г. Владивосток |
|
11 сентября 2023 г. |
Дело N А51-6967/2023 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Т.А. Солохиной,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-4098/2023
на решение от 27.06.2023
судьи А.А. Фокиной
по делу N А51-6967/2023 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Атлас" (ИНН 2543069263, ОГРН 1152543007715)
к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю (ИНН 2536008735, ОГРН 1022501308610)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N 145-03/23 от 06.04.2023 (по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ, штраф 20000 руб.), о замене административного наказания на предупреждение,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Атлас" (далее - заявитель, общество, ООО "Атлас", предприятие) обратилось с заявлением в арбитражный суд и просит признать незаконным и отменить постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю (далее - Приморскстат, административный орган) от 06.04.2023 по делу об административном правонарушении N 145-03/23 по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20.000 рублей, а также о замене административного наказания в виде штрафа на предупреждение.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226 - 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в материалах дела документам, и по его результатам 14.06.2023 вынесено решение в виде резолютивной части, которым заявленные требования удовлетворены частично: оспариваемое постановление изменено в части размера назначенного административного штрафа, штраф заменен на предупреждение.
В связи с поступлением 20.06.2023 заявления Приморскстата о составлении мотивированного решения по делу, изготовлено мотивированное решение в полном объеме.
Решением от 27 июня 2023 года суд первой инстанции изменил постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю по делу об административном правонарушении N 145-03/23 от 06.04.2023 в части назначения обществу с ограниченной ответственностью "Атлас" административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, и заменил административный штраф в сумме 20000 (двадцать тысяч) рублей предупреждением, отказав в удовлетворении остальной части требований.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части замены административного штрафа в сумме 20000 (двадцать тысяч) рублей на предупреждение, административный орган подал на апелляционную жалобу, в которой привел следующие доводы.
По мнению административного органа, с учетом взаимосвязанных положений части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности обстоятельств, указанных в этих нормах. В рассматриваемом случае правонарушение выявлено административным органом не в ходе осуществления мероприятий государственного контроля, соответственно, совокупность условий, при наличии которых может быть применена статья 4.1.1 КоАП РФ, отсутствует.
От ООО "Атлас" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено несогласие с позицией апеллянта.
Апелляционная жалоба на решение Арбитражного суда Приморского края по настоящему делу, принятое в порядке упрощенного производства, рассмотрена судом апелляционной инстанции без вызова сторон в порядке главы 34 АПК РФ с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 АПК РФ, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
14.03.2023 главным специалистом-экспертом Приморскстата Казанцевой Е.Г. в адрес начальника отдела статистики рыночных услуг Храпатой Я.Ю. была составлена докладная записка об обнаружении факта нарушения законодательства о предоставлении федеральной статистической отчетности, в связи с чем ходатайствует о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении на основании части 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
14.03.2023 предприятие предоставило достоверные статистические данные в Приморскстат по форме федерального статистического наблюдения N 1-ТОРГ "Сведения о продаже товаров организациями оптовой и розничной торговли", утвержденной приказом Росстата от 30.07.2021 N458 (с изм. от 29.10.2021 N753), за 2022 год.
15.03.2023 обществом были представлены письменные пояснения, согласно которым причиной представления недостоверных данных послужил факт технического сбоя в программе 1С.
Уведомлением от 15.03.2023 общество извещено о необходимости явки в Приморскстат 24.03.2023 в 10 часов 00 минут в целях дачи объяснений по факту нарушения порядка предоставления первичных статистических данных и составления протокола об административном правонарушении. Согласно приложенному почтовому уведомлению, письмо было направлено на юридический адрес общества: 690068, Приморский край, г. Владивосток, ул. проспект 100-летия Владивостока, дом 155, корпус 3, офис 5, и получено обществом 21.03.2023.
16.03.2023 ООО "Атлас" ходатайствовало о рассмотрении дела об административном правонарушении в его отсутствие, копию протокола об административном правонарушении просило направить на юридический адрес общества.
Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, за совершение которого частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, 24.03.2023 начальником отдела статистики рыночных услуг Приморскстата в отношении общества, в отсутствие представителей общества, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола, составлен протокол об административном правонарушении по признакам, предусмотренным частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Определением от 27.03.2023 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 06.04.2023 в 14 часов 30 минут по адресу: г. Владивосток, ул. Фонтанная, 57, кабинет 37, которое было направлено в адрес общества заказным письмом с уведомлением; заказная корреспонденция была получена адресатом 03.04.2023, о чем свидетельствует сведения отчета об отслеживании отправления сайта АО "Почта России" (РПО N 80095182427321).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении административный орган пришел к выводу о том, что своими действиями общество совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, и 06.04.2023 в отношении ООО "Атлас" административным органом было вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 145-03/23 о назначении ООО "Атлас" административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 271, 272.1 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ непредставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения в области предоставления статистической информации.
