г. Самара |
|
11 сентября 2023 г. |
Дело N А72-9606/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сычевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04.09.2023 в помещении суда апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.06.2023 по делу N А72-9606/2022 (судья Шушмаркин Д.В.), возбужденному по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Народная компания Комплекс Сервис" (ИНН 7328090424, ОГРН 1167325067007), г.Ульяновск, к публичному акционерному обществу "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350), г.Ульяновск,
об обязании произвести перерасчет платы,
и по встречному исковому заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350), г.Ульяновск, к обществу с ограниченной ответственностью "Народная компания Комплекс Сервис" (ИНН 7328090424, ОГРН 1167325067007), г.Ульяновск,
о взыскании денежных средств,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
общество с ограниченной ответственностью "Ростоптторг" (ИНН 7328026958, ОГРН 1027301571770), г.Ульяновск, общество с ограниченной ответственностью "Китеж" (ИНН 7328002957, ОГРН 1027301573881), г.Ульяновск, общество с ограниченной ответственностью "Монолог" (ИНН 7328508302, ОГРН 1067328021595), г.Ульяновск,
в судебном заседании приняли участие:
от ПАО "Т Плюс" - Уварова Т.П. (доверенность от 15.06.2023),
от иных лиц - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Народная компания Комплекс Сервис" (далее - ООО "Народная компания Комплекс Сервис") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковыми заявлениями (с учетом принятого судом первой инстанции в порядке ст.49 АПК РФ уточнения требований) об обязании публичного акционерного общества "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс"):
- произвести перерасчет платы за предоставление услуги "горячее водоснабжение" в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме N 19 по проспекту Ульяновский в г.Ульяновске (далее - МКД N 19) за февраль-май 2022 года путем сторнирования излишне начисленных и выставленных к оплате ООО "Народная компания Комплекс Сервис" денежных средств на общую сумму 17 752 руб. 27 коп., в том числе: февраль - 4 754 руб. 10 коп., март - 4 754 руб. 10 коп., апрель - 4 589 руб. 04 коп., май - 3 655 руб. 03 коп.;
- произвести перерасчет платы собственникам и пользователям жилых помещений в МКД N 19 за предоставление коммунальной услуги "отопление" за декабрь 2021 года - май 2022 года на общую сумму 425 141 руб. 78 коп., в том числе: декабрь - 78 140 руб. 97 коп. (40,567 Гкал), январь - 92 595 руб. 32 коп. (48,071 Гкал), февраль - 97 981 руб. 04 коп. (50,867 Гкал), март - 91 266 руб. 22 коп. (47,381 Гкал), апрель - 59 687 руб. 77 коп. (30,987 Гкал), май - 5 470 руб. 46 коп. (2,84 Гкал), путем зачета излишне оплаченных собственниками и пользователями жилых помещений денежных средств в счет оплаты коммунальной услуги "отопление" в последующих расчетных периодах;
- обязать ПАО "Т Плюс" при осуществлении начислений платы собственникам и пользователям жилых помещений в МКД N 19 за предоставление коммунальной услуги "отопление" в последующие периоды прекратить учитывать объемы тепловой энергии, потребленные собственниками нежилых помещений без использования общего имущества многоквартирного жилого дома, с отображением в платежных документах, выставляемых к оплате собственникам и пользователям жилых помещений данного многоквартирного дома, фактического объема потребленного ресурса, зафиксированного коллективным прибором коммерческого учета тепловой энергии ТВ N 16-029387, установленного на вводе в здание в целях учета объема тепловой энергии, потребляемой жилой частью дома.
ПАО "Т Плюс" в свою очередь обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области со встречными исковыми заявлениями (с учетом принятого судом первой инстанции в порядке ст.49 АПК РФ уточнения требований) о взыскании с ООО "Народная компания Комплекс Сервис" задолженности по договору от 01.01.2020 N 777341однАК за февраль-май 2022 года в общей сумме 23 109 руб. 82 коп.
Арбитражный суд Ульяновской области объединил дела N N А72-9606/2022 и А72-12358/2022 в одно производство с присвоением номера - А72-9606/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Ростоптторг" (далее - ООО "Ростоптторг"), общество с ограниченной ответственностью "Китеж" (далее - ООО "Китеж"), общество с ограниченной ответственностью "Монолог" (далее - ООО "Монолог").
