г. Самара |
|
17 августа 2023 г. |
Дело N А72-2858/2021 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мальцева Н.А.,
судей Бондаревой Ю.А., Серовой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Садохиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 августа 2023 года в помещении суда, в зале N 2,
апелляционные жалобы конкурсного управляющего МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "Калмаюрское сельское поселение" Радаева А.М. на определение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 июня 2023 года об отказе в удовлетворении ходатайства о переходе к процедуре конкурсного производства по общим правилам в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "Калмаюрское сельское поселение", ИНН 7310101629,
с участием:
от ФНС России - Кулагин А.В., доверенность от 11.01.2023,
УСТАНОВИЛ:
15.03.2021 в арбитражный суд Ульяновской области поступило заявление Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области о признании муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "Калмаюрское сельское поселение" несостоятельным (банкротом), введении в отношении должника конкурсного производства по упрощенной процедуре отсутствующего должника, утверждении арбитражного управляющего должника из числа членов ассоциации "Саморегулируемая организация Арбитражных управляющих центрального федерального округа"; о включении требования Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области в размере 3 281 570 руб. 47 коп., из них: 1 788 155 руб. 72 коп. - во вторую очередь и 1 493 414 руб. 75 коп. (в том числе: 641 242 руб. 29 коп. - основной долг, 744 782 руб. 02 коп. - пени и 107 390 руб. 44 коп. - штрафы) - в третью очередь реестра требований кредиторов.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.04.2021 указанное заявление принято к производству после устранения недостатков, послуживших основанием для оставления без движения.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.10.2021 отказано в удовлетворении заявления о признании муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "Калмаюрское сельское поселение" несостоятельным (банкротом).
Постановлением Одиннадцатого апелляционного суда от 08.02.2022 (резолютивная часть от 01.02.2022) решение арбитражного суда Ульяновской области от 20.10.2021 по делу N А72-2858/2021 отменено, принят по делу новый судебный акт, муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "Калмаюрское сельское поселение", ИНН 7310101629, ОГРН 1067310025903 признан несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника, в отношении муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" Муниципального образования "Калмаюрское сельское поселение" открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "Калмаюрское сельское поселение" утверждена Ершова Наталья Григорьевна из числа членов ассоциации "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих центрального федерального округа", регистрационный номер в сводном государственном реестре арбитражных управляющих 9077, идентификационный номер налогоплательщика 631219270580, почтовый адрес: 443031, г. Самара, проспект Кирова, дом 415, офис 414 "Б", требование ФНС России включено во вторую очередь реестра требований кредиторов муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "Калмаюрское сельское поселение" в размере 1 788 155 руб. 72 коп, требование ФНС России включено в третью очередь реестра требований кредиторов муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "Калмаюрское сельское поселение" в размере 1 493 414 руб. 75 коп., в том числе 641 242 руб. 29 коп. - основной долг, 744 782 руб. 02 коп. - пени, 107 390 руб. 44 коп. - штраф.
Сведения о признании несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника в опубликованы в газете "КоммерсантЪ" N 26 от 12.02.2022.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 19.04.2022 Ершова Наталья Григорьевна освобождена от исполнения обязанностей конкурсного управляющего муниципальным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "Калмаюрское сельское поселение".
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 15.02.2023 (резолютивная часть) конкурсным управляющим муниципальным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "Калмаюрское сельское поселение" утвержден Радаев Александр Михайлович, член саморегулируемой организации ассоциация арбитражных управляющих "Синергия".
