город Томск |
|
11 сентября 2023 г. |
Дело N А27-14154/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2023 года.
Судья Седьмого арбитражного апелляционного суда Павлюк Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачевой А.М., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибирская тепловая компания" (N 07АП-7107/2023) на определение от 03.08.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-14154/2023 (судья Власов В. В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирская тепловая компания", г. Березовский, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН: 1154250016315, ИНН: 4250009980) к Администрации Березовского городского округа, г. Березовский (ОГРН: 1024200648020, ИНН: 4203003639) о признании недействительным постановления N668 от 30.06.2023 об утверждении схемы теплоснабжения, о запрете модернизации,
В судебном заседании приняли участие:
от лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сибирская тепловая компания" (далее - заявитель, ООО "Сибирская тепловая компания") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Березовского городского округа со следующими требованиями:
1. Запретить Администрации Березовского городского округа (ОГРН 1024200648020, ИНН 4203003639), согласование инвестиционной программы, отраженной в главе 12 схемы теплоснабжения Березовского городского округа, утвержденной постановлением N 668 от 30.06.2023, в отношении ООО "СКЭК", в части: - Модернизация на участке теплотрассы ТК-76 по ул. Ноградская (увеличение пропускной способности). Котельная N 1 от ПНС-4 до ул. Ноградская, 50а; - Модернизация на участке теплотрассы ТК-75 по ул. Барзасская (увеличение пропускной способности). Котельная N 1 от ПНС-4 до ул. Ноградская, 50а; - Новое строительство для переключения ПНС-4 "Черемушки" на новую ПНС; 2. Запретить РЭК Кузбасса (ОГРН 1144205012808, ИНН 4207044509) утверждать инвестиционную программу, отраженную в главе 12 схемы теплоснабжения Березовского городского округа, утвержденную постановлением N 668 от 30.06.2023, в отношении ООО "СКЭК", в части: 1. Модернизация на участке теплотрассы ТК-76 по ул. Ноградская (увеличение пропускной способности). Котельная N 1 от ПНС-4 до ул. Ноградская, 50а; - Модернизация на участке теплотрассы ТК-75 по ул. Барзасская (увеличение пропускной способности). Котельная N 1 от ПНС-4 до ул. Ноградская, 50а; - Новое строительство для переключения ПНС-4 "Черемушки" на новую ПНС; 3. Признать постановление Администрации Березовского городского округа от 30.06.2023 N 668 об утверждении схемы теплоснабжения Березовского городского округа на 2024 год недействительным.
Определением суда от 03.08.2023 заявление возвращено.
Не согласившись с определением, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, доводы жалобы сводятся к тому, что оспариваемое заявителем постановление N 668 от 30.06.2023 об утверждении схемы теплоснабжения, о запрете модернизации является актом органа местного самоуправления, принятым в рамках организационно-распорядительных полномочий, не имеющим нормативного характера.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого определения, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в суд с заявлением, в котором просит запретить Администрации Березовского городского округа (ОГРН 1024200648020, ИНН 4203003639), согласование инвестиционной программы, отраженной в главе 12 схемы теплоснабжения Березовского городского округа, утвержденной постановлением N 668 от 30.06.2023, в отношении ООО "СКЭК", в части: - Модернизация на участке теплотрассы ТК-76 по ул. Ноградская (увеличение пропускной способности). Котельная N 1 от ПНС-4 до ул. Ноградская, 50а; - Модернизация на участке теплотрассы ТК-75 по ул. Барзасская (увеличение пропускной способности). Котельная N 1 от ПНС-4 до ул. Ноградская, 50а; - Новое строительство для переключения ПНС-4 "Черемушки" на новую ПНС; 2. Запретить РЭК Кузбасса (ОГРН 1144205012808, ИНН 4207044509) утверждать инвестиционную программу, отраженную в главе 12 схемы теплоснабжения Березовского городского округа, утвержденную постановлением N 668 от 30.06.2023, в отношении ООО "СКЭК", в части: 1. Модернизация на участке теплотрассы ТК-76 по ул. Ноградская (увеличение пропускной способности). Котельная N 1 от ПНС-4 до ул. Ноградская, 50а; - Модернизация на участке теплотрассы ТК-75 по ул. Барзасская (увеличение пропускной способности). Котельная N 1 от ПНС-4 до ул. Ноградская, 50а; - Новое строительство для переключения ПНС-4 "Черемушки" на новую ПНС; 3. Признать постановление Администрации Березовского городского округа от 30.06.2023 N 668 об утверждении схемы теплоснабжения Березовского городского округа на 2024 год недействительным.
