г. Москва |
|
11 сентября 2023 г. |
Дело N А40-648/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева,
рассмотрев апелляционную жалобу
ООО "НПП "Прооборудование" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.06.2023 по делу N А40-648/23, принятое в порядке упрощенного производства, по иску ООО "НПП "Прооборудование" к АО "Профотек" о взыскании задолженности, неустойки, убытков,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "НПП "Прооборудование" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к АО "Профотек" о взыскании задолженности по оплате по договору поставки N 862 от 14.12.2020 г. в размере 629 300 руб., неустойки в размере 31 465 руб., убытков в размере дохода, полученного в результате неправомерного пользования поставленной по договору поставки N 862 от 14.12.2020 г. камеры тепло-холод ПРО КТХ -10/80-1900.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 06 июня 2023 года в удовлетворении иска отказано.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что решение суда первой инстанции незаконно.
Ответчик не представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Между ООО "НПП "Прооборудование" (далее -Истец) и АО "Профотек" (далее - Ответчик) заключен договор поставки N 862 от 14.12.2020 г. (далее -Договор) на поставку климатической камеры тепло-холод ПРО КТХ -10/80-1900 (далее - Оборудование), осуществление сборки, выполнение пуско-наладочных работ (далее - ПНР) Оборудования, а также проведение инструктажа обслуживающего персонала Ответчика по пользованию Оборудованием. Общая стоимость Оборудования по Договору составляет 899 000 рублей.
Согласно условиям Договора Оборудование поставляется в срок не более 60 календарных дней с момента перечисления аванса в размере 30% стоимости договора. Окончательный расчет в размере 70% стоимости договора осуществляется в течение 10 дней с момента поставки (п. 2.5.2 Договора).
17.12.2020 Ответчиком осуществлён авансовый платеж в размере 269 700 рублей.
Оборудование поставлено и принято Ответчиком, что подтверждается товарной накладной N 124 от 30.04.2021, подписанной со стороны Ответчика 18.05.2021.
В ходе дальнейшего взаимодействия между Ответчиком и Истцом Ответчик направил ряд замечаний, в результате чего была составлена таблица сводных ответов на замечания, в которой Истцом была указана на несущественность и устранимость недостатков, выявленных специалистами Ответчика, в рамках гарантийного обслуживания.
Помимо этого, после фактической передачи и проведения испытаний, Ответчик заявил о необходимости внесения изменений в оборудование, а именно повышения мощности путем подключения Оборудования к сети с напряжением 380 вольт в то время как, согласно техническому заданию, первоначальный вариант Оборудования предполагал подключение к сети 220 вольт.
Истец принял данное требование, и забрал оборудование для внесения данных изменений на территории своего предприятия.
После устранения всех выявленных недостатков, Ответчик заявил в адрес Истца требование о поверке установленного на Оборудование контрольного прибора "Термодат", сославшись на положение Приложения N 2 к договору поставки, согласно которому датчики и измерительные преобразователи должны быть внесены в Государственный реестр средств измерений РФ.
Как поясняет истец, поставленный с Оборудованием прибор для измерения и регулирования температуры многоканальный "Термодат" содержится в Государственном реестре средств измерений под номером 17602-15, при этом данная запись свидетельствует о том, что прибор "Термодат" является средством измерения, утвержденным Росстандартом.
Ни сам Договор, ни Приложение N 2 не содержат положений, обязывающих поставщика поставить поверенный прибор "Термодат". Вместе с тем, такое обязательство является существенным, так как влияет на сроки поставки и стоимость оборудования.
Несмотря на это, после того как Ответчик существенно задержал подписание Акта приема-передачи и Акта о выполнении пусконаладочных работ, Истец за свой счет заказал поверку прибора, понеся при этом дополнительные расходы.
Таким образом, как указывает истец, задержка в подписании Акта приема-передачи и Акта о выполнении пуско-наладочных работ до 25.02.2022 являлась следствием действий Ответчика, а именно выставлением требований, не согласованных в рамках Договора. Фактически пусконаладочные работы были окончены Истцом в августе 2021 г., а недостатки в отношении предоставленной документации были исправлены к 21 сентября того же года.
