31 августа 2023 г. |
Дело N А83-10565/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.08.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.08.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сикорской Н.И., судей Евдокимова И.В., Тарасенко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кучиной А.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Алушты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 04 апреля 2023 года по делу N А83-10565/2022,
по иску Администрации города Алушты Республики Крым
к Потребительскому кооперативу "Утес"
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Крым
о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Алушты Республики Крым (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Потребительскому кооперативу "Утес" (далее - ответчик, ПК "Утес", кооператив) о взыскании суммы неосновательного обогащения за фактическое пользование земельным участком в размере 14 638 364,38 руб. за период с 01.09.2019 по 28.02.2022.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 04.04.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что земельный налог за пользование землей может исчисляться и уплачиваться до 31.08.2019, а с 01.09.2019 следует неосновательное обогащение за фактическое пользование спорным земельным участком. Кроме того, истец полагает, что на ответчика не распространяется действие пункт 2.1 статьи 3 Закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2023 апелляционная жалоба принята к производству суда апелляционной инстанции и назначена к рассмотрению в судебном заседании.
В судебное заседание 24.08.2023 лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании ст. ст. 121, 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в собственности муниципального образования городской округ Алушта находится земельный участок площадью 39700 кв.м, с кадастровым номером 90:15:000000:23, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Алушта, пос. Утес.
Указанный земельный участок предоставлен в постоянное бессрочное пользование ПК "Утес" на основании Государственного акта на право постоянного пользования землей II-КМ N 002802 от 26.02.1999 г.
Истец полагает, что ПК "Утес" своевременно не переоформило Акт постоянного пользования землей в соответствии с законодательством Российской Федерации, договор аренды данного земельного участка между Администрацией города Алушты и ПК "Утес" в период 01.09.2019 по 28.02.2022 не заключался, Потребительский кооператив не освободил и не возвратил земельный участок Администрации города Алушты по акту приема-передачи.
Администрация города Алушты, посчитав, что ответчик пользуется земельными участками без внесения соответствующей платы, направила в адрес последнего претензию об оплате неосновательного обогащения за фактическое пользование земельным участком и процентов за пользования чужими денежными средствами.
Поскольку в досудебном порядке спор урегулирован не был, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемой части судебного акта, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Формами платы за использование земли, как установлено пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Положениями статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (пункт 2 статьи 1105 ГК РФ).
При этом, по требованию о взыскании неосновательного обогащения в порядке пункта 2 статьи 1105 ГК РФ, истец должен доказать факт пользования ответчиком чужим имуществом в отсутствие для этого правовых оснований, а также размер неосновательного обогащения.
Как указано выше, спорный земельный участок предоставлен ответчику в постоянное пользование на основании Акта II-КМ N 002802 от 26.02.1999.
Данный акт в установленном законом порядке не отменен и истцом, в том числе в рамках данного дела, не оспорен, иного материалы дела не содержат.
Истцом не оспаривается возникновение у ответчика права постоянного пользования землей в соответствии с законодательством Украины.
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК) предоставленное гражданам, юридическим лицам до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ право постоянного пользования земельным участком соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Юридические лица, а также иностранные граждане или лица без гражданства, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона и которым земельные участки не могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны переоформить права на такие земельные участки на право аренды или приобрести земельные участки в собственность. Переоформление прав, указанных в частях 2, 3 и 4 настоящей статьи, должно быть завершено до 1 января 2019 года.
В случае несоблюдения требований о сроках переоформления прав любая сторона вправе понудить иную сторону к заключению соответствующих соглашений в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.9 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно: органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); казенным предприятиям; центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
Юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2016 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Некоммерческие организации в соответствии с пунктом 3 названной статьи могут создаваться в форме потребительского кооператива, к которому в том числе относятся жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 3 Закона N 137-ФЗ пункт 2 настоящей статьи не распространяется на случаи, если земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены: некоммерческим организациям, созданным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства; организациям, при которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками; гаражным потребительским кооперативам.
Статьей 3 Закона N 137-ФЗ, положениями Земельного и Гражданского кодексов не предусмотрено, что непереоформление права постоянного (бессрочного) пользования до 01.07.2012 влечет прекращение данного ранее возникшего в установленном порядке права.
Вместе с тем, непереоформление ответчиком права постоянного (бессрочного) пользования до указанного в пункте 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ срока является основанием для привлечения его к административной ответственности (статья 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а не для взыскании с него неосновательного обогащения за пользование земельным участком.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2023 N 310-ЭС22-28617 по делу N А14-14910/2021.
С учетом изложенного, право постоянного пользования спорным земельным участком прекращается только после завершения процесса переоформления, в данном случае государственной регистрации договора аренды или договора купли-продажи, и до окончания этого процесса ответчик несёт обязанность по уплате земельного налога, а не арендной платы.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, лицо, обладающее титульным правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, является плательщиком земельного налога.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ПК "Утес" оплачивал земельный налог за пользование земельным участком, что следует из пояснений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Крым от 07.11.2022 N04-15/14362.
С учетом возникновения у ответчика права постоянного пользования по ранее действующему законодательству, не оспоренного в установленном порядке, то обстоятельство, что землепользователь не переоформил свое право в соответствии с законодательством Российской Федерации не свидетельствует о наличии оснований считать пользование земельным участком безосновательным и начислять в связи с этим задолженность исходя из размера арендной платы, исчисленной в соответствии с актами Республики Крым (постановление Арбитражного суда Центрального Округа от 18 марта 2019 года по делу N А83-3437/2018).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика неосновательного обогащения в виде арендной платы за владение и пользование вышеуказанным земельным участком.
Доводы апеллянта о том, что земельный налог за пользование землей может исчисляться и уплачиваться до 31.08.2019, а с 01.09.2019 следует плата пользование земельным участком в виде арендной платы (при наличии договора аренды) или платы в виде неосновательного обогащения за фактическое пользование земельными участками, приравниваемой к арендным платежам, являются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что доводы подателя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании статьи 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 04 апреля 2023 года по делу N А83-10565/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Алушты Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.И. Сикорская |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-10565/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА АЛУШТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: "Утес", "УТЁС"
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Крым