27.02.2023, 17.03.2023 в суд от конкурсного управляющего поступило ходатайство о прекращении упрощенной процедуры банкротства с применением положений о банкротстве отсутствующего должника и переходе к процедуре банкротства МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "Калмаюрское сельское поселение" в общем порядке на стадии конкурсного производства, определив дату начала процедуры 15.02.2023.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.03.2023 ходатайство конкурсного управляющего о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к процедуре банкротства в общем порядке принято к рассмотрению.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.06.2023 в удовлетворении ходатайства конкурсного управляющего муниципальным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "Калмаюрское сельское поселение" Радаева А.М. о переходе к процедуре конкурсного производства по общим правилам отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, конкурсный управляющий Радаев А.М. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении ходатайства.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2023 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 10.08.2023.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель налогового органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом путем направления почтовых извещений и размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с требованиями абз. 2 ч. 1 ст. 121 АПК РФ, в связи с чем суд вправе рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие согласно ч. 3 ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены определения суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с ходатайством о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к процедуре банкротства в общем порядке. В обоснование заявленного ходатайства указывал, что согласно письму N 136 от 20.02.2023, поступившему из ООО NРИЦ - Регион", на счете должника имеется 774 880,04 руб., которые будут перечислены на расчетный счет должника, открытый конкурсным управляющим и поскольку обнаружено имущество, позволяющее покрыть судебные расходы, обратился в суд с вышеуказанным ходатайством.
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что представленный в материалы дела расчет предусматривает, что имеющихся на счету денежных средств будет достаточно лишь на покрытие расходов конкурсного управляющего, усмотрев, что имеющиеся доказательства не свидетельствуют о том, что надлежащее завершение процедуры конкурсного производства в отношении должника по упрощенной процедуре в рассматриваемом случае с учетом оставшихся мероприятий невозможно, учитывая, что прекращение упрощенной процедуры банкротства является правом, а не обязанностью суда, в отсутствие доказательств наличия в конкурсной массе средств, предполагающих частичное или полное погашение текущих и реестровых требований должника, на данном этапе рассмотрения спора не нашел оснований необходимости перехода к процедуре конкурсного производства по общим правилам.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно п. 3 ст. 228 Закона о банкротстве конкурсный управляющий при обнаружении им имущества отсутствующего должника, позволяющего покрыть судебные расходы в связи с производством по делу о банкротстве, обязан направить ходатайство в арбитражный суд о прекращении упрощенной процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и переходе к процедурам, применяемым в деле о банкротстве и предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В пункте 66 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что согласно п. 3 ст. 228 Закона о банкротстве конкурсный управляющий вправе заявить ходатайство о переходе лишь к процедуре конкурсного производства, регулируемой главой VII Закона о банкротстве.
Таким образом, исходя из смысла указанных норм права упрощенная процедура банкротства может быть прекращена судом с переходом к общей процедуре лишь в том случае, если конкурсным управляющим будет обнаружено имущество в объеме, достаточном для погашения расходов по делу, в том числе на выплату вознаграждения конкурсному управляющему в соответствии со ст. 20.6 Закона о банкротстве. При этом прекращение упрощенной процедуры банкротства является правом, а не обязанностью суда.
Обращаясь с ходатайством о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к конкурсному производству по общим правилам Закона о банкротстве, конкурсный управляющий должника указал, что выявлено имущество (денежные средства), достаточное для погашения судебных расходов по делу о банкротстве должника и уплаты вознаграждения конкурсному управляющему должника.
Так, согласно ответу ООО "Риц регион" N 405 от 30.05.2023 (поступившее в суд 30.05.2023), по состоянию на 30.05.2023 размер собранных от абонентов денежных средств и подлежащих к перечислению на счет МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "Калмаюрское сельское поселение", составляет 844 593, 30 руб., размер задолженности абонентов перед МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "Калмаюрское сельское поселение", составляет 1 455 256, 83 руб.
