город Самара |
|
11 сентября 2023 г. |
Дело N А55-3406/2023 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Лихоманенко О.А., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Богдановой Д.В.,
с участием:
от заявителя - Руденко С.А., доверенность от 01 марта 2022 года,
от администрации - Володина И.А., доверенность от 19 декабря 2022 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 июля 2023 года по делу N А55-3406/2023 (судья Матюхина Т.М.),
по заявлению Акционерного общества "Первая Башенная Компания" (ОГРН 1177746646197, ИНН 7707387700), г. Москва,
к Администрации городского округа Тольятти (ОГРН 1036301078054, ИНН 6320001741), город Тольятти Самарской области,
об оспаривании распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Первая Башенная Компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Администрации городского округа Тольятти (далее - администрация) о признании незаконным распоряжения от 15.11.2022 г. N 8715-р/5 об отказе обществу в выдаче разрешения на использование части земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитута с кадастровым номером 63:09:0000000:9393, с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, пересечение Южного шоссе и Рябинового бульвара, площадью 29 кв.м., для размещения антенно-мачтового сооружения; и обязании администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, путем выдачи разрешения на использование части земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитута с кадастровым номером 63:09:0000000:9393, с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, пересечение Южного шоссе и Рябинового бульвара, площадью 29 кв.м., для размещения антенно-мачтового сооружения, в течении 10 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
Решением суда от 04.07.2023 г. заявление общества удовлетворено полностью.
Администрация, не согласившись с указанным судебным актом, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать обществу в удовлетворении заявленного требования, о чем в судебном заседании просил и представитель администрации.
Представитель общества в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно распоряжения администрации от 15.11.2022 г. N 8715-р/5, рассмотрев заявление АО "Первая башенная компания" о выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым номером 63:09:0000000:9393, без предоставления земельного участка и установления сервитута, руководствуясь Порядком и условиями размещения объектов, виды которых определены постановлением Правительства РФ и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утв. постановлением Правительства Самарской области от 17.10.2018 г. N 595 (далее - Порядок), административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничены, без предоставления земельных участков и установления сервитута на территории г.о. Тольятти", утв. постановлением администрации г.о. Тольятти от 28.05.2019 г. N 1463-п/1 (далее - Административный регламент), руководствуясь Уставом г.о. Тольятти, отказано АО "Первая башенная компания" (ОГРН 1177746646197, ИНН 471401075917), в выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым номером 63:09:0000000:9393, без предоставления земельного участка и установления сервитута в отношении земельного участка по координатам, указанным в схеме расположения границ на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению о выдаче разрешения на использование земельного участка (15.11.2022 г. N 8715-р/5), для размещения сооружения связи, по основаниям, предусмотренным п.п. 3 п. 58 Порядка, а именно: заявителем представлены недостоверные сведения (на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0000000:9393, в отношении которого испрашивается разрешение на использование, размещено сооружение связи).
Не согласившись с распоряжением, общество оспорило его в судебном порядке.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленного обществом требования, исходя из следующего.
Общество ссылалось на постановление Администрации г.о. Тольятти Самарской области от 28.05.2019 г. N 1463-п/1, которым утвержден Административный регламент, в соответствии с которым, необходимо предоставить пакет документов для получения разрешения на использование земельного участка.
Основанием для отказа от 15.11.2022 г. в выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым номером 63:09:0000000:9393, без предоставления земельного участка и установления сервитута, послужил п.п. "з" п. 58 Порядка, а именно: Решение об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в случае, если заявителем представлены недостоверные сведения.
Как указывала в своем отказе администрация на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0000000:9393, в отношении которого испрашивается разрешение на использование, размещено сооружение связи.
Однако, тот факт, что Антенно-мачтовое сооружение, принадлежащее обществу фактически размещено в данном месте с июня 2006 г., и заявитель не оспаривает, что все его действия направлены именно на оформление земельного участка под спорным сооружением связи, путем принятия решения органом местного самоуправления об использовании части земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, как это было разъяснено ответом Администрации от 10.04.2020 г. N гр-2425/5.2.
Обществом представлены администрации достоверные сведения, относительно спорного земельного участка, в чем конкретно выражается недостоверность, в оспариваемом отказе не указано.
