г. Красноярск |
|
21 августа 2023 г. |
Дело N А74-7422/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" августа 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Белан Н.Н.,
судей: Морозовой Н.А., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Галсановым А.А.,
при участии представителей:
истца - Мамышева Э.А. по доверенности от 10.03.2023,
ответчика - главы сельсовета Анжигановой М.В. на основании распоряжения от 19.10.2020 N 112-к,
третьего лица - Бочарова Р.А. по доверенности от 01.11.2022 N 11/2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия и муниципального унитарного предприятия "Аскизагроснаб" администрации Аскизского сельсовета
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "22" мая 2023 года по делу N А74-7422/2022,
УСТАНОВИЛ:
администрация Аскизского района Республики Хакасия (ИНН 1905008061, ОГРН 1031900757767, далее - истец, администрация района) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия (ИНН 1905005254, ОГРН 1061902000973, далее - ответчик, администрация сельсовета) об обязании передать в собственность администрации Аскизского района Республики Хакасия объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Республика Хакасия, с. Аскиз, ул. Щетинкина, 22:
- 19:05:010106:364, нежилое здание (контора), площадь: 230,5 м кв.;
- 19:05:010106:360, здание склада, площадь: 35,1 м кв.;
- 19:05:010106:362, здание склада, площадь: 78,2 м кв.,
- 19:05:010106:363, здание гаража, площадь: 416,2 м кв.;
- 19:05:010106:361, здание гаража, площадь: 471,1 м кв.;
- 19:05:010106:485, здание диспетчерской, площадь: 32 м кв.
- 19:05:010106:847, помещение слесарного цеха, площадь 36 м кв. расположенное: Республика Хакасия, с. Аскиз, пер. Коммунальный, д. 12Д, пом. 5Н.
В ходе судебного разбирательства истцом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнялись исковые требования в части наименований и количества объектов недвижимости, подлежащих возврату.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУП "Аскизагроснаб".
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 22.05.2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик и третье лицо обратились в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на следующие доводы:
- распоряжением администрации Аскизского сельсовета от 30.10.2015 N 278 оспариваемое имущество передано по акту приема передачи от 30.10.2015 на баланс МУП "Аскизагроснаб"; таким образом, все оспариваемое имущество с 2015 года и по настоящее время фактически находится и используется МУП "Аскизагроснаб";
- спорное имущество предприятиям коммунального хозяйства в хозведение никогда не передавалось;
- оспариваемое имущество не относится к коммунальному хозяйству и не предназначено для использования в работе именно для функционирования жилищно-коммунального хозяйства;
- истцом не доказано, что спорное имущество относится к единому коммунальному комплексу, и поэтому должно быть передано в муниципальное образование Аскизский район.
В апелляционной жалобе третье лицо ссылается на следующие доводы:
- спорные объекты недвижимого имущества не являются специализированными объектами, посредством которых осуществляется оказание коммунальных услуг конечным потребителям последних, указанные объекты не участвуют в каком-либо процессе производства коммунальных услуг;
- из передаточного акта имущества от 13.06.2006 и из последующих соглашений о внесении изменений в указанный передаточный акт не следует, что спорное имущество передавалось именно в связи с необходимостью осуществления последним полномочий в области обеспечения населения коммунальными услугами;
- договор безвозмездного пользования от 16.05.2003 представлен истцом в материалы дела в виде отсканированной заверенной последним копии, оригинал указанного документа в суде не исследовался.
Истец представил отзыв на апелляционные жалобы, в котором считает доводы жалоб необоснованными, решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
В связи с принятием Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отдельные государственные полномочия переданы на уровень муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Федерального закона 131-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, до 1 января 2008 года обеспечивают безвозмездную передачу в муниципальную собственность находящегося в собственности субъекта Российской Федерации имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.04.2003 N 100 "О передаче объектов государственной собственности Республики Хакасия в собственность муниципального образования Аскизский район", и принятого в его исполнение распоряжением Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом от 29.04.2003 N 109, имущество, предназначенное для оказания коммунальных услуг населению и юридическим лицам, в том числе объекты, расположенные в с. Аскиз, ул. Щетинкина, 22, - здания производственного цеха, слесарного цеха, два здания склада, два здания гаража, административное здание, часть здания диспетчерской, передано в собственность муниципального образования Аскизский район.
Указанное имущество находилось на праве аренды в ООО "Стройкомплекс-А". Актом от 15.05.2003 имущество возвращено в Управление по градостроительной и жилищной политике администрации муниципального образования Аскизский район.
На основании договора безвозмездного пользования от 16.05.2003 спорное имущество передано из Управления по градостроительной и жилищной политике администрации муниципального образования Аскизский район в МУП "Аскизское коммунальное хозяйство" (акт приложение N 1 к договору) для осуществления деятельности по оказанию коммунальных услуг населению и организациям с. Аскиз.
Актом от 01.07.2007 имущество, в том числе спорное, возвращено из МУП "Аскизское коммунальное хозяйство" в Управление по градостроительной и жилищной политике администрации муниципального образования Аскизский район.