Решением от 20.06.2023 по делу N А72-9606/2022 Арбитражный суд Ульяновской области исковые требования ООО "Народная компания Комплекс Сервис" удовлетворил частично, обязал ПАО "Т Плюс" произвести перерасчет платы за предоставление услуги горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества в МКД N 19 за февраль-май 2022 года путем сторнирования излишне начисленных и выставленных к оплате ООО "Народная компания Комплекс Сервис" денежных средств на общую сумму 17 752 руб. 27 коп., в том числе: февраль - 4 754 руб. 10 коп., март - 4 754 руб. 10 коп., апрель - 4 589 руб. 04 коп., май - 3 655 руб. 03 коп.; обязал ПАО "Т Плюс" произвести перерасчет платы собственникам и пользователям жилых помещений в МКД N 19 за предоставление коммунальной услуги "отопление" за декабрь 2021 года - май 2022 года на общую сумму 425 141 руб. 78 коп., в том числе: декабрь - 78 140 руб. 97 коп., январь - 92 595 руб. 32 коп., февраль - 97 981 руб. 04 коп., март - 91 266 руб. 22 коп., апрель - 59 687 руб. 77 коп., май - 5 470 руб. 46 коп., путем зачета излишне оплаченных собственниками и пользователями жилых помещений денежных средств в счет оплаты коммунальной услуги "отопление" в последующих расчетных периодах в порядке календарной очередности; в удовлетворении остальной части первоначального иска - отказал; в удовлетворении встречных исковых требований ПАО "Т Плюс" - отказал.
ПАО "Т Плюс" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований ООО "Народная компания Комплекс Сервис" и об удовлетворении встречных исковых требований.
ООО "Народная компания Комплекс Сервис" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее; просило оставить решение суда первой инстанции без изменения.
ПАО "Т Плюс" представило дополнительные письменные пояснения.
Иные участвующие в деле лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
В судебном заседании представитель ПАО "Т Плюс" апелляционную жалобу поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, письменных пояснениях, заслушав представителя ПАО "Т Плюс" в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела видно, что ООО "Народная компания Комплекс Сервис" осуществляет управление МКД N 19, ПАО "Т Плюс" поставляет в этот многоквартирный дом энергетические ресурсы.
Как следует из пояснений сторон, из акта и счета-фактуры от 28.02.2022 N 780050004203/7440, а также корректировочных акта и счета-фактуры от 30.04.2022 N 780060006631/7440, выставленных ПАО "Т Плюс" на оплату энергетических ресурсов за февраль 2022 года, денежные средства в сумме 4 754 руб. 10 коп. были начислены в качестве платы за предоставление услуги горячего водоснабжения (компонент "тепловая энергия") в целях содержания общедомового имущества. Аналогичные начисления произведены ПАО "Т Плюс" за март 2022 года (4 754 руб. 10 коп.), апрель 2022 года (4 589 руб. 04 коп.), май 2022 года (3 655 руб. 03 коп.).
ООО "Народная компания Комплекс Сервис" указало на то, что МКД N 19 оборудован общедомовыми приборами учета горячего и холодного водоснабжения, установленными на вводе в здание, централизованная система горячего водоснабжения в доме отсутствует, снабжение потребителей горячей водой осуществляется путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений данного многоквартирного дома (теплообменников), то есть имеет место закрытая система горячего водоснабжения. При этом приборы учета, фиксирующие потребление тепловой энергии и холодного водоснабжения, используемых в целях предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения на содержание общедомового имущества (ГВС на ОДН), отсутствуют.
По мнению ООО "Народная компания Комплекс Сервис", объем коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг, должен определяться в том же порядке, что и объем коммунальной услуги, оплачиваемой конечными потребителями (приложение N 2 к Правилам предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354; далее - Правила N 354).
Также ООО "Народная компания Комплекс Сервис" указало, что с декабря 2021 года и вплоть до окончания отопительного периода 2021-2022 годов при начислении платы за коммунальную услугу "отопление" собственникам и пользователям жилых помещений МКД N 19 ПАО "Т Плюс" неправомерно дополнительно принимало к учету объемы тепловой энергии, потребленные собственниками нежилых помещений без использования общего имущества многоквартирного дома, то есть выставляло жителям к оплате объемы, превышающие их фактическое потребление. Общая сумма излишне начисленной собственникам и пользователям помещений МКД N 19 платы за декабрь 2021 года - май 2022 года составила 425 141 руб. 78 коп., в том числе: декабрь - 78 140 руб. 97 коп. (40,567 Гкал), январь - 92 595 руб. 32 коп. (48,071 Гкал), февраль - 97 981 руб. 04 коп. (50,867 Гкал), март - 91 266 руб. 22 коп. (47,381 Гкал), апрель - 59 687 руб. 77 коп. (30,987 Гкал), май - 5 470 руб. 46 коп. (2,84 Гкал).