В обоснование возражений администрация, ссылаясь на ст. 39.36 ЗК РФ, Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утв. постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 г. N 1300, п. 4.5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ Порядок и условия размещения объектов, виды которых определены постановлением Правительства РФ и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утв. постановлением Правительства Самарской области от 17.10.2018 г. N 595, Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута на территории г.о. Тольятти" утв. постановлением администрации г.о. Тольятти от 28.05.2019 г. N 1463-п/1, считает законным принятое оспариваемое распоряжение по основанию, предусмотренному п.п. 3 п. 2.12.2 Административного регламента, а именно: предоставление заявителем неполного комплекта документов, предусмотренных п. 2.8 Административного регламента - отсутствует схема границ предполагаемых к использованию земель (заявителем предоставлена схема расположения границ на кадастровом плане территории, не предусмотренная Порядком и Административным регламентом).
Администрация также указывала на то, что основанием принятия обжалуемого решения послужило то обстоятельство, что на земельном участке размещено сооружение связи, а действующим законодательством не предусмотрена возможность получения разрешения на использование земель для размещения объекта, который уже фактически находится на испрашиваемой территории, то есть размещен самовольно без прохождения процедуры согласования с органом местного самоуправления и выяснения наличия оснований для его размещения.
В связи с этим, администрация полагает, что решение администрации г.о. Тольятти, принятое в соответствии с распоряжением заместителя главы г.о. Тольятти от 04.02.2022 г. N 669-р/5, является законным и основанным на нормах и положениях действующих нормативных правовых актов, регулирующих предоставление муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земель или земельных участков.
Однако, доводы заявителя суд обоснованно посчитал обоснованными, а доводы администрации отклонил на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ и п. 6 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
На основании ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 настоящего Кодекса.
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, перечислены в п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ.
Статьей 39.33 ЗК РФ установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В силу п.п. 6 п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством РФ.
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в п. 1 и 2 ст. 39.36 ЗК РФ), устанавливаются Правительством РФ. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта РФ (п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 г. N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в соответствии с п. 11 которого к числу таких объектов относятся линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Перечень случаев, когда разрешение на строительство не требуется, установлен в п. 17 ст. 51 ГрК РФ, согласно п.п. 4.5 которого разрешение на строительство не требуется, в том числе в случаях, размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 м., предназначенных для размещения средств связи.
Согласно приведенным в письме Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 18.03.2016 г. N Д23и-1239 разъяснениям размещение антенно-мачтовых сооружений связи допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.
В примечании N 2 к Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утв. приказом Росреестра от 10.11.2020 г. N П/0412, также установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в Классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию в том числе антенно-мачтовых сооружений, если федеральным законом не установлено иное.
Федеральным законом иные правила по сравнению с Примечанием 2 к данному приказу не установлены, что означает допустимость размещения антенно-мачтовых сооружений связи на земельных участках с любыми видами разрешенного использования, перечисленными в классификаторе.
Аналогичный подход подтверждается правовой позицией ВС РФ, изложенной в постановлениях от 12.05.2017 г. N 31-АД17-5, от 29.06.2018 г. N 41-АД18-14, от 21.02.2018 г. N 41-АД18-5, и в определении от 14.06.2018 г. N 127-КГ18-13.
Постановлением Правительства Самарской области от 17.10.2018 г. N 595 утверждено "Положение о порядке и условиях размещения объектов, определены постановлением Правительства РФ которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Порядок N 595).
Согласно п.п. 12 п. 5 порядка N 595 без проведения аукциона и взимания платы размещаются линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В п. 55 Порядка N 595 содержится перечень документов, необходимых к предоставлению в уполномоченный орган в целях размещения (без проведения аукциона и без взимания платы) объектов.
В соответствии с п. 2.8 Административного регламента для получения муниципальной услуги заявитель самостоятельно представляет в органы администрации г.о. Тольятти, уполномоченные на прием заявлений (канцелярия администрации, общественная приемная), департамент градостроительной деятельности или в МАУ "МФЦ" перечисленные в этом пункте документы.
Пунктом 58 Порядка N 595 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения.
С учетом предоставленных документов, суд обоснованно отклонил довод администрации о том, что заявителем были предоставлены недостоверные сведения, а о нахождении линии связи администрации было известно ранее, что отражено в решении суда по делу N А55-7811/2022.
С учетом изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела, а также вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу о несоответствии закону распоряжения администрации об отказе в выдаче обществу разрешения на размещение от 15.11.2022 г. N 8715-р/5 и удовлетворил заявление общества.
Судебные расходы судом распределены в соответствии со ст. 110 АПК РФ, и правильно отнесены на администрацию.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 июля 2023 года по делу N А55-3406/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3406/2023
Истец: АО "Первая Башенная компания"
Ответчик: Администрация городского округа Тольятти