город Омск |
|
11 августа 2023 г. |
Дело N А81-1345/2023 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ивановой Н.Е.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5072/2023) Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.04.2023 по делу N А81-1345/2023 (судья Садретинова Н.М.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (ОГРН 1047702026701, ИНН 7710474375, адрес: 123112, город Москва, Пресненская набережная, дом 10, строение 2) к обществу с ограниченной ответственностью "Арктик телеком" (ОГРН 1158904000375, ИНН 8904077403, адрес: 629000, город Новый Уренгой, улица Крайняя, дом 16) о взыскании 25 296 руб. 73 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - истец, Министерство, Минцифры России) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Арктик телеком" (далее - ответчик, общество, ООО "Арктик телеком") о взыскании денежных средств в общем размере 25 296 руб. 73 коп. в качестве пени за несвоевременную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, состоящих из следующих сумм: за 4 квартал 2017 года в размере 1008 руб. 09 коп. за период с 31.01.2018 по 21.02.2018, за 1 квартал 2018 года в размере 43 руб. 51 коп. за период с 04.05.2018 по 04.05.2018 и за 2 квартал 2022 года в размере 24 245 руб. 13 коп. за период с 30.07.2022 по 04.10.2022.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.04.2023 по делу N А81-1345/2023 в удовлетворении заявления Министерства отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой и дополнениями к ней в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, в котором исковые требования Министерства удовлетворить в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на прерывание течения срока исковой давности частичной оплатой ответчиком задолженности, а также признанием наличия спорной задолженности, в связи с чем считает таковой срок не пропущенным; указывает, что Минцифры России только с 13.10.2021 является правопреемником Федерального агентства связи, в связи с чем истец не мог знать о наличии у ООО "Арктик телеком" задолженности ранее указанной даты.
В письменном отзыве общество просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу с дополнениями, отзыв, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, общество является оператором сети связи общего пользования как лицо, осуществляющее деятельность в области связи на базе проводных технологий на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Согласно представленным ООО "Арктик телеком" сведениям о доходах за 4 квартал 2017 года, 1 квартал 2018 года и 2 квартал 2022 года ООО "Арктик телеком" несвоевременно уплатило обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.
В связи с вышеизложенным Министерство обратилось в адрес ООО "Арктик телеком" с письменным уведомлением от 09.09.2022 N П14-1-09-200-55685, в котором просило оплатить обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания, а также пени за их несвоевременную уплату.
Указанное уведомление оставлено ответчиком без исполнения в части пени, что послужило основанием для обращения Минцифры России в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
18.04.2023 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) в целях финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров формируется резерв универсального обслуживания.
Частью 1 статьи 60 Закона N 126-ФЗ установлено, что источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторами сети связи общего пользования, а также иные не запрещенные законом источники.
Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета (часть 2 статьи 60 Закона N 126-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 60 Закона N 126-ФЗ ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования устанавливается в размере 1,2 процента.
Обязанность по расчету размера обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования законодателем возложена на соответствующего оператора сети связи общего пользования (часть 4 статьи 60 Закона N 126-ФЗ).
Правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания контролируются федеральным органом исполнительной власти в области связи (часть 2 статьи 59 Закона N 126-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 Порядка представления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 N 41, оператор связи, оказывающий услуги связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
Частью 5 статьи 60 Закона N 126-ФЗ закреплено, что операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.
Соответственно, несоблюдение указанной обязанности является нарушением требований, установленных действующим законодательством.
В случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (часть 6 статьи 60 Закона N 126-ФЗ).
На основании пункта 9 статьи 68 Закона N 126-ФЗ в случае несвоевременной или неполной уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания такой оператор сети связи общего пользования уплачивает пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания начиная со дня, следующего за установленным днем осуществления отчислений, по день уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей на день начисления пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с Указанием Банка России от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России", с 01.01.2016 значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.
В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета, помимо прочего, осуществляет начисление, учет и контроль, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Указом Президента Российской Федерации от 20.11.2020 N 719 "О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций" Федеральное агентство связи упразднено, а Минцифры России переданы его функции.