Как указывал конкурсный управляющий, по состоянию на 11.04.2023, на расчетном счете имеются денежные средства в размере 246 257,96 руб., наличные денежные средства в размере 5 398,53 руб. Таким образом, реальные денежные средства, предназначенные для финансирования процедуры банкротства должника составляет около 1 120 307,57 руб. У должника на праве хозяйственного ведения имеются объекты водоснабжения, которые подлежат возврату в Муниципальное образование "Чердаклинский район", в собственности должника имеется автомобиль УАЗ-31512 1994 г.в. (приблизительная стоимость составляет от 30 000 рублей). Предполагаемый срок проведения процедуры конкурсного производства, по мнению конкурсного управляющего, составляет 2 года. Предполагаемые конкурсным управляющим расходы при проведении процедуры составляют:
- вознаграждение конкурсного управляющего 30 000*24- 720 000 рублей;
- расходы ЕФРСБ при проведении собрания (8 собраний*1 000 руб.)-8 000 руб.;
- сообщение в газете "КоммерсантЪ" при переходе в обычную процедуру - 15 000 руб.;
- публикации на ЕФРСБ (организация и проведение торгов УАЗ-31512 1994 г.в.)- 2 000 рублей.
- сообщение в газете "КоммерсантЪ" о завершении процедуры - 15 000 руб.;
- оценка по предварительным данным составляет 30 объектов*7 000=210 000 руб.
Всего конкурсный управляющий предполагает несение расходов за процедуру конкурсного производства в размере 970 000 рублей. Кроме того, конкурсному управляющему причитается вознаграждение в виде %, размер которых на данный момент просчитать невозможно.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходит из следующего.
Упрощенная процедура банкротства может быть прекращена судом с переходом к общей процедуре лишь в том случае, если конкурсным управляющим будет обнаружено имущество в объеме, достаточном для погашения расходов по делу, а также для полного или частичного удовлетворения требований кредиторов.
Обращаясь с ходатайством на основании п. 3 ст. 228 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий должен представить суду данные, позволяющие сопоставить стоимость выявленного имущества должника с размером понесенных и предстоящих расходов.
Вместе с тем, представленные в материалы дела доказательства не позволяют сопоставить размер расходов по делу о банкротстве со стоимостью обнаруженного имущества должника.
Кроме того, представленный конкурсным управляющим расчет исключает частичное или полное погашение требований кредиторов в рамках процедуры банкротства.
Доказательства того, что надлежащее завершение процедуры конкурсного производства в отношении должника по упрощенной процедуре в рассматриваемом случае с учетом оставшихся мероприятий невозможно, в материалы дела не представлены.
Поскольку заявителем в деле о банкротстве должника выступает уполномоченный орган - Федеральная налоговая служба, судебные расходы на проведение процедуры банкротства должника в дальнейшем будут оплачиваться за счет средств федерального бюджета.
В силу Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" за счет средств федерального бюджета, выделенных на финансирование процедур банкротства, допустимо финансирование этих процедур при наличии доказательств наличия либо вероятности обнаружения в достаточном объеме имущества должника, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, финансирующим в лице уполномоченного им органа процедуры банкротства.
Кроме того, в деле о банкротстве отсутствующего должника, возбужденном по заявлению уполномоченного органа, Правительство Российской Федерации наряду с условиями финансирования таких процедур банкротства определило и специальные последствия обнаружения и реализации имущества отсутствующего должника, а именно: установление конкурсному управляющему дополнительного процентного вознаграждения, а не переход к общей процедуре банкротства.
Названная позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 14.06.2018 по делу N А50-20083/2015.
Пунктом 7 Положения о порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 N 573, определены специальные последствия обнаружения и реализации имущества отсутствующего должника в виде установления конкурсному управляющему дополнительного процентного вознаграждения.
Так, согласно п. 7 указанного Положения в случае обнаружения и реализации конкурсным управляющим имущества отсутствующего должника кроме выплат, предусмотренных пунктами 3 и 5 настоящего Положения, конкурсному управляющему выплачивается вознаграждение в размере 10 процентов денежных средств, полученных от продажи имущества отсутствующего должника. Указанное вознаграждение удерживается конкурсным управляющим из денежных средств, полученных от продажи имущества отсутствующего должника, после поступления их в полном размере на основной счет отсутствующего должника.