Письмами от 19.01.2022 N 18, от 10.02.2022 N 106, от 18.03.2022 N 155, от 08.04.2022 N 217, от 15.04.2022 N 228, от 17.05.2022 N 295 ООО "Народная компания Комплекс Сервис" сообщило ПАО "Т Плюс" о несогласии с размером платы и просило произвести перерасчет, применив при дальнейших начислениях платы за коммунальные услуги горячего водоснабжения и отопления показания коллективных приборов учета потребляемых ресурсов.
ООО "Народная компания Комплекс Сервис" направило в ПАО "Т Плюс" претензию от 01.06.2022 N 323 с просьбой произвести перерасчет платы за предоставление услуги горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества в МКД N 19 за февраль-апрель 2022 года, произвести перерасчет платы собственникам и пользователям жилых помещений в МКД N 19 за предоставление коммунальной услуги "отопление" за декабрь 2021 года - апрель 2022 года.
ПАО "Т Плюс" претензию не исполнило, в связи с чем ООО "Народная компания Комплекс Сервис" обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
Во встречном исковом заявлении ПАО "Т Плюс" просило взыскать с ООО "Народная компания Комплекс Сервис" задолженность по договору от 01.01.2020 N 777341однАК за февраль-май 2022 года в общей сумме 23 109 руб. 82 коп.
Как указало ПАО "Т Плюс", оно поставляло только тепловую энергию, которая используется на нужды отопления многоквартирного дома и для приготовления горячей воды для индивидуальных нужд на индивидуальном тепловом пункте, входящем в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. При этом весь объем теплопотребления и на нужды отопления, и на нужды ГВС учитывался общедомовым прибором учета. В связи с этим ПАО "Т Плюс" производило расчеты с населением за отопление следующим образом: объем, зафиксированный ОДПУ, - объем, потребленный жителями (тепловая энергия с учетом норматива на подогрев), - ОДН ГВС (рассчитанный по нормативу) - потребление ГВС нежилыми помещениями = количество Гкал на отопление.
Свою позицию ПАО "Т Плюс" обосновывает, в том числе тем, что в связи с внесением изменений в Приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 25.05.2017 N 06-65 (Приказ Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области от 11.01.2022 N 1-од) ООО "Народная компания Комплекс Сервис" было произведено начисление ГВС ОДН по указанному МКД.
Возражая против доводов ПАО "Т Плюс" относительно осуществления начислений по нормативу в связи с внесением изменений в Приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 25.05.2017 N 06-65 (Приказ Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области от 11.01.2022 N 1-од), ООО "Народная компания Комплекс Сервис" пояснило, что норматив применяется только при отсутствии приборов учета, тогда как МКД N 19 оборудован приборами учета.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
ПАО "Т Плюс" (теплоснабжающая организация) и ООО "Народная компания Комплекс Сервис" (потребитель) заключили договор теплоснабжения и поставки горячей воды (снабжение горячей воды в объеме, потребляемом при содержании общего имущества МКД) от 01.01.2020 N 777341однАК, по которому теплоснабжающая организация обязалась подавать потребителю через присоединительную сеть теплоноситель и горячую воду (энергетические ресурсы), а потребитель - принимать и оплачивать энергетические ресурсы, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления.
Согласно п.2.1.1 договора расчет за теплоноситель производится по регулируемым тарифам, утвержденным органом регулирования.
Расчет за горячую воду производится по регулируемым тарифам, утвержденным органом регулирования, установленным в виде формулы двухкомпонентного тарифа с использованием:
- компонента на тепловую энергию, определенного в соответствии с п.2.1.2 договора;
- компонента на теплоноситель равного тарифу на теплоноситель, утвержденному органом регулирования.