Объективная сторона правонарушения заключается в несоблюдении порядка предоставления информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, а равно в предоставлении недостоверной статистической информации. Нарушение порядка представления вышеуказанной информации может выражаться либо в непредставлении соответствующих отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, либо в нарушении сроков их представления.
Субъектами ответственности за данное правонарушение признаются лица, в обязанности которых входит представление статистической информации.
Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета регулируются нормами Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ).
В силу статьи 4 Закона N 282-ФЗ принципами официального статистического учета и системы государственной статистики являются, в том числе, полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами); обеспечение возможности формирования официальной статистической информации по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению согласно части 4 статьи 6 Закона N 282-ФЗ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее - Положение N 620).
Пунктом 3 Положения N 620 установлено, что первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
В соответствии с пунктом 4 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
На основании пункта 14 Положения N 620 непредставление или несвоевременное представление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Приказом Росстата от 30.07.2021 N 458 (с изм. и доп. от 29.10.2021 N753) "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей, платными услугами населению, транспортом и административными правонарушениями в сфере экономики" (далее - Приказ N458) утверждена форма федерального статистического наблюдения N 1-ТОРГ "Сведения о продаже товаров организациями оптовой и розничной торговли" с Указаниями по ее заполнению.
В соответствии с разъяснениями, изложенных в пункте 1 Указаний по заполнению, Первичные статистические данные по форме федерального статистического наблюдения N 1-ТОРГ "Сведения о продаже товаров организациями оптовой и розничной торговли" (далее - Форма N1-ТОРГ) предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), осуществляющие оптовую торговлю, розничную торговлю, оптовую и розничную торговлю автотранспортными средствами, мотоциклами и их ремонт.
Согласно пункту 2 Указаний заполненная форма предоставляется в территориальные органы Росстата по месту фактического осуществления деятельности юридического лица (обособленного подразделения).
В соответствии с Указаниями, периодичность представления формы N 1-ТОРГ установлена в срок с 7 февраля по 17 февраля после отчетного периода. Отчетный период по форме N 1-ТОРГ составляет один календарный год.
Учитывая изложенное выше, суд первой инстанции пришел к верному выводу о подтверждении материалами дела события правонарушения, выразившегося в нарушении обществом требований части 1 статьи 8 Федерального закона N 282-ФЗ, пунктов 3, 4 Положения N 620 и представлении им недостоверных статистических данных по форме N 1-ТОРГ за 2022 год, тогда как достоверные статистические данные были представлены обществом только 14 марта 2023 года, то есть за пределами установленного срока.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статья 2.1 КоАП РФ устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также наличия объективных препятствий для выполнения требований законодательства, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
Учитывая изложенное выше, действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Поддерживая вывод суда первой инстанции о возможности замены административного штрафа на предупреждение, коллегия руководствуется следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
На основании части 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Часть 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ не упоминает статью 13.19 Кодекса, в связи с чем законодатель не исключает возможность замены административных штрафов, предусмотренных положениями статьи 13.19 КоАП РФ, на предупреждение.
Поскольку Общество привлечено Приморскстатом к административной ответственности за совершение однородного правонарушения впервые, административным органом не представлено доказательств того, что рассматриваемым правонарушением причинен вред или создана угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо причинён имущественный ущерб, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для изменения обществу административного наказания и замене административного штрафа на предупреждение.
Довод апелляционной жалобы о том, что в отношении заявителя не осуществлялся государственный контроль (надзор), был заявлен также и в суде первой инстанции и обоснованно им отклонен, как противоречащий материалам дела и положениям Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Согласно положениям пунктов 1, 2 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны быть направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.
Учитывая изложенное, деятельность Приморскстата в лице его сотрудника, проверившего представленную заявителем форму и сообщившего заявителю о недостоверности сведений, по верному суждению суда первой инстанции фактически отвечает понятию государственного контроля (надзора), в связи с чем для целей определения санкции за допущенное нарушение подлежит учёту судом.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Апелляционная жалоба не содержат сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.06.2023 по делу N А51-6967/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Судья |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-6967/2023
Истец: ООО "АТЛАС"
Ответчик: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, ТУ Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю