г. Саратов |
|
12 сентября 2023 г. |
Дело N А57-8234/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Пузиной Е.В.,
судей Акимовой М.А., Землянниковой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2 апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Шарифова Джамалу Моллы Оглы
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 июня 2023 года по делу N А57-8234/2023
по заявлению индивидуального предпринимателя Шарифова Джамалу Моллы Оглы (ОГРНИП 309644909800028, ИНН 644924887231)
заинтересованное лицо: Администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области (413100, Саратовская обл., г. Энгельс, пл. Ленина, д.30, ОГРН 1026401988183, ИНН 6449013567)
о признании незаконным бездействия, об обязании,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился индивидуальный предприниматель Шарифов Джамал Моллы Оглы (далее - ИП Шарифов Д.М.о., заявитель, предприниматель) с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - Администрация) по не предоставлению индивидуальному предпринимателю Шарифову Джамалу Молла Оглы компенсационного места для размещения нестационарного объекта, взамен исключенного из Схемы размещения нестационарного торгового объекта, с адресным обозначением: г.Энгельс, ул.Тельмана - ул.Полтавская, район магазина "Гроздь", 30 метров от границ НТО до входа в магазин, равноценное по местоположению, трафику и прочим характеристикам; об обязании администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области со дня вступления решения в законную силу предоставить индивидуальному предпринимателю Шарифову Джамалу Молла Оглы компенсационное место для размещения нестационарного объекта, равноценное по местоположению, трафику и прочим характеристикам, взамен исключенного из Схемы размещения нестационарного торгового объекта, с адресным обозначением: г. Энгельс, ул.Тельмана - ул.Полтавская, район магазина "Гроздь", 30 метров от границ НТО до входа в магазин; об обязании администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области со дня вступления решения в законную силу при невозможности предоставления компенсационного места взамен исключенного из Схемы размещения нестационарного торгового объекта, с адресным обозначением: г. Энгельс, ул. Тельмана - ул. Полтавская, район магазина "Гроздь", 30 метров от границ НТО до входа в магазин, равноценное по местоположению, трафику и прочим характеристикам, добавить в Схему размещения нестационарных торговых объектов данное адресное обозначение и выдать индивидуальному предпринимателю Шарифову Джамалу Молла Оглы разрешение на размещение нестационарного торгового объекта с заключением соответствующего договора.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22 июня 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Шарифов Д.М.о. не согласился с принятым судебным актом и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Администрация отказала предпринимателю в предоставлении компенсационного места по надуманным основаниям, МУП "Энгельс-Водоканал" не возражает против нахождения на спорном месте НТО. ИП Шарифов Д.М.о. указывает также, что узнал о нарушении своих прав только 28.02.2023 после отказа Администрации в предоставлении компенсационного места, соответственно, срок подачи заявления в суд не пропущен.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в порядке статей 121-123, 186 АПК РФ.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 07 июня 2019 года ИП Шарифову Д.М.о. выдано разрешение на размещение нестационарного торгового объекта - павильона по реализации овощей, фруктов с местом размещения: г. Энгельс, ул. Тельмана - ул. Полтавская, район магазина "Гроздь", сроком действия с 07.06.2019 по 01.06.2020 (т.1 л.д.13).
В соответствии с решением Энгельсского городского Совета депутатов от 23.06.2020 N 178/37-02 "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области" хозяйствующие субъекты, имеющие разрешения на размещение нестационарного торгового объекта в местах, предусмотренных Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - схема), утвержденной постановлением от 15.05.2018 года N 2198 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области", после введения на территории Энгельсского муниципального района режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (после 20 марта 2020 года) имели право продолжать осуществление деятельности до 01.10.2021.
Таким образом, ИП Шарифов Д. М. продолжал осуществление деятельности, предусмотренной ранее выданным разрешением, до 01.10.2021 без оформления нового разрешения.
30 сентября 2021 года в администрацию Энгельсского муниципального района поступило заявление ИП Шарифова Д.М.о. о заключении договора и выдаче разрешения на размещение нестационарного торгового объекта с местом размещения: г. Энгельс, ул. Тельмана - ул. Полтавская, район магазина "Гроздь" (т.1 л.д.15).
