г. Самара |
|
25 июля 2023 г. |
Дело N А55-28817/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" июля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Дегтярева Д.А., судей: Коршиковой Е.В., Ястремского Л.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Герасимовой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании 18 июля 2023 года апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 03.05.2023 по делу N А55-28817/2020 (судья Шабанов А.Н.)
по иску Самарского областного Фонда жилья и ипотеки, к Правительству Самарской области, к Министерству строительства Самарской области, об обязании,
при участии в судебном заседании:
от истца - представитель Козлов Д.В. по доверенности от 12.10.2022,
от ответчиков - не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Самарский областной фонд жилья и ипотеки обратился в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Правительству Самарской области об обязании в течение 5 (пяти) календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда заключить с Самарским областным фондом жилья и ипотеки дополнительное соглашение к договору N 1124с аренды земельных участков между Правительством Самарской области и Самарским областным Фондом жилья и ипотеки, предусматривающее увеличение срока действия договора до 02.04.2028; взыскании неустойки на случай неисполнения судебного акта в размере 1 000 руб. за каждый день неисполнения, до даты фактического исполнения судебного акта.
Определением суда от 25.11.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство строительства Самарской области.
Ответчик и третье лицо представили отзывы на исковое заявление и дополнение к отзыву, с иском не согласны по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление и дополнениях к отзыву, просят в иске отказать, указывая об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
От истца поступило заявление об изменении предмета иска, просил:
1)внести изменения в договор N 1124с аренды земельных участков между Правительством Самарской области, Россия и Самарским областным Фондом жилья и ипотеки от 02.04.2020 путём обязания Правительства Самарской области в течении 5 (пяти) календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда, заключить с Самарским областным Фондом жилья и ипотеки (ОГРН 1026300969485) дополнительное соглашение N 1 от 27.08.2020 к договору N 1124с аренды земельных участков между Правительством Самарской области, и Самарским областным Фондом жилья и ипотеки от 02.04.2020 на следующих условиях:
"Дополнительное соглашение N 1 к договору N 1124с аренды земельных участков между Правительством Самарской области и Самарским областным Фондом жилья и ипотеки от 02.04.2020 г. Самара, 27.08.2020.
Правительство Самарской области, именуемое в дальнейшем Арендодатель, в лице, действующего на основании, с одной стороны, и Самарский областной Фонд жилья и ипотеки, именуемый в дальнейшем Арендатор, в лице, действующего на основании, с другой стороны, далее совместно именуемые Стороны, в соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", заключили настоящее дополнительное соглашение о нижеследующем.
1.Стороны пришли к соглашению изменить п. 3.1. договора N 1124с аренды земельных Участков между Правительством Самарской области и Самарским областным Фондом жилья и ипотеки от 02.04.2020 и читать его в следующей редакции:
"3.1. Срок действия настоящего Договора истекает 19.02.2028".
2.Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим дополнительным соглашением, Стороны руководствуются положениями Договора N 1124с аренды земельных участков между Правительством Самарской области и Самарским областным Фондом жилья и ипотеки от 02.04.2020.
3.Настоящее дополнительное соглашение составлено и подписано в 3 (трех) экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному экземпляру для Арендатора, Арендодателя и органа, осуществляющею государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним вступает в силу со дня его государственной регистрации в установленном действующим законодательством порядке.
4.Адреса и реквизиты Сторон:
Арендодатель
Арендатор"
Указать, что решение является основанием для государственной регистрации дополнительного соглашения N 1 от 27.08.2020 к договору N 1124с аренды земельных участков между Правительством Самарской области, Россия и Самарским областным Фондом жилья и ипотеки от 02.04.2020 в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, и заявил отказ от иска в части взыскания с ответчика неустойки на случай неисполнения судебного акта в размере 1 000 руб. 00 коп. за каждый день неисполнения, до даты фактического исполнения судебного акта.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.05.2021 заявление истца об изменении предмета исковых требований принято судом. Принят отказ истца от иска в части взыскания с ответчика неустойки на случай неисполнения судебного акта в размере 1 000 руб. 00 коп. за каждый день неисполнения, до даты фактического исполнения судебного акта. Производство по делу в этой части прекращено. В иске отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2021 решение Арбитражного суда Самарская область от 24.05.2021 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 09.12.2021 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2021 по делу N А55-28817/2020 оставлены без изменения.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2022, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2021 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.12.2021 по делу N А55-28817/2020 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Истец представил заявление об изменении предмета исковых требований, о внесении изменений в договоры N 1154с-1171с аренды земельных участков, заключенные между Министерством строительства Самарской области и Самарским областным Фондом жилья и ипотеки от 17.06.2022 путём обязания Министерства Самарской области в течение 5 (пяти) календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда, заключить с Самарским областным Фондом жилья и ипотеки (ОГРН 1026300969485) дополнительные соглашения к договорам N 1154с-1171с аренды земельных участков, заключенных между Министерством строительства Самарской области и Самарским областным Фондом жилья и ипотеки от 17.06.2022 на следующих условиях: "Дополнительное соглашение N к договору N аренды земельных участков, заключенное между Министерством строительства Самарской области и Самарским областным Фондом жилья и ипотеки от 17.06.2022.
