г. Челябинск |
|
17 августа 2023 г. |
Дело N А76-43268/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калашника С.Е.,
судей Арямова А.А., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Биленко К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прогрессивные медицинские технологии" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.05.2023 по делу N А76-43268/2022.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебном заседании приняли участие представители:
Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации г. Челябинск - Лапшина Е.В. (доверенность от 09.01.2023, диплом, паспорт), Гуськова Е.Н. (доверенность от 02.02.2023, диплом, паспорт);
общества с ограниченной ответственностью "Прогрессивные медицинские технологии" - Макарова Т.О. (доверенность от 27.12.2022, диплом, паспорт).
Государственное учреждение - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации г. Челябинск (далее - заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Прогрессивные медицинские технологии" (далее - ответчик, ООО "ПМТ", общество) о взыскании излишне понесенных расходов в виде специальных социальных выплат в сумме 463 390 руб. 20 коп.
Определением от 29.12.2022 заявление принято к производству арбитражного суда.
В производстве Арбитражного суда Челябинской области также находится дело N А76-2/2023 по заявлению ООО "ПМТ" к Государственному учреждению - Челябинскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным решения от 20.10.2022 N 48, акта проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях от 09.09.2022 N48.
Определением от 11.01.2023 заявление принято к производству суда, делу присвоен номер N А76-2/2023.
Определением суда от 31.01.2023 объединены в одно производство для совместного рассмотрения дела N А76-43268/2022, N А76-2/2023, объединенному делу присвоен номер N А76-43268/2022.
Определением суда от 31.01.2023 произведено процессуальное правопреемство путем замены истца - Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации его правопреемником - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области.
Решением суда от 15.05.2023 первоначальные требования удовлетворены, с ООО "ПМТ" в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области взысканы убытки в сумме 463 390 руб. 20 коп. Также с ООО "ПМТ" в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскана государственная пошлина в сумме 12 268 руб. В удовлетворении встречного требования ООО "ПМТ" к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ПМТ" обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на наличие права на получение специальной социальной выплаты медицинским работникам, работавшим в лаборатории, на основании пп. "а" п. 2 Постановления N 1762, в связи с тем, что общество включено в перечень организаций, работники которой имеют право на получение социальной выплаты в соответствии с Постановлением N 1762, работники общества осуществляли диагностику COVID-19, проводили исследования биоматериала на предмет выявления COVID-19.
По мнению подателя жалобы, приказ от 15.12.2020 N 894н ошибочно применен в настоящем деле, поскольку данный нормативный акт не имеет обратной силы.
Податель жалобы указывает, что материалами дела не подтвержден факт предоставления ООО "ПМТ" недостоверных сведений о медицинских работниках, имеющих право на получение специальной социальной выплата, также не подтвержден факт предоставления недостоверной информации. ООО "ПМТ" в ноябре 2020 года выполнило свои обязанности по подаче реестра медицинских работников в Фонд социального страхования.
К дате судебного заседания со стороны Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области в материалы дела поступил отзыв, который приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "ПМТ" поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Филиалом N 2 ГУ-ЧРО ФСС РФ в соответствии с Порядком осуществления контроля территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации за полнотой и достоверностью сведений, представляемых медицинскими и иными организациями (их структурными подразделениями) для получения специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам, утвержденного Приказом ФСС РФ от 30.06.2021 N 272 (далее - Порядок N 272) проведена камеральная проверка в отношении ООО "ПМТ" на предмет полноты и достоверности сведений, представляемых для получения работниками организации специальных социальных выплат (далее - ССВ), предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020-2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации (вместе с "Правилами осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее и ранее - Постановление N 1762) за период с 01.11.2020 по 30.11.2020.
В ходе проверки выявлено несоответствие сведений, представленных медицинской организацией в электронных реестрах на осуществление ССВ, сведениям в документах, представленных медицинской организацией к проверке. В частности, в проверяемом периоде ООО "ПМТ" представлен реестр на специальную социальную выплату медицинским работникам (биолог, санитарка, врач-бактериолог в микробиологическую лабораторию, биолог в микробиологическую лабораторию, врач клинической лабораторной диагностики) с проставлением кодов и стоимости нормативных смен как для работников, оказывающих медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по пп. "а" п. 2 Постановления N 1762.
При этом в ходе проверки установлено, что нормативные документы, подтверждающие отнесение ООО "ПМТ" к структуре специализированных организаций лабораторной диагностики COVID-19, перепрофилированных для оказания медицинской (диагностической) помощи пациентам с новой короновирусной инфекцией COVID-19, отсутствуют, при этом установлено отсутствие контактов сотрудников ООО "ПМТ" с пациентами с установленным диагнозом новой короновирусной инфекцией COVID-19, что исключает выплаты по пп. "а" и "б" п. 2 Постановления N 1762.
По результатам проверки составлен акт проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях от 09.09.2022 N 48, согласно которому выявлены расходы, излишне понесенные Фондом, в размере 463 390 руб. 20 коп. Обществу предложено возместить указанные расходы в срок до 25.11.2022.