9 сентября 2021 года Истец получил от Ответчика акт сверки взаимных расчетов N КА-293, согласно которому размер постоплаты по договору поставки составлял 629 300 рублей в соответствии с договором.
10 августа 2022 года Истец, обнаружив допущенную Ответчиком просрочку оплаты за период с 7 марта по 10 августа 2022 года, запросил повторный акт сверки взаимных расчетов. В ответ на данный запрос был получен акт сверки N КА-209 от 10 августа 2022 г, согласно которому задолженность Ответчика составляла 629 300 рублей.
Акт сверки N КА-293 от 09.09.2021 подписан главным бухгалтером Лапиковым Е.М. Акт сверки N КА-209 от 10.08.2021 подписан Писаревской А.И., которая указана также как главный бухгалтер.
12 августа 2022 Истец получил по электронной почте письмо, согласно которому акт от 10.08.2021 не имеет юридической силы, так как подписан не уполномоченным лицом.
Данное письмо было получено с того же адреса электронной почты, с которого поступал акт N КА-293 - tumanova@profotech.ru Следует заметить, что после направления первого акта сверки от Ответчика не поступало уточнений о том, что главный бухгалтер Ответчика не уполномочен подписывать данный документ.
Пункт 1.5 Договора устанавливал, что Продукция должна была быть поставлена в срок не более 60 (шестидесяти) календарных дней с момента перечисления первого авансового платежа по Договору. Первый авансовый платеж в размере 269 700 рублей был осуществлен Покупателем 17.12.2020, что подтверждается платежным поручением N 2366 от 17.12.2020. Таким образом, поставка должна была быть осуществлена в срок до 15.02.2021 года включительно.
Поставщик направил Покупателю письмо N 0326 от 26.03.2021, сообщая о задержке поставки Продукции в связи с задержкой комплектующих. Поставщик сообщил, что Продукция будет отгружена 09.04.2021.
Письмом N 359 от 04.04.2021 Поставщик уведомлял Покупателя об очередной задержке в поставке Продукции и ожидаемой дате поставки - 30.04.2021.
Продукция была доставлена и принята на склад Покупателя только 18.05.2021, что подтверждается Товарной накладной N 124.
Таким образом, задержка Поставщика по поставке Продукции по Договору составила 92 дня.
Согласно п. 6.4 Договора, в случае просрочки Поставщиком обязательств по поставке Продукции Покупатель вправе потребовать уплаты Поставщиком неустойки в размере 0,2% от стоимости не поставленной Продукции, за каждый день просрочки. Общая стоимость Продукции, согласно п.2.1 Договора, составляет 899 000 рублей. Соответственно, размер договорной неустойки за задержку Поставщиком поставки Продукции составляет 165 416 рублей.
27.05.2021 по адресу электронной почты (и дополнительно 05.06.2021 Почтой России с описью вложений) Покупатель направил в адрес Поставщика письмо N 249 от 26.05.2021, с указанием на нарушение Поставщиком срока поставки Продукции, расчетом неустойки и выражением намерения Покупателя в рамках права, данного Покупателю п.2.8 Договора, удержать сумму неустойки из окончательного платежа Поставщику. Повторно о своем намерении удержать сумму неустойки Покупатель сообщил Поставщику в письме N 976 от 17.05.2022 (скан-копия письма приложена Истцом к исковому заявлению).
Согласно пункту 1.1. Договора Поставщик обязался осуществить сборку, выполнить ПНР Продукции, а также провести инструктаж обслуживающего персонала Покупателя по пользованию Продукцией. Согласно пункту 1.6 Договора, срок оказания услуг по ПНР Продукции составляет 5 (пять) рабочих дней с момента подписания Сторонами Товарно-транспортной накладной/Товарной накладной, то есть до 25.05.2021 включительно. Инструктаж обслуживающего персонала Покупателя по работе с Продукцией производится одновременно с ПНР (п. 1.7 Договора).
После приемки 18.05.2021 Продукции по Товарной накладной N 124 от 30.04.2021, при вскрытии тары/упаковки специалистом Покупателя были обнаружены существенные недостатки Продукции и документации.