Самара, дата
Министерство строительства Самарской области, именуемое в дальнейшем Арендодатель, в лице, действующего на основании, с одной стороны, и
Самарский областной Фонд жилья и ипотеки, именуемый в дальнейшем Арендатор, в лице, действующего на основании, с другой стороны, далее совместно именуемые Стороны, в соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", заключили настоящее дополнительное соглашение о нижеследующем.
1.Стороны пришли к соглашению изменить п. 3.1. договора N аренды земельных Участков, заключенного между Министерством строительства Самарской области и Самарским областным Фондом жилья и ипотеки от 17.06.2022 и читать его в следующей редакции:
"3.1.Срок действия настоящего Договора истекает 02.04.2031".
2.Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим дополнительным соглашением, Стороны руководствуются положениями Договора N аренды земельных участков между Правительством Самарской области и Самарским областным Фондом жилья и ипотеки от 17.06.2022.
3.Настоящее дополнительное соглашение составлено и подписано в 3 (трех) экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному экземпляру для Арендатора, Арендодателя и органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и вступает в силу со дня его государственной регистрации в установленном действующим законодательством порядке.
4.Адреса и реквизиты Сторон:
Арендодатель
Арендатор"
Указать, что решение является основанием для государственной регистрации дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков, заключенных между Министерством строительства Самарской области и Самарским областным Фондом жилья и ипотеки от 17.06.2022 в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.
Определением суда от 21.03.2023 по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства Самарской области. Этим же определением принято ходатайство истца об изменении предмета исковых требований.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.05.2023 по делу N А55-28817/2020 исковые требования к Министерству строительства Самарской области удовлетворены, суд обязал внести изменения в договоры N 1154с-1171с аренды земельных участков, заключенные между Министерством строительства Самарской области и Самарским областным Фондом жилья и ипотеки от 17.06.2022, путем обязания Министерства Самарской области в месячный срок с момента вступления настоящего судебного акта в законную силу заключить с Самарским областным Фондом жилья и ипотеки (ОГРН 1026300969485) дополнительные соглашения к договорам N 1154с-1171с аренды земельных участков, заключенных между Министерством строительства Самарской области и Самарским областным Фондом жилья и ипотеки от 17.06.2022 на следующих условиях: "Дополнительное соглашение N к договору N аренды земельных участков, заключенное между Министерством строительства Самарской области и Самарским областным Фондом жилья и ипотеки от 17.06.2022.
Самара, дата
Министерство строительства Самарской области, именуемое в дальнейшем Арендодатель, в лице, действующего на основании, с одной стороны, и Самарский областной Фонд жилья и ипотеки, именуемый в дальнейшем Арендатор, в лице, действующего на основании, с другой стороны, далее совместно именуемые Стороны, в соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", заключили настоящее дополнительное соглашение о нижеследующем.
1.Стороны пришли к соглашению изменить п. 3.1. договора N аренды земельных Участков, заключенного между Министерством строительства Самарской области и Самарским областным Фондом жилья и ипотеки от 17.06.2022 и читать его в следующей редакции:
"3.1.Срок действия настоящего Договора истекает 02.04.2031".
2.Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим дополнительным соглашением, Стороны руководствуются положениями Договора N аренды земельных участков между Правительством Самарской области и Самарским областным Фондом жилья и ипотеки от 17.06.2022.
3.Настоящее дополнительное соглашение составлено и подписано в 3 (трех) экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному экземпляру для Арендатора, Арендодателя и органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и вступает в силу со дня его государственной регистрации в установленном действующим законодательством порядке.