Письмом Администрации от 11.10.2021 исх. N 1693/05-01-03 (т.1 л.д.16) заявителю отказано в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта, поскольку указанное место размещения нестационарного торгового объекта постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 01.10.2021 года N 3610 "О внесении изменений в постановление администрации Энгельсского муниципального района от 15.05.2018 N 2198 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области" (далее по тексту - Схема) исключено из Схемы по следующему основанию:
- в отношении земель (земельного участка), в пределах территории которых (которого) был размещен нестационарный торговый объект, установлены ограничения в использовании, препятствующие размещению нестационарного торгового объекта, предлагаемого к включению в Схему размещения нестационарных торговых объектов (в соответствии с п. 2.4.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 место размещения нестационарного торгового объекта находится в границах санитарно-защитной зоны водопроводных сетей).
12.10.2021 Шарифову Д.М. вручено уведомление от 07.10.2021 N 1615/05-01-03 о необходимости освобождения земельного участка в течение 14 дней (т.1 л.д.30-31).
14.02.2023 предприниматель обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении компенсационного места для размещения НТО (т.1 л.д.46).
Письмом Администрации от 28.02.2023 исх. N 14-503 ИП Шарифову Д.М.о. отказано в предоставлении компенсационного места для размещения нестационарного торгового объекта (т.1 л.д.44-45).
Полагая, что бездействие администрации Энгельсского муниципального района, выразившееся в не предоставлении компенсационного места для размещения стационарного торгового объекта, является незаконным, нарушает права и законные интересы предпринимателя, ИП Шарифов Д.М.о. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из отсутствия оснований для удовлетворения требований, поскольку бездействие Администрации Энгельсского муниципального района отсутствует, права заявителя не нарушены. Кроме того, судом установлен пропуск предпринимателем срока для обращения в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В силу с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом отсутствие одного из указанных условий является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" регулируются особенности размещения нестационарных торговых объектов.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
На территории Саратовской области действует Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утверждённый Приказом Минэкономразвития Саратовской области от 18.10.2016 N 2424.
Данный Порядок N 2424 предусматривает, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования сроком на 5 лет.
Утверждение и внесение изменений в схему осуществляется посредством принятия муниципального нормативного правового акта (пункты 2 и 3 Порядка N 2424).
Постановлением Правительства Саратовской области от 24.06.2021 N 482-П утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Саратовской области, которое определяет порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Саратовской области и направлено на формирование единых требований к размещению нестационарных торговых объектов на территории Саратовской области.
Согласно пункту 7 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Саратовской области в случае исключения нестационарного торгового объекта из схемы по инициативе органов местного самоуправления в период действия договора на размещение нестационарного торгового объекта или иного разрешительного документа на размещение нестационарного торгового объекта хозяйствующему субъекту предоставляется по его заявлению свободное компенсационное место размещения нестационарного торгового объекта из предусмотренных схемой. При отсутствии свободного места, предусмотренного схемой, органом местного самоуправления, уполномоченным на разработку и утверждение схемы, инициируются и утверждаются в установленном порядке изменения в схему, предусматривающие включение в нее места размещения нестационарного торгового объекта, в целях его предоставления как свободного компенсационного.
Таким образом, для применения нормы о компенсационном предоставлении места размещения нестационарного объекта, необходимо наличие совокупности двух условий: 1) исключение торгового объекта из Схемы в период действия разрешительного документа на размещение нестационарного объекта; 2) заявление о предоставлении компенсационного места из предусмотренных Схемой.
Как следует из материалов дела, ИП Шарифов Д.М.о. обратился в Администрацию Энгельсского муниципального района с заявлением от 14 февраля 2023 г. о предоставлении компенсационного места для размещения нестационарного торгового объекта.
Письмом Администрации от 28.02.2023 исх. N 14-503 ИП Шарифову Д.М.о. отказано в предоставлении компенсационного места для размещения нестационарного торгового объекта, поскольку исключение торгового объекта из Схемы осуществлено после окончания срока действия разрешения на размещение нестационарного торгового объекта, выданного ИП Шарифову Д.М.о. (постановление N 3610 от 01.10.2021), в связи с чем, отсутствует предусмотренная законом необходимая совокупность условий, при наличии которых, возможно предоставление ИП Шарифову Д.Ж.о. компенсационного места размещения нестационарного объекта.
Учитывая данные обстоятельства, Администрации в письме от 28.02.2023 отказала ИП Шарифову Д.М.о. в предоставлении компенсационного места размещения нестационарного торгового объекта.