Теплоснабжающая организация осуществляет публикацию компонентов тарифа на горячую воду в виде числовых значений на официальном сайте теплоснабжающей организации и направляет с описанием порядка его расчета потребителю в форме уведомления вместе с платежными документами. В течение срока действия договора тарифы на теплоноситель и на горячую воду в виде компонента на теплоноситель могут быть изменены органами регулирования. Новые тарифы применяются без предварительного уведомления потребителя.
Расчет компонента на тепловую энергию, являющегося частью тарифа на горячую воду, производится по цене на тепловую энергию, рассчитанной теплоснабжающей организацией на соответствующий расчетный период в соответствии с порядком определения цены с потребителями коммунальной услуги по отоплению многоквартирного дома, в отношении которого заключается настоящий договор.
В целях удобства расчета компонента на тепловую энергию (мощность) теплоснабжающая организация в течение 15 дней с даты опубликования приказа об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) на очередной календарный год осуществляет расчет цены на тепловую энергию (мощность), публикует цену на тепловую энергию (мощность) в виде числового значения на официальном сайте теплоснабжающей организации и направляет указанную цену с описанием порядка ее расчета потребителю в форме уведомления вместе с платежными документами за первый расчетный период после вступления в силу договора или изменения цифрового значения цены (п.2.1.1 договора).
Стоимость принятого потребителем за расчетный период теплоносителя определяется как произведение тарифа на теплоноситель на количество потребленного теплоносителя, рассчитанного в соответствии с условиями теплоснабжения к договору.
Стоимость принятого потребителем за расчетный период количества горячей воды, рассчитанного в соответствии с условиями теплоснабжения к договору, определяется как сумма произведений:
- компонента на тепловую энергию на количество потребленной тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения;
- компонента на теплоноситель на количество потребленного теплоносителя на нужды горячего водоснабжения (п.2.2 договора).
Исходя из п.2.3 договора, оплата за потребленные энергетические ресурсы производится потребителем в срок до 15 числа месяца, следующего за истекшим расчетным месяцем.
Общим собранием собственников помещений МКД N 19 (протокол от 14.06.2018 N 2/2018) принято решение о заключении собственниками прямых договоров на водоснабжение и водоотведение - с УМУП "Ульяновскводоканал", на электроэнергию - с ОАО "Ульяновскэнерго", на отопление и горячее водоснабжение - с ПАО "Т Плюс" (вопрос повестки дня N 8).
Согласно п.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правила, предусмотренные ст.539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (ст.548 ГК РФ).
В силу ст.ст.309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (пп.10 п.1 ст.4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)).
В этом случае в силу прямого указания п.1 ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания п.13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом данных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации. Следовательно, объем коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг, должен определяться в том же порядке, что и объем коммунальной услуги, оплачиваемой конечными потребителями (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.10.2021 N 305-ЭС21-10615).
Согласно пп."б" п.4 Правил N 354 при отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
В соответствии с п.12 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под нецентрализованной системой горячего водоснабжения понимаются сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Индивидуальный тепловой пункт - это комплекс устройств для присоединения теплопотребляющей установки к тепловой сети, преобразования параметров теплоносителя и распределения его по видам тепловой нагрузки для одного здания, строения или сооружения (абз.10 п.3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034)).
Судом первой инстанции установлено, что в сентябре 2021 года в результате капитального ремонта и модернизации системы отопления и горячего водоснабжения жилой части МКД N 19, произведенных ООО "Народная компания Комплекс Сервис" на основании решения общего собрания собственников помещений (протокол от 01.09.2019 N 4/2019), жилая часть дома была переведена на закрытую систему горячего водоснабжения, в связи с чем тепловые пункты N 1 и N 2 были объединены в один, вместо них был смонтирован индивидуальный тепловой пункт с подключением систем отопления (вентиляции) по независимой схеме с одной точкой присоединения (одним вводом), централизованная система горячего водоснабжения была ликвидирована, снабжение потребителей горячей водой стало осуществляться путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений МКД (теплообменников), узел ввода жилой части дома был оборудован общедомовыми приборами коммерческого учета горячего и холодного водоснабжения, установленными на вводе в здание (рабочая документация 2-800 АОВ "Модернизация систем отопления и ГВС. Автоматизация системы теплоснабжения", 2020). Изложенное следует, в частности, из акта отдела тепловой инспекции, составленного инспектором филиала "Ульяновский" ПАО "Т Плюс" в присутствии директора ООО "Народная компания Комплекс Сервис": система горячего водоснабжения МКД N 19 относится к категории с закрытой (циркуляционной) системой горячего водоснабжения с наружной сетью с изолированными стояками и неизолированными полотенцесушителями.