На основании договора безвозмездного пользования от 29.05.2007 имущество, в том числе спорное - контора, слесарный цех, диспетчерская, склад, передано из Управления по градостроительной и жилищной политики администрации муниципального образования Аскизский район в МУП "Аскизский коммунхоз", созданное в 2006 г. для осуществления деятельности по оказанию коммунальных услуг объектам жилого фонда и соцкультбыта с. Аскиз.
На основании закона Республики Хакасия от 03.05.2006 N 19-ЗРХ, постановления главы Аскизского района от 13.06.2006 N 659п, между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Аскизский район и муниципальным образованием Аскизский сельсовет составлен передаточный акт имущества от 13.06.2006 (136 единиц имущества).
Соглашением от 29.12.2007 в передаточный акт от 13.06.2006 внесены изменения, акт дополнен строками 140 - 466, в том числе: муниципальное унитарное предприятие муниципального образования "Аскизский коммунхоз" (строка 140), здание производственного цеха (строка 180), здание гаража (строка 185), здание склада (строка 186), здание слесарного цеха (строка 308), здание склада (строка 314), здание диспетчерской (строка 317).
Соглашением от 17.07.2008 в передаточный акт от 13.06.2006 внесены изменения, акт дополнен строками 466 - 480, в том числе: административное здание (строка 478), здание гаража N 2 (строка 479). Строка 308 - здание слесарного цеха, уточнён адрес на "с.Аскиз, ул. Щетинкина, в районе д.22".
Согласно представленным в материалы дела выпискам из ЕГРН, муниципальное образование Аскизский сельсовет 17.02.2017 зарегистрировало право собственности на 7 объектов:
- 19:05:010106:364, нежилое здание (контора), площадь: 230,5 м кв., адрес: Республика Хакасия, с. Аскиз, ул. Щетинкина, д. 22;
- 19:05:010106:360, здание склада, площадь: 35,1 м кв., адрес: Республика Хакасия, Аскизский район с. Аскиз, ул. Щетинкина, д. 22;
- 19:05:010106:362, здание склада, площадь: 78,2-м кв., адрес: Республика Хакасия, Аскизский район с. Аскиз, ул. Щетинкина, д. 22;
- 19:05:010106:363, здание гаража, площадь: 416,2 м кв., адрес: Республика Хакасия, Аскизский район с. Аскиз, ул. Щетинкина, д. 22;
- 19:05:010106:361, здание гаража, площадь: 471,1 м кв., адрес: Республика Хакасия, Аскизский район с. Аскиз, ул. Щетинкина, д. 22;
- 19:05:010106:485, здание диспетчерской, площадь: 32 м кв., адрес: Республика Хакасия, Аскизский район, с. Аскиз, ул. Щетинкина, д. 22.
На объект помещение слесарного цеха, площадь 36 м кв. расположенное: Республика Хакасия, с. Аскиз, пер. Коммунальный, д. 12Д, пом. 5Н, кадастровый номер 19:05:010106:847 право муниципального образования Аскизский сельсовет зарегистрировано 25.06.2019.
Право зарегистрировано на основании закона Республики Хакасия от 29.11.2005 N 74-ЗРХ "О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований (сельских и городских поселений) Республики Хакасия".
Хозяйственное ведение на указанные объекты (за исключением объекта с кадастровым номером 19:05:010106:847) зарегистрировано 13.09.2022 за муниципальным унитарным предприятием "Аскизагроснаб" на основании постановления администрации Аскизского сельсовета от 08.09.2022 N 83.
В связи с передачей полномочий по оказанию коммунальных услуг в район, между администрацией Аскизского района Республики Хакасия и администрацией Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия 15.04.2022 согласован перечень имущества, находящегося в собственности муниципального образования Аскизский сельсовет, подлежащего передаче (возврату) в собственность муниципального образования Аскизский район в порядке разграничения. В указанный перечень не вошли спорные объекты, что послужило основание предъявления настоящего иска.
Как пояснил представитель истца, возращённые 15.04.2022 объекты закреплены на праве оперативного управления за созданным районом муниципальным казённым предприятием "Аскизский Тепловодоэнергокомпекс" (предприятие учреждено Аскизским районом, орган местного самоуправления, который выступает от имени учредителя - муниципальное казенное учреждение "Управление коммунального хозяйства администрации Аскизского района").
В материалы дела представлены договоры аренды от 01.06.2022 и от 01.08.2022, в соответствии с которыми муниципальное унитарное предприятие "Аскизагроснаб" передало во временное пользование муниципальному казённому предприятию "Аскизский Тепловодоэнергокомпекс" здание диспетчерской (19:05:010106:485), помещения нежилого здания (контора) (19:05:010106:364), помещение склада N 7 (19:05:010106:362).
Из представленного в материалы дела по запросу суда технического паспорта на объекты, расположенные в с.Аскиз, ул. Щетинкина, 22, следует, что в состав имущества по указанному адресу включены здания конторы, диспетчерской, двух складов, двух гаражей, пристройки.