Согласно представленному расчету исковых требований, ООО "Арктик телеком" несвоевременно произвело уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 4 квартал 2017 года, 1 квартал 2018 года и 2 квартал 2022 года, в связи с чем ООО "Арктик телеком" начислены пени за несвоевременную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания:
- за 4 квартал 2017 года в размере 1008 руб. 09 коп. за период с 31.01.2018 по 21.02.2018;
- за 1 квартал 2018 года в размере 43 руб. 51 коп. за период с 04.05.2018 по 04.05.2018;
- за 2 квартал 2022 года в размере 24 245 руб. 13 коп. за период с 30.07.2022 по 04.10.2022.
Общество при рассмотрении дела в суде первой инстанции заявило о применении срока исковой давности в отношении заявленных требований о взыскании пени за 4 квартал 2017 года и 1 квартал 2018 года.
Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
При этом пунктом 2 статьи 200 ГК РФ установлено, что по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Законом N 126-ФЗ не установлены какие-либо особенности в части сроков на обращение в суд с требованием о взыскании обязательных платежей в резерв универсального обслуживания.
Учитывая изложенное, к правоотношениям по взысканию обязательных отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания применяется предусмотренный статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности в три года.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - Постановление N 43), срок исковой давности по требованию о взыскании неустойки (статья 330 ГК РФ) или процентов, подлежащих уплате по правилам статьи 395 ГК РФ, исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу, определяемому применительно к каждому дню просрочки. При этом признание обязанным лицом основного долга, в том числе в форме его уплаты, само по себе не может служить доказательством, свидетельствующим о признании дополнительных требований кредитора (в частности, неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами), а также требований по возмещению убытков, и, соответственно, не может расцениваться как основание перерыва течения срока исковой давности по дополнительным требованиям и требованию о возмещении убытков.
Как следует из материалов дела, Министерство обратилось в суд с исковым заявлением 17.02.2023, ввиду чего суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о пропуске истцом трехлетнего срока исковой давности по требованиям о взыскании пени за 4 квартал 2017 года и 1 квартал 2018 года.
Вопреки позиции подателя жалобы произведенные ответчиком платежи не свидетельствуют о прерывании срока исковой давности, поскольку в назначении платежа указаны периоды, не относящиеся к исключенному судом периоду по мотивам пропуска срока исковой давности.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что он является правопреемником Федерального агентства связи и о спорной задолженности ответчика узнал только после передачи ему соответствующих функций, апелляционным судом отклоняются, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для восстановления срока исковой давности.
По смыслу статьи 201 ГК РФ переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления (пункт 6 Постановления N 43).
Относительно требования истца о взыскании пени за несвоевременную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 2 квартал 2022 года в размере 24 245 руб. 13 коп. за период с 30.07.2022 по 04.10.2022, судом первой инстанции установлено неверное начало истцом исчисления периода просрочки с 30.07.2022, а не с 31.07.2022 в соответствии с пунктом 5 статьи 60 Закона N 126-ФЗ.
Каких-либо возражений в отношении данного вывода суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит.
Ответчиком был произведен расчет пени, который составил 23 877 руб. 78 коп. за период с 31.07.2022 по 04.10.2022. Данная сумма оплачена платежным поручением от 16.12.2022 N 3138, в связи с чем суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения требования истца в части взыскания пени за несвоевременную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 2 квартал 2022 года.
Апелляционная жалоба Минцифры России не содержит доводов, опровергающих указанные выводы суда первой инстанции, в связи с чем у суда апелляционный инстанции отсутствуют основания для их переоценки.
Ссылка Министерства относительно того, что ответчик злоупотребляет своими правами, не нашла своего подтверждения в рамках рассмотрения апелляционной жалобы (статья 10 ГК РФ), в связи с чем признается несостоятельной.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Министерство освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.04.2023 по делу N А81-1345/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-1345/2023
Истец: Министерство цифрового развития , связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Ответчик: ООО "Арктик Телеком"