В связи с переводом системы ГВС МКД N 19 в категорию закрытой (циркуляционной) системы ГВС с наружной сетью с изолированными стояками и неизолированными полотенцесушителями ООО "Народная компания Комплекс Сервис" в письме от 27.09.2021 N 619 просило ПАО "Т Плюс" внести изменения в договор теплоснабжения и поставки горячей воды от 01.01.2020 N 777341однАК и разъяснить новый порядок расчета платы за коммунальные услуги ГВС (включая ОДН) и центрального отопления для населения, проживающего в МКД.
В ответ ПАО "Т Плюс" в письме от 21.10.2021 N 71500-05/1-06930 сообщило, что внесения изменений в договор теплоснабжения и поставки горячей воды от 01.01.2020 N 777341однАК не требуется, так как ОДН по закрытой системе не выставляется.
Применительно к случаю, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, жилищное законодательство не содержит прямого указания на возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации; объем подлежащего оплате ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с разделом IV Приложения N 2 к Правилам N 354.
В соответствии с абз.5 п.54 Правил N 354 размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20.1 Приложения N 2 к данным Правилам как сумма 2-х составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, расчет ПАО "Т Плюс" причитающейся ему стоимости тепловой энергии, используемой исполнителем коммунальной услуги только на подогрев воды на ИТП в целях приготовления горячей воды, исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии противоречит указанным формулам, в которых при определении объема соответствующего коммунального ресурса должен учитываться удельный расход этого ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (qv kp).
Такой правовой подход сформирован Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 16.05.2019 N 305-ЭС19-1381, согласно которому расчет стоимости коммунального ресурса должен быть определен на основании формул, указанных в Приложении 2 к Правилам N 354.
Следовательно, требования ПАО "Т Плюс", основанные на расчете объема ресурса на содержание общего имущества с применением не утвержденного в установленном законом порядке норматива потребления, противоречат п.54 Правил N 354 и формуле 20.2 Приложения N 2 к этим Правилам, и не могут возлагать на исполнителя коммунальных услуг дополнительные обязанности по оплате коммунальных ресурсов.
Аналогичная позиция сформулирована в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2019 N 305-ЭС19-1381.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований ПАО "Т Плюс".
В обоснование исковых требований об обязании ПАО "Т Плюс" произвести перерасчет платы собственникам и пользователям жилых помещений в МКД N 19 за предоставление коммунальной услуги "отопление" за декабрь 2021 года - май 2022 года на общую сумму 425 141 руб. 78 коп. путем зачета излишне оплаченных собственниками и пользователями жилых помещений денежных средств в счет оплаты коммунальной услуги "отопление" в последующих расчетных периодах ООО "Народная компания Комплекс Сервис" указало на то, что ПАО "Т Плюс" неправомерно дополнительно принимает к учету объемы тепловой энергии, потребленные собственниками нежилых помещений без использования общего имущества многоквартирного жилого дома, то есть выставляет к оплате жителям объемы, превышающие их фактическое потребление. Данное обстоятельство следует из платежных документов ПАО "Т Плюс", а именно, из раздела 4 "Расчет сумм оплаты коммунальных услуг (коммунальных ресурсов на содержание общего имущества МКД). Расчет за отопление по общедомовым приборам учета за расчетный период".
Как следует из пояснений ПАО "Т Плюс", независимо от наличия отдельного подключения к внешним сетям, наличия индивидуального прибора учета, его связи с коллективным (общедомовым) прибором учета, коллективным (общедомовым) прибором учета МКД N 19 будет являться комплекс средств измерения, состоящий из прибора учета нежилого помещения и прибора учета, учитывающего потребление жилой части дома и общего имущества многоквартирного дома, то есть, если индивидуальный прибор учета нежилого помещения не учитывается в потреблении коллективного (общедомового) прибора учета многоквартирного дома, то для определения объема общедомового прибора учета необходимо суммировать потребление обоих приборов учета.