В ходе судебного разбирательства глава Аскизского сельсовета подтвердила, что спорные объекты были получены сельсоветом по представленным в материалы дела актам в связи с передачей на уровень поселений полномочий по оказанию коммунальных услуг. Указанный факт установлен судом и не оспаривался сторонами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Суд апелляционной инстанции считает судебный акт суда первой инстанции правомерным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Правильно применив нормы материального права - статью 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"", приняв во внимание разъяснения, изложенные в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, определении Конституционного суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-0), оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Судом установлено, что спорное имущество и муниципальное унитарное предприятие муниципального образования "Аскизский коммунхоз" было передано муниципальным районом сельскому поселению в связи с необходимостью осуществления последним полномочий в области обеспечения населения коммунальными услугами.
Так, до даты передачи и после передачи муниципальным районом предприятия "Аскизский коммунхоз" спорное имущество использовалось предприятием в соответствии с полномочиями сельского поселения, фактическим и юридическим адресом предприятия до даты прекращения его деятельности 05.03.2011 также являлось с. Аскиз, ул. Щетинкина, д. 22.
Основным видом деятельности МУП "Аскизский коммунхоз" являлся "Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными", а также "Деятельность по обеспечению работоспособности котельных", "Деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей", "Сбор и очистка воды", "Производство общестроительных работ по прокладке местных трубопроводов", "Уборка территории и аналогичная деятельность".
В настоящее время шесть из семи спорных объектов (за исключением здания слесарного цеха) переданы на праве оперативного управления в МУП "Аскизагроснаб", основным видом деятельности которого является "Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом", а также "Деятельность физкультурно-оздоровительная", "Предоставление прочих персональных услуг", то есть деятельность, не связанная с предоставлением коммунальных услуг населению
Согласно выписке из ЕГРЮЛ местом нахождения вновь созданного предприятия (юридическим адресом) также является с. Аскиз, ул. Щетинкина, д. 22.
Судом первой инстанции установлено, что муниципальному поселению был передан весь имущественный комплекс, в состав которого входили как инженерные сооружения, оборудование, так и здания для обеспечения потребностей технического персонала, необходимые для производственной деятельности и используемые, в том числе МУП "Аскизский коммунхоз".
Вместе с тем, в связи с возвратом полномочий по оказанию коммунальных услуг в границах сельского поселения в муниципальный район, весь перечень объектов, входящих в состав имущества, которые ранее передавался муниципальному поселению, должен был быть возвращен в состав МО "Аскизский район".
Неисполнение такой обязанности либо передача части объектов может нарушить права нового собственника (публичного образования), поскольку ограничит его возможности в выполнении требований федерального законодательства в сфере оказания коммунальных услуг поселений, входящих в его состав.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что третье лицо - МУП "Аскизагроснаб", за которым закреплено спорное имущество, не оказывает какие либо коммунальные услуги населению с. Аскиз, передало в аренду спорные объекты муниципальному казённому предприятию "Аскизский Тепловодоэнергокомпекс", созданному районом для выполнения задач коммунального направления с основным видом деятельности "Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха", а также обеспечение работоспособности котельных, обеспечение работоспособности тепловых сетей, забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, сбор и обработка сточных вод.
Также судом принято во внимание, что шесть объектов спорного имущества закреплено за МУП "Аскизагроснаб" 13.09.2022, то есть после обращения истца в суд с настоящим иском, что не свидетельствует о добросовестном поведении ответчика.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии доказательств законности нахождения имущества в собственности ответчика, в связи с чем, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционных жалоб о том, что спорное имущество не относится к коммунальному хозяйству и не предназначено для использования в жилищно-коммунальной сфере, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку все имущество было передано вместе с предприятием МУП "Аскизский коммунхоз". Все объекты недвижимости были закреплены за предприятием, имущество при передаче у предприятия не изымалось и не передавалось отдельно от МУП "Аскизский коммунхоз".
Довод апелляционной жалобы о том, что из передаточного акта имущества от 13.06.2006 и из последующих соглашений о внесении изменений в указанный передаточный акт не следует, что спорное имущество передавалось именно в связи с необходимостью осуществления последним полномочий в области обеспечения населения коммунальными услугами, отклоняется судом апелляционной инстанции как противоречащий материалам дела.
Как установлено судом первой инстанции, МУП "Аскизский коммунхоз" создано в 2006 году для осуществления деятельности по оказанию коммунальных услуг объектам жилого фонда и соцкультбыта с. Аскиз. Соглашениями от 29.12.2007, от 17.07.2008 передаточный акт был дополнен объектами коммунальной инфраструктуры, в том числе спорными.
Довод апелляционной жалобы о том, что договор безвозмездного пользования от 16.05.2003 представлен истцом в материалы дела в виде отсканированной заверенной последним копии, оригинал указанного документа в суде не исследовался, является несостоятельным, поскольку апеллянт не опровергал достоверность сведений, содержащихся в представленной копии договора и не заявлял ходатайств, направленных на установление достоверности представленных доказательств.
Иные доводы жалоб сводятся к несогласию с выводами суда, при этом не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "22" мая 2023 года по делу N А74-7422/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.Н. Белан |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-7422/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ АСКИЗСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Ответчик: Администрация Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия
Третье лицо: МУП "АСКИЗАГРОСНАБ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АСКИЗСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"