г. Москва |
|
11 сентября 2023 г. |
Дело N А40-17814/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.М. Мухина,
судей: |
Г.М. Никифоровой, Л.Г. Яковлевой |
при ведении протокола |
помощником судьи А.О. Казнаевым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу ОСФР по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.06.2023 по делу N А40- 17814/2023
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "Кондитерский комбинат "Озерский сувенир"
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Лебедев П.Б. по доверенности от 27.01.2023; |
от заинтересованного лица: |
Ромашков О.О. по доверенности от 02.01.2023; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 19.06.2023, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования общества с ограниченной ответственностью "Кондитерский комбинат "Озерский сувенир" (заявитель, Общество) о признании незаконным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (заинтересованное лицо, Фонд) о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения от 07.11.2022 N 50252280000807.
Не согласившись с принятым судом решением, Фонд обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт. В судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы в полном объеме, указал, что решение территориального органа является законным и обоснованным.
Представитель Общества в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, в адрес Фонда социального страхования Обществом 15.10.2021 был направлен реестр сведений в отношении работника Орловой Е.В. для выплаты пособия по временной нетрудоспособности по форме, установленной Приложением N 15 Приказа от 04.02.2021 N 26 (зарег. Минюстом России 21.04.2021 N 63203) Фонда социального страхования "Реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности" (далее - Реестр сведений).
В соответствии с порядком заполнения Реестра сведений, Обществом были заполнены все графы, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, в том числе в графе 32 (условия начисления пособий) указаны соответствующие коды, в графе 42 (иная информация, влияющая на право получения пособия или исчисления его размера) обозначена информация об ограничении выплаты
пособия по истечении 4-х месячного периода нетрудоспособности в связи с наличием у работника инвалидности.
По результатам выездной проверки Фондом было вынесено решение, согласно которому им были излишне понесены расходы в связи с назначением и выплатой застрахованному лицу Орловой Е.В. пособия по временной нетрудоспособности в размере 21 562,38 рублей: по данным проверки сумма пособия должна составлять 18 759,38 рублей, сумма НДФЛ 2 803 рублей, всего 21 562,38 рублей; на основании представленных Страхователем сведений сумма пособия составляет 37 518,76 рублей, сумма НДФЛ 5 606 рублей, всего 43 124,76 рублей.
Руководствуясь статьями 5, 183 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", статьями 26.19, 26.20 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" статьями 2, 3, 4.7, 9, 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", Арбитражный суд города Москвы признал недействительным оспариваемое решение Фонда и удовлетворил заявленное требование.
Согласно статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации за период временной нетрудоспособности работнику гарантирована выплата пособия по временной нетрудоспособности в порядке, предусмотренном федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию признаются, в том числе заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1.1 статьи 7 Федерального закона N 165-ФЗ).
Финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи (часть 1 статьи 3 Федерального закона N 255-ФЗ).
Судом установлено, что в описательной части Решения Фонда не было указано, какие именно сведения либо их непредставление повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности.
Кроме того, в Решении отсутствует расчет, из которого сложилась сумма излишне понесенных Фондом расходов в размере 21 562,38 руб.
Также Фондом была нарушена процедура вынесения Решения.
В соответствии с п. 1. ст. 4.7 федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение, в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Согласно п. 5 ст. 26.19 Закона N 125-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения акта проверки вправе представить в территориальный орган страховщика письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Как следует из п. 1-3 ст. 26.20 Закона N 125-ФЗ Акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа страховщика, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение десяти рабочих дней со дня истечения срока, указанного в п. 5 ст. 26.19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Руководитель (заместитель руководителя) территориального органа страховщика извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) территориального органа страховщика обязательным при рассмотрении таких материалов.
Акт проведенной проверки N 50252280000805 был передан Обществу 14.10.2022.
Возражения на указанный акт Общество передало Фонду в последний день срока, установленного п. 5. ст. 26.19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, а именно 07.11.2022 г.
При этом Фонд вынес обжалуемое Решение в тот же день - 07.11.2022, несмотря на то, что в соответствие с п. 1 ст. 26.20 Закона N 125-ФЗ рассмотрение материалов проверки должно было быть не ранее 08.11.2022 г.
При вынесении решения не были учтены возражения Общества.
Указание в Решении об участии в рассмотрении материалов проверки генерального директора ООО "КК "Озерский сувенир" Ходаковой Н.В., а также ссылка о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения материалов проверки уведомлением о вызове страхователя N 50252280000806 от 30.09.2022 не соответствует действительности:
- представитель Общества не участвовал в рассмотрении материалов проверки;
- Общество не получало и не могло получить указанное уведомление от 30.09.2022 г. ранее, чем был оформлен Акт проверки от 14.11.2022 г.
Указанные нарушения процедуры вынесения Решения являются существенными, что в свою очередь является отдельным основанием для его отмены.
Содержание апелляционной жалобы Фонда идентично его позиции, приведенной в отзыве на заявление Общества при рассмотрении спора в суде первой инстанции. Жалоба не содержит новых доводов и ссылок на доказательства, которые бы могли явиться основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, апелляционная жалоба Фонда удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты госпошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.06.2023 по делу N А40- 17814/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-17814/2023
Истец: ООО "КОНДИТЕРСКИЙ КОМБИНАТ "ОЗЕРСКИЙ СУВЕНИР"
Ответчик: Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области Филиал N10