4.Адреса и реквизиты Сторон:
Арендодатель
Арендатор"
Решение является основанием для государственной регистрации дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков, заключенных между Министерством строительства Самарской области и Самарским областным Фондом жилья и ипотеки от 17.06.2022 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации реестра и картографии по Самарской области.
В исковых требованиях к Правительству Самарской области отказано.
Ответчик, Министерство строительства Самарской области, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Министерство указывает, что при новом рассмотрении истцом заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, при этом уточненные требования были заявлены в отношении новых договоров аренды, которые не были предметом первоначального спора, и правоотношения сторон по данным договорам не были предметом оценки Верховного суда Российской Федерации при вынесении определения от 27.09.2022. Заявитель жалобы ссылается на ст. 23 Федерального закона от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" и указывает, что арендатор вправе потребовать продления договора в срок до 01.03.2021, при этом договоры NN 1154с-1171с были заключены 17.06.2022, следовательно основания для применения вышеуказанной нормы к дынным договорам не имеется.
По мнению заявителя, судом также не дана оценка тому обстоятельству, что пунктом 5.3.2 договоров от 17.06.2022 предусмотрена обязанность Фонда использовать предоставленные участки с соблюдением требований к комплексному освоению территории, предусмотренных договором аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства от 19.02.2015 N 1к. Согласно пункту 5.2.4. договора N1к реализация комплексного освоения путем жилищного и иного строительства на образованных в границах первоначально предоставленного Фонду для комплексного освоения территории участка должно быть осуществлено в течение 10 лет со дня заключения договора N 1к от 19.02.2015, но не более срока аренды, указанного в пункте 1.4. договора N 1к (участок передается арендодателем арендатору во временное владение и пользование на 10 лет, который является сроком окончания комплексного освоения участка.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2023 апелляционная жалоба ответчика принята к производству, судебное заседание по рассмотрению жалобы назначено на 18.07.2023.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
11.07.2023 от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, истец просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании 18.07.2023 представитель истца в удовлетворении апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Ответчики в судебное заседание не явились, о судебном заседании извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены/изменения судебного акта арбитражного суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании протокола от 03.02.2015 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка Министерство (арендодатель) и Фонд (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 19.02.2015 N 1к, по условиям которого Фонду сроком на 10 лет предоставлен земельный участок площадью 97 500 кв. м с кадастровым номером 63:01:0223002:14 для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, в том числе строительства жилья экономического класса, в соответствии с видами разрешенного использования участка и документацией по планировке территории, предусматривающей строительство жилья.
В силу пунктов 4.1.2, 5.2.2 договора от 19.02.2015 N 1 арендатор обязан произвести раздел территории участка в соответствии с документацией по планировке территории посредством выполнения в отношении участка кадастровых работ, осуществления государственного кадастрового учета образуемых участков, заключения договоров купли-продажи или аренды образованных участков и обеспечения их государственной регистрации.
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи 19.02.2015.
Договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области 03.04.2015.
В соответствии с пунктом 7.3.6 договора от 19.02.2015 N 1к истец произвел раздел земельного участка с кадастровым номером 63:01:0223002:14.
В результате раздела данного земельного участка были образованы двадцать два участка, на которые зарегистрировано право собственности Самарской области.
Во исполнение пункта 7.2.2 указанного договора после утверждения документации по планировке территории и осуществления государственного кадастрового учета образованных участков Фонд 02.04.2020 заключил с Правительством договор N 1124с аренды двадцати двух земельных участков сроком действия до 02.04.2025.
В пункте 1.2 договора от 02.04.2020 N 1124с предусмотрено, что участки предоставлены Фонду для осуществления строительства объектов в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной постановлением администрации городского округа Самара от 08.08.2016 N 1125.
Пунктом 3.2 договора аренды от 02.04.2020 N 1124с стороны установили, что данный договор вступает в силу со дня его государственной регистрации в установленном действующим законодательством порядке и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 19.02.2020.
Договор аренды от 02.04.2020 N 1124с зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области 26.06.2020.
Фонд письмом от 06.10.2020 N СОФЖИ-3-19/1524 обратился в Правительство о заключении дополнительного соглашения к договору аренды от 02.04.2020 N 1124с в части продления срока договора аренды на три года, до 19.02.2028, ссылаясь на пункт 6 статьи 23 Федерального закона от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращения последствий распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Закон N 166-ФЗ).