Возражая против доводов ПАО "Т Плюс", ООО "Народная компания Комплекс Сервис" указало на то, что на стадии проектирования и застройки МКД N 19 системы теплоснабжения и вентиляции жилой части здания и встроенных нежилых помещений были приняты автономными, не зависящими друг от друга: система отопления жилой части здания является блок-секционной, тупиковой, в то время как нежилые помещения оборудованы линейной системой отопления; разводка подающей и обратной магистралей жилой части здания проходит по чердаку и техническому этажу, трубопроводы изолированы изделиями из минеральной ваты, в то время как подающий и обратный трубопроводы нежилых помещений проходят по подвальным помещениям, не изолируются, так как теплоотдача используется для отопления помещений; для установки в жилой части здания предусмотрены стальные и чугунные радиаторы системы отопления, в нежилых помещениях - конвекторы; вентиляция жилых помещений принята с естественным побуждением из помещений кухонь и санузлов, вытяжка - через каналы вентблоков, теплый чердак и сборную шахту, в то время как вентиляция магазинов запроектирована приточно-вытяжной с механическим побуждением, вытяжка осуществляется вытяжной системой; теплоснабжение жилой части здания осуществляется от тепловых узлов, расположенных в подвальной части здания с прокладкой транзитных трубопроводов по техническому этажу, в то время как теплоснабжение нежилых помещений осуществляется от внешних тепловых сетей с прокладкой подающего и обратного трубопроводов по подвальным помещениям; теплопотери для жилой части здания и нежилых помещений рассчитаны отдельно. После проведения работ по модернизации и капитальному ремонту систем отопления и горячего водоснабжения жилой части здания в сентябре 2021 года МКД N 19 имеет четыре ввода (вместо пяти существовавших ранее), которые находятся в техническом подполье дома, на вводах установлены приборы коммерческого учета: на одном вводе находится МКД ООО "Народная компания Комплекс Сервис", имеет свои приборы коммерческого учета; ООО "Росоптторг" имеет отдельный ввод и приборы коммерческого учета, не входит в зону приборов учета МКД. Аналогичные сведения содержатся и в совместном акте обследования, составленном сторонами 30.09.2022. ООО "Росоптторг" является доверенным лицом ООО "Росток", площади находятся на первом и цокольном этажах многоквартирного дома; договор заключен с ООО "Росоптторг"; ООО "Китеж" имеет отдельный ввод и приборы коммерческого учета, не входит в зону приборов учета МКД, площади расположены на первом и цокольном этажах дома; ООО "Монолог" имеет отдельный ввод и приборы коммерческого учета, не входит в зону приборов учета МКД, площади расположены на первом этаже дома.
У всех перечисленных юридических лиц с ПАО "Т Плюс" имеются отдельные договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в силу которых их обеспечение тепловой энергией осуществляется без посредничества управляющей организации.
Как следует из данных, содержащихся в "Согласованиях расчетов по показаниям приборов учета потребителями", представленных ПАО "Т Плюс", и пояснений ООО "Народная компания Комплекс Сервис", приведенные выше объемы тепловой энергии сложились путем суммирования показаний ПКУ N 14332 (ВКТ-7), предназначенного для определения объемов потребления тепловой энергии нежилыми помещениями, расположенными на первом этаже и в подвале здания обслуживаемыми ООО "Росоптторг" (приложение N 5 к договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя от 09.12.2011 N 77058птэ, заключенному между ПАО "Т Плюс" и ООО "Росоптторг"), и N 16-029387 (ТВ7), предназначенного для определения объемов потребления тепловой энергии жилыми помещениями (акт повторного ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 02.11.2021).
В соответствии с п.1 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124; далее - Правила N 124) данные Правила устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пп."г" п.17 Правил N 124 существенным условием договора ресурсоснабжения является, в том числе порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса.
В соответствии с п.5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034; далее - Правила N 1034) коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
Как следует из акта повторного ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 02.11.2021, в качестве прибора узла учета тепловой энергии указан ОДПУ (заводской номер 16-029387), осуществляющий функции тепловычислителя и расходомера. Иных приборов учета тепловой энергии, предназначенных для определения объемов потребления тепловой энергии жилыми помещениями, в рассматриваемом периоде не имелось.
Определение платы за отопление путем суммирования показаний ОДПУ и ИПУ, как верно отметил суд первой инстанции, может привести к оплате собственниками помещений тех услуг, которые ими фактически не были получены.
Правилами N 354 не предусмотрена возможность учета суммарных показаний общедомовых приборов учета, установленных в разных частях здания, оборудованных самостоятельными системами теплоснабжения.