В соответствии с п.3.7 Договора, в случае обнаружения внутри упаковочных мест (тары, упаковки) недопоставки, некомплектности, отсутствие необходимых принадлежностей или обнаружения недостатков (дефектов) Продукции, технический специалист Покупателя незамедлительно прекращают вскрытие тары/упаковки и Покупатель направляет Поставщику письменное уведомление об обнаруженных недостатках с указанием даты и времени совместной приемки.
Пункт 3.3 Договора гласит, что Поставщик обязан одновременно с передачей Продукции передать Покупателю относящиеся к ней документы (в том числе Паспорта на датчики и преобразователи с отметкой о первичной поверке). Документация должна быть представлена на электронном носителе, а также один комплект на бумажном носителе. В случае отсутствия указанных в п.3.3 Договора документов, Покупатель уведомляет об этом Поставщика и прекращает приемку Продукции до предоставления недостающих документов.
25.05.2021 по адресу электронной почты (и дополнительно 05.06.2021 Почтой России с описью вложений) в связи с выявленными существенными недостатками Продукции и отсутствием документации Покупатель направил в адрес Поставщика уведомление N 248 от 24.05.2021, сообщающее об обнаруженных недостатках и отсутствующих документах. В уведомлении Покупатель предлагал Поставщику обеспечить присутствие представителя Поставщика в Месте поставки для проведения совместной приемки и подписания акта о выявленных недостатках. Также в уведомлении Покупатель обратил внимание Поставщика, что при невыполнении Поставщиком требований пункта 3.7. Договора об обеспечении присутствия указанного в предыдущем абзаце представителя, акт о выявленных недостатках, составленный и подписанный Покупателем в одностороннем порядке, будет являться достаточным юридическим основанием для применения мер ответственности, установленных Договором (пункт 3.8 Договора).
В предложенное для проведения совместной приемки и подписания акта о выявленных недостатках время и место представитель Поставщика не явился, равно как и не предложил иные дату и время. Это явилось основанием для применения Покупателем норм п.3.8 Договора о составлении и подписании акта о выявленных недостатках в одностороннем порядке.
04.06.2021 по адресу электронной почты (и дополнительно 05.06.2021 Почтой России с описью вложений) Покупатель направил в адрес Поставщика письмо N 273, в котором говорилось о выявленных в Продукции недостатках. К письму прилагался Акт о выявленных недостатках, подписанный Покупателем в одностороннем порядке. Поставщику предлагалось повторно обеспечить явку своего представителя 11.06.2021.
24.06.2021 представитель Поставщика, наконец, явился в Место поставки и устранил часть выявленных недостатков Продукции, в связи с чем был составлен соответствующий двусторонний акт. В указанном акте представители Поставщика признавали, что часть замечаний так и не была устранена Поставщиком и ПНР невозможно провести в полном объеме в связи с наличием дефектов, требующих устранения Поставщиком.
31.08.2021 Покупатель по адресу электронной почты направил в адрес Поставщика письмо от 30.08.2021, сообщающее о наличии не устранённых недостатков в Продукции, препятствующих, в том числе, проведению ПНР, проведению инструктажа персонала Покупателя и аттестации Продукции, которые Поставщик обязан исполнить по условиям Договора. К письму прилагался обновленный акт от 20.08.2021 о выявленных недостатках Продукции (с учетом части устраненных недостатков). Также Поставщику предлагалось обеспечить явку представителя Поставщика в любое удобное время для устранения недостатков и исполнения обязательств по Договору.
19.10.2021 Покупатель направил в адрес Поставщика письмо N 603 с указанием на оставшиеся замечания с Продукции, отсутствие документации, предусмотренной Договором (паспорта и свидетельства о поверке "Термодат"), не исполнение ПНР и инструктажа персонала Покупателя.
12.11.2021 Поставщик в ответ на письмо Покупателя N 603 от 19.10.2021 направил на адрес электронной почты Покупателя письмо N 554 от 12.11.2021 с приложением скан-копий паспорта к "Термодат" (Поставщик сообщил, что оригиналы документа будут направлены впоследствии курьерской почтой). Также Поставщик сообщал, что до конца ноября он обязуется выслать в адрес Покупателя специалиста для устранения оставшихся замечаний.
