 42, 43 ГрК РФ; сведения о подготовке документации за счет средств Заинтересованного лица (в случае если Заинтересованным лицом является физическое или юридическое лицо); срок подготовки документации Заинтересованным лицом со дня направления технического задания на разработку документации; срок, в течение которого Органу Администрации, необходимо обеспечить осуществление закупки для муниципальных нужд, в случае подготовки документации на основании муниципального контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд; способ получения уведомления (ответа) на Предложение, Решение, замечание (возражение).
Департамент в день поступления Предложения обеспечивает его регистрацию в порядке, предусмотренном муниципальным правовым актом Администрации города Тюмени об организационно-документационном обеспечении деятельности Администрации города Тюмени. При отсутствии оснований для отказа в принятии Решения, указанных в пункте 2.3 настоящего Порядка, обеспечивает принятие Решения, при наличии оснований для отказа в принятии Решения обеспечивает направление в адрес Заинтересованного лица уведомления об отказе в принятии Решения с указанием причин такого отказа (пункт 2.2 Порядка N 159-пк), что соответствует вышеприведенным нормам федерального законодательства.
Как следует из указанного выше, обращаясь в суд с заявлением о признании недействительным отказа от 02.12.2022 N 14-44-001688 по внесению изменений в проект планировки и межевания территории планировочного района N 6 "Центральный" в отношении земельных участков 72:23:0218005:11, 72:23:0218005:139, ИП Храмов А.Н. фактически требует от Департамента земельных отношений отмены части документации и восстановления красных линий в проекте планировки и проекте межевания территории планировочного района N 6 "Центральный".
Таким образом, подателем апелляционной жалобы верно указано, что заявив о необходимости внесения изменений в документацию по планировке территории, именно заявитель обязан был инициировать соответствующее мероприятие, обратиться с соответствующим предложением по форме, размещенной на официальном сайте tyumen-city.ru, чего не было осуществлено.
Поскольку заявление не содержало намерения самостоятельно готовить проект внесения изменений в проект планировки, то Департамент земельных отношений обоснованно расценил указанное заявление как поданное в порядке Федерального закона N 59-ФЗ.
Правового механизма, согласно которому какое-либо заинтересованное лицо могло бы обязать орган местного самоуправления внести изменения в действующий нормативный акт - проект планировки территории ни Градостроительный кодекс Российской Федерации, ни Порядок N 159-пк не содержит.
Возможность выражения собственного мнения по проекту нормативного акта (как при принятии его к рассмотрению, так и при внесении в него изменений) реализуется на публичных слушаниях, что заявителем сделано не было.
Порядок обжалования нормативного акта, в том числе по наличию оснований, соблюдению процедуры принятия, предполагает специально установленный судебный порядок.
При этом, заинтересованным лицом указано и не оспаривается заявителем, что в настоящее время на рассмотрении Центрального районного суда города Тюмени находятся два административных дела (N 2а-7055/2023, N 2а-6282/2023) по искам заявителя о признании недействующими в части следующих нормативных муниципальных правовых актов:
- приказа Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени от 10.03.2021 N 74 "О проведении общественных обсуждений по проекту изменений в проект планировки территории планировочного района N 6 "Центральный", по проекту изменений в проекты межевания территории в границах микрорайонов 06:01:02, 06:02:22 планировочного района N 6 "Центральный";
* постановления Администрации города Тюмени от 08.06.2021 N 31 "Об утверждении изменений в проект планировки территории планировочного района N 6 "Центральный", в проекты межевания территории в границах микрорайонов 06:01:02, 06:02:22 планировочного района N 6 "Центральный" и о внесении изменений в Постановления Администрации города Тюмени от 13.01.2014 N 10, от 31.10.2017 N 129";
* постановления Администрации города Тюмени от 23.11.2020 N 53 "Об утверждении изменений в проекты межевания территории в границах микрорайонов 06:01:01, 06:01:14, 06:02:01, 06:02:04, 06:02:12, 06:02:18, 06:02:26 планировочного района N 6 "Центральный".
Таким образом, отказ Департамента земельных отношений от 02.12.2022 N 14-44-001688 по внесению изменений в проект планировки и межевания территории планировочного района N 6 "Центральный" в отношении земельных участков 72:23:0218005:11, 72:23:0218005:139 соответствует предписаниям действующего градостроительного законодательства, в связи с чем в удовлетворении заявленных требования ИП Храмова А.Н. надлежит отказать.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.04.2023 по делу N А70-2860/2023 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределяются апелляционным судом в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ и относятся на заявителя по делу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Департамента земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени удовлетворить. Решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.04.2023 по делу N А70-2860/2023 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Храмова Александра Николаевича о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени от 02.12.2022 N 14-44-001688 по внесению изменений в проект планировки и межевания территории планировочного района N 6 "Центральный" в отношении земельных участков 72:23:0218005:11, 72:23:0218005:139 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-2860/2023
Истец: ИП Храмов Александр Николаевич
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТЮМЕНИ
Третье лицо: Администрация городского округа город Тюмень, Департамент имущественных отношений Тюменской области