Суд первой инстанции, пришел к выводу, что настоящее дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде и подсудно суду общей юрисдикции.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 27 АПК РФ к компетенции арбитражного суда относятся дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с частью 2 статьи 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане). Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.
В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" с 06.08.2014 из компетенции арбитражных судов исключены споры, связанные с признанием недействующими нормативных правовых актов. В силу пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 50) признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации). Так же пунктом 45 Постановления Пленума ВС РФ N 50 признано не подлежащими применению Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов".
Таким образом, по мнению суда первой инстанции, оспариваемое постановление обладает признаками нормативного правового акта, поскольку издано органом местного самоуправления, распространяется на неопределенный круг лиц, следовательно, рассмотрение настоящего спора не относится к компетенции арбитражного суда.
Между тем, судом не учтено следующее.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации урегулирован порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. При этом не подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции арбитражных судов (части 1, 2 и 4 статьи 1, статья 17 КАС РФ).
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, установлены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ). Федеральным законом N 190-ФЗ также определены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона N 190-ФЗ схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органа местного самоуправления.
В силу части 2 статьи 23 Федерального закона N 190-ФЗ развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.
Часть 3 статьи 23 указанного Федерального закона возлагает на уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы обязанность осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения.
Разработка и утверждение схем теплоснабжения производятся в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения", Приказом Минэнерго России от 05.03.2019 N 212 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке схем теплоснабжения".
Согласно пунктам 2 и 17 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения проект схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов, уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения, юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами.
По мнению суда апелляционной инстанции, постановление Администрации Березовского городского округа N 668 от 30.06.2023 об утверждении схемы теплоснабжения, о запрете модернизации относится к актам, принятым в рамках организационно-распорядительных полномочий администрации Березовского городского округа, и не обладает существенными признаками характеризующими нормативный правовой акт, указанными в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", в частности, поскольку не устанавливает правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает правовую позицию, выраженную в пункте 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, в определении Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 21.07.2016 по делу N АПЛ16-248, в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2017 по делу N АКПИ17-515, от 14.09.2017 по делу N АКПИ17-820.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление не может быть рассмотрено в рамках главы 21 КАС РФ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
С учетом того, что ООО "Сибирская тепловая компания" является хозяйствующим субъектом, осуществляющим предпринимательскую и иную деятельность, заявленное требование подлежит рассмотрению и разрешению арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
При таких обстоятельствах определение Арбитражного суда Кемеровской области от 03.08.2023 по делу N А27-14154/2023 подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Кемеровской области от 03.08.2023 по делу N А27-14154/2023 отменить и направить вопрос принятия к рассмотрению заявления общества с ограниченной ответственностью "Сибирская тепловая компания", г. Березовский, Кемеровская область - Кузбасс к Администрации Березовского городского округа, г. Березовский о признании недействительным постановления N668 от 30.06.2023 об утверждении схемы теплоснабжения, о запрете модернизации в Арбитражный суд Кемеровской области.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-14154/2023
Истец: ООО "Сибирская тепловая компания"
Ответчик: Администрация города Березовского
Третье лицо: ОАО "Северо-Кузбасская энергетическая компания", Прокуратура города Березовский
Хронология рассмотрения дела:
11.09.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7107/2023