08.12.2021 Поставщик направил в адрес Покупателя письмо N 5066 с просьбой оформить пропуск на сотрудника Поставщика для проведения ПНР с 13 по 15 декабря 2021 года. Такой доступ был предоставлен представителю Поставщика.
17.12.2021 Поставщик устранил замечания в отношении Продукции, о чем был составлен соответствующий двусторонний акт от 17.12.2021. Тем не менее отсутствовала документация, предусмотренная п.3.3 Договора, которая была передана Покупателю в полном объеме только в феврале 2022 года.
16.01.2022 Поставщик исходящим письмом N 14 от 13.01.2022 направил Покупателю оригинал отсутствующего документа - паспорт к "Термодат". Электронным письмом Покупатель сообщил Поставщику о получении 19.01.2022 оригинала паспорта к "Термодат" и сообщил об отсутствии в присланных документах свидетельства о поверке в отношении "Термодат".
24.02.2022 Поставщик через сообщение в мессенджере направил Покупателю последний из ранее отсутствующих документов - Свидетельство о поверке "Термодат" от 16.02.2022, что в соответствии с п.3.4 Договора позволило окончить приемку Продукции.
Фактически услуги по ПНР были завершены 25.02.2022, что, в соответствии с пунктом 1.8 Договора, подтверждается Актом о выполнении пусконаладочных работ от 25.02.2022 (скан-копия акта ПНР является приложением Истца к исковому заявлению). Указанный акт подписан Поставщиком без оговорок и замечаний к составлению.
То есть задержка Поставщика в оказании услуг по ПНР составляет 275 дней. Согласно п. 6.4 Договора, в случае просрочки Поставщиком обязательств по оказанию услуг, Покупатель вправе потребовать уплаты Поставщиком неустойки в размере 0,2% от стоимости Продукции, за каждый день просрочки. Общая стоимость Продукции, согласно п.2.1 Договора, составляет 899 000 рублей. Размер неустойки за просрочку Поставщиком оказания услуги по ПНР составляет 496 248 рублей. В письме N 976 от 17.05.2022 (скан-копия письма приложена Истцом к исковому заявлению) Покупатель привел Поставщику расчет суммы неустойки за просрочку оказания услуги по ПНР и выразил свое намерение в рамках п.2.8 Договора удержать сумму неустойки из окончательного платежа Поставщику.
Пункт 3.3 Договора гласит, что Поставщик обязан одновременно с передачей Продукции передать Покупателю относящиеся к ней документы, оформленные надлежащим образом на русском языке. Документация должна быть представлена на электронном носителе, а также один комплект на бумажном носителе. Состав документации: Паспорт; Формуляр; Руководство по эксплуатации; Паспорта на датчики и преобразователи с отметкой о первичной поверке; Упаковочный лист на Продукцию, а также обязательные первичные документы.
В случае отсутствия указанных в п.3.3 Договора документов, Покупатель уведомляет об этом Поставщика и прекращает приемку Продукции до предоставления недостающих документов (п.3.4 Договора).
Покупатель обнаружил недостачу (отсутствие) документации, которая обязана была быть передана Поставщиком вместе с Продукцией, а именно: Формуляр не предоставлен; Программа первичной (периодической) аттестации не предоставлена; Паспорта на датчики и преобразователи с отметкой о первичной поверке не предоставлены; Документация на электронном носителе не предоставлена.
Информация об отсутствии указанных документов была сразу же направлена Поставщику в письме N 248 от 24.05.2021.
Фактически паспорт на "Термодат" (N КТШЛ 2.320.202 ПС) был направлен Покупателю только 13.01.2022, что подтверждается письмом Поставщика N 14 от 13.01.2022.
Свидетельство о поверке "Термодат" от 16.02.2022 было направлено Поставщиком в сообщении через мессенджер только 24.02.2022.