Неподписание ответчиком дополнительного соглашения к договору аренды от 02.04.2020 N 1124с послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 425, 431, 450, статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" в редакции Федерального закона от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции", статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статьи 30.2 Земельного кодекса (в редакции до 01.03.2015), части 1 статьи 46.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом позиции Верховного суда Российской Федерации, установив, что правоотношения сторон по комплексному освоению земельного участка в целях жилищного строительства сложились до принятия в 2020 году органом государственной власти Самарской области решения о введении режима повышенной готовности на территории Самарской области, в связи с чем для целей продления договоров аренды, заключенных в отношении вновь образованных земельных участков, по правилам, предусмотренным Законом N 166-ФЗ и Законом N 98, необходимо исходить из даты заключения договора от 19.02.2015, исковые требования удовлетворил.
Аукцион на заключение договора о комплексном освоении территории в целях жилищного строительства был проведен 03.02.2015, договор заключен 19.02.2015, с учетом положений части 14 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, отношения, связанные с реализацией договоров, заключенных по результатам данного аукциона регулируются Земельным кодексом в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
В пункте 1 статьи 30.2 Земельного кодекса (в редакции до 01.03.2015) предусмотрено, что земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Согласно части 1 статьи 46.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Законом N 171-ФЗ, утратившей силу 30.12.2020 на основании Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий", действовавшей в период заключения договоров от 19.02.2015 N 1 и от 02.04.2020 N 1124с, комплексное освоение территории включает в себя подготовку документации по планировке территории, образование земельных участков в границах данной территории, строительство на указанных земельных участках объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, а также иных объектов в соответствии с документацией по планировке территории.
В силу пункта 8 статьи 46.4 Градостроительного кодекса прекращение существования земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории, в связи с его разделом, не является основанием для прекращения прав и обязанностей, определенных договором.
Договор аренды земельного участка от 19.02.2015 N 1к заключен с Фондом по результатам торгов для осуществления его комплексного освоения в целях жилищного строительства, в том числе строительства жилья экономического класса, в соответствии с видами разрешенного использования участка и документацией по планировке территории, предусматривающей строительство жилья.
Во исполнение пунктов 5.2.2, 4.1.2 договора от 19.02.2015 N 1 арендатор произвел раздел территории участка в соответствии с документацией по планировке территории на двадцать два земельных участка, выполнил кадастровые работы, осуществил государственный кадастровый учет образуемых участков и 02.04.2020 заключил договор аренды N 1124с в отношении образованных земельных участков.
Согласно пункту 5.3.12 договора аренды от 02.04.2020 N 1124с арендатор обязан использовать участки в соответствии с видом разрешенного использования и условиями их предоставления после получения необходимых разрешений в установленном порядке с соблюдением условий договора аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства от 19.02.2015 N 1к.
Так как раздел исходного земельного участка и образование новых участков осуществлялись для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства, после образования земельных участков в границах территории первоначально предоставленный участок прекращает свое существование и заключается новый договор аренды в отношении образованных земельных участков, соответственно договор аренды от 19.02.2015 N 1к и договор аренды от 02.04.2020 N 1124с являются взаимосвязанными.
Для целей продления договоров аренды, заключенных в отношении вновь образованных земельных участков, по правилам, предусмотренным Законом N 166-ФЗ и Законом N 98, необходимо исходить из даты заключения договора от 19.02.2015.
Согласно пункта 3.2 договора аренды от 02.04.2020 N 1124с, договор распространяет свое действие на отношения, возникшие с 19.02.2020, что не противоречит положениям пункта 2 статьи 425 и пункта 3 статьи 453 Гражданского кодекса.
Договорные правоотношения сторон по комплексному освоению земельного участка в целях жилищного строительства сложились до принятия в 2020 году органом государственной власти Самарской области решения о введении режима повышенной готовности на территории Самарской области.
В связи с дальнейшим освоением земельного участка путем размежевания земельных участков 17.06.2022, в результате которого такие участки были сняты с кадастрового учета в связи с образованием новых 18 земельных участков в соответствии документацией по планировке территории (проектом планировки и проектом межевания территории) и по внесению изменений в документацию по планировке территории в границах "Военного городка N 94" (19 км Московского шоссе) в Кировском районе городского округа Самара между истцом и Министерством строительства Самарской области были заключены 18 договоров аренды земельных участков N N 1154с-1171с.