Из денежных средств, оставшихся после удержания указанных 10 процентов, конкурсным управляющим удерживаются единовременное вознаграждение и сумма компенсации фактических затрат на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника, предусмотренных пунктами 3 и 5 настоящего Положения.
Кроме того, денежные средства, поступающие в конкурсную массу должника, подлежат распределению в порядке, установленном статьей 134 Закона о банкротстве.
Денежные средства, находящиеся на расчетном счете должника, в соответствии со ст. 134 Закона о банкротстве подлежат распределению на требования кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, с учетом требований, установленных статьей 134 Закона о банкротстве.
Как установлено судом первой инстанции, текущая задолженность по состоянию на 15.06.2023 составляет 158 276,90 руб., 27.03.2023 и 14.06.2023 уполномоченным органом направлено требование в адрес конкурсного управляющего о распределение денежных средств. По состоянию на 16.06.2023 денежные средства не распределены.
Конкурсным управляющим произведен предварительный расчет расходов на проведение конкурсного производства в случае прекращения упрощенной процедуры, применяемой в отношении должника - 970 000 руб. (вознаграждение арбитражного управляющего, расходы на публикации ЕФРСБ и газете "Коммерсант", оценка имущества). При этом, этот расчет приблизительный и он может быть изменен в сторону увеличения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что имеющихся на счету денежных средств будет достаточно лишь на покрытие расходов конкурсного управляющего, при этом частичное либо полное погашение текущих и реестровых требований не предусматривается, в следствии чего будет нарушен баланс интересов кредиторов должника и конкурсного управляющего.
Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводов суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Выявленное имущество несоизмеримо с расходами, которые может повлечь переход к общей процедуре банкротства, с учетом всех необходимых мероприятий для завершения процедуры. Таким образом, оснований для достоверного вывода о том, что реализованное имущество, с учетом его характера и оценки, соизмеримо с расходами, которые повлечет за собой переход к общей процедуре конкурсного производства, не имеется.
При этом, конкурсный управляющий не лишен возможности обратиться вновь с таким заявлением в случае обнаружения имущества, стоимость которого действительно будет покрывать не только его расходы но и требования кредиторов.
Кроме того, как указывалось выше конкурсным управляющим не представлено доказательств невозможности завершения процедуры конкурсного производства по упрощенной процедуре.
При таких обстоятельствах, учитывая недоказанность конкурсным управляющим того, что за счет полученных средств могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также реестровая задолженность, принимая во внимание, что прекращение упрощенной процедуры банкротства является правом, а не обязанностью суда, который, в свою очередь, при реализации такого права обязан установить наличие оснований для перехода к общей процедуре банкротства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии законных оснований для прекращения упрощенной процедуры банкротства МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "Калмаюрское сельское поселение".
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что конкурсный управляющий, в случае фактического поступления имущества в конкурсную массу, не лишен права вновь обратиться с подобным ходатайством в суд первой инстанции.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие нарушений, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта по статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционную жалобу необходимо оставить без удовлетворения, а определение суда первой инстанции оставить без изменения.
Таким образом, определение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 июня 2023 года по делу А72-2858/2021 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 июня 2023 года по делу А72-2858/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Мальцев |
Судьи |
Ю.А. Бондарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-2858/2021
Должник: МУП "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАЛМАЮРСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ", МУП "ЖКХ" МО "Калмаюрское сельское поселение"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЧЕРДАКЛИНСКИЙ РАЙОН" УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Ассоциация "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа", Ахсянова Лилия Джамиловна, Ершова Наталья Григорьевна, УФНС России по Ульяновской области
Хронология рассмотрения дела:
09.08.2024 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6328/2024
30.05.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5669/2024
17.08.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11697/2023
11.05.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2694/2023
20.03.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-18077/2022
08.02.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18833/2021
20.10.2021 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-2858/2021