Таким образом, как верно указал суд, обращение заявителя от 14.02.2023 рассмотрено Администрацией, по итогам рассмотрения принят отказ от 28.02.2023 N Ш-503, в связи с чем, незаконного бездействия Администрацией не допущено.
При этом, отказ Администрации от 28.02.2023 N Ш-503 предпринимателем не оспорен.
В данном случае судом правомерно учтены выводы, изложенные Арбитражным судом Поволжского округа в постановлении от 14.04.2023 по делу N А57-15408/2022, которым оставлены без изменения решение Арбитражного суда Саратовской области от 02.11.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 об удовлетворении исковых требований Администрации об обязании ИП Шарифова Д.М.о. освободить самовольно занятый земельный участок площадью 10 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, с адресным ориентиром: г. Энгельс, ул. Тельмана пересечение с ул. Полтавской, (магазин "Гроздь"), 30 м от границ нестационарного торгового объекта до входа в помещение магазина, путем демонтажа НТО - торгового павильона.
В ходе рассмотрения указанного дела в суде кассационной инстанции предпринимателем заявлен довод о том, что в случае исключения НТО из схемы размещения, уполномоченный орган в соответствии с Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Саратовской области, утв. Постановлением Правительства Саратовской области от 24.06.2021 N 482-П, обязан был предоставить хозяйствующему субъекту компенсационное место из предусмотренных схемой.
Судом кассационной инстанции указано следующее.
В соответствии с названным Положением N 482-П предоставление хозяйствующему субъекту компенсационного места размещения возможно только в случае исключения НТО их схемы по инициативе органов местного самоуправления в период действия договора (иного разрешительного документа) на размещение НТО по заявлению такого хозяйствующего субъекта. В рассматриваемом случае место размещения НТО, принадлежащего предпринимателю, исключено из схемы постановлением администрации от 01.10.2021 N 3610, то есть после истечения срока действия разрешения на размещение НТО (в т.ч. с учетом продления на основании решения Энгельсского городского Совета депутатов от 23.06.2020 года N 178/37-02). Исключение места размещения НТО из схемы не оспорено, с заявлением о внесении изменений в схему путем включения в нее места размещения спорного НТО предприниматель не обращался. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2023 в передаче кассационной жалобы ИП Шарифова Джамала Молла оглы на судебные акты по делу N А57-15408/2022 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, место размещения нестационарного торгового объекта - павильона по адресу: г.Энгельс, ул. Тельмана - ул. Полтавская, район магазина "Гроздь", 30 метров от границ НТО до входа в магазин, было предусмотрено схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Энгельсского муниципального района Саратовской области, утвержденной постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 11.03.2015 N 2140.
Постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 15.05.2018 N 2198 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района сроком на 5 лет. В указанной схеме предусмотрена позиция 658 размещения торгового павильона по адресу: г.Энгельс, ул. Тельмана - ул. Полтавская, район магазина "Гроздь", 30 метров от границ НТО до входа в магазин.
Постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 08.07.2020 внесены изменения в постановление от 15.05.2018: Схема изложена в новой редакции, в результате чего позиция места размещения НТО, используемого ИП Шарифовым Д.М.о. изменилась с N 658 на N 567 с тем же адресом.
Постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 20.02.2021 N 614 Схема вновь изложена в новой редакции, в результате чего позиция места размещения НТО, используемого ИП Шарифовым Д.М.о., изменилась с N 567 на N 564 с тем же адресом.
Постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 31.12.2019 N 5890 утвержден Временный порядок включения нестационарных торговых объектов в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района (исключения из нее).
Пунктом 1.11 Временного порядка обусловлена возможность исключения нестационарного торгового объекта из Схемы размещения нестационарных торговых объектов в случае установления ограничения использования земельного участка, предусмотренного Схемой размещения нестационарных торговых объектов, препятствующего размещению на нем нестационарного торгового объекта.
Место размещения нестационарного торгового объекта, обозначенное в Схеме на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области позицией под номером 564 с адресом: г. Энгельс, ул. Тельмана - ул. Полтавская, район магазина "Гроздь", 30 метров от границ НТО до входа в магазин, было исключено из Схемы на основании постановления администрации Энгельсского муниципального района от 01.10.2021 г. N 3610.