В пункте 5.3.12 договоров N N 1154с-1171с от 17.06.2022 указано, что использование земельных участков в соответствии с видом разрешенного использования и условиями его предоставления после получении необходимых разрешений в установленном порядке с соблюдением требований к комплексному освоению территории осуществляется в соответствии с договором N 1к от 19.02.2015.
Учитывая специфику отношений по предоставлению земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства, договор аренды N 1к от 19.02.2015 и договоры N N 1154с-1171с от 17.06.2022 являются взаимозависимыми, так как после образования земельных участков в границах территории первоначально предоставленный участок прекращает свое существование и заключается новые договоры аренды в отношении образованных земельных участков.
Пунктом 7.1 договоров N 1154с-1171с от 17.06.2022 г. стороны предусмотрели, что договоры могут быть изменены по требованию одной из сторон по основаниям и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством и Договорами.
Постановлением Правительства Самарской области от 02.10.2020 N 760 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 31.10.2007 N 225 "Об утверждении Положения о министерстве строительства Самарской области" к полномочиям министерства строительства отнесено осуществление в пределах своей компетенции распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Самарской области, в том числе установлено, что министерство предоставляет земельные участки, находящиеся в собственности Самарской области, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов для строительства. Данные изменения вступили в силу с даты официального опубликования постановления N 760, которое было на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) 05.10.2020. С указанной даты предоставление земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов для строительства осуществляет министерство.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" при отсутствии в норме, регулирующей права и обязанности по договору, явно выраженного запрета установить иное, она является императивной, если исходя из целей законодательного регулирования это необходимо для защиты особо значимых охраняемых законом интересов (интересов слабой стороны договора, третьих лиц, публичных интересов и т.д.), недопущения грубого нарушения баланса интересов сторон либо императивность нормы вытекает из существа законодательного регулирования данного вида договора.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований к Министерству строительства Самарской области следует удовлетворить, в иске к Правительству Самарской области отказал.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, всем доводам в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Частью 4 статьи 291.14 АПК РФ установлено, что указания Судебной коллегии Верховного суда Российской Федерации, в том числе на толкование закона, изложенные в определении об отмене судебного акта, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Судебная коллегия полагает, что указания Судебной коллегии Верховного суда Российской Федерации, содержащиеся в определении от 27.09.2022 по настоящему делу, судом первой инстанции учтены в полной мере.
Доводы ответчика о том, что в соответствии с ст. 23 Федерального закона от 08.06.2020 N 166-ФЗ с заявлением о продлении договоров истец мог обратиться в срок до 01.03.2021, при этом договоры N N 1154с-1171с, об изменении которых просит истец в рассматриваемом деле, заключены 17.06.2022, и, следовательно, указанная норма к данным договорам не может быть применена, противоречит позиции Верховного суда РФ, согласно которому при принятии решения судами должно быть учтено, что договорные правоотношения сторон по комплексному освоению земельного участка в целях жилищного строительства сложились до принятия в 2020 году органом государственной власти Самарской области решения о введении режима повышенной готовности на территории Самарской области.
Верховный суд РФ в определении от 27.09.2022 указал, что поскольку раздел исходного земельного участка и образование новых участков осуществлялись для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства, после образования земельных участков в границах территории первоначально предоставленный участок прекращает свое существование и заключается новый договор аренды в отношении образованных земельных участков, соответственно договор аренды от 19.02.2015 N 1к и договор аренды от 02.04.2020 N 1124с являются взаимосвязанными, в связи с чем, вывод судов о том, что дата заключения договора аренды от 02.04.2020 N 1124с имеет определяющее значение для возможности увеличения срока договора, нельзя признать законным.
Таким образом, вопреки доводам ответчика заключение новых договоров производилось в рамках комплексного освоения земельного участка в целях жилищного строительства, предусмотренного договором аренды земельного участка от 19.02.2015 N 1к, следовательно, дата заключения договоров N N 1154с-1171с в данном случае не имеет решающего значения.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12 сформулирована правовая позиция, согласно которой из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции. Следовательно, несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не являются основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 03.05.2023 по делу N А55-28817/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа с направлением кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Дегтярев |
Судьи |
Е.В. Коршикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-28817/2020
Истец: Самарский областной Фонд жилья и ипотеки
Ответчик: Министерство строительства Самарской области, Правительство Самарской области
Третье лицо: Самарский областной фонд жилья и ипотеки
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9682/2023
03.05.2023 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-28817/20
09.12.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10711/2021
22.07.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9375/2021
24.05.2021 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-28817/20