В соответствии с п.3.4 приемка Продукции была прекращена Покупателем до момента получения всего комплекта документации, то есть до 24.02.2022. После предоставления всего комплекта документации Покупатель завершил приемку Продукции, о чем был составлен двусторонний Акт приема-передачи Продукции (скан-копия акта была приложена Истцом к исковому заявлению).
25.05.2021 по адресу электронной почты (и дополнительно 05.06.2021 Почтой России с описью вложений) в связи с выявленными существенными недостатками Продукции Покупатель направил в адрес Поставщика уведомление N 248 от 24.05.2021, сообщающее об обнаруженных недостатках.
В течение месяца с даты получения Поставщиком уведомления и акта о выявленных недостатках, последний пытался устранить эти недостатки, однако они были устранены лишь частично, что подтверждается двусторонним актом от 24.06.2021.
Все недостатки Продукции окончательно были устранены Поставщиком 25.02.2022, что подтверждается Актом приема-передачи оборудования (скан-копия акта приложена Истцом к исковому заявлению).
Пункт 6.4 Договора гласит, что в случае несвоевременного устранения недостатков Продукции Покупатель вправе потребовать уплаты Поставщиком неустойки в размере 0,2% от стоимости Продукции. Датой начала просрочки Поставщиком исполнения обязательства по устранению недостатков Продукции является 25.06.2021, то есть день, следующий за днем подписания двустороннего акта от 24.06.2021, в котором Поставщик признавал не устранение недостатков Продукции. Размер неустойки за просрочку Поставщиком устранения недостатков Продукции составляет 442 308 рублей.
Пункт 2.7. Договора обязывает Поставщика представить Покупателю счета-фактуры, выставленные в сроки и оформленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае непредставления Поставщиком в течение 5 (пяти) дней с даты получения авансового платежа счета-фактуры (то есть до 24.12.2020 включительно), подтверждающего право Покупателя на вычет НДС, уплаченного дополнительно к такому авансу, Поставщик обязан в тот же срок возвратить Покупателю разницу между суммой, фактически перечисленной Покупателем, и суммой соответствующего авансового платежа, взятого без учета НДС, что составляет 44 950 рублей 00 копеек.
Поставщик не предоставил счета-фактуры в срок до 24.12.2020, что явилось поводом для начисления Покупателем штрафа, предусмотренного п.2.7 Договора, в размере 44 950 рублей.
О наличии штрафа и намерении удержать его сумму из окончательного расчета Покупатель неоднократно сообщал Поставщику (письмо N 249 от 26.05.2021; письмо N 976 от 17.05.2022).
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно п. 2.8 Договора, если имеются нарушения со стороны Поставщика и Покупатель выставил ему счет на оплату неустойки, то Покупатель вправе удержать платеж в части или полностью, не доплатить Поставщику на сумму неустойки. Письмом N 976 от 17.05.2022 Покупатель выразил намерение удержать суммы начисленных Поставщику неустоек и штрафов из окончательного платежа в общем размере 706 614 рублей (неустойка за просрочку поставки Продукции в размере 165 416 рублей; неустойка за просрочку оказания услуги по ПНР в размере 496 248 рублей; штраф за несвоевременное предоставление счета-фактуры в размере 44 950 рублей). Общий размер неустойки не превышает ограничение, установленное пунктом 6.13 Договора.
Истцом в установленном порядке не доказана обоснованность заявленных к ответчику требований.
Требование о взыскании убытков в размере дохода, полученного в результате неправомерного пользования поставленной по договору поставки N 862 от 14.12.2020 г. камеры тепло-холод ПРО КТХ-10/80-1900, документально и нормативно не обосновано, не конкретизировано.
Таким образом, суд первой инстанции верно посчитал, что истцом не представлено достаточных и достоверных доказательств, однозначно свидетельствующих о факте возникновения у ответчика задолженности.
Довод истца о его привлечении к двойной ответственности за одно и тоже нарушение не может быть признан обоснованным, так как п.6.4. договора предусматривает самостоятельную ответственность, как за просрочку поставки, так и за оказание услуг.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных доводов.
Исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 06 июня 2023 года по делу N А40-648/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-648/2023
Истец: ООО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ПРООБОРУДОВАНИЕ"
Ответчик: АО "ПРОФОТЕК"