По результатам рассмотрения возражений, предоставленных ООО "ПМТ" Филиалом N 2 ГУ-ЧРО ФСС РФ вынесено решение от 20.10.2022 N 48, которым подтверждено выявление излишне понесенных расходов в размере 463 390 руб. 20 коп., которые обществу предложено возместить расходы в срок до 25.11.2022.
20.10.2022 в адрес ООО "ПМТ" направлено уведомление N 48 о наличии задолженности и истечении срока возврата расходов, излишне понесенных Фондом социального страхования Российской Федерации.
Несогласие с актом проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях от 09.09.2022 N 48 и решением от 20.10.2022 N 48, послужило основанием для обращения ООО "ПМТ" в арбитражный суд с требованием.
В свою очередь, поскольку сумма излишних выплат не возвращена ответчиком, Фонд обратился в суд с иском о взыскании излишне понесенных расходов в виде социальных выплат работникам в сумме 463 390 руб. 20 коп.
Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что расходы Фонда на перечисление сумм социальных выплат подлежат возврату обществом "ПМТ" и об отсутствии оснований для удовлетворения встречных исковых требований общества.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает выводы суда основанными на неверном применении норм материального права.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных Федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под ненормативным правовым актом государственного органа, который может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ индивидуальной направленности, властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы лица и влекущий для него неблагоприятные юридические последствия.
Признаком ненормативного правового акта, оспариваемого на основании главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является наличие в нем предписаний (правил поведения) властно-распорядительного характера, обязательных для лица, которого такой акт касается. По своей правовой природе ненормативный правовой акт является актом применения правовой нормы к конкретным фактическим обстоятельствам, влекущим возникновение, изменение или прекращение правоотношения между персонально определенными лицами, на которых распространяется действие указанного акта.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 разъяснено, что предметом рассмотрения в суде являются заявления об обжаловании ненормативных правовых актов, которые одновременно как не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушают указанным актом права и охраняемые законом интересы граждан или юридических лиц.
Обжалуемый обществом "ПМТ" акт проверки от 09.09.2022 N 48 не обладает признаками ненормативного акта. По своей правовой природе он является процессуальным документом, в котором излагаются установленные в ходе проверки обстоятельства, в том числе факт совершения правонарушении, и служат одним из доказательств. Обжалование процессуальных документов действующим процессуальным законодательством не предусмотрено.
Акт проверки сам по себе не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей, не создает препятствий для осуществления предпринимательской деятельности. В данном случае по результатам проверки Фондом на основании оспариваемого акта вынесено решение от 20.10.2022 N 48 138/04, требования о признании недействительным которого также заявлены обществом "ПМТ" в рамках настоящего дела.
Таким образом, действующее законодательство не содержит норм, предусматривающих возможность обжалования акта проверки.
На основании изложенного, принимая во внимание, что доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя, возложения на него каких-либо обязанностей, препятствий в осуществлении деятельности оспариваемым актом проверки, в материалы дела не представлено, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявленное требование о признании незаконным акта проверки не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Таким образом, производство по делу в части требований заявителя о признании недействительными акта проверки от 09.09.2022 N 48 подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В остальной части требования сторон рассматриваются с применением положений Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020-2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Постановление N 1762).
Пункт 2 указанного Постановления предусматривает, что в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) производить ежемесячно в период с 1 ноября 2020 г. по 31 декабря 2021 г. специальные социальные выплаты за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена), следующим категориям указанных работников:
а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19):
врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи - 2430 рублей, 1215 рублей, 950 рублей соответственно за одну нормативную смену;
фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 600 рублей за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, - 2430 рублей, 1215 рублей и 600 рублей соответственно за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), - 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену;
водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1215 рублей за одну нормативную смену;
члены летных экипажей воздушных судов санитарной авиации, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1215 рублей за одну нормативную смену;
б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, - 2430 рублей, 1215 рублей, 600 рублей соответственно за одну нормативную смену.
В силу пункта 5 Постановления N 1762 Реестр в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, направляется в федеральную государственную информационную систему "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах" Фонда организацией с использованием информационных систем, применяемых организацией для автоматизации своей деятельности, либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого Фондом на безвозмездной основе, посредством внешних сервисов информационного взаимодействия.
Реестр формируется с указанием сведений об организации (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также необходимых сведений по каждому работнику:
Согласно пункту 8 Постановления N 1762 специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда реестра путем перечисления на банковскую карту или счет работника.
Как следует из материалов дела, общество "ПМТ" с апреля 2020 проводит лабораторные исследования методом ПЦР для диагностики новой короновирусной инфекции (COVID-19) и включено с 23.04.2020 в Перечень лабораторий, в которых проводится диагностика новой короновирусной инфекции (COVID-19) согласно реестру Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области, включено в Перечень коммерческих лабораторий, допущенных к проведению исследований на COVID-19 лиц, не имеющих признаков инфекционного заболевания и не находящегося в прямом контакте с больным новой короновирусной инфекцией.