Данный подход, сформулированный в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 21.12.2018 по делу N А35-11246/2017, поддержан Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 10.04.2019 N 310-ЭС19-3922.
Согласно п.61 Правил N 354 основанием для перерасчета являются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу, выявленные в результате проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
При этом в случае, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Исходя из п.61 Правил N 354, п.3 ст.319.1 ГК РФ, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в п.32 Постановления Пленума от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон, в случаях, когда не указано, в счет какого расчетного периода им осуществлено исполнение, исполненное засчитывается за периоды, по которым срок исковой давности не истек.
С учетом изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно обязал ПАО "Т Плюс" произвести перерасчет платы за предоставление услуги горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества в МКД N 19 за февраль-май 2022 года путем сторнирования излишне начисленных и выставленных к оплате ООО "Народная компания Комплекс Сервис" денежных средств на общую сумму 17 752 руб. 27 коп., а также произвести перерасчет платы собственникам и пользователям жилых помещений в МКД N 19 за предоставление коммунальной услуги "отопление" за декабрь 2021 года - май 2022 года включительно на общую сумму 425 141 руб. 78 коп.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования ООО "Народная компания Комплекс Сервис" об обязании ПАО "Т Плюс" при осуществлении начислений платы собственникам и пользователям жилых помещений в МКД N 19 за предоставление коммунальной услуги "отопление" в последующие периоды прекратить учитывать объемы тепловой энергии, потребленные собственниками нежилых помещений без использования общего имущества многоквартирного жилого дома, с отображением в платежных документах, выставляемых к оплате собственникам и пользователям жилых помещений данного многоквартирного дома, фактического объема потребленного ресурса, зафиксированного коллективным прибором коммерческого учета тепловой энергии ТВ N 16-029387, установленного на вводе в здание в целях учета объема тепловой энергии, потребляемой жилой частью дома, - подтверждается материалами дела и в апелляционном порядке не оспаривается.
Довод ПАО "Т Плюс" о том, что суд первой инстанции не дал оценку всем представленным в материалы дела доказательствам и доводам не нашел подтверждения в ходе рассмотрения апелляционной жалобы. При этом неотражение в судебном акте всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 N 305-КГ17-13690, от 13.01.2022 N 308-ЭС21-26247).
Ссылка ПАО "Т Плюс" на то, что ООО "Народная компания Комплекс Сервис" не уполномочено действовать от имени жителей МКД, является несостоятельной.
Согласно ч.1 и 2 ст.162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями данного Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п.6 ч.2 ст.153 данного Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч.14 ст.161 данного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных ст.157.2 данного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Условия договора управления, заключенного с ООО "Народная компания Комплекс Сервис", утверждены решением общего собрания собственников помещений в МКД (протокол от 14.06.2018 N 2/2018).
Стандарты управления многоквартирным домом содержатся в разделе 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416), к ним относятся, в том числе заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации); заключение иных договоров, направленных на достижение целей управления многоквартирным домом, обеспечение безопасности и комфортности проживания в этом доме; осуществление управляющими организациями расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам энергоснабжения в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, полномочия ООО "Народная компания Комплекс Сервис" на обращение в суд с настоящим иском основаны на нормах действующего законодательства и вытекают из правовой природы управляющих организаций, а также предусмотрены договором управления от 01.07.2018, которым на управляющую организацию возложены обязанности по представлению интересов собственников помещений в МКД в судах в случаях выявления нарушений правил использования общедомового имущества, а также по защите прав, связанных с обеспечением их коммунальными и иными услугами.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Ссылка ПАО "Т Плюс" на судебные акты по другим делам не может быть принята во внимание, поскольку эти акты приняты в отношении иной совокупности фактических обстоятельств, с участием других лиц.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а потому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ПАО "Т Плюс".
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 июня 2023 года по делу N А72-9606/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-9606/2022
Истец: ООО "НАРОДНАЯ КОМПАНИЯ КОМПЛЕКС СЕРВИС", ПАО "Т ПЛЮС"
Ответчик: ООО "НАРОДНАЯ КОМПАНИЯ КОМПЛЕКС СЕРВИС", ПАО "Т Плюс"
Третье лицо: ООО "КИТЕЖ", ООО "МОНОЛОГ", ООО "РОСТОПТТОРГ"