Основанием для издания указанного постановления послужило решение комиссии по вопросам потребительского рынка на территории поселений, входящих в состав Энгельсского муниципального района, отраженное в протоколе заседания комиссии от 30.09.2021 N 11 (т.1 л.д.25-27), в связи с поступлением от МУП "Энгельс-Водоканал" информации по обращению о наличии инженерных систем водоснабжения и водоотведения (письмо от 30.09.2021 N 2923), согласно которому, НТО предпринимателя располагался в санитарно-защитной зоне инженерных сетей, что противоречит требованиям СанПин 2.1.4.1110-02.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1).
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 225-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" реализация этого права органом местного самоуправления должна основываться на вытекающем из Конституции РФ требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой.
Осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования.
Статья 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ не может рассматриваться как исключающая необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения НТО баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства.
Как верно указал суд первой инстанции, из анализа законодательства следует, что исключение места размещения нестационарного объекта из Схемы является правом органов местного самоуправления, реализуемого в интересах местного населения, его безопасности, права на благоприятную окружающую среду, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и соблюдения нормативов минимальной обеспеченности населения торговыми объектами.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 201 АПК РФ, в рассматриваемом случае судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
Между тем, ИП Шарифов Д.Ж.о. не лишен возможности обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ему места размещения нестационарного торгового объекта из предусмотренных схемой.
Суд первой инстанции также пришёл к выводу о пропуске заявителем срока на обращение в суд.
При этом, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что такие акты, решения, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Срок обращения в суд по делам, рассматриваемым по правилам главы 24 АПК РФ, начинает исчисляться со дня, следующего за днем, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Из пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" следует, что в случае пропуска указанного срока без уважительной причины суд отказывает в удовлетворении заявления без исследования фактических обстоятельств по делу.
Из заявления ИП Шарифова Д.М.о. следует, что Администрация Энгельсского муниципального района бездействует в вопросе не предоставления предпринимателю компенсационного места для размещения нестационарного торгового объекта взамен исключенного из схемы размещения нестационарный торговый объект с адресным обозначением: г. Энгельс, ул. Тельмана-ул. Полтавская, район магазина "Гроздь".
Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что ИП Шарифову Д.М.о. стало известно о нарушении его прав с момента получения (им лично) ответа администрации Энгельсского муниципального района от 11.10.2021 котором Шарифову Д.М.о. было отказано в заключении договора и выдаче разрешения на размещение нестационарного объекта, в связи с исключением указанного места из Схемы.
Учитывая, что с рассматриваемыми требованиями предприниматель обратился в суд 03.04.2023, суд посчитал, что установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ трёхмесячный срок на обращение в суд заявителем пропущен.
Обжалуя решение суда, ИП Шарифов Д.М.о. указывает, что узнал о нарушении своих прав только 28.02.2023 после отказа Администрации в предоставлении компенсационного места, соответственно, срок подачи заявления не пропущен.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным доводом апелляционной жалобы, поскольку обращаясь 30.09.2021 в администрацию Энгельсского муниципального района, ИП Шарифов Д.М.о. просил заключить с ним договор и выдать разрешение на размещение нестационарного торгового объекта с местом размещения: г. Энгельс, ул. Тельмана - ул. Полтавская, район магазина "Гроздь" (т.1 л.д.15).
С заявлением о предоставлении компенсационного места размещения нестационарного торгового объекта заявитель обратился 14.02.2023, соответственно, о нарушении своих прав ИП Шарифову Д.М.о. стало известно из отказа Администрации от 28.02.2023.
Таким образом, срок подачи заявления предпринимателем не пропущен.
Иные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к несогласию с выводами суда первой инстанции, к повторению утверждений исследованных и правомерно отклонённых арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Как следует из смысла статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов.
Исключение из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Балаково спорного места размещения нестационарного торгового объектов не является произвольным, а обосновано несоответствием указанного места размещения НТО требованиям действующего законодательства.
Ссылка предпринимателя на письмо МУП "Энгельс-Водоканал" от 08.11.2022 N 4003 (т.1.л.д.47), в котором МУП "Энгельс-Водоканал" не возражает против нахождения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Энгельс, ул. Тельмана - ул. Полтавская, район магазина "Гроздь", на законность судебного акта не влияет, поскольку законность исключения из Схемы места размещения спорного нестационарного торгового объекта, не является предметом рассматриваемого спора.
При указанных обстоятельствах, судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены или изменения принятого судебного акта.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 03 июля 2023 года по делу N А57-8234/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-8234/2023
Истец: ИП Шарифов Джамал Молла Оглы
Ответчик: Администрация Энгельсского МР СО, Администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области