В соответствии с п. 3 Постановления N 1762 специальная социальная выплата осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 настоящего постановления, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (далее соответственно - организации, перечень), который формируется в целях реализации настоящего постановления соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении организаций, иных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и взаимодействующих с ними организаций в информационном ресурсе учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 373 "Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", с указанием наименования организации, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет, основного государственного регистрационного номера, периода включения ее в перечень и исключения из перечня (календарный месяц).
На момент перечисления спорных сумм социальных выплат - ноябрь 2020 года организация состояла в Перечне медицинских и иных организаций, который сформирован Министерством здравоохранения Челябинской области.
Согласно пункту 4 Постановления N 1762 Министерство здравоохранения Российской Федерации обязано ежемесячно, не позднее последнего дня текущего месяца, представлять в Фонд социального страхования Российской Федерации перечень за отчетный период в виде электронного документа, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица.
Соответственно Министерством здравоохранения Челябинской области по закрытому каналу связи передавалась в Фонд информация - Перечень медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), который формируется в целях реализации постановления. За ноябрь 2020 года переданный Министерством здравоохранения Челябинской области Перечень организаций, которые имели право на получение специальной социальной выплаты по Постановлению N 1762, включал обществом "ПМТ". Уведомление о включении в указанный Перечень получено обществом "ПМТ" от Министерства здравоохранения Челябинской области в ноябре 2020 года.
Судом апелляционной инстанции принимаются во внимание доводы заявителя о том, что контакт с больным COVID-19 не является обязательным, так как заражение может произойти после контакта с зараженным биоматериалом. В ноябре 2020 года микробиологическая лаборатория общества "ПМТ" по государственному контракту проводила лабораторные исследования биологического материала пациентов ковидного госпиталя - ГБУЗ "Челябинский областной клинический терапевтический госпиталь для ветеранов войн". Таким образом, медицинские работники лаборатории, осуществляя лабораторные исследования мазков из рото/носоглотки и других биологических жидкостей, оказывали медицинскую помощь по диагностике новой короновирусной инфекции (COVID-19) и контактировали с зараженным биологическим материалом пациентов.
При этом согласно статье 34 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) специализированная медицинская помощь включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона N 323-ФЗ диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий.
Таким образом, к специализированной медицинской помощи отнесена, в том числе, диагностика заболеваний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
В соответствии с приказом Минздрава России от 19.08.2021 N 866н "Об утверждении классификатора работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность" в условиях стационара при оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи организуются и выполняются работы по клинической лабораторной диагностике.
На основании установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, исходя из характера осуществляемой трудовой деятельности спорных работников, застрахованные лица - работники общества "ПМТ" в соответствии со своими должностными обязанностями относятся к числу работников, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, привлекались для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом COVID-19. Контакт с больными COVID-19 не является обязательным для назначения и осуществления ССВ согласно Постановлению N 1762, поскольку заражение может произойти после контакта с зараженным биоматериалом.
Пунктом 1 статьи 72 Закона N 323-ФЗ установлено, что медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Закона N 323-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Правила N 1762 утверждены в целях оказания государственной социальной поддержки медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), Правительство Российской Федерации утвердило.
На основании изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеуказанными нормами права, регулирующими спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии у Фонда правовых оснований для взыскания соответствующих расходов в виде специальных социальных выплат, ввиду недоказанности наличия оснований для квалификации указанных сумм как неправомерно выплаченных застрахованным лицам.
По приведенным в постановлении мотивам решение суда подлежит отмене в части удовлетворения первоначального иска и отказа в удовлетворении встречного иска по требованию о признании недействительным решения Фонда от 20.10.2022 N 48 в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по государственной пошлине по иску и по апелляционной жалобе подлежат распределению на стороны в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что требования по встречному иску и по апелляционной жалобе удовлетворены, подлежат взысканию с истца.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.05.2023 по делу N А76-43268/2022 отменить.
В удовлетворении требований Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Челябинской области о взыскании убытков в сумме 463 390 руб. 20 коп. отказать.
Требования общества с ограниченной ответственностью "Прогрессивные медицинские технологии" по встречному иску удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Челябинской области от 20.10.2022 N 48.
В части требований о признании недействительным акта проверки от 09.09.2022 N 48 производство по делу N А76-43268/2022 прекратить.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Челябинской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Прогрессивные медицинские технологии" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе в общей сумме 6000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.Е. Калашник |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-43268/2022
Истец: ГУ ЧЕЛЯБИНСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ООО "Прогрессивные Медицинские Технологии"
Ответчик: ГУ ЧЕЛЯБИНСКОЕ РО ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ООО "Прогрессивные Медицинские Технологии"
Третье лицо: Отделенин фондда пенсионного и социального страхования РФ, Макарова Т.О. (представитель Прогрессивные